рабочая программа во внеурочной деятельности в 1 классе по краеведению "Осетия- мой край родной"
рабочая программа (1 класс) на тему

рабочая программа по краеведению "Осетия-мой край родной" 1 кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ "СОШ №2 станицы Архонская"   Пригородный район   РСО - Алания

Утверждено на заседании            Согласовано:                                                  УТВЕРЖДАЮ:

Педагогического совета              Заместитель директора по ВР                    Директор МБОУ «СОШ №2

        ст. Архонская»

от _______  ______  2014г.          _____________  Кузнецова А.А.                      ___________________

                                                                                                                                     Гомешвили В.Н.

                                                                                                                                     Приказ №______ от

                                                                                                                                     «___» _________2014г.        

                                                                                                                                     

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Осетия мой край родной»

Направление «Духовно-нравственное и краеведческое»

для 1 класса

Срок реализации   1 год

                                                               

                                                                                                                               Составитель:

Сланова М.Г.

учитель осетинского языка

_______________  категория.

20__ - 20__ учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

    Актуальность программы  заключается в предоставлении возможности  развивать  познавательную активность, творческие способности  в процессе учебно-исследовательской деятельности. Программа кружка «Осетия- мой край родной» изучается  в 1-м классе четырёхлетней начальной школы в рамках  внеурочной работы.  Программа имеет краеведческую, социальную, познавательную  направленность, которая определяется особой актуальностью в условиях современного мира.

   Практическая значимость рабочей программы по внеурочной деятельности по осетинскому языку обусловлена необходимостью улучшения результатов обучения осетинскому языку в соответствии с требованиями государственного общеобразовательного стандарта, а так же обогащать знания детей о родном крае. Для образования и социализации младших школьников научно-познавательная краеведческая деятельность имеет огромное значение. К 6 – 7 годам ребенок имеет определенные представления о месте своего проживания, однако еще затрудняется в обобщении и систематизации  краеведческой информации и языковой компетенции.

    -программа  носит развивающий характер, так как главным результатом школьного образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Это означает, что изучать в школах необходимо не только достижения прошлого,  но и те способы и технологии, которые пригодятся в будущем.  

   Связь с другими предметами- занятия позволяют изучить глубже курс осетинского языка на степени начального обучения. Учащиеся научатся осознавать язык как средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнет формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к осетинскому языку, стремление к его грамотному использованию. Получат начальное представление о нормах осетинского литературного языка и правилах речевого этикета. Дети смогут участвовать в диалоге, выражать свое мнение на осетинском языке. Больше узнают о краеведении, о культуре, обычаях, традициях и праздниках осетинского народа.

Вид программы- модифицированный

 

     

 

     

Цель и задачи обучения осетинскому языку

во внеурочной деятельности.

      Обновление целей и содержания обучения осетинскому языку влечет за собой изменение образовательных технологий, использование различных форм и методов. Большое значение имеет создание психологических и дидактических условий для пробуждения у учащихся желания изучать осетинский язык.

    Цель обучения осетинскому языку заключается в формировании у учащихся коммуникативной компетенции, обеспечивающей возможность свободного общения на осетинском языке в социально-бытовой,  учебно-трудовой и социально-культурной сферах.

    Задачи, необходимые для достижения поставленной цели, заключаются в формировании знаний, навыков и умений, которые должны давать им возможность ориентироваться в окружающем мире. Направление задач:

  Обучающие-  использовать осетинский язык в типичных ситуациях устного общения (говорение, аудирование, чтение);

  Воспитательные- овладеть приемами самостоятельной работы с языком, компенсаторными приемами при нехватке языковых средств; взаимодействовать друг с другом в ходе решения различных коммуникативных задач;

  Развивающие- расширить знания о краеведении, об истории, традициях и обычаях осетинского народа.

Теоретико-методологическое обоснование программы.

  • Организация обучения осетинскому языку должна обеспечивать создание мотивации для его изучения школьниками. Реализации этого принципа способствует использование различных форм и методов работы, аудиовизуальных средств, занимательность содержания обучения, различные режимы работы, такие, как индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа.
  • Следует минимизировать использование русского языка на уроках осетинского языка.
  • Развитие всех видов речевой деятельности должно осуществляться во взаимосвязи, но с опережением устных форм работы.
  • Обучение строится поэтапно, начиная с тренинга по образцу, с переходом к самостоятельному выполнению действий и вплоть до формирования устойчивых навыков целостной деятельности.

