Методическая разработка по теме:
Использование метода моделирования в начальной школе

Использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний. В предложенной статье приведены примеры использования метода моделирования на уроках чтения, математики, природоведения при изучении различных тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
statya_modelirovanie.docx465.29 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Моделирование – наглядно-практический метод обучения. Модель представляет собой обобщенный образ существенных свойств моделируемого объекта.

Метод моделирования, разработанный Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А. Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым, заключается в том, что мышление ребенка развивают с помощью специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В основе метода моделирования лежит принцип замещения: реальный предмет ребенок замещает другим предметом, его изображением, каким-либо условным знаком. При этом учитывается основное назначение моделей – облегчить ребенку познание, открыть доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Эти скрытые свойства и связи весьма существенны для познаваемого объекта. В результате знания ребенка поднимаются на более высокий уровень обобщения, приближаются к понятиям.

Учителя начальных классов Курской школы-интерната I и II вида успешно применяют метод моделирования в своей педагогической деятельности.

Так, на уроках чтения для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений (умения ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения), мы применяем метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек.

При составлении модели обложки, жанры обозначаются фигурами:

Сказка

Стихотворение  

Рассказ        

Басня  

Темы чтения замещаются цветом:

о Родине — красный, о детях — желтый, о природе — зеленый, о животных — коричневый, о приключениях, волшебстве, фантастике — синий или фиолетовый.

Например, составим модель обложки к рассказу Е.Чарушина «Волчишко». Фамилию автора заменим красным прямоугольником, заголовок – синим прямоугольником, а жанр и тематику обозначим коричневым кругом. Готовая модель обложки будет выглядеть так:

                        

Фамилия автора        

Тема и жанр (рассказ о животных)

Заголовок

Метод моделирования на уроках чтения мы используем при составлении схематического плана, в котором «заместителем» героев служит печатная буква, обведенная кружком. Например, заяц , медведь .  

Модельный схематический план к русской народной сказке «Колобок» выглядит так:

Широко используются в начальных классах эскизно-модельные планы. Так выглядит план к сказке В. Сутеева «Яблоко»:

    

По представленному плану легко понять, какие события происходили в сказке и в какой последовательности.

Используя метод моделирования, мы составляем характеристику качеств героя произведения. Так выглядит характеристика мальчика из рассказа А. Пантелеева «Честное слово»:

Взаимоотношения персонажей произведения тоже можно представить в виде модели. Рассказ «Белолобый» А. Чехов.

Моделирование на уроках математики  используется   на самых ранних  этапах обучения детей с недостатками слуха. Так, обучающимся подготовительного класса  мы предлагаем  следующие задания:

Мы активно используем метод моделирования как основной  прием анализа задачи, который помогает обучающимся увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самому найти правильное решение.

При решении текстовых задач действия должны пройти через 3 этапа:

1. Целенаправленно отрабатывается в операциях с объемным предметам или их заменителями;

2. Проговаривается, сначала громко, затем про себя;

3. Переход в умственные действия.

Какие же графические схемы мы используем?

Задача №1

Дети посадили у школы 6 лип и 4 березы. Сколько всего деревьев посадили дети у школы?

Задача№2

В нашем доме 9 этажей, Это на 4 этажа больше, чем в соседнем. Сколько этажей в соседнем доме?

Задания на выбор модели  данной задаче (или наоборот) помогают ученику понять структуру задачи. Как правило, если обучающиеся справляются с данным заданием, то у них не возникает проблем в решении текстовых задач.

Например, мы предлагаем выбрать модель к задаче №3 «На ветке сидело несколько птиц. После того как 5 птиц улетели, их осталось 9. Сколько птиц сидело на ветке?»

 При решении уравнений модель дает возможность более полно увидеть отражение зависимостей между данным и искомыми величинами, помогает обобщить теоретические знания о компонентах арифметических действий.

х +     =        

х -      =        

           - х =

Особенность моделирования на уроках ознакомления с окружающим миром и природоведения состоит в том, что наглядность представляет собой не простое демонстрирование натуральных объектов, а стимулирует самостоятельную практическую деятельность обучающихся. Сами обучающиеся под руководством учителя создают различные модели: чертят план местности, строят простейшие графики и диаграммы, чертят схемы всевозможных связей. Основное назначение модели на уроке в том, чтобы по результатам ее исследования составить представление о характере и особенностях исследуемого объекта. В зависимости от степени материальности, модели делятся на  предметные (глобус, модель термометра, машина) и идеальные. В идеальных моделях выделяются образные (схемы, графики, рисунки), знаковые (символы и знаки), мысленные (построенные в сознании абстрактные и обобщенные представления объектов). Моделирование представляет собой процесс создания учащимися под руководством учителя образа изучаемого объекта, фиксирующего наиболее существенные его признаки.

