Экологическое путешествие по родному краю .
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Игумнова Наталья Евгеньевна

Забайкаловедение. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическое путешествие по родному краю .

1.   Добрый день !

Большинство из нас старается сделать красивым и уютным свой дом . но переступив порог дома  , мы забываем , что за порогом- тоже дом.

Наша общая задача- сохранить и уберечь этот дом .

Космонавты говорят , что из космоса Земля голубая и от каждого из нас зависит , чтобы она оставалась такой же прекрасной. Жизнь человека на Земле просто немыслима без животных и растений.

Так давайте же воспитывать в себе любовь к природе, ко всему живому на Земле .

                  И сегодня мы отправляемся в                                                        экологическое путешествие по родному краю , который полон тайн и загадок.

                   ( слайд –Лесная сказка)

2.  Первую остановку сделаем в лесу.

          А)      Друзья, мы на лесной тропе

                   Но на тропе особой

                   По ней как в сказочной стране

                  Пройти поди, попробуй.

Ребята, чем дорог вам лес ?

              ( слайд –Зимний лес)

Лес –это наше богатство, зелёный наряд Земли.

Лес- это чистый воздух.

Лес- это дом для зверей.

В Забайкалье широко распространены сосновые леса, берёзовые леса, лиственные леса.

               (3 слайда- лес)

       Б)  Дополнительные сведения о состоянии природы родного края .

Сосна вырастает за год примерно на 80 см., а ель на 20 см . Во

сколько раз быстрее растёт ель ?

Для того, чтобы выросла сосна, способная давать семена, требуется 100 лет, а для того, чтобы спилить такую сосну, достаточно 5 минут. Во сколько раз быстрее можно уничтожить дерево, чем его вырастить?

Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для человека. Но в условиях города из-за загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько деревьев необходимо для учащихся вашего класса?

У сосны хвоинки живут 2 года, а у ели – на 10 лет дольше. Сколько лет живут хвоинки у ели?

Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трех хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется для вашей семьи?

Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 36 т пыли, а такой же лиственный лес на 15 т больше. Сколько тонн пыли отфильтровывает лиственный лес? лиственный и хвойный лес вместе?

                ( слайд- леса)

             Люди ! Храните чистыми леса,

             Не вырубайте на дрова,

             Не загрязняйте их красоты,

             Они нуждаются в заