Урок кубановедения 3 класс
план-конспект урока (3 класс) на тему

Олифиренко Ольга Владимировна

урок кубановедения 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kubanovedeniya.docx30.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Разнообразие животного мира Краснодарского  края.

Цель: познакомить с разнообразием животного мира Краснодарского края; воспитывать бережное отношение к животным

                                                   Ход урока

Организационный момент

Актуализация знаний

- Множество животных летает, плавает, бегает, ползает в степях, реках, морях, горах и лесах Краснодарского края. И все они интересны от маленьких мышей до огромных зубров.

  -Отгадайте загадки о животных, которые написал для вас Владимир Нестеренко?

1. Он не любит свет дневной.

     Проживает под землей.

     Землю роет, роет, роет –

     Каждый день метро он строит. (крот)

2. Живет в воде,

    Там ест и спит

    И никогда не говорит. (рыба)

3. В дом родной они спешат

     Озабоченно жужжат.

     Из садов, с полей приносят

     Сладость, воск и аромат. (пчелы)

Работа по теме урока

Работа в парах

Определите по карте места обитания этих животных. Соедини соответственно название животного с местом их обитания (на доске 2 столбика слов):

Крот                                 водоем

Рыба                                 степь

Пчелы                        лес, лесостепь

Сообщения учащихся

1) Степи.

     В степи обитают полевые мыши, суслики, тушканчики, кроты, слепыши, хомяки. Их называют грызунами. Почему? Они приносят большой вред сельскому хозяйству. Каким образом? Живут в норах, питаются зерном, листьями. А знаете ли вы, что если бы, становясь взрослой, мышка получала паспорт, то ей бы пришлось его получить через 30 дней после рождения? А как быстро они размножаются… если взять пару мышек, хорошо кормить то через год их станет более 15 тысяч. Мыши бывают разные – домовые, лесные, полевые.

Из хищников в степи встречаются лисицы, хорьки, ласки. Повсеместно живут воробьи, вороны, галки, жаворонки, перепела, голуби, ласточки, скворцы. Они питаются зёрнами растений, насекомыми. Есть в степи и хищные птицы: коршуны, сычи, совы, лунь степной. Основной их пищей являются грызуны.

В степной зоне много разных насекомых: бабочки, кузнечики, муравьи, тараканы. Встречаются также и змеи: степная гадюка и красная змея.

Они ядовиты, с ними лучше не сталкиваться. А вот веретеница и желтопузик-  

 это безногие ящерицы, а не змеи, как многие считают. Почти везде на территории края встречаются ужи, ящерицы. Ужи безвредны, и даже приносят пользу, истребляя огромное количество мышей.

2) Плавни и лиманы, моря, озёра и реки.

В дельте Кубани, в плавнях и лиманах водятся дикие кабаны, лисицы, много водоплавающей птицы: пеликаны, чайки, чибисы, кулики, гуси, цапли, иногда прилетают лебеди. По вечерам берега водоёмов оглушаются многочисленным хором лягушек. По берегам рек расселились норка, выдра, ондатра. Они хорошо ныряют и плавают, питаются рыбой, лягушками, крысами. В морях и реках водятся ценные породы осетровых рыб: осётр, севрюга, белуга, а также сельдь, тюлька, хамса, лещ, рыбец, шемая, судак, окунь. В лиманах – тарань, сазан, судак, щука, карась и др. рыба. В море в солёной воде живёт ставрида, камбала, собачья акула, морской конёк, моллюски мидии, медузы. На каменистом дне Чёрного моря можно встретить целые «сады» актиний, они напоминают цветущие хризантемы, но их лучше не касаться т. к. их щупальца выделяет особое обжигающее вещество. А ещё в море живут замечательные  умные животные – дельфины. Высоко в горных реках водится форель. Она живёт только в очень чистой воде, и там где она живёт можно смело пить воду, она будет очень чистая. Форель – хищник, как щука. Преодолевая горные пороги, может выпрыгивать из воды на 1 – 1,5 метра.

3) Лесостепь, лес.

        Обилие лесных плодов и сочных трав создаёт благоприятные условия для обитания животных и птиц. В дубовых и буковых лесах пасутся небольшими стадами дикие кабаны и свиньи. В отличие от домашних  они немного меньше и выше ростом. Они покрыты густой грубой щетиной тёмно – бурого цвета. У кабана бывают клыки. В широколиственных лесах водятся косули, они  ростом  с домашнюю козу. Много в лесу хищников: медведь, волк, шакал, енотовидная собака. Встречаются олени, лоси, везде живут зайцы. В лесу и лесостепи  живёт очень много насекомых: пчёлы, шмели, жуки, кузнечики, мухи, бабочки и другие. Все они являются пищей для различных птиц. Таких как: сороки, дрозды, кукушки, трясогузки, синицы, щеглы, скворцы, зимородки, дубоносы и др. Птицы приносят большую пользу сельскому хозяйству. Среди лесных птиц встречаются и хищные. Это сова, филин, беркут, ягнятник. На территории Кавказского государственного биосферного заповедника живут зубры, туры, серны, кавказские олени. Зубр – самое крупное животное в заповеднике. Его вес достигает 700 – 900 кг. Он покрыт густой шерстью бурого цвета. Очень красив кавказский олень. Голова его украшена большими ветвистыми рогами. У оленя хорошо развиты зрение, слух, обоняние.

Рефлексия: Работа в парах

 Кресс – кросс.

-Найдите отгадку и обведите её соответственно красным или зелёным карандашом.

1. На шесте дворец

Во дворце певец        

А зовут его…(скворец)

2.Опасней всех в реке она!

Хитра, прожорлива, сильна,

Притом такая злюка!

Конечно это… (щука)

3. Серый брат из – за угла хват.

                   (волк)

4. Зимой белый, летом серый.  

                      (заяц)

5. В небе высоко кружу

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.(орел)

6. Этот случай очень редкий

На голове растут две ветки.  (олень)

7. Меньше тигра, больше кошки

Над ушами кисти – рожки.

С виду кроток, но не верь:

Страшен в гневе этот зверь.  (рысь)

8. На себе ношу я дом, от зверей я прячусь в нём. (черепаха)

9. Я устраиваюсь ловко:

У меня с собой кладовка.

Где кладовка? За щекой!

Вот я хитренький какой!   (хомяк)

Определите место обитания этих животных.

Итог урока

- Назовите животных живущих в степях Кубани.

- Какие животные встречаются в морях, реках, лиманах?

-Каких животных можно встретить в лесах?

-Каких животных мы встречаем часто?

Домашнее задание: разделиться на три группы, каждая из которых готовит сообщения о животных соответствующего места обитания.