рабочая программа по литературному краеведению 4 класс
рабочая программа (4 класс) на тему

Галкина  Лариса Михайловна

Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnoe_kraevedenie_4_klass_galkina_lm.docx41.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Мужевская  средняя общеобразовательная школа

имени Н. В.Архангельского»

РАССМОТРЕНО

на заседании

 МО учителей

начальных классов

Протокол № _____

        УТВЕРЖДАЮ

    Директор школы

         Е.В. Костылева

                        Приказ №____________

                 от «______»_________2015г

от «____»______2015г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

 4  «В» класс

 

Учитель: Галкина Лариса Михайловна

 

с. Мужи

2015 год

Пояснительная записка.

Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 часа, один час в неделю.

Актуальность данного курса заключается в том, что в настоящее время наблюдается повышенный интерес к изучению родного края. Одной из главных ступеней духовно-нравственного развития ребенка, определенных в «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» является осознанное принятие учащимися традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни». Изучение родного края необходимо уже на начальной ступени образования, так как именно в этом возрасте закладываются основные качества личности.

Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где узнал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, проходя через сознание, становится частью человеческой судьбы. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений,  позволяет сопоставлять реальные факты с их отражением в литературном творчестве. Это приближает школьника к жизненным истокам литературы.

Общая характеристика учебного предмета, курса

Историко-литературный и природоведческий материал обогатит учащихся новыми сведениями о родном крае, расширит кругозор, будет способствовать формированию высоконравственной личности. Тем самым школа будет готовить учащихся к активному участию в общественной жизни.

Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливаются с чувством Родины, переходит  в глубокие патриотические убеждения.

Ученики не только самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, но и как бы проживают явления природы и культуры, пропуская их через собственное творчество. При разработке программы учитывался личностно-ориентированный подход, то есть учитывались психологические и возрастные особенности детей. Все материалы программы соответствуют интересам учащихся этого возраста, повышают мотивацию, способствуют их личностному и социальному развитию.

Цели:

1.Расширять и углублять знания по краеведению Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО).

2.Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обрабатывать и анализировать результаты, пользоваться источниками краеведческого содержания.

Место учебного предмета, курса в учебном плане

        Учебный курс «Литературное краеведение» реализуется в рамках внеурочной деятельности. Проводится 1 раз в неделю, всего 34 занятия в год

Личностные, метапредметные и предметные результаты

  • В результате проделанной по предмету работы учащиеся приобретут следующие универсальные учебные действия:
  • - научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;
  • - приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;
  • - приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;
  • - приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;
  • - приобретут понимание роли книги в жизни человека;
  • - приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;
  • - приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;
  • - приобретут знание особенностей северного фольклора;
  • - усвоят географию родного края;
  • - усвоят понятие о народной сказке;
  • - приобретут основы литературной речи
  • - будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;
  • - самостоятельно  научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.
  • - научатся различать особые виды фольклора народов Севере;
  • - приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;
  • - разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;
  • - умение различать жанры художественной литературы;
  • - приобщатся к чтению книг как источнику познания;
  • - приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;
  • - приобретут умение осуществлять  самонаблюдение и самооценку.
  • - приобретут представление об эпосе как исторической памяти народа;
  • - приобретут чувство гордости за родную землю;
  • - приобретут умении самостоятельно пользоваться справочным материалом учебника и другими источниками информации;

Содержание учебного предмета «Литературное краеведение»

 Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал – обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт». Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг».      

Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы.         В мире северных загадок. Литературные загадки. Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки), «Сорока»,  «Заяц и медведь» (хантыйские сказки), «Как собака себе хозяина  нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки). Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые», Л.Ефремова «Влюбленные звезды», Н.Дудников «Завистливый осетр»

Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав. Моя маленькая родина – Шурышкарский район.

Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала.  Что растет в краю родном, кто живет в краю моем.

Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй

Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев.

 Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос»

Раздел 8.  Твои люди, Север! А.М. Зверев – Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках. Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта». Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач». В. Ледков «Ламдоко». М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».

Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».

Календарно-тематическое планирование

Тема уроков

Кол-во час.

УУД

деятельности учащихся

Дата по плану

Дата по факту

1.

Раздел 1. Край, поэтами воспетый. Л.Лапцуй «Сейчас Ямал – обжитая планета», «Где вьюги вихрятся под пологом нарт».

1

Знание фольклорных произведений своего родного края;

Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека.

Знание фольклорных произведений своего родного края;

Элементарное представление о фольклорных видах и жанрах, сведения о природе и богатстве родной земли, её тружениках, первоначальные географические сведения о родном крае, страницы истории родного края, понятие о народной сказке, понимание роли книги в жизни человека

2.

Р.Ругин «Здесь, конечно, не теплый и благостный юг».      

1

3-4

Раздел 2. Фольклор – колыбель народного творчества. Народная мудрость. Поговорки, приметы. В мире северных загадок. Литературные загадки.

2

5-6

Цветные сказки северного края: «Глупый Лось», «Как медведь хвост потерял», «Куропатка» (ненецкие сказки),

2

7

Сорока»,  «Заяц и медведь» (хантыйские сказки),

1

8

«Как собака себе хозяина  нашла», «»Глаза и уши», «Чинкча» (селькупские сказки).

1

Знать особые виды фольклора народов Севера;

начальные сведения по истории православия на Ямале;

этнологическая тема в литературе;

воспитание чувства сопричастности: Я в окружающем мире;

привитие любви к книге как источнику познания;

умение сравнивать, сопоставлять

- научатся ориентироваться в фольклорных произведений своего родного края;

- приобретут элементарное понятие о фольклорных видах и жанрах;

- приобретут сведения о писателях, живущих в родном краю;

- приобретут сведения о природе и богатстве родной земли, о ее тружениках;

- приобретут понимание роли книги в жизни человека;

- приобретут внимательное отношение ко всему окружающему;

- приобретут правильное, сознательное, беглое, выразительное чтение;

- приобретут знание особенностей северного фольклора;

- усвоят географию родного края;

- усвоят понятие о народной сказке;

- приобретут основы литературной речи

- будут знать наизусть и уметь читать выразительно 3-4 стихотворения;

- самостоятельно  научатся отличать северные сказки от русских народных сказок.

- научатся различать особые виды фольклора народов Севере;

- приобретут начальные сведения по истории православия на Ямале;

- разовьют чувство сопричастности: Я в окружающем мире;

- умение различать жанры художественной литературы;

- приобщатся к чтению книг как источнику познания;

- приобретут умение сравнивать, сопоставлять, оценивать;

9

 Авторские сказки: Р.Ругин «Шаман и зайцы», «Почему люди белые»,

1

10

Л.Ефремова «Влюбленные звезды»,

1

11

Н.Дудников «Завистливый осетр»

1

12

Раздел 3. По городам и весям округа, района. Карта округа. Города округа. Национальный состав.

1

13-14

Природные богатства нашего округа.

2

15-16-17

Моя маленькая родина – Шурышкарский район. Экскурсия

3

18-19

Раздел 4. Растительный и животный мир Ямала.  Что растет в краю родном.

2

20-21

Кто живет в краю моем. Красная книга Ямала. Экскурсия

2

22

Красная книга Ямала.Стерх – символ надежды.

1

23

Раздел 5. Здесь мы живем, здесь учимся, растем. А.Тарасова, М.Шульгин, Л.Сайготин, Л.Лапцуй

1

24

Раздел 6. Лесные были. Н.Дудников, Р.Ругин, В.Рябцев.

1

25-26

Раздел 7. Славим тружеников тундры. Л.Лапцуй «Я в землю родную как дерево врос»

2

27

28

Раздел 8.  Твои люди, Север! А.М. Зверев – Герой Советского Союза. Рассказы о ямальцах-фронтовиках.

2

29

Р. Ругин «Путина», «Пастух», «Обские рыбаки», «Доброта».

