Рабочая программа (3 класс) на тему:
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Праздники, традиции и ремёсла народов России" 3 класс

Генералова Ольга Вячеславовна

Данная программа внеурочной деятельности предусмотрена ФГОС начального образования

Скачать:

ВложениеРазмер
programma_kursa_prazdniki_tradicii_remyosla.docx26.05 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНА

приказом по школе № от «___»__________  2012г.

Директор  ГОУ ЦО №491_____________

ПРИНЯТА

решением  педагогического совета

протокол № __

от «___»  __________  2012 года

ПРОГРАММА

организации внеурочной деятельности младших школьников

«Праздники, традиции и ремёсла народов России»

для учащихся 3 классов

на 2012/2013 учебный год

Пояснительная записка

     Данная программа внеурочной деятельности «Праздники, традиции и ремёсла народов России» предусмотрена федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования.

     Внеурочная деятельность младших школьников происходит во второй половине дня. Внеклассная деятельность организуется в рамках основной образовательной программы начального общего образования.

     Мы живём в сложном и многообразном мире, в котором человеческие сообщества всё более стремятся к универсализации, но универсализм реализуется только как единство разнообразия культур. Без опоры на духовно-нравственные ценности своей Родины невозможно осознать это, как невозможно воспитать гражданина и патриота. Знание этнокультурных традиций, к которым человек принадлежит по своему происхождению, является важным моментом в его духовно-нравственном развитии и воспитании.

     Носителями культурных ценностей и традиций являются народы России. Нравственное здоровье нашего общества, его долголетие во многом зависят о того, сумеем ли мы сохранить то поистине бесценное богатство, каким является народное творчество. Уходящее корнями в древность, именно оно связывает прошлое и будущее. Поэтому мы должны оберегать его от забвения и небрежного отношения. Народное искусство – это наша образная память, наш генофонд. А память всегда сопрягается с понятием «совесть».

Общая характеристика факультатива

     В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые – первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно.  Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии – всё это являют нам творения народных умельцев.

     Как воспитать подрастающее поколение таким, чтобы любовь к Родине не просто была красивым, звучным словосочетанием, а определяла внутреннюю сущность молодого человека? Что можно сделать, если отсутствуют спектакли, раскрывающие в яркой, образной форме патриотические темы, идеи? Здесь, очевидно, нужен комплексный, системный подход к решению задач нравственно-эстетического, патриотического воспитания.

     Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции – святая обязанность учителей, деятелей искусства.

     Поставленная «Основной образовательной программой начального общего образования» цель – «обеспечение возможностей для получения качественного начального и общего образования» реализуется «организацией внеклассной деятельности, представленной системой программ с учётом познавательных интересов младших школьников и их индивидуальных потребностей».

     Организация данной деятельности направлена на:

  1. Развитие у учащихся умений добывать знания путём метапредметных действий, обеспечивающих поиск информации, работу с ней.
  2. Целесообразное использование мыслительных операций (анализ, сравнение. Обобщение, сопоставление и др.).
  3. Развитие мышления, речи, воображения, восприятия и других познавательных процессов.
  4. Воспитание нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий.
  5. Формирование интереса к народному творчеству.
  6. Воспитание патриотизма и гражданственности.
  7. Развитие эстетического вкуса.

Место факультатива в учебном плане

     Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы факультатива

      В результате освоения программы факультатива «Праздники, традиции и ремёсла народов России» формируются следующие личностные результаты, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

  1. Принятие и освоение традиций, ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни своей страны.
  2. Формирование гражданского самосознания и чувства патриотизма.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре народов России.
  4. Формирование нравственных ценностей, толерантности, правильных оценок событий, происходящих в окружающем мире.

Особенности содержания факультатива

     Содержание данной программы внеклассной деятельности школьников подчиняется следующим принципам:

  1. личностно-ориентированное обучение (поддержка индивидуальности ребёнка; создание условий для реализации творческих возможностей школьника);
  2. природосообразность (соответствие содержания форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста);
  3. педоцентризм (отбор содержания обучения, адекватного психолого-возрастным особенностям детей, знаний, умений, универсальных  действий, наиболее актуальных для младших школьников; необходимость социализации ребёнка);
  4. культуросообразность (познание лучших объектов культуры их сферы народного творчества, что позволит обеспечить интеграционные связи учебной и внеучебной деятельности ребёнка).

Содержание программы

  1. Старинный русский быт.

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр. Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем. Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания. Семейные праздники. Игры и забавы детей. Семейные обряды. Именины. Учёба. Школа.

  1. Новый русский быт (со времён Петра I)

Простой народ и дворяне. Обычаи, привычки. Одежда, быт. Усадьба. Дворянские особняки. Быт дворянской семьи. Балы и праздники. Литературно-музыкальные салоны.

  1. Русские народные праздники.

