План-конспект урока (4 класс) по теме:
Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева

Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева

Скачать:

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_po_orkse_zapovedi.docx31.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение  -                                                                                                                                                                 средняя общеобразовательная школа села Калининское

Марксовского района Саратовской области

Конспект открытого урока по ОРКСЭ

Основы православной культуры 

4 класс

Урок №11    Тема: «ЗАПОВЕДИ» 

Учитель начальных классов

 Маркелова Надежда Викторовна                        

село Калининское

 2012-2013 учебный год

План - конспект урока  по ОРКСЭ

Тема: «Заповеди»

Цель: обсудить с учащимися с такие нормы христианской этики, как милосердие и сострадание.

Задачи:

образовательные:

  1. знакомство учащихся с десятью заповедями Моисея;

воспитательные:

  1. формирование у учащихся представлений о законах и ценностях христианской морали;

развивающие: 

  1. расширение кругозора учащихся;
  2. способствование развитию у детей речи, живого образного мышления, самостоятельности суждений;
  3. содействие развитию волевой сферы ребёнка: осознанности поведения и самоконтроля.

Оборудование:

  1. ноутбук, проектор, 
  2. слайды, диск по курсу ОРКСЭ (православный модуль),
  3. текст с десятью заповедями, данными Богом Моисею;
  4. итоговое задание «Проверь себя» (тесты, аналог задания с диска).

Ход урока:

  1. Учебник, страница 40: Ребята! Библия рассказывает, что три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора Синай. Слайд №1.

Моисей поднялся на дымящийся Синай для того, чтобы там встретить Бога и получить от Него заповеди. Бог Сам начертал заповеди на  каменных плитах (скрижалях – слово перед учащимися на распечатке), которые Моисей вынес из огня к народу. Слайд №2. Вот об этих заповедях мы и будем говорить сегодня на уроке. Тему урока – записываем в тетрадь. 3 минуты.

  1. Словарная работа: Ребята, а как вы понимаете слово «заповедь»? Что это такое? После ответов ребят учитель предлагает их вниманию определение из Библейского словаря В.Вихлянцева (листочки с текстом на столах перед учащимися). Запишите в словарь наиболее понравившееся вам определение.

Заповедь –  Изречение, содержащее религиозно-нравственное предписание.

Заповедь -  Правило, положение, служащее руководящим указанием для кого (чего)-нибудь. (С. И. Ожегов)

Заповедь – Строго обязательное правило поведения (Малый толковый словарь русского языка)

 Попросим детей дать определение слова заповедь. Затем даем определение:

Заповедь – религиозное предписание, составляющее одну из моральных норм человечества. Пусть дети выделят главные слова в определении: религиозное предписание, моральная норма.

3 минуты.

  1. Как люди получили от Бога закон через пророка Моисея. Как вы считаете, а зачем нужен закон? Обсуждение. Законы устанавливают порядок в жизни людей.

9 минут.

  1. Какие же законы дал людям Бог через своего пророка Моисея?

На столах перед учащимися – тексты десяти заповедей.

Первые четыре заповеди говорят об отношениях человека с Богом. 

Слайды №4, №5. Остальные касаются отношений людей между собой. Вот об этих пяти заповедях мы и поговорим с вами подробней.

Исследовательская работа с текстом

Ученикам предложено поработать с учебником стр. 40-41. Класс делится на группы. Каждая должна прокомментировать одну из заповедей: объяснить, что означает данная заповедь и привести аргументы, подтверждающие её справедливость. В качестве аргументов можно использовать истории из Библии, художественные произведения или реальные истории из личного опыта учеников. Дети читают учебник, обсуждают и представляют свои ответы классу. В ходе каждого выступления учитель демонстрирует соответствующий слайд презентации, дополняет, конкретизирует, приводя свои примеры.

   ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ЗАДАНИЕ.

Что нового вы узнаете из текста? Отмечайте новую информацию в таблице.

Заповеди

Заполни таблицу

Содержание

Что означают?