1

30

Л. Лапцуй «Наше стойбище», «Пастух», «Пастух с оленьим стадом», «Врач».

1

31

В. Ледков «Ламдоко»

М. Шульгин «Я так горжусь своим отцом».

1

32

Раздел 9. Где край родной, где отчий дом. Р.Ругин «Береза», «Утром», «Обь».       

1

33

Проверочная работа.

1

34

Экскурсия.

1

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГООБЕСПЕЧЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГОПРОЦЕССА

«Ямальский калейдоскоп» Л.В. Федорова,

«Край ямальский» Л.В. Федорова,

 «Северные родники» Л.В. Федорова        

 Телевизор.

Мультимедийный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Экран проекционный.

Интернет ресурсы

        

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №1.

1 вариант

2 вариант

1. Год рождения города:

А) 1974. Б) 1984. В) 2004. Г) 1994.

1. ЯНАО в 2005г. исполнилось:

А) 60 лет. Б) 65. В) 75. г) 70 лет.

2. Какие животные изображены на гербе ЯНАО:

А) олень и нерпа. Б) лось и орлан. В) олень и медведь. Г) лось и белка.

2.Сколько цветов на флаге ЯНАО:

А) три. Б) два. Г) четыре. Д) пять

3. Назовите имя губернатора ЯНАО:

А) Быковский В.А. Б) Неёлов Ю.В.  Г) Путин В.В.

3. Кто является мэром города Муравлеко:

А) Путин В.В. Б) Неёлов Ю.В. Г) Быковский В.А.

4. Население округа насчитывается около:

А) 600тыс. Б) 300тыс. В) 400тыс. Г) 500тыс

4. Какие три крупных полуострова включает территория округа:

А) Гыданский. Б) Ямал. В) Таймыр. Г)Тазовский

5. “Сырэй” - по ненецки:

А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.

5. “Тангы” в переводе с ненецкого:

А) зима. Б) весна. В) лето. г) осень.

6. Какое море омывает западное побережье Ямальского полуострова:

А) Баренцево. Б) Черное. В) Карское. Г) Лаптевых

6. С каким округом граничит ЯНАО на западе:

А) Ненецкий автономный округ.

Б) Ханты-Мансийский автономный округ.

В) Красноярский край.

7. Не являются столицей ЯНАО:

А) Надым. Б) Салехард. В) Ноябрьск.

7. Крупнейшие реки округа:

А) Таз. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым.

8. Дата образования ЯНАО:

А) 1сентября 1984г. Б) 10 декабря 1930г.

8. Три крупнейших озера округа:

А) Байкал. Б) Нейто. В) Телецкое. Г) Ямбуто. Д) Балхаш. Е) Ярато.

9. Углеводородное сырье на ЯНАО:

А) уголь. Б) руда. В) газ. Г) нефть.

9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири:

А) Муравленко В.И. Б) Губкин И.М.  В) НестеровИ.И.

10. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:

А) “край земли”. Б) “полуостров”. В) “конец мира”

10. Коренные народы Ямала:

А) русские. Б) ненцы. В) селькупы. Г) ханты.

Ответы 1 вариант:

1.Б; 2В; 3Б; 4Г; 5А; 6В; 7А,В; 8Б; 9В,Г; 10А.

Ответы 2 вариант:

1.В; 2.А; 3Г; 4.А,Б,Г; 5.В; 6.А; 7.А,В,Г; 8.Б,Г,Е; 9.Б; 10Б,В,Г.

  1. Назовите представителей животного мира ЯНАО.
  2. Перечислите растения, встречающиеся на территории нашего округа.
  3. Красная Книга ЯНАО (примеры).
  4. Какие современные экологические проблемы нашего округа вы можете назвать и предложите возможные пути их разрешения.
  5. План - описание города Муравленко (предприятия, школы, учреждения дополнительного образования, библиотеки, музеи и т.д. ).
  6. Составьте карту ЯНАО (схематически: с указанием основных объектов округа: три полуострова, крупнейшие озера, реки, города и с кем граничит наш округ).