Зимушка-зима. Новый год. Рождество, Святки. Крещение. Будни и праздники на Руси. Весна-веснянка. Масленица. Великий пост. Пасха. Лето красное. Егорьев день. Троица. Духов день. Иван Купала. Петров день. Ильин день. Осень золотая. Спасы. Успение. Покров.

  1. Русские народные промыслы.

Керамика Гжели. Хохлома и Жостово. Павловопосадские шали. Вятская и Богородская игрушка.

  1. Русские народные игры.
  2. Русские народные песни для детей.
  3. Народные танцы.

Примерное планирование тем по классам

1 класс

Русские народные праздники.

2класс

Русские народные промыслы. Русские народные игры. Русские народные песни и танцы.

3 класс

Старинный русский быт.

4 класс

Новый русский быт (со времён Петра I).

Тематическое планирование курса «Старинный русский быт»

№ п/п

Тема занятия

Коли-чество часов

Универсальные учебные действия

Дата прове-дения

Одежда. Традиционный костюм, обувь крестьян и бояр

1

Знакомство с общим содержанием курса

1

Развитие познавательного интереса и мотивации

2

Функциональный характер одежды в старину.

1

- познакомить с особенностями крестьянской одежды;

- сравнить одежду бояр и традиционную крестьянскую одежду;

- ознакомить с элементами старинного русского костюма, его функциональным характером.

3

Рубашка, сарафан у женщин.

1

4

Роль орнамента-оберега (вышивка)

1

5

Солнце, дерево, вода, конь – источники жизни, символы добра и счастья.

1

6

Особое значение пояса (кушака).

1

7

Головные уборы девушек, женщин. Украшения.

1

8

Мужская одежда у крестьян.

1

9

Крестьянская обувь.

1

10

Одежда и обувь у бояр.

1

11

Одежда боярынь и боярышень.

1

Жилище. Русская изба и боярские хоромы. Палаты. Терем.

12-13

Русская изба. Хозяйственный двор, постройки.

2

- продемонстрировать устройство крестьянской избы (печь, полати, лавки, клеть, сени, крестьянский двор и хозяйственные постройки);

- показать особенности боярских хором, сравнить с крестьянской избой.

14

Элементы избы.

1

15

Особая роль печки. Курная изба.

1

16

Освещение в крестьянских избах.

1

17-18

Крестьянская утварь, мебель, сделанная своими руками.

2

19

Красный угол

1

20

Иконы

1

21

Боярский терем и боярские палаты.

1

Традиционная русская кухня. Пища. Продукты питания.

22

Хлеб – главный продукт питания, «дар Божий»

1

- оценить достоинства традиционной русской кухни;

- познакомить с рецептами приготовления простейших русских блюд и напитков.

23

Пословицы и поговорки о хлебе.

1

24

Мясные и постные кушанья. Щи, похлёбки.

1

25

Что такое блины? Пироги.

1

26

Взвары. Варенья. Соленья. Мёд.

1

Семейные праздники, игры и забавы детей. Семейные обряды.

27

Быт крестьянской семьи.

1

- разучить несколько наиболее известных игр (горелки, жмурки, прятки, лапта)

28

Быт городской семьи

1

29

Зимние забавы

1

30

Летние забавы

1

31

Именины

1

Учёба. Школа.

32

Письменные принадлежности, чернила. Береста и бумага.

1

- сравнить учёбу детей в старину с современной школой;

- букварь – «Азбуковник» и современные учебные книги.

33

Школы при церквях и монастырях.

1

34

Учебные предметы и учебные книги.

1


По теме:
методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

рабочая программа курса «Люблю сказки» для внеурочной деятельности

 Цели программы состоят в том, чтобы дать возможность детям приобщиться к народному творчеству, проявить и развить ...

Изложение с элеметами сочинения "Случай с кошельком".

         Развитие речи – важная задача обучению языку. Речь – основа всякой умственной деятельн...

Откуда берутся снег и лед?

Перечень подаваемых материалов: конспект урока. Занятие на формирование познавательного интереса обучающи...

Интеллектуальная игра Самый умный 1 класс

Интеллектуальная игра Самый умный 1 класс...

Сценарий раздника "Прощание с начальной школой"

Данное мероприятие расчитано для детей 4 класса.Цель его  вызвать у детей и их родителей радостные эмоциональные пе...

"Перышко Финиста - ясна сокола" (русская народная сказка)

          К волшебной сказке очень любят обращаться психологи.  Есть новое направление в л...

Урок русского языка в 3 классе.

 Тема урока русского языка : "Обозначение на письме безударных гласных и парных согласных звуков в корне слова"&nbs...

Математический КВН

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ КВН ...

ОРКСЭ Урок в 4 классе. Тема:"Человек и Бог".

   Начать с учащимися осмысление важнейшихпонятий, на которых основана православная культура...