Главные вкладки

    Рабочая программа (2 класс) на тему:
    Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс

    Веретенникова Ирина Павловна

    В данном материале представлена рабочая программа по гражданскому образованию во 2 классе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл grazhdanskoe_obrazovanie.docx59.92 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    Руководитель ШМО

    ________/___________/

    Протокол № ___ от

    «___»_________201_ г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора по УР

    ________/_____________/

    «____»_________201__ г.

    «Утверждаю»

    Директор МБОУ СОШ №1       г.  Горбатов

    _________/____________/

    Приказ №_от «_»__201_ г.

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                         средняя общеобразовательная школа №1 г. Горбатов

     

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по учебному курсу

    «Гражданское образование» ( УМК «Школа России»)

     

    во 2 классе

    Разработана

    учителем начальных классов

    Веретенниковой И.П.

     

    2014 год


     

    Пояснительная записка

    Курс «Гражданское образование » разработан авторским коллективом: Светлана Константиновна Тивикова, заведующая кафедрой начального образования НИРО, доцент, кандидат педагогических наук; Тамара Яковлевна Железнова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Надежда Николаевна Деменева, доцент кафедры педагогики и методики начального образования НГПУ, кандидат педагогических наук; Наталья Юрьевна Яшина, старший преподаватель кафедры начального образования НИРО.

     В 1999 году был разработан учебник, рабочая тетрадь, методическое пособие для учителя.  

    Курс гражданского образования в начальных классах рассматривается как пропедевтическая основа для изучения истории в начальной школе и обществознания в основной школе.

    Курс создает условия для первичной социализации ребенка, его нравственного развития, становления духовной основы и правовой культуры личности.

    Важной установкой его является воспитание, с одной стороны, чувства любви к своему Отечеству, гордости за свою страну, а с другой - уважения к культуре других народов, толерантности, доброжелательного отношения к другому человеку и принятия его таким, какой он есть, осознания детьми понятий «достоинство», «равенство», «справедливость», «совесть», «честь», «свобода» и др.

    Курс гражданского образования включается в систему обучения в начальной школе как органическая ее часть и поэтому имеет интегративный характер, строится с учетом межпредметных связей с другими учебными предметами. Он способствует реализации общих целей начального образования, направлен в первую очередь на развитие личности младшего школьника, построен с учетом идей развивающего обучения и предполагает дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения, возможность проведения диагностики их логического и образного мышления, речи, репродуктивного и творческого воображения. Предполагается тесная связь учебного предмета «гражданское образование» с внеклассной работой и семейным воспитанием, что позволит более целенаправленно решать задачи нравственного воспитания детей, становления их мировоззрения, возникновения в их сознании необходимых ценностных ориентаций.

    Основные идеи курса гражданского образования для начальной школы по УМК «Кораблик» и «Жар-птица» связаны с самоопределением ребенка, выявлением им смысла своей роли и своего значения, как в жизненном пространстве, так и во времени. Человек живет в пространстве, и многое может узнать о других странах и народах, о людях, живущих на Земле одновременно с ним. Человек существует во времени и может многое узнать о прошлом, об истории человечества, он стремится заглянуть и в будущее.

    На первом году обучения по курсу гражданского образования особое внимание уделяется взаимосвязанным понятиям: Земля - жители Земли, земляне; Родина, Отечество, государство - гражданин своей страны; Россия, россиянин; Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, москвич, петербуржец, нижегородец, житель города, села; семья, член семьи (сын, брат, внук, племянник, дочь, сестра, внучка, племянница). Таким образом, ребенок ощущает себя в той или иной роли в зависимости от того пространства, которое в данный момент рассматривается как дом.

     

    Цель гражданского образования в начальной школе - создание условий для социализации растущей личности, для вхождения ее в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем.