Основные методы обучения:

  • Практические
  • Рассказ педагога и рассказы детей
  • Беседы
  • Дискуссии
  • Мини-сочинения

Принципы построения программы:

  • Принцип возрастания сложности (от простого к сложному)
  • Принцип учёта эмоциональной сложности (создание благоприятного эмоционального фона, формирование положительных эмоций)
  • Принцип учёта объёма и степени разнообразия материала (переход к новому объёму материала на основе сформированности какого-либо умения, разнообразия и увеличения материала поэтапно)
  • Принцип интеграции и дифференциации обучения
  • Принцип взаимодействия человека с природой (краеведческий принцип)

Особенности возрастной группы детей в 1 классе.

    Особенности психологического развития первоклассников. Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности, направленной на овладение системой научных понятий, требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов, более высокой способности к управлению своим поведением.

    Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограничены. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет.

   Внимание учащихся первых классов еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво.

   У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.                

   Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит. Что для совершения мыслительных операций, детям необходимо опираться на наглядный материал.

   Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью.

   Первый год обучения является очень важным этапом, определяющим порой всю последующую школьную жизнь ребенка. В этот период школьник совершает чрезвычайно важные шаги в своем развитии.

   Многое на этом пути зависит от родителей, учителей и всестороннего развития ребёнка. Программы внеурочной деятельности направлены на восприятие нового материала в игровой форме, более свойственной ребёнку.

   Набор детей в группу свободный. Оптимальное количество ребят, занимающихся в одной группе- 14 человек.

  Режим занятий- продолжительность занятий строится в начальной школе из расчета 32 часа в год, по 1 часу в неделю, 30 минут.

 

Ожидаемые результаты и аспекты реализации  программы

Воспитательные результаты внеурочной  деятельности кружка «Осетия- мой край родной» для учащихся 1 класса распределяются по трем уровням.  

1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): развитие краеведческих понятий, помогающих сформировать целостный взгляд на окружающий мир, в котором природное  и социальное рассматривается в неразрывном единстве.

2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к истории и традициям, к прошлому и настоящему своего края.

3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия и взаимодействия с одноклассниками и взрослыми, сбора и обработки историко-краеведческой информации.

Познавательный аспект:

   Формирование и развитие универсальных учебных действий; познавательных     учебных действий.

Развивающий аспект:

     Развитие речи; формирование личностных учебных действий, регулятивных учебных действий.

Воспитательный аспект:

     Воспитание системы духовно-нравственных, межличностных отношений, патриотизма, гордости и уважения к истории, культуре, традициям осетинского народа.

Основные требования к концу 1-го учебного года:

  • - рассказывать о символике. Перечислить города Осетии, назвать столицу республики;
  • -знать о сыне Осетии Коста Хетагурове. Стихи для детей.
  • - знать названия ущелий, гор, рек  Осетии.
  • -знать самые известные народные праздники;
  • - знать уклад семьи, место младшего и старшего в семье, семейные обычаи и праздники;
  • - знать виды сказок. Рассказывать народные сказки;
  • -знать об известных людей Осетии;
  • - знать об осетинском народном праздничном костюме;
  • - различать главных героев Нартских сказаний по их лучшим качествам;
  • - различать виды устного народного творчества;

Система отслеживания и оценивания результатов

     Результаты внеурочной работы по данной программе подводятся в конце каждой четверти. Учитель делает  отчёт о проделанной работе с фотоматериалом. В течение учебного года проводятся открытые занятия. Итогом курса обучения является выступление группы на отчётном школьном мероприятии.  

Содержание программы.

  1. Тема: «Мой край родной»

1. Край, в котором мы живём. Символика республики- флаг.

2. Наша малая Родина. Символика республики- герб.

3. Символика республики- гимн.

    2. Тема «Коста- детям»

1.Жизнь и творчество К.Хетагурова.

2. Коста-  художник.

3. Детский цикл сборника «Осетинская лира». Стихи для детей.

