Эссе
материал на тему

Эссе WS

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx49.22 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

  1. Любовь к родной стране начинается с любви к природе (Паустовский К.)

Природа всегда была в центре внимания Константина Георгиевича Паустовского. Какое бы произведение его мы ни раскрыли, везде его персонажей сопровождают ее образы. Паустовский много путешествовал и был влюблен в мир, который не успела затронуть городская цивилизация, где человек остается и сейчас гостем. Русская природа, особенно природа средней полосы России - родной страны писателя, к которой Паустовский испытывал особую любовь, у него живет своей тихой гармоничной, немного печальной жизнью, и эта жизнь находит сердечный отклик в его персонажах. Ей и ее взаимоотношениям с людьми посвящены повести «Мещорская сторона», «Повесть о лесах», рассказы «Во глубине России», «Клад» и др.

Родная природа — это то, что окружает нас с детства, тот пейзаж, к которому мы привыкли и то, что будет радовать нас, каждый раз по возвращению в родной уголок. Человек может путешествовать по всему миру, восторгаться невиданными красотами, удивляться экзотическим животным и растениям, привыкать к удивительным обычаям и складу жизни чужестранцев. Иногда может даже остаться жить в далеких краях. Но в самой глубине сердца, в самых укромных уголках памяти сохранит любовь к своему краю, к своей родной природе, любовь, которая не угаснет ни через год, ни через десять лет, никогда. Эта любовь подарена человеку в момент рождения, эта любовь подкреплена уверенностью, что родной край примет тебя в свои объятия, всегда, в любой момент.

Говорят, что родной край, место, где человек родился и провел свое детство, юность, не забудешь никогда. И если уедешь из него, то тебя будет всегда незримая сила тянуть назад, домой, к истокам, на Родину. У каждого человека своя Родина. У кого-то это теплое море, с желтыми песчаными пляжами, с жарким солнцем и виноградниками, кто-то родился в горах с отвесными скалами, а для иных, Родина — это заросшие холмы, густой лес с зелеными лужайками или, может быть, суровая тундра и холодные северные реки, быстро текущие прямо к Ледовитому океану.

Наш родной край отличается от любых других мест своей природой. Она неповторимая и единственная во всем мире. Она всегда неописуема и требует к себе отдельного внимания, бережного отношения. Родные, знакомые с детства места — это то, что вселяет в нас силы, восхищает нас своей красотой. Это то, что принадлежит тебе, это то, что всегда будет с тобой. Задача каждого человека — уважать свои родные края, свою родную природу, ухаживать за ней, беречь ее изо всех сил, сохранять и приумножать ее богатство.

Помните, что забота о природе своей родной страны — это, в первую очередь, забота о самом себе, потому что мы и есть часть этой природы. Она живая, наша родная земля, наши родные деревья, цветы и травы, их дыхание мы слышали в детстве, наше сердце и сейчас бьется в одном ритме с родной природой. Помните об этом всегда и проявите заботу о своей Родине при первой же возможности, любите и цените свой родной уголок, потому что именно здесь нам посчастливилось родиться.

Любовь к родной стране, действительно, начинается с любви к природе, потому что с самого детства природа окружает нас своей красотой, удивляет своей безграничностью и величием. А в замен мы стараемся ей отдать свою любовь и заботу.

  1. Любовь к родной стране начинается с любви к природе (Паустовский К.)

Так говорил знаменитый советский писатель Георгий Константинович Паустовский, известный своей пейзажной и лирической прозой.

Почему же Георгий Константинович связал любовь к стране с любовью к природе? На этот вопрос я и постаралась найти ответ.

Для начала, стоит понять, что же такое любовь к стране? Почему об этом чувстве говорят так много, считают его столь важным в жизни каждого человека? Я думаю, что любовь к стране это, в первую очередь, любовь к своей Родине, к тому месту, где вы родились и выросли, к вашим родителям, к людям, населяющим вашу страну, к окружающему вас миру, к природе. Без этих чувств человек не может быть патриотом, ведь патриотизм и есть любовь к своей стране, своей Родине. А чем же так важен патриотизм? На этот вопрос давно ответил знаменитый английский поэт-романтик Джордж Гордон Байрон, сказав: «Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может».

Я считаю, что патриотизм в наше время играет важную роль не только как качество личности взрослого человека, но и как качество, которое необходимо развивать у подрастающего поколения. Воспитав детей, испытывающих любовь и гордость за свою Родину, знающих историю своего государства, уважающих традиции не только своей, но и других наций, стремящихся защищать и оберегать свою страну и соблюдающих нравственные и правовые нормы, мы сможем создать светлое будущее для своей страны.

А что же такое любовь к природе? Почему об этом чувстве так часто говорят отдельно, не дополняя им любовь к стране, Родине или миру?

Конечно же, отвечая на этот вопрос, на ум сразу приходят известные всем и заученные детьми фразы: «не мусорить», «не загрязнять окружающую среду», «не срубать деревья, не срывать цветы», «не обижать животных». Но почему это так важно? Думаю, на этот вопрос сможет ответить даже маленький ребёнок – уничтожая природу, мы уничтожаем наше будущее. Если загрязнять окружающую среду, срубать деревья, уничтожать популяции животных, то вскоре привычный для на мир исчезнет; не будет свежего воздуха, чистых водоёмов, прекрасных животных – не будет ничего. Задумавшись о последствиях, хочется задать несколько вопросов: «А так ли сложно убрать за собой мусор?», «А так ли затруднительно, сдавать макулатуру, спасающие деревья от вырубания?», «А так ли трудно быть человеком?». Не сложно. Я считаю, не должно быть сложностей в таких

элементарных вещах, как соблюдение давно установленных в обществе норм и правил.