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ №2.

1 вариант.

2 вариант

1. Сколько муниципальных образований насчитывается в ЯНАО:

А) 10. Б) 5. В) 17. Г) 13.

1. Дата образования нашего округа:

А) 10 декабря 1930г. Б) 1сентября 1984г.

2. Как ранее назывался город Салехард:

А) Северск. Б) Обдорск. В) Обск. Г) Аксарка.

2. Сине-голубой цвет на гербе ЯНАО:

А) цвет мужество и жизни. Б) цвет миролюбие. В) цвет моря, воды, неба и газа

3. Кто внес огромный вклад в развитие нефтяной отрасли страны и чьим именем назван один из северных городов:

А) Муравленко В.И. Б) Неёлов Ю.В. Г) Путин В.В.

3. Сколько цветов на флаге г. Муравленко:

А) три. Б) два. В) четыре. Г) пять

4. Население округа насчитывается около:

А) 600тыс. Б) 500тыс. В) 400тыс. человек.

4. Какой самый крупный полуостров находится на территория нашего округа:

А) Таймыр. Б) Ямал. В) Гыданский. Г) Тазовский.

5. Единственный в мире город, расположенный на Полярном круге:

А) Якутск. Б) Салехард. В) Лабытнанги.

5. В округе насчитывается озёр более:

А) 300тыс. Б) 200тыс. В) 400. Г) 300.

6. Ценные промысловые рыбы, добываемые в бассейне Оби и Обской губы:

А) осетр. Б) нельма. В) стерлядь. Г) муксун.

6. С каким округом граничит ЯНАО на юге:

А) Ненецкий а.о. Б) Ханты-Мансийский а.о.

7. Крупнейшие реки округа:

А) Енисей. Б) Иртыш. В) Обь. Г) Надым.

7. Бывший Обдорск, основанный казаками в 1595г., переименован в 1933г.:

А) Салехард. Б) Пурпе. В) Ноябрьск.

8. Озеро, расположенное не в ЯНАО:

А) Ярато. Б) Нейто. В) Байкал. Г) Ямбуто.

8. Полезные ископаемые ЯНАО:

А) нефть. Б) руда. В) газ. Г) уголь.

9. Кто в 1932 г. спрогнозировал нефтегазоносную провинцию Западной Сибири:

А) Губкин И.М. Б) Муравленко В.И.В) НестеровИ.И.

9. Что обозначает “Я-мал” в переводе с ненецкого:

А) “конец мира”. Б) “край земли”. В) “полуостров”

10 Коренные народы Ямала:

А) ханты. Б) ненцы. В) селькупы. Г) манси.

10. Основные отросли коренных народностей:

А) нефтегазовая. Б) оленеводство. В) рыболовство. Г) охотоводство.

Ответы 1 вариант:

1.Г; 2.Б; 3.А; 4.Б; 5.Б; 6.А,Б,В,Г; 7.В,Г; 8.В; 9.А; 10.А,Б,В,Г.

Ответы 2 вариант:

1.А; 2.В; 3.В; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.А; 8.А,Б,В; 9.Б; 10.Б,В,Г.

11. Природные богатства и промышленность нашего края.

12. Особенности климата севера. Атмосфера.

13. Водная среда округа. Значение гидросферы.

14. Почвы и земельные ресурсы ЯНАО. Значение литосферы.

15. Что такое флора? Приведите примеры нашего края.

16. Что вам известно о фауне? Приведите примеры нашего края.

17. Заповедники. Заказники. Красная Книга ЯНАО (примеры, географический атлас ЯНАО).

18. Можете ли вы назвать проблемы округа, города (экологические, социальные и другие)?

19. Что такое дневник наблюдений по краеведению? Регулярно ли вы работаете с ним?

20. Когда вы посещали городской краеведческий музей? Какие выставки вам запомнились?