    Задачи курса

    1. Создание условий для становления у детей ценностных ориентаций на основе системы общечеловеческих ценностей
    2. Воспитание патриота своей страны и гражданина мира
    3. Нравственное развитие ребенка: его сознания, чувств, поведения
    4. Формирование правовой культуры
    5. Эстетическое развитие ребенка, воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости
    6. Формирование ребенка как субъекта учебной деятельности
    7. Развитие навыка сотрудничества и взаимодействия со взрослыми и сверстниками
    8. Формирование элементов творческой деятельности и развитие креативности
    9. Развитие образного и логического мышления
    10. Создание условий для приобретения ребенком опыта познания самого себя

    Основные идеи, принципы и методологические подходы, реализуемые в курсе гражданского образования в начальных классах.

    В курсе гражданского образования реализуется идея социализации личности. Важно организовать процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, создать условия для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности, для освоения культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности.

    Гражданское образование в начальных классах опирается на принцип гуманизации, согласно которому предметной основой общечеловеческого считается ценность личности, права человека, его свобода и достоинство. Гуманизация тесно связана с осуществлением личностно-ориентированного образования в начальной школе. Это предполагает создание

     благоприятных условий для раскрытия и развития способностей школьника, для его самоопределения, поворот школы к ребенку, уважение и доверие к нему, построение взаимодействия с ним на принципах сотрудничества.

    Принцип ненасилия ориентирует педагогов на ненасильственную организацию педагогического процесса, при которой главное - не столько «внедрение» ценностей, идей в сознание ученика, сколько создание условий для их эмоционального проживания, личностного принятия. Необходимо также решать задачи, связанные с воспитанием у детей миролюбия, толерантности, умения понимать других людей на основе отрицания насильственных методов разрешения конфликтов. Принцип ненасилия предполагает развитие способности к принятию и пониманию другого человека, формирование ненасильственного отношения к природе, ко всему живому.

    Курс гражданского образования опирается на идеи сотрудничества, в соответствии с которыми организуется совместная, взаимосвязанная деятельность учащихся и учителя, построенная на демократических принципах. Дети учатся сотрудничать друг с другом, с учителем, родителями и другими взрослыми. Педагогика сотрудничества основана на деятельностном подходе, она рассматривает школьника в качестве субъекта различных внутренне взаимосвязанных видов деятельности (учебной, игровой, трудовой, общественно полезной). С помощью современных способов деятельности и общения ребенок включается в такие формы активности, в которых он может освоить сущностные человеческие качества.

    В курсе гражданского образования реализуются идеи развивающего обучения. Необходимо создавать у младших школьников зоны ближайшего развития, которые бы превращались со временем в требуемые психические новообразования.

    В этом возрасте, по мнению В. В. Давыдова, должны возникать и развиваться следующие новообразования: учебная деятельность и ее субъект, абстрактно-теоретическое мышление, произвольное управление поведением.

    Гражданское образование школьников предусматривает целостность педагогического процесса, осуществление в единстве воспитания и обучения, взаимосвязь учебной и внеучебной, школьной и внешкольной жизни ребенка.

    Одним из ведущих принципов построения содержания курса гражданского образования является культурологический принцип. Он ориентирован на приобщение учащихся к достижениям духовной культуры разных стран и народов и осознание родной культуры как части мировой. Такой подход с использованием элементов страноведения дает возможность сравнивать, и учит по достоинству ценить свое, родное.

    Основой формирования целостного образа мира является интегративньт подход, установление межпредметных связей с другими дисциплинами, изучаемыми в начальной школе. Это усиливает развивающие возможности курса гражданского образования.

    Особенности содержания курса гражданского образования в начальных классах 

    Программа курса построена на основе сочетания всех основных элементов содержания образования: знаний, навыков и умений, опыта творческой деятельности и опыта ценностных ориентации. Знания, которые получают учащиеся при изучении курса, носят интегрированный характер. Они включают в себя понятия, термины, факты и сведения о природе, обществе и человеке. При этом центральное место занимают обществоведческие знания, практически не представленные в других учебных предметах начального образования.

    Специфика курса гражданского образования определяется тем, что в нем главным, ведущим содержательным элементом является опыт ценностных ориентации, то есть эмоционально-чувственное, духовное отношение к миру и друг к другу. Курс гражданского образования способствует воспитанию нравственного, эстетического, оценочно-эмоционального отношения к действительности, создает условия для  возникновения у младших школьников системы ценностей и мировоззренческих ориентиров.