Любовь к природе может проявляться не только в её защите и спасении, но и в творчестве. Сколько написано картин, отображающих красоту природы, сколько стихотворений описывают её великолепие, сколько рассказов погружают нас в то, что скрыто обычно от глаз человека, но постоянно происходит в природе? Бесчисленное множество. И именно те писатели, художники и поэты, что писали о природе и восторгались ею, подлинно знают, что такое любовь. Они понимают, что ту красоту, которую они изобразили, нельзя уничтожать, её необходимо сохранить. Конечно, с помощью картин мы сможем увидеть великолепные пейзажи, с помощью стихотворений и рассказов – представить всё то, что хотели передать писатели, но это не сравниться с тем, чтобы увидеть это всё своими глазами.

Не удивительно, что один из представителей писателей-пейзажистов, Георгий Константинович Паустовский, в рассказах которого так живо и ярко передаётся природа, связал любовь к стране и любовь к природе.

Я думаю, что с его изречением сложно не согласиться, ведь тот, кто защищает, охраняет природу своей страны, умеет её любить и восхищаться ею, уже, хоть немного, но любит свою родную страну. Тот, кто умеет ценить и оберегать свою Родину не только от иноземных захватчиков, но и от других людей, живущих на территории страны и не принимающих элементарных правил защиты природы от загрязнений, уже в праве называться патриотом.

Однако остаётся вопрос: «Почему же именно с любви к природе начинается любовь к родной стране?».

Конечно, нельзя сказать, что любовь к природе – это первая наша любовь. Нет. Первой и главной любовью является любовь к родителям. Их мы любим несмотря ни на что, с самых первых дней нашей жизни и до конца своих дней. Нас не учат любви к ним, и их любовь ничего не требует взамен, как и любовь к природе. Такие чувства просят лишь одного – не вредить. Потому ребёнку так легко любить природу, ведь любовь к ней похожа на любовь к родителям: она тоже даёт нам больше, чем мы ей, ею восторгаются, она не просит ничего ей отдавать. «Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, в сколь малых вещах она нуждается»,- так говорил Цицерон Марк Туллий, древнеримский политик и философ. Уже в то время люди прекрасно понимали, насколько природа не требовательна и беззащитна, хоть и отдаёт человечеству так много, взамен прося лишь не уничтожать и оберегать её.

Я считаю, что тот, кто полюбил природу и сердцем, и душой, уже встал на путь любви к своей родной стране, к становлению патриотом.

1. «Любовь к родной природе – один из важнейших признаков любви к своей стране» - писал К. Паустовский.

Формирование чувств к Родине и воспитание любви к родной природе как её части - одна из важных задач школьного курса литературы. Природа вызывает сильные эстетические и патриотические чувства в душе художника слова. И это определяет лирический пафос произведений, который мы доносим до учеников.

Без всяких сомнений, каждый учитель понимает, что экологическое воспитание на уроках литературы - это составная часть нравственного и эстетического воспитания.

Духовная, эмоциональная неразвитость, наряду с экологической необразованностью является одной из причин равнодушного и варварского отношения к природе.

В программе по литературе главенствующее место занимают произведения, чей художественный мир связан с тем, что вечно в нашем понимании жизни: с родной землёй, человеком на ней, с родиной, природой, народом, духовной памятью, преемственностью и традициями-иными словами, с духовностью как способностью человека к осмыслению жизни во всех её проявлениях, к самопознанию, без чего нет любовного бережного отношения к природе. Тем не менее, в практике нашей работы нередко недостаточное внимание к проблемам связи человека с миром природы, «с братьями нашими меньшими». Эти проблемы были и остаются для писателей многих поколений актуальнейшими проблемами времени.

Литература отражает и формирует взгляд на природу, прежде всего как чудесную и возвышающую организованность, как на общечеловеческую ценность. Богатый мир природы, её гармония, красота раскрываются в произведениях П. Бажова, И.Тургенева, Ф.Тютчева, К.Паустовского, В.Астафьева и многих других писателей, чьё творчество изучается в школе.

Литература в своём движении во времени всё более и более усиливает свою тревогу о судьбе человека и о судьбе Земли, на которой мы живём. Художники слова помогают подвести учащихся к осознанию того, с чем это связано, вызвать озабоченность и тревогу за состояние природы. Если в творчестве писателей 19 века мы видим не нарушаемую гармонию человека и природы, выступающих как единое целое, то уже в творчестве Пришвина появляются тревожные ноты, они усиливаются в произведениях Солоухина, призывающего не к иждивенчеству, а к сотрудничеству с природой, и доходит до обостренной звенящей высоты в «Царь-рыбе» В.Астафьева, в потрясающем произведении Ч.Айтматова «Плаха», главная мысль которых в том, что гибель природы из-за вмешательства человека ведёт к гибели самого человек; человек, который губит природу, губит, прежде всего, себя.

Художественный образ мира, созданный в литературе, воспроизводит такие отношения, когда человек и природа как бы смотрят друг на друга, раскрывают свой сокровенный смысл в диалоге. Природа в художественном произведении помогает лучше понять душевное состояние, внутренний мир

героя. Достаточно вспомнить сейчас произведения Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Толстого, Шолохова и многих других.

Рисуя различные отношения человека и природы, художественные произведения позволяют ученику выявить и характер своих отношений с миром, осознать, что отношение человека к природе раскрывает его нравственную, социальную сущность.

В литературе образ Родины непременно связан с образом родной земли. У каждого народа свой тип сознания, свои поэтические воззрения на природу. Эти образы формируют душу каждого народа.

Нельзя любить Родину, не живя одной душой с жизнью любимой березки. Нельзя любить весь мир, не имея родины. То, что мы порой принимаем за чистую лирику природы, пейзажные зарисовки оказывается особым проявлением гражданственности, патриотизма, без которых невозможно бережное отношение к природе, активность человека в её защите, сохранение и приумножение её богатств.