Аргументы

5

Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы продлились дни твои на земле

Родители дали жизнь, заботились о ребёнке. За это – продлятся дни

6

Не убивай

7

Нельзя брать чужое без разрешения

8

Выполнение заповеди – залог сохранения семьи

9

Любой обман
откроется.
Бог видит обман

10

Не желай… ничего, что у ближнего
твоего

Чтение текста

Послетекстовая работа

  1. Заповедь пятая: Слайд №6.

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, даёт тебе.

Учебник, страница 40: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как вы думаете, почему надо почитать своих родителей? Что такое почитание?

  1. Заповедь шестая:  Слайд №6.

Не убивай.

Учебник, страница 40-41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди. Как ты думаешь, почему Христос называет убийцей человека, который смотрит на другого с ненавистью? Чем может «убить» такой человек другого? Злобой, жестокими, несправедливыми словами.

  1. Заповедь седьмая: Слайд №6.

Не прелюбодействуй (будь верным, не предавай своих близких).

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Это очень важная заповедь: она учит тому, что, если человек создал семью, он должен быть верен её всю жизнь. Тогда семья будет прочной и счастливой.

  1. Заповедь восьмая: Слайд №6.

Не кради.

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Что общего у убийства и воровства?

  1. Заповедь девятая: Слайд №7.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. (Не лги.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Какая у христиан есть особая причина, чтобы не лгать? – Они верят, что Бог видит и знает всё. Его не обманешь.

  1.  Заповедь десятая: Слайд №7.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ничего, что у ближнего твоего. (Не завидуй.)

Учебник, страница 41: прочитай, что сказано в тексте учебника об этой заповеди.

Как зависть мешает радости, гасит её?

         Просмотр отрывка из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке». (Диск).

- Почему золотая рыбка не стала исполнять все желания старухи?

- Как изменялся характер старухи  в сказке?

  Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.

- Раскаялась старуха в своих поступках?

12 минут на обсуждение  5-10-й  заповедей.

Вывод: для чего же служат заповеди людям? Можем ли мы сказать, что заповеди Моисея не утратили своего значения и сегодня? Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Слайд №8.

На слайде №8 предложены ответы на выбор учащихся:


  1. Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным; сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы им не нужны.


  1.   Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.


  1.   Да, потому что соблюдение заповедей даёт тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.

Итак, в Библии рассказывается, что Бог дал людям заповеди, чтобы оградить их от зла. Заповеди Моисея показывают  людям, что есть ценности, через которые нельзя переступать!

  1. Работа в группах.  Класс делится на 2 малых группы. Каждая группа получает задание: разгадать кроссворд.

КРОССВОРД:

1Д

2М

Е

О

3З

4С

5С

К

Р

И

Ж

А

Л

И

Я

С

П

Н

Т

Е

О

А

Ь

Й

В

Й

Е

Д

6Б

И

Б

Л

И

Я

По вертикали:

  1. Сколько всего заповедей дал Бог человеку?
  2. Имя пророка, получившего заповеди
  3. Правила, данные Богом, помогающие различать добро и зло
  4. Гора, на которой Моисею были даны заповеди

По горизонтали:

  1. Каменные доски, на которых были записаны заповеди
  2. Книга, в которой записаны заповеди.

По 3 минуты на разгадывание кроссворда и ответ от каждой группы, проверка на слайде.

Физминутка

  1. Работа в парах.

Каждой паре учащихся дается задание «Контроль» к уроку 11 на диске.

3 минуты.

  1.     Индивидуальная работа.

Каждый учащийся получает задания на листочке.

  1. минуты.

     13. Закрепление

-  За выполнение какой заповеди  Бог обещает земную награду? ( Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.)

- Как ты думаешь,  какая заповедь предостерегает человека от самого тяжкого преступления?

- Какая  заповедь говорит нам, что мы не имеем права присваивать себе что-либо, не принадлежащее нам?

- Верность какой заповеди - залог сохранения семьи?

- Смысл какой заповеди выражает пословица «Сколь веревочке не виться, а кончик найдется»?

- Какая у христиан есть особая причина для того, чтобы не лгать?

-Какая заповедь учит быть счастливым, советует уметь радоваться чужой радостью?

-  Почему мудрые люди говорят, что «зависть – корень всех зол»?