21. Какие книги вы читали о ЯНАО? Посещаете ли библиотеки и читальные залы?

22. Какие важные события происходят в округе, городе (праздники, выборы и т.п.)?

23. Что вы хотели бы обсудить на занятиях по краеведения (какие темы?)

24. С помощью исторического атласа ЯНАО опишите традиционные промыслы края.

25. Переведите на национальный язык термины - зима, осень и т.д. (Исторический атлас ЯНАО).

26. Составьте схему-диаграмму “Национальный состав края” (географический атлас ЯНАО.)

27. Прочитайте строки из стихотворений ненецкого поэта Л. Лапцуя, подчеркивая великую любовь автора к родной земле.

Для меня родная ты отныне!
И по праву первого в краю
Жителя тебе сегодня имя
Я на веки вечные даю.
Нарекаю я тебя Ямалом.
По - ненецки это –
Край земли.

* * *Сейчас Ямал – обжитая планета.
Везде, на всем – соленый пот труда.
Безбрежны, как море, стада оленьи.
А рядом вышки нефтяные, в ряд
Построившись, моторов мощным пеньем
Любого новичка ошеломят.

(Перевод А. Каныкина)

Жизнь не имеет конца

На всей планете каждый день и час
Удивляет мир рождение новых поколений –
Продолжателей родов и фамилий племен.
Знак – за поворотом не кончается жизнь…
Заря восхода над горизонтом
Распустила золотистые кудри свои,
На плечах Земли – матушки родной
Играют, как сполох, сиянья Севера.
В сладком сне ночами долгими
Земля набирает силы и мужает,
Как дитя в качалке – люльке,
Глядящее в мир удивительных чудес.
Полозья нарт – качели тундры
День за днем ведут рассказы
О делах, успехах новых,
Завтрашнем дне младенца.
Настанет день – ждать недолго,
Когда тот малый сын оленевода
Громким голосом заголосит:
- Хей – хать! Кохов – кохов! – упреждая стадо.

* * *

Тундра,
я тебя и на мгновенье
не могу представить
без оленей –
с их извечно
гордою походкой,
с их, как вихрь,
и бегом, и полетом…

(Перевод Л.Шкавро).

Ты не видел тундры? Приезжай!
Если встретит холодом она,
Если вьюга зарычит страшно,
Словно моря Карского волна, -
Не пугайся, словно горностай,
Не кидайся в снежные бугры
Неумелым лыжником с горы.
Ясным взором посмотри вокруг,
Полной грудью свежести вдохни,
Бодростью наполнится твой дух,
В тундре – век двадцатый, наши дни!

Затем поэт знакомит с историей родного края:

Где вьюги вихрятся под полозом нарт,
Как малый ребенок, припал Салехард
К Оби – материнской груди…
К речному вокзалу со мной подойди –
Красивый какой пароход – погляди,
Волнуясь, выходит на старт.
Присядь на скамейку. Прекрасен и прост,
Вершиной в рассветное облако врос
Весь в красных цветах обелиск.
Над братской могилой венки шелестят
И ветер баюкает павших солдат,
Что здесь за свободу дрались.

* * *

Это – начало. С тех пор в Пуре
Высадили десант молодежи,
Стали к земным подбираться кладам
Смелые люди. Так начиналась
Ударная – Глебовская буровая.
С первым ударом бура возникла
Новая жизнь в Уренгое. Недра
Заговорили на всех наречьях
Древней земли. Так поднималась
Газовая целина Сибири.

* * *

О, Уренгой! Был ты неведом –
А теперь ты выходишь к миру.
О, Уренгой! По всему Союзу
Имя твое проносится со славой,
Смотрят люди с большой надеждой
В добрые глаза твои!

(Перевод


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

рабочая программа по литературному краеведению

Программа предназначена для изучения основ краеведения в общеобразовательных учреждениях Ямало-Ненецкого автономного округа, реализуется в рамках внеурочной деятельности. Программа рассчитана на 34 ча...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...