  1. Создаёт природа человека, но развивает и образует его общество (Белинский Виссарион Григорьевич)

Любой человек сотворен природой, это наша сущность, это наше начало. У каждого из нас есть все, что необходимо для жизни. Каждая клеточка нашего тела работает не зря, она – частичка в сложном механизме, который поддерживает нашу жизнь в равновесии. В начале своего пути люди одинаковые. Природа дает нам уникальные безусловные рефлексы, которые схожи у всех. Главными являются желания: есть, пить, потребность в защите. Мы рождаемся с ними, с базой навыков, которая присуща только человеку. Но от других новорожденных мы ни капельки не отличаемся.

Рождение человека – это чудо природы, это её таинство. Но появление ребёнка на свет вовсе не является гарантией того, что он будет развиваться и образовываться сам собой. Ему нужны учителя, помощники, наставники. А ими могут являться – родители, окружающий мир, друзья, учителя школы и воспитатели детского сада. Это тоже своеобразное общество, это наш социум со своей мудростью и жизненным опытом.

Человек должен развиваться каждый день, каждую минуту, каждую секунду. Это – прогресс. Человек изучает новые области науки, мира, ищет себе новые интересны, общается с людьми, заводит новые знакомства, старается развиваться. Ему важно меняться в лучшую сторону, важно прогрессировать, соревноваться с самим собой, другими людьми, становиться лучше.

Не воспитываясь мы в обществе, были бы лишь существами с животными инстинктами. Вспомнить, например, Маугли – ребенок, который по сложившимся обстоятельствам не обладал социальными навыками, т. к. был вскормлен и воспитан не в обществе людей. Но мы другие, с рождения нас окружают родители, родственники, друзья, знакомые – они закладывают в нас основы поведения. Они становятся нашей совестью, потом мы и сами начинаем понимать, как устроен мир, как общество реагирует на те или иные поступки.

Общаясь с другими людьми, мы становимся ячейкой общества. Человек создан так, что не сможет без общения. Окружающий социум говорит нам, что нужно развивать свои способности, навыки и умения, без этого можно потерять индивидуальность, слиться с толпой, . Без общества и его морали человек остается животным, который выживает. Любой развитый человек хочет познавать что-то новое, самореализовываться. И лишь немногие хотят созидать мир, узнав о нем уже очень многое.

Таким образом, основой человека является природа, но уникальными чертами нас наделает общество. Наш характер и мировоззрение формируются в результате реакций на те или иные события. Наша индивидуальность становится стержнем, который делает нас уникальным.

2. Я согласна с мнением: «Создает человека природа, но развивает и образует его общество», В. Г. Белинского. Действительно, человек как существо создан природой, а его сознание и мышление формируется в обществе. Общество помогает человеку учиться и выбирать свой жизненный путь. Проблема в том, что вся дальнейшая жизнь человека, его жизненный путь, зависят от того общества, где он развивался и учился. Если человек попадет в другое общество, с другими порядками и обычаями, ему может быть сложно там находиться, его могут не правильно понять и не принять. Смыслом высказывания является то, что природа создала человека только как вид, а в обществе человек приобретает качества, способствующие становлению его личности. В истории были такие случаи, когда без общения с людьми человек сходил с ума, а не имея возможности проявлять свои интеллектуальные способности, он переставал быть личностью и жил как дикий зверь, удовлетворяя только биологические потребности. Например дети, которые уходили жить в собачью стаю, где учились звериным повадкам, или терялись в лесу и воспитывались у диких животных.

Им было очень сложно вернуться к человеческой жизни в обществе, а некоторым такое вообще не удавалось. Итак, можно сказать, что Белинский был прав, и это подтверждается множеством примеров из жизни людей.

  1. Создаёт природа человека, но развивает и образует его общество (Белинский В.)

Это изречение принадлежит известному русскому литературному критику Виссариону Григорьевичу Белинскому.

О чём же говорит это изречение? Что именно Виссарион Григорьевич пытался донести этой фразой? На эти вопросы я постаралась найти ответы.

Для начала, стоит сказать, что человек действительно создан природой, ведь ею в нас заложены безусловные рефлексы, инстинкты, навыки, о которых говорят: «Природой дано», внешние данные и особенности. Всё это человек не в праве выбрать, он не в праве отказаться от этого. Точно также, как он не может выбрать своих родителей, он не может выбрать и то, что будет в нём заложено природой. Однако всё то, что есть у нас с рождения может либо помочь нам в жизни, либо разрушить наши мечты. И зависит это всё лишь от нас: захотим мы развивать навыки, данные нам природой, приумножать их и совершенствовать, или будем пренебрегать этими дарами.

«Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо»,- говорил русский биолог Илья Ильич Мечников. Именно поэтому все те навыки, которые заложены в нас природой, нам необходимо развивать, совершенствовать, приобретать новые умения для роста над самим собой.

Также от того, что дано нам природой, от наших навыков, от внешних качеств, зависит и то, как к нам будут относится в обществе. Конечно, это не является предопределяющим фактором в отношении общества к человеку, но часто это играет не маловажную роль.

А что же такое общество?

Согласно толковому словарю Ожегова: «Общество – совокупность людей, объединённых исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности». То есть, обществом мы можем назвать как общество всей нашей страны, так и жителей города, района и даже улицы. Это огромное количество человек со своими мнениями, стремлениями, мыслями и желаниями, не похожие друг на друга ни внешними качествами, ни характерами. И как же всё общество может воздействовать на человека? Конечно же, не все члены общества имеют влияние на каждого конкретного человека, но есть те, чьи слова для нас будут важнее других. Это, в первую очередь, члены семьи.

Семья является базовой ячейкой общества; наши родители – первые члены общества, с которыми мы знакомимся, которые воспитывают нас, обучают, развивают и заботятся о нас. «Семья – это общество в миниатюре, от

целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»,- говорил Феликс Адлер.