    3. Тема «По тропам Осетии»

1. Города Осетии. Главный город –Влвдикавказ.

2.Путешевствуем по горным ущельям.

3. Горные реки. Терек- главная река республики.

    4. Тема «Осетинские праздники и обычаи»

1. Осетинский праздничный стол.

2. Джеоргуыба- древнейший праздник мужчин.

3. Старинные народные праздники.

    5.  Тема «Я и моя семья»

1. Моя фамилия. Составление фамильного древа семьи(дедушка, папа, я).

2. «Все профессии важны, выбирай на вкус…»

3.Семейные праздники. Традиции встречи  нового года.

4. Семейные праздники- Рождество.

    6. Тема «Осетинские народные сказки»

1. Что такое народные сказки. Сказки о животных.

2. Волшебные сказки.

3. Сказки народных авторов- «Куртатинский лгун».

    7. Тема «Известные люди Осетии»

1. В царстве музыки- В. Гергиев.

2. Люди искусства- В. Тхапсаев, С. Адырхаева.

3. Герои страны- И.Плиев.

   8. Тема: «Национальный костюм»

1. Орнамент и его символика.

2. Женский костюм и орнамент.

3. Мужской костюм и орнамент.

    9. Тема: «В стране «Великих Нартов»

1. Кто такие нарты. Братья Ахсар и Ахсартаг.

2. Сказание-«Яблоко нартов»

3. Подвиги Ахсара и Ахсартага.

    10. Тема «Устное народное творчество»

1. Что такое народный фольклор.

2. Разучивание потешек, прибауток.

3. Разучивание загадок и поговорок.

   11. Тема «Что мы знаем и умеем»

 Вспомнить самые интересные занятия и то,

    чему научились, что запомнили.

Список литературы:

  • Джыккайты Ш. Нарты кадджытæ 1-5 т. Дзæуджыхъæу, 2004-2010.
  • Уарзиаты В.С. Народные игры и развлечения осетин. Орджоникидзе, 1987.
  • Æлдаттаты В. Нæ алыварс дуне.
  • Цаллаев Х.К. «Традиции и обычаи осетин». Владикавказ, 1996.
  • Калоев Б.А. Осетины. М.1971
  • Детский познавательный журнал «Барсик»  с 2010г.
  • Интернет ресурсы.

Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности.

                                         Кружок «Осетия- мой край родной»

число

Кол-во часов

Тема занятия

Рассматриваемые вопросы

Дополнительный материал

1-3.

3

Мой родной край

Познакомить детей с символикой родного края

Выучить стихи о родном крае,  припев гимна Осетии.

4-6.

3

Коста-детям

Познакомить с творчеством поэта Осетии – Коста Хетагурова.

Заучивание детских стихов Коста. Коста-художник.

7-9.

3

По тропам Осетии

Знакомство с городами, ущельями, реками родного края.

Презентации и видеоролики.

10-12.

3

Осетинские праздники и обычаи.

Познакомить с традициями осетинского народа. Объяснить значение праздника «Джеоргуыба».

Видеоматериал.

Лепка осетинского праздничного стола (коллективная работа)

13-16.

4

Я и моя семья.

Состав семьи. Дом. Профессии родителей. Семейные праздники.

Изображение на рисунке членов семьи. Подготовка к новому году в семье.

17-19.

3

Осетинские народные сказки.

Читать волшебные, бытовые и сказки о животных.

Иллюстрации прочитанных сказок. Лепка сказочных персонажей.

20-22.

3

Известные люди Осетии.

Дать знания о известных композиторах, художниках, спортсменах, артистах Осетии.

Презентации и видеоролики.

23-25.

3

Национальный костюм. Орнамент

Познакомить с национальным костюмом и видами орнаментов на праздничной одежде.

Презентации и видеоролики.

Рисование и аппликации орнаментов.

26-28.

3

В стране великих Нартов.

Познакомить с главными героями сказаний.

Рисование главных героев и сюжетных линий.

29-31.

3

Устное народное творчество.

Развивать речь учащихся. Знакомить с народными потешками, прибаутками…

Разучивание и инсценировка.

32.

1

Что мы знаем и умеем.

Обобщающее занятие.