    Учащиеся могут приобрести и определенный опыт творческой деятельности, а также важнейшие социальные навыки и умения, связанные с взаимодействием со сверстниками, учителем, родителями. Формируемые у младших школьников общеучебные и творческие умения неспецифичны, они имеют надпредметный характер, а поэтому предлагаемые учащимся на уроках гражданского образования задания построены на основе связей с обучением грамоте, а также чтением, природоведением, математикой и др.

    Программа обеспечена следующим учебно - методическим комплектом.

    1. Программа гражданское образование в начальных классах. Н. Новгород Нижегородский гуманитарный центр 2004 Авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменёва и др.
    2. Учебник: «Кораблик» 2 класс (в двух частях) Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр 2009 Авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменёва и др.
    3. Тетрадь для учащихся «Кораблик» Н. Новгород, Нижегородский гуманитарный центр 2011 Авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменёва и др.
    4. Гражданское образование в начальных классах Методическое пособие к учебному комплекту «Кораблик»

    Курс гражданского образования строится на основе условно-концентрического принципа. Выделены четыре тематических блока, то есть раздела программы, в которых отражены общечеловеческие ценности, такие, как Земля, Отечество, семья, труд, знание, культура, мир, человек:

    1. Отечество. Родина. Россия.
    2. Познание мира.
    3. Культура разных народов.
    4. Семья и человек.

    В  2 классе каждый тематический блок изучается в течение одной четверти и имеет образное название.

    1-я четверть. Дом, в котором мы живем.

    2-я четверть. В путешествие по миру.

    3-я четверть. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

    4-я четверть. Я и моя семья.

    Внутри блока (четверти) учащимся предложены отдельные темы, содержательно связанные друг с другом. Все они отражают различные грани данного тематического раздела. Сначала рассматривается общий вопрос, выводящий на осмысление темы в целом. А затем следует более конкретный материал, позволяющий дать образное и разноплановое представление об отдельных частях целого, составляющих обобщенное понятие. Таким образом, учащиеся познают конкретное как единство в многообразии. Этот подход является характерным для развивающего обучения.


    Требования к уровню подготовки учащихся Обучающийся получить возможность научиться:

    1. общаться со сверстниками и взрослыми людьми в учебной, игровой, трудовой деятельности
    2. взаимодействовать с одноклассниками в процессе выполнения творческих заданий
    3. быть доброжелательными, выдержанными, внимательными, вежливыми в общении с родственниками, одноклассниками, соседями
    4. пользоваться словами приветствия, благодарности, приглашения, извинения, прощания
    5. пользоваться различными источниками информации
    6. составлять сообщение на основе текстового и иллюстративного материала
    7. сравнивать особенности культуры, традиции, обычаи, игры, сказки разных народов
    8. делать выбор модели поведения в конкретной ситуации.

    Обучающийся научится:

    1. Самостоятельно подбирать литературу по теме;
    2. Работать в читальном зале библиотеки
    3. Готовить и выступать с докладами и сообщениями
    4. Работать в семейных архивах
    5. Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию
    6. Сравнивать и обобщать факты
    7. Воспитывать бережное отношение к своему городу, школе

    Воспитывать чувство гордости за своё село, за успехи своих земляков 

    Планируемые результаты изучения курса

    Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

     Личностные результаты:


    1. Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

    2. Формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

    3.  Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    4.  Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

    5.  Овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

    6. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

    7.  Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

    8.  Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

    9
    .  Наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.


    Метапредметные результаты:

    1.  Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

    2.  Освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

    3.  Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    4.  Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

    5. Активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

    6.  Использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

    7.  Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

    8.  Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

    9.  Умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;


    10.  Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.


     Предметные результаты:

    1.  Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

    2.  Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

    3.  Освоение доступных способов изучения общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве)

    Календарно-тематическое планирование

    урока п/п

    Наименование раздела и темы

    Темы уроков

    Количество часов  

    Деятельность обучающихся

    Формирование УУД

    Срок прохождения

    дата

    1

    Дом, в котором мы живём.