И действительно, много человек несёт из семьи: те навыки и умения, которые он приобрёл в кругу семьи, он несёт в обществе; та манера поведения, которую привили ему в семье, будет с ним и при вхождении в общество; тот характер, воспитанный семьёй, он принесёт и в общество. Очень многое человек берёт из семьи, учась чему-то, наблюдая за своими родителями, копируя их или обучаясь чему-то, когда они это предлагают.

Таким образом, именно в семейном кругу появляется маленький, ещё неопытный член общества, который уже обладает манерой поведения, навыками и умениями, характером и целями. И именно такой человек чуть позже войдёт в большое общество.

Что же будет происходить с человеком в обществе?

Прежде стоит сказать, что под «обществом» мы не будем иметь в виду всех людей определённой страны или города. Под этим словом мы будем понимать членов общества, которые имеют влияние на человека, которые могут привнести что-то в его жизнь. Первыми такими людьми, после семьи, являются воспитатели в детском саду и учителя. Конечно, в это число также входят и семья, которая никуда не уходит из жизни человека, друзья и близкие знакомые.

Человек в обществе сможет совершенствовать и приумножать то, что уже получил от обучения, воспитания и развития в кругу семьи. Человек будет получать новые знания, учиться новым навыкам и умениям, улучшать и изменять свой характер и манеру поведения – всё это будет давать ему общество.

Как говорится: «Ты родился человеком, но Человеком должен стать», а для этого любому нужна помощь извне, которая будет выражаться не только в советах, но и в возможностях самосовершенствоваться, получать бесценный опыт, новые навыки и черты характера, становиться лучше, чем человек был до этого.

Поэтому, я считаю, что Белинский абсолютно прав в своём изречении. Всё, что заложено в нас природой, является ключом к двери, за которой скрыты все возможности нашей жизни. И уже на ранних этапах нашей жизни перед нами стоит серьёзный выбор: использовать ли этот ключ или же оставить дверь закрытой для себя навсегда. Но даже тогда, когда мы начинаем использовать заложенные в нас природой качества, совершенствуем их, мы всё равно можем сделать неверный выбор, забыть и перестать совершенствоваться. Именно для того, чтобы мы не остановились и не прекратили становиться лучше, существует общество, которое развивает и образует каждого человека.

3.Компьютер выполняет ваши команды, но не способен читать ваши мысли. (Дональд Нат)

Я считаю, что это высказывание полно отражает проблему вхождения различных технических средств в нашу жизнь, а особенно средств коммуникации, которые во многом заменили нам человеческое общение.

С появлением компьютеров наша жизнь стала проще. Достаточно пару раз нажать клавишу, чтобы решить уравнение, найти нужную информацию или просто отдохнуть, благодаря компьютеру люди могут совершать невероятные путешествия в разные места, делать покупки, не выходя из дома и рабочего стола. Это что-то вроде другого мира, иной реальности, где есть огромная библиотека для тех, кто любит читать книги, куча разнообразной музыки, множество разных игр. У компьютера очень много полезных нам функций.

Компьютеры проникли во все сферы деятельности человека. Применение компьютерных технологий облегчает процесс образования как самих учащихся, студентов, так и педагогов. Благодаря разнообразию программного и аппаратного обеспечения сегодня возможно использование всех потенциальных возможностей компьютерных технологий. Это позволяет хранить огромное количество информации, занимая при этом минимальное место. Также компьютерные технологии позволяют быстро эту информацию обрабатывать и держать ее в защищенном виде.

Компьютер сегодня является не только средством хранения информации, но и средством для общения. Компьютерные технологии оказывают положительных эффект в развитии детей при правильном их использовании. Замечено, что при грамотном подборе программ и игр у детей лучше развивается логическое мышление, улучшается координация глаз и рук. У ребенка развивается самоуверенность и чувство собственного достоинства, дети в большинстве случаев более сосредоточены по сравнению с детьми, которые не имеют опыта пользования компьютером.

С другой стороны неограниченный доступ к огромным объемам информации иногда приводит к чрезмерному использованию компьютера, в основном это интернет-зависимость, зависимость от общения в социальных сетях, которое приводит к чрезмерному сокращению общения в реальной жизни. А это наносит как психологический, так и физический вред. Люди, проводящие большое количество времени за компьютером, более раздражительны, вспыльчивы в обычном общении. В обычной жизни человек «соц. сети» мало общителен, с трудом может себя реализовать.

В использовании компьютера есть как свои плюсы, так и свои минусы. При грамотном использовании компьютерных технологий польза несоизмеримо больше, и мы это ощущаем с каждым днем все больше и больше. Но техника никогда не сможет заменить живого человека, искреннее общение, эмоции и чувства, а также никогда «не прочитает ваши мысли».

3.Компьютер выполняет ваши команды, но не способен читать ваши мысли. (Дональд Нат)

Современный мир очень сложно представить без различных гаджетов: мобильных устройств, планшетов, компьютеров – всё это есть почти в каждой семье, более того, большинство членов семьи, особенно дети, проводят за ними много свободного времени. К тому же, большинство юных пользователей персональных компьютеров куда более продвинуты, нежели их родители или бабушки с дедушками. Но так ли всё просто в отношении компьютеров? Мне кажется, что нет.