 - Как выдумаете,   нужны ли современному человеку заповеди?

               (  - Да, потому что нравственные законы важны для любого времени.

   - Нет, потому что они были нужны в древности, когда народ был необразованным, сейчас все люди грамотные, поэтому эти законы не нужны.

   - Да, потому что соблюдение заповедей дает тебе право считать себя избранным из людей, потому что ты лучше.)

      В заповедях Бог открыл свой замысел человеку и указал путь добродетельной жизни. Заповеди, о которых мы говорили, регулируют отношения между людьми и теснейшим образом связаны с верой в Бога. Тогда отношения людей друг с другом обретают высший смысл, становясь абсолютным, непререкаемым законом. Ведь они – договор Бога с человеком!

Исполнение заповедей позволяет душе расти. Нарушение заповедей ведет к бессовестности. Душа теряет чувствительность и в этом смысле становится как мертвая. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным. Чем лучше мы будем соблюдать законы человеческой жизни, тем больше будет добра и любви на земле. Если вы будете правильно себя вести, может быть,  глядя на вас,  будут также вести себя ваши друзья, знакомые, братья, сёстры и даже взрослые, а потом и ваши дети. Чем больше будет хороших людей, тем прекраснее будет мир.

         

  1. Домашнее задание:  с. 40-41, учебника прочитать, ответить на вопросы, собрать пословицы, поговорки, касающиеся заповедей; обсудить с родителями вопросы из учебника. 1 минута.
  2.       Рефлексия:

- Как вы думаете, по заповедям надо поступать только по отношению к тем, кого мы любим, или ко всем людям? Расскажите о случаях преодоления себя.

- В чем смысл соблюдения заповедей?

- Как соблюдать заповеди, находясь в центре современной жизни?

 - Какие заповеди тебе были известны?

- О каких ты узнал на этом уроке?

- Какие заповеди заставили тебя задуматься? Над чем?

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что________

Наиболее трудным мне показалось___________

Самым интересным было__________

Я бы хотел попросить своего учителя__________________

Вывод: - Каждый христианин должен соблюдать заповеди, так как:

  1. Заповеди даны Богом
  2. Они учат отличать добро от зла
  3. Выполнение заповедей даёт человеку душевный покой,
    приближает его к Богу.

Все эти заповеди можно свести к одной: «Люди, любите друг друга!».  Я желаю, чтобы вы были счастливы, чтобы смеялись, святились и радовались каждому мгновению своей жизни, и чтобы другие, глядя на вас становились тоже счастливы.

Пусть же все хорошее, что есть в каждом из нас, только растет и развивается, разрастается. Не пускайте зло в ваши сердца, души.



По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

Урок ОРКСЭ в 4 классе Модуль: Основы мировых религиозных культур. Тема: Семья

Этапы урока с описанием вида деятельности учителя и учащихся....

«ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР»

Наиболее ранняя и целенаправленная коррекция речевого и психического развития дошкольников является одним из важнейших у...

Транскрипция английского языка

Готовые карточки со знаками английской транскрипции. Остается только распечатать и вырезать....

Система работы по ПДД в начальной школе

 В данной работе  содержится материал для учителей начальной школы( работа с учащимися, с родителями) по ПДД в...

Мастер - класс "Подвижная игрушка Неваляшка" для учащихся 1 класса.

Поделка выполнена из картона и цветной бумаги, способ соединения деталей - скручивание проволоки по спирали. Первоклассн...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

В реферате на тему "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ"  собран материал, раскрывающий понятие, критерии технологичности, ст...

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

Работа по теме "АКТИВИЗАЦИЯ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ  ВО ВНЕУЧЕБНОЕ ВРЕМЯ", раскрывающа...

Интеллектуальная игра для 3-4 кл.

Материал  работы содержит  вопросы для учащихся 3-4 классов в проведении интеллектуальных ( предметных) недель...

"Как тебя зовут"

    Урок проводился в соответствии с календарно-тематическим планированием в рамках тематического блока «...

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Материал презентации способствует закреплению навыка правописания детьми  гласных и согласных в корне слова, спосбс...