    Земля – общий дом для всех людей.

    1

    Учащиеся осваивают первоначальные умения:

    — задавать вопросы;

    — вступать в учебный диалог;

    — пользоваться условными обозначениями учебника;

    — различать способы и средства познания окружающего мира;

    — оценивать результаты своей работы на уроке

    П: пользоваться условными обозначениями учебника;

    К: вступать в учебный диалог; задавать вопросы;

    Р: оценивать результаты своей работы на уроке .

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    2

    Отечество. Наша Родина – Россия.

    2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной галереей ,

    актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом государства и что ценно для людей;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

    П: осознанно
    и произвольно строить сообщения в устной  форме, в том числе творческого  характера.
     

    К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
    при выработке общего решения в совместной деятельности
     

    3

    4

    Москва – столица нашей Родины.

    2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом государства;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной  форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    5

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом государства;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной  форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    6

    Санкт – Петербург.

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом государства;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной  форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    7

    Нижний Новгород.

    1

    В ходе выполнения работы с помощью взрослых учатся:

    — фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

    — находить в семейном фотоархиве соответствующий

    материал;

    — интервьюировать членов своей семьи об истории и

    достопримечательностях своей малой родины;

    — составлять устный рассказ;

    — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на фотографии (слайды);

    — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

    Р: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. 

    К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

    Л: Самооценка
    на основе критериев успешности учебной деятельности

    8

    Нижегородская ярмарка .

    1

    В ходе выполнения работы с помощью взрослых учатся:

    — фотографировать наиболее значимые достопримечательности своей малой родины;

    — находить в семейном фотоархиве соответствующий

    материал;

    — интервьюировать членов своей семьи об истории и

    достопримечательностях своей малой родины;

    — составлять устный рассказ;

    — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на

    фотографии (слайды);

    — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

    Р: формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила, составлять план и последовательность действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

    П: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. 

    К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

    Л: Самооценка
    на основе критериев успешности учебной деятельности

    9

    Ярмарочная карусель. Обобщающий урок-праздник.

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;

    — рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию о мире;

    — работать в паре: рассказывать по фотографиям;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной речи , слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    10

    Моя малая родина.

    Край нижегородский, родной…

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе  , занятиях жителей;

    — рассказывать о малой родине»;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной речи , слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    11

    Тематическая экскурсия в Краеведческий музей

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать  слушателем в «доме- музее» ,

    актуализировать имеющиеся знания о природе и городе  , занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом  и что ценно для людей;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    12

    Мой город. Из истории образования города

    Исторические места города

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать  слушателем в «доме- музее» ,

    актуализировать имеющиеся знания о природе и городе  , занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом  и что ценно для людей;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    13

    Путешествие по миру.

    Шар земной именуется миром.

    2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    14

    15

    Открываем Америку. Соединённые Штаты Америки.

    2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    16

    17

    Хождение за три моря. Индия.

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    18

    Кругосветное путешествие.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    19

    Разноцветный хоровод.

    Понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;

    рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

    — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и

    личным впечатлениям) о национальных праздниках;

    обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

    работать со взрослыми: находить информацию о

    народах своего края;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    20

    По новогодней карте

    Понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;

    рассматривать иллюстрации учебника, сравнивать лица и национальные костюмы представителей разных народов;

    — работать в паре: рассказывать (по фотографиям и

    личным впечатлениям) о национальных праздниках;

    обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью;

    работать со взрослыми: находить информацию о

    народах своего края;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    21

    В тридевятом царстве, в тридесятом государстве.

    По неведомым дорожкам.

    2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    22

    23

    В суровом северном краю.

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    24

    Секреты старого замка.

    2

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной галереей ,

    актуализировать имеющиеся знания о природе и городах страны, занятиях жителей;

    — рассказывать о прошлом государства и что ценно для людей;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной формах, использовать речь для регуляции своего действия.