Несомненно, использование компьютера таит в себе определённую опасность для здоровья. Так, например, излишняя яркость, мерцание изображения и блики на стекле мониторов заставляют глаза излишне напрягаться, из-за чего появляется синдром "усталых и сухих глаз". Также длительное напряжение глазных мышц при работе на компьютере, а также частая смена изображений нередко приводит к переутомлению, головным болям и бессоннице. Не стоит забывать и о том, что за компьютером мы, и дети в том числе, работают в статичной, сидячей позе, из-за чего происходит неравномерное распределение нагрузки на мышцы спины и межпозвонковые диски, что может спровоцировать развитие сколиоза, а однообразные движения пальцами и кистями рук при работе на клавиатуре приводят к состоянию, известному как тоннельный синдром запястья. Помимо опасностей для здоровья, есть ряд и других «опасностей» для ребёнка, возникающих в процессе использования компьютера, например, появление у него сильной зависимости из-за чрезмерного использования интернета для общения и развлечений. Виртуальная жизнь понемногу замещает реальную, общение с близкими и друзьями интересует все меньше, а привычные ценности и стремления постепенно утрачивают смысл. Бесконтрольный доступ к компьютеру опасен и для детей: наличие в интернете большого количества неприемлемой для них информации может привести к серьезным последствиям – различным эмоциональным психическим отклонениям и т.д.

Как можно заметить, компьютеры несут колоссальный вред физическому и психическому здоровью ребёнка, но только в том случае, если он проводит за ним слишком много времени.

От чего же это зависит? От того, что некоторые люди не умеют пользоваться компьютером правильно.

Исследования, проводившиеся с 2011 по 2015 годы в 33 странах организацией экономического сотрудничества и развития, показали, что около 26% участников эксперимента не умеют пользоваться компьютерами. В то же время среднестатистический пользователь компьютера, который умеет выполнять задачи среднего уровня сложности, относится лишь к 35-40% опрошенным. Из этого исследования можно сделать вывод, что несмотря на прогрессивность нашего общества, далеко не многие люди умеют и могут пользоваться компьютером, который уже стал неотъемлемой частью нашей жизни.

Но что мы подразумеваем под умением использовать компьютер? Только ли поиск информации, набор текста и выполнение определённых, поставленных задач? Мне кажется, что это не полное определение. В него стоит также дополнить и умение грамотно рассчитывать время пребывания за компьютером, умение формировать посадку во время работы за ПК – то есть использование компьютера без вреда для своего здоровья.

Как уже было сказано, компьютеры несут колоссальный вред здоровью, но если ограничить взаимодействие с данной техникой, то пропадёт и опасность его здоровью. Как говорил великий древнегреческий врач Гиппократ: «Всё хорошо, что в меру». Потому не стоит воспринимать компьютер, как врага для ребёнка только лишь потому, что чрезмерное увлечение им сказывается на здоровье. При должном контроле времяпрепровождения ребёнка, компьютер может стать не только подспорьем в обучении школьника, но также и хорошим другом.

Также, например, считает и Л. Сидорчук, который в своей статье пытается выяснить, каково влияние компьютера на каждого из нас. Приводя интересные примеры, он пытается обсудить с читателями разные подходы к данному явлению. Однако автор и сам не находит однозначного ответа на свой вопрос, так как с одной стороны, компьютер – это неисчерпаемый источник знаний, наш верный друг и помощник во многих начинаниях, но с другой – это враг нашему здоровью, причем как физическому, так и психическому. Л. Сидорчук считает, что извлечь из компьютера максимальную пользу, сделать его своим другом и советчиком поможет лишь рациональное, разумное и правильное использование этого чуда современной техники.

Компьютер, хоть и не способен читать наши мысли, но может служить надежным хранилищем для документов, фотографий и любой необходимой информации; глобальная сеть позволяет быстро находить различные сведения, что очень удобно для учёбы, хобби и расширения кругозора младшего школьника; благодаря специальным программам можно оптимизировать и разнообразить учебный процесс школьников, привнести в него нечто новое; также в Интернете можно найти различные обучающие программы, задания, мультфильмы и многое другое, что позволит ребёнку развиваться в более нестаднартной обстановке.

Однако стоит помнить, что при работе с компьютером существуют определённые правила, соблюдая которые ребёнку будет не только комфортно, но также вред для его здоровья будет минимальным. Например, позволять ребёнку проводить за компьютером не более 40-45 минут в день, при этом внимательно следить за тем, как он работает за ним: расстояние от глаз до монитора должно быть 50-70 см; спина и шея выпрямлены, плечи расслаблены, ноги удобно стоят на полу или на специальной опоре, монитор находится на уровне глаз, кисти и предплечья не напрягаются и располагаются на одной линии. Соблюдая эти простые правила, можно избежать возникновения напряжения глаз, спинных мышц и запястий при длительном использования компьютера.

Компьютер является важным изобретением человечества, без которого трудно представить современный мир. Он позволяет нам узнавать много нового, делиться этим с друзьями и близкими, выполнять сложные и интересные задания и многое другое. Компьютер может стать как другом для Вашего ребёнка, так и врагом – зависит всё от того, умеют ли им пользоваться.

4. Учение-это один из лепестков того цветка, который называется воспитанием. (Сухомлинский В.)

Так говорил выдающийся советский педагог-новатор, писатель Василий Александрович Сухомлинский, известный созданием педагогической системы, основывающейся на принципах гуманизма, на признании личности ребёнка высшей ценностью, на которую должны быть ориентированы процессы воспитания и образования, творческая деятельность сплочённого коллектива педагогов-единомышленников и учащихся. Он считал процесс обучения радостным трудом, в процессе которого его ученики воспитывались, приобретали не только знания, умения и навыки, но, что более важно, собственное мировоззрение.

Его взгляды на учение и воспитание невероятно точно и интересны. Называя учение лишь одним из «лепестков» воспитания, Сухомлинский нисколько не умоляет важность учения, говоря о том, что без других «лепестков» учение само по себе не сможет составить целый, прекрасный цветок.

А что же такое воспитание? Что вообще можно отнести к воспитанию?

Согласно Большому Энциклопедическому словарю, воспитание – это целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Оно осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др. Таким образом, воспитанием человека считается не только привитие ему нравственных ценностей общества и освоение культуры, но и также его обучение, освоение конкретных, установленных знаний, умений и навыков и разносторонние его развитие. Также воспитанием мы можем назвать как процесс учения в школе, на уроках, так и процесс развития определённых умений и навыков.