Выделим четыре этапа моделирования: 

  1. Вычленение существенных признаков объекта
  2. Построение модели.
  3. Исследование модели.
  4. Перенос полученных на моделях сведений на изучаемый объект

В первом классе при изучении окружающего мира в работе с обучающимися мы  используем модели светофора, изготовленные из бумаги, игрушки-модели транспортных средств, глобус. На уроках обущающиеся изготавливают модели Солнца, Земли из пластилина, модели-аппликации радуги, облаков, модели, отражающие  богатство и разнообразие природы нашей планеты (схемы). Работа проходит в группах, парах, индивидуально. Некоторые полученные модели дети оформляют в тетрадях. В последующих классах много внимания уделяется моделированию простейших пищевых связей между организмами, особенностей взаимодействия человека и природы. Это составление, например, схем цепей питания, экосистем природных сообществ, круговорота воды и веществ в природе, смена дня и ночи и т.д.

В качестве примера предлагаем следующие задания:

Задание 1.

Выбери и обозначь соответствующей буквой слова, в которых «содержится» вода — В (воздух — ВЗ, почва — П, свет — С): дождь, солнце, луг, пар, резиновый мяч, овраг, озеро, горшок с цветком, суп, костер, луна.)

Задание 2.

Какой из нарисованных ниже фигурок ты обозначил бы воду, воздух, свет, почву? Нарисуй этими фигурками картину с изображением всех этих явлений, раскрась их красками.

Задание 3.

Мой адрес

На основе проделанной работы мы пришли к выводу, что  использование метода моделирования в начальной школе имеет много плюсов. Среди которых легкость в восприятии, доступность, детям это интересно и понятно. Использование моделирования помогает как при ознакомлении детей с новым материалом, так и при диагностике полученных знаний.

Литература:

  1. Бескоровайная Л. С. Перекатьева О. В. Методика современного открытого урока математики. 1-2 классы. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. (Серия «Учение с увлечением»)
  2. Микулина Г. Г. Учим понимать математику. – М.: «Интор», 2005.
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 2000 задач и примеров по математике. – М.: «Астрель», 2005.
  4. Николаева С.Н. Использование моделей при ознакомлении с природой// Дошкольное воспитание. - 2001.-№4.
  5. Сапогова Е.Е. Моделирование как этап развития знаково - символической деятельности школьника // Вопросы психологии,2002 г
  6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи. – М.: ГНОМ и Д,2001.
  7. Панько Е., Коломинский Я. И др. Учебная деятельность, формирование предпосылок. \\ Пралеска, 2006, №6
  8. Ладутько Л.К., С.В.Шкляр. Ребенок познает мир природы. \\ Мн.: УП «Технопринт», 2005. – 228с.
  9. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: методологические проблемы. М., 2001, С. 204, 261–263.
  10. Формирование экологической культуры школьников/авт.-сост. Л.Г.Киреева, С.В.Бережнова. -   Волгоград: Учитель, 2008. – 271 с.


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе

Использование коммуникативно-ориентированного метода обучения на уроках английского языка в начальной школе...

Долгосрочный проект "Край родной,навек любимый!"

Тип проекта: информационно-творческий.По характеру содержания: ребенок, ближайшее окружение, исторические и культурные ц...

"Сочинение-описание "Рябина"

В презентации размещён материал, который можно использовать при работе над сочинением описанием любого объекта....

Праздник "Путешествие в страну Дорожных знаков"

Праздник во 2 классе по правилам дорожного движения....

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"

Открытый урок на тему:"Что такое семья?"...

Урок математики УМК "Гармония"

Материал содержит конспект урока-игры "Капитал"на тему "Умножение многозначных чисел"...

Презентация к уроку

Призентация...

Сценарий праздника к 9 мая 2012 года "Дети войны".

Агитбригада учащихся 1 "а"  класса. Тема "Дети войны". Цель: рассказать детям, что ныне живущие бабушки и дедушки э...

Циклограмма работы с одаренными детьми

 Цель: Создание системы целенаправленного выявления, развития и поддержки одаренных детей; определение научно-метод...