    П: осознанно
    и произвольно строить сообщения в устной  форме, в том числе творческого  характера.
     

    К: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве
    при выработке общего решения в совместной деятельности
     Л: Социальная компетентность  

    25

    26

    Под жарким солнцем Чёрной Африки.

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    27

    Там, где восходит солнце.

    Сказочное путешествие. Обобщающий урок – праздник.

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

    — работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о наших соседях;

    — сравнивать, различать и описывать  жизнь разных народов;

    — рассказывать о государствах;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: формировать
    и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: оформлять свои мысли в устной
    и письменной форме, слушать и понимать речь других

    Л:Формировать интереса к учению; осваивать роль ученика.

    28

    Я и моя семья.

    Из дальних странствий возвратясь.

    1

    В ходе выполнения проекта  ученики с помощью

    взрослых учатся:

    — находить в семейном фотоархиве соответствующий

    материал;

    — интервьюировать членов своей семьи об истории и

    достопримечательностях своей семьи;

    — составлять устный рассказ;

    — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на

    фотографии (слайды);

    — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

    Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Л: Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

    29

    Мир семьи.

    1

    В ходе выполнения проекта третьеклассники с помощью

    взрослых учатся:

    — находить в семейном фотоархиве соответствующий

    материал;

    — интервьюировать членов своей семьи об истории и

    достопримечательностях своей семьи;

    — составлять устный рассказ;

    — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на

    фотографии (слайды);

    — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

    Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Л: Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

    30

    Традиции моей семьи

    1

    В ходе выполнения проекта третьеклассники с помощью

    взрослых учатся:

    — находить в семейном фотоархиве соответствующий

    материал;

    — интервьюировать членов своей семьи об истории и

    достопримечательностях своей семьи;

    — составлять устный рассказ;

    — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на

    фотографии (слайды);

    — оценивать результаты собственного труда и труда товарищей

    Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Л: Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

    31

    У моих родителей, бабушек и дедушек– золотые руки.  

    Понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ вы-

    полнить;

    — работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний,

    -осуществлять

    самопроверку;

    отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Л: Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

    32

    Я и моё  имя

    1

    Понимать учебную задачу урока и стремиться еѐ выполнить;

    — анализировать  значение своего имени;

    — работать в паре: сравнивать  значения имён,

     - формулировать выводы из коллективного обсуждения;

    — отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке

    Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    П: осознанно
    и произвольно строить сообщения в устной форме, в том числе творческого  характера

    К: определять цели, функции участников, способы взаимодействия

    Л: Самооценка
    на основе критериев успешности учебной деятельности

    33

    Свет мой зеркальце, скажи

    1

     — находить в семейном фотоархиве соответствующий

    материал;

    — интервьюировать членов своей семьи об истории и

    достопримечательностях своей семьи;

    — составлять устный рассказ;

    — выступать с подготовленным сообщением, опираясь на

    фотографии (слайды);

    Р: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

    П: осуществлять поиск и выделение информации.

    К: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

    Л: Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, принятие образа «хорошего ученика»

    34

    Вместе – дружная семья. Обобщающий урок – праздник.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

    1

    Участвовать в национальном фестивале;

    Приготовить номер в национальном стиле.

    П: осознанно воспринимать услышанное и увиденное;
    Л: Самооценка
    на основе критериев успешности учебной деятельности


    Содержание курса

    2-й класс

    1. Основные задачи занятий:

    познакомить детей с жизнью общества на примере своего города;

    учить распознавать растения и животных своей местности, раскрыть доступные пониманию детей экологические зависимости;

    познакомить учащихся с историей названий родного города, улицы, показать процесс их возникновения и связь топонима с историей;

    познакомить учащихся с символами своего города;

    уточнить знание детьми домашнего адреса, их представления о семье, о трудовых обязанностях членов семьи (на работе, дома), воспитывать внимательное и заботливое отношение к другим членам семьи, желание помогать им.

      Темы программы "Моя малая родина" (18 ч.):

    1. Моя семья. Я, мое имя. (3 ч.).