Как говорил французский поэт Валери Поль: «Воспитание не ограничивается школой». И в этом он был совершенно прав: нельзя ограничивать воспитание лишь стенами школы хотя бы потому, что этот процесс начинается ещё за долго до того, как ребёнок придёт в первый класс. Первые зёрна воспитания закладывают его родители, обучая его, как правильно ходить, говорить, как есть – всем тем простейшим вещам, которым, впрочем, ребёнок никогда не научится сам – ему нужен тот, кто его научит. Это ли не передача накопленного опыта, то, что мы называем воспитанием?

В школе же происходит похожая ситуация: учитель учит детей тому, что большинство взрослых уже знает и знали до них; он передаёт тот

накопленный годами опыт, который так нужен подрастающему поколению для вхождения во взрослый мир

Но о каких же лепестках говорил Сухомлинский? Что, помимо учения, входит в воспитание?

Учением, как правило, мы называем умственное воспитание, в процессе которого ученики осваивают определенный объем научных знаний, формируют научное мировоззрение, развивают умственные силы, способности и дарования, познавательные интересы, потребности постоянно пополнять свои знания, повышать уровень подготовки и формируют познавательную активность.

Однако, помимо умственного воспитания есть ещё физическое, трудовое, политехническое, нравственное и эстетическое воспитание. Именно они и являются другими «лепестками» того цветка, который Сухомлинский называет воспитанием. Без развития и совершенствования этих аспектов невозможно добиться каких бы-то ни было успехов в воспитании человека.

Но в чём же состоит учения? Только ли в заучивании правил, изучении материала и применении его на практике? Мне кажется, что это не так.

«Душа в которой отсутствует мудрость,— мертва. Но, если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на которую пролился дождь»,- говорил Абулъ-Фарадж, сирийский церковный деятель, писатель и учёный-энциклопедист.

Учением, умственным воспитанием, считается процесс систематического овладения знаниями, навыками, умениями, необходимыми в конечном счете для выполнения учебной деятельности, для воспитания гражданской зрелости. В учебной деятельности участвуют непременно два лица: учитель и учащийся. Но это не просто передача знаний от одного к другому. Это, прежде всего, процесс активного овладения знаниями, умениями и навыками под руководством учителя. Это не только овладение учебными знаниями, умениями и навыками, которые позволяют ученику решать задачи на уроках математики, правильно записывать текст, читать его и отвечать на вопросы по теме. Это также те знания, умения и навыки, которые можно использовать и в повседневной жизни. К примеру, это умение искать нужную информацию, преодолевать трудности, стремление узнавать что-то новое для решения поставленного задания и многое другое. Всё это ребёнок приобретает за время своего учения в школе, воспитываясь не только с точки зрения учебных знаний, но и с точки зрения человеческих, необходимых ему при вхождении в обществе.

Обобщая сказанное, можно сделать следующий вывод: каким бы важным мы не считали процесс учения, умственного воспитания, оно является лишь одним из «лепестков» воспитания. Именно воспитывая ребёнка в разных направлениях, как в умственном, эстетическом, так и в физическом, трудовом и политехническом, мы создаём образованного, развитого и человека с привитыми ему нравственными качествами.

4. Учение – это лишь один из лепестков того цветка, который называется

воспитанием в широком смысле этого понятия. В воспитании нет главного и второстепенного, как нет главного лепестка среди многих лепестков, создающих красоту цветка. В. Сухомлинский Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Я – учитель начальных классов. Любовь к детям - определяющее качество моей специальности. Любовь к труду предполагает ежедневную упорную работу учителя. Нужно много сил для того, чтобы научить жить по школьным и общечеловеческим правилам. Но я не просто учитель – я классный руководитель. Моя задача не только научить, но и воспитать настоящих людей! Для меня главным ориентиром в работе классного руководителя является личность ребёнка, его интересы. На любом мероприятии, на мой взгляд, должно быть «много» ученика и мало воспитателя. Считаю, что ученик не должен быть только пассивным потребителем духовных благ и ценностей. Он должен быть творцом. Моя задача - вызвать интерес, направить, подсказать путь. Каждый ученик уникален, талантлив, нужно лишь помочь ему раскрыться. Свою деятельность осуществляю по выработанным мною заповедям: «Быть примером для воспитанников не цель, а средство воздействия на него», «Следить за тем, чтобы слова не расходились с делом», «Не увлекаться нотациями: их не любят взрослые, а тем более дети», «Быть честным с учениками», «Быть с ребятами рядом и чуть впереди».

5.Любимая книга моей семьи.

Моя семья – это моя маленькая планета, на которой живу я, мои родители – самые близкие мне люди. Жизнь на этой планете нельзя представить без любви и заботы друг о друге. И еще ее нельзя представить без чтения книг.

Наши родители и наши учителя неустанно заботятся о том, чтобы подружить нас с книгами, привить нам любовь к чтению. Книги помогают нам познавать окружающий мир, дарят нам бесценные знания, учат нас мыслить… Они делают нас лучше.

Много о книгах мне рассказали «мудрые старцы» - пословицы и поговорки:

- Книга может рассказать обо всем на свете - о далеких странах, о дальних планетах, о звездах, о великих людях и полководцах, живших много лет назад, о важных исторических событиях, происходивших в далеком прошлом: «Книга - маленькое окошко, через него весь мир видно».

Книга была, есть и будет основным источником знаний для всех.

Как писал В.Г. Белинский: "Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются – и старые и молодые…". Когда мы внимательно и вдумчиво читаем книгу, мы получаем с ней весь опыт, всю мудрость того, кто её написал. Хорошая книга – это настоящее сокровище! Причём это сокровище доступно каждому: достаточно пойти в библиотеку и взять его.

Когда я была маленькой, книги мне читали взрослые - мама, папа. Чтение мне сказки на ночь было приятной обязанностью, которую мои родители с большой радостью выполняли каждый день. Русские народные сказки, стихи Агнии Барто, сказки Андерсена, Пушкина, Шарля Пьеро, потешки Чуковского, детские рассказы Носова – без них нельзя представить мое раннее детство. Мы любим читать сказки всей семьей. Мои родители часто читали мне сказки Пушкина, которые дарили мне волшебный русский язык и неповторимые образы, с легкостью оживающие в воображении. Сказки несут нам радость, пробуждают в нас все самое светлое, веру в добро и справедливость, учат нас быть честными, достойно преодолевать трудности. Любимые книги моего папы – это «Остров сокровищ» Стивенсона, «Приключения Тома Сойера» Марк Твена, «Пятнадцатилетний капитан» Жюль Верна. Любимая книга моей мамы «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери. Ее любимые писатели - Лев Толстой, Анатолий Рыбаков. Моя любимая книга «Волшебник Изумрудного города» Александра Волкова.

Но вся наша семья очень любит поэзию. И мама, и папа, и я восторгаемся стихами Есенина. Стихи поэта полны сердечной теплоты и искренности, страстной любви к беспредельным просторам родных полей, "неисчерпаемую печаль" которых умел он так эмоционально и так звонко передать. Здесь выражены его любовь ко всему живому, к жизни, к Родине. Особенность лирики Есенина еще и в том, что все стихи поэта очень эмоциональны. Он многолик в своих произведениях: то скромный романтик, то бесшабашный гуляка-парень, то грустный скиталец, чьи песни звучат с болью и надрывом. Именно эти яркие эмоции до сих пор заставляют восхищаться поэзией Есенина и никого не оставляют равнодушным.

Подводя итог, хочу сказать, что отношение к чтению закладывается в семье. С раннего детства мои близкие подогревали во мне живой интерес к чтению книг. Прежде всего своим личным примером.

5. У нас дома немало книг. Они находятся в нашей семейной библиотеке. У каждого члена семьи есть свои любимее произведения.

На верхних стеллажах у нас составлены книги, содержащие детективы и приключения. На средних полках стоят книги русской и зарубежной классики. Самый низ занимают книги с детской литературой.

Но среди всех книг есть всеобщая любимица – «Щелкунчик и мышиный король» немецкого писателя Эрнста Теорода Амадея Гофмана. В ней автор учит нас добру, милосердию, пониманию, мужеству. Для нашей семьи Щелкунчик стал символом новогоднего праздника, сама история происходит в канун Рождества и в ней много волшебства, чудесный превращенй и таинственных приключений.

Эта книга окружала меня с детства. Когда я еще не умела читать, мама часто мне ее перечитывала. Вся наша семья с удовольствием посмотрела мультфильм «Щелкунчик и крысиный король». Он невероятно зрелищный, с прекрасной музыкой. Сама история разыгрывается в старинных интерьерах Петербурга начала 20 столетия. В этом году мы планируем все вместе посетить балет «Щелкунчик» с великолепной музыкой великого русского композитора Петра Ильича Чайковского.

Эта история сказочника Гофмана и по сей день хранит новизну, потому что обращается к вере в чудо, которое живет в каждом из нас.

6. Дороги, которые мы выбираем

Дороги, которые мы выбираем, разные. Моя мечта – стать хорошим человеком, чтобы родители гордились мной. Чтобы с гордостью на лице и улыбкой они говорили – это мой ребёнок!

Для себя я выбрала дорогу в образование. Возникновение педагогической профессии имеет объективные основания. Общество не могло бы существовать и развиваться, если бы молодое поколение, приходящее на смену старшему, вынуждено было начинать все сначала, без творческого освоения и использования того опыта, который оно получило в наследство.

С момента возникновения педагогической профессии за учителями закрепилась прежде всего воспитательная функция. Учитель - это воспитатель, наставник. В этом его гражданское, человеческое предназначение.

По мере усложнения процессов общественного производства, развития способов познания и стремительного роста научных знаний в обществе появилась потребность в специальной передаче знаний, умений и навыков. Вот почему из области «чистого» воспитания в педагогической профессии выделилась относительно самостоятельная функция - обучающая.

Выдающиеся учителя были у всех народов и во все времена. Чешский педагог-гуманист Я.А.Коменский сравнивал учителя с садовником, любовно выращивающим растения в саду, с архитектором, который заботливо застраивает знаниями все уголки человеческого существа, со скульптором, тщательно обтёсывающим и шлифующим умы и души людей, с полководцем, энергично ведущим наступление против варварства и невежества (КоменскийЯ.А. Избр.пед.соч.-М., 1995.-С.248-284).

Великим педагогом России был К.Д.Ушинский. Он так охарактеризовал общественное значение профессии учителя: «Воспитатель, стоящий в уровень с современным ходом воспитания, чувствует себя живым, деятельным членом

великого организма, борющегося с невежеством и пороками человечества, посредником между всем, что было благородного и высокого в прошедшей истории людей, и поколением новым, хранителем святых заветов людей, боровшихся за истину и благо», а его дело «скромное по наружности -одно из величайших дел истории. На этом деле зиждутся государства и им живут целые поколения» (Ушинский К.Д. Собр. соч.: В 11 т. - М., 1951. - Т.2.-С. 32).

Сегодня в развитых странах учительство составляет наиболее многочисленную группу интеллигенции. Она более чем в два раза превышает число инженеров и врачей. Что заставляет современного учителя сохранять привязанность к своей профессии? По моему мнению, настоящими мотивами деятельности учителя являются разнообразие труда, самостоятельность, профессиональный рост, осознание важности дела и др.