    Генеалогическое древо семьи. Что значит мое имя. Праздник семьи.

    2. Моя улица. Мой дом. (3 ч.).

    Название. Почему так назвали? В каком доме я живу? Мои соседи.

    3. Мой город. (5 ч.).

    Почему город так назван? Кем и когда основан? Названия улиц, переулков, которые отражают занятия жителей, события, природу. Объекты города. Профессии, которые нужны и важны для города. Работы на улицах города. Экскурсии.

    4. Что такое музей. (2 ч.).

    Знаменитые люди города. Экскурсия в краеведческий музей.

    5. Природа родного края. (4 ч.).

    Животные, растения, водоемы. Охрана. Красная книга края. Экскурсии.

    Гражданское образование в начальных классах ( 2-4-е классы) 6. Итоговое занятие. (1 ч.).

    Формы, методы и средства, используемые при изучении:

    учащиеся ведут наблюдения за природой и общественной жизнью с помощью учителя и родителей;

    занятия проводятся в классе, на улице, в лесу, парке, музее;

    беседы, экскурсии, встречи с людьми разных профессий, рисование - все это позволяет сделать занятия интересными, увлекательными для детей.

    Материально техническое обеспечение программы

    Специфическое обеспечение (оборудование)

    портреты писателей и поэтов, художников, композиторов

    репродукции картин художников пейзажистов, натюрморты, плакаты в соответствии с тематикой, электронно- программное обеспечение, аудиозаписи музыкальных произведений, соответствующих тематике, презентации по темам.

    Технические средства обучения:

    1. мультимедийный проектор
    2. компьютер
    3. интерактивная доска
    4. магнитная доска
    5. аудиоколонки     

    Перечень учебной литературы, методических и дидактических материалов.

    Тивикова, С. К., Деменева, Н.Н., Железнова, Т.Я., Яшина, Н.Ю. Методическое пособие к учебному комплекту « Кораблик». Уроки гражданского образования в начальных классах в 2 ч. - Н.Н.: НГЦ.

    Тивикова, С. К., Деменева, Н.Н., Железнова, Т.Я., Яшина, Н.Ю. Программа: «Гражданское образование». - Н.Н.: НГЦ.

    Тивикова, С. К., Деменева, Н.Н., Железнова, Т.Я., Яшина, Н.Ю. Рабочая тетрадь: « Кораблик».- Н.Н.: НГЦ 2011г.

    Тивикова, С. К., Деменева, Н.Н., Железнова, Т.Я., Яшина, Н.Ю. Учебник: « Кораблик» в 2 ч.- Н.Н.: НГЦ 2010г.-2011г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс "Жар-птица"

    В данной публикации представлена рабочая программа и календарно-тематическое планирование по предмету Гражданское образование (региональный компонент). Планирование создано по комплекту: Тивикова...

    Рабочая программа по гражданскому образованию 2 класс "Кораблик"

    Предмет Гражданское образование "Кораблик" относится к региональному компоненту. Календарно-тематическое планирование построено на основе комплекта: Тивикова С.К., Деменева Н.Н., Железнова Т.Я., ...

    Презентация по гражданскому образованию 2 класс"Секреты старого замка".

    Презентация "Секркты старого замка" даёт возможность создать образ стран Западной Европы, показать общее и особенное в их культуре, дать представление о культуре Германии, Великобритании и Франции....

    Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС

    Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс ФГОС, авторы С.К. Тивикова, Н.Н. Деменева и др....

    Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс

    Рабочая  программа разработана на основе программы по гражданскому образованию Нижегородского института развития образования,  авторы: С. К. Тивикова, Н. Н. Деменева, Т. Я. Железнова,Н. Ю. Я...

    Рабочая программа по гражданскому образованию 2,3 классы.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания лично...

    Рабочая программа по гражданскому образованию 3 класс

    Рабочая программа по предмету "Гражданское образование" для 3 класса разработана на основе ФГОС НОО, программы "Гражданское образование в начальных классах"  С.К. Тивиковой, Н.Н. Деменевой, Т.Я. ...