Я считаю, что профессия педагога требует всесторонних знаний, безграничной душевной щедрости, мудрой любви к детям.

Учитель должен любить свою профессию и ответственно относиться к своей работе, как всенародному делу; быть образованным и всегда заинтересованным в повышении педагогического мастерства и педагогического такта; глубоко знать психологию своих воспитанников; будучи народным деятелем, учитель должен честно и добросовестно вникать в нужды народа, знать их запросы и интересы; учитель должен стремиться сделать свой опыт достоянием других; учитель не только в школе, но и в повседневной жизни должен быть примером для детей и их родителей.

Педагогическая профессия по сути своей - профессия творческая. Она постоянно требует уметь находить новое в педагогическом явлении, выделять скрытые закономерности, уметь наблюдать и в наблюдаемом выделять существенное, анализировать педагогические факты.

«Учительство - это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный. Учитель обращается к

душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру» (Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. - М., 1989).

В своей профессии я хочу добиться того, чтобы каждый ребёнок почувствовал себя востребованным. У В.А. Сухомлинского я когда-то прочитала, что «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины». Значит, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире. Это и стало для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Очень важно современному учителю, несмотря на все жизненные и профессиональные трудности, с которыми нередко приходится сталкиваться молодому педагогу, дарить детям частичку нравственной чистоты и красоты, проявлять пристальный интерес к сложному духовному миру каждого ребёнка. Ведь учитель работает над самой ответственной задачей – он формирует человека. Я хочу достичь доверия и уважения со стороны своих учеников.

Я убеждена, что процесс развития личности ребёнка должен строиться на тесном духовном общении, когда учитель вместе с учениками переживает радость побед и горечь неудач, когда учитель любит своих учеников такими, какие они есть, когда общение построено на доверии и уважении, когда учитель делает свои знания достоянием учеников. И тогда тот огонёк души, который дан детям от рождения, будет разгораться, становиться ярче и теплее, согревая нашу жизнь.

Я часто вспоминаю слова одного восточного мудреца, адресованные каждому педагогу, которые помогают мне в моей педагогической деятельности: «Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы и не увидите плодов своего труда, но они обязательно будут. В своё время!» Что для этого нужно? Мне кажется, знать и любить то, что преподаёшь, знать и любить тех, кому преподаёшь, чувствовать радость от достижений учеников, от их взросления. И тогда придёт понимание того, что дело, которому ты себя посвятил, и является, несмотря на все трудности, самым важным.

Я понимаю, что быть учителем непросто: сколько труда и терпения нужно, чтобы из маленьких непослушных мальчиков и девочек выросли вдумчивые стремящиеся к своей цели личности. «Учитель - это не профессия, а образ жизни». Вот и для меня «учитель» – не общественное положение, не работа… Для меня быть учителем – это и значит жить. Я выбрала интересную профессию, которая требует от меня огромных сил. Несмотря ни на что я буду отдавать детям тепло своего сердца, тепло своей души. И пусть мир, который окружает моих учеников, станет интереснее и добрее!

6. С раннего детства мы вынуждены принимать разнообразные решения — с чем играть, с кем дружить, что учить, кем быть. Эти решения определяют этапы взросления человека и его дальнейший жизненный путь. У кого-то он — прост и понятен, а кому-то всю жизнь предстоит петлять извилистыми дорожками. В любом случае, не бывает двух одинаковых жизней, не встречается абсолютно одинаковых путей.

Свой путь мы начинаем осознавать уже в раннем детстве, когда формируются наши привычки, предпочтения и желания. Конечно же, характер и привычки могут меняться в зависимости от возраста, но у каждого человека есть черты, присущие только ему. Не зря вопрос "Кем ты хочешь стать?" задают совсем маленьким детям.

Немаловажную роль в выборе жизненного пути играет окружение. Тем не менее, окружение и условия жизни только подталкивают к выбору той или иной дороги, но не определяют ее. Как часто в тяжелых условиях жизни вырастали великие таланты, прекрасные врачи и инженеры? Наоборот, в хороших "тепличных" условиях, случается, вырастают пустышки.

Очень важно, выбрав свою дорогу не сбиться с пути, несмотря на все преграды. Каждому предстоит пройти свой путь, собрать все предназначенные только ему шишки, чтобы приобрести бесценный опыт и житейскую мудрость. Неважно, сами ли мы выбираем свой путь, или путь выбирает нас, главное чтобы хватило сил его достойно пройти.

Говоря о выборе пути, зачастую подразумевают дальнейшую карьеру, но совсем забывают напомнить о том, что мы так же выбираем, каким человеком нам быть. Наша жизнь это не только профессия и профессиональные отношения, это отношение к людям и природе в целом. Существует огромное множество прекрасных профессий, но прекрасных людей, к сожалению, совсем немного. Мы сами делаем выбор, какими нам быть — добрыми или черствыми, веселыми или смурными, жадными или щедрыми. На хорошего механика можно выучиться, а хорошим человеком нужно себя воспитать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе

Рассвет. Здравствуй новый день! Спешу в Родную МОУ "первомайская СОШ" к своим незнайкам и почемучкам. Ждут меня там двадцать пять упрямых пытливых ребят. Они непокорны, как горные реки, капризны, бесс...

Мое педагогическое эссе.

Размышление о том, почему я много лет работаю учителем самых маленьких жителей "школьной страны"....

Эссе

Моё педагогическое кредо...

Эссе «Новые информационные технологии в обучении»

 Эссе «Новые информационные технологии в обучении». В работе отражается взгляд педагога на данную проблему....

Эссе "Счастливый дар-учить детей"

Эссе "Счастливый дар-учить детей". ...Есть на земле немало достойных профессий, но педагогами становятся по особому призванию и велению сердца те, кто изо дня в день дарит тепло своей души и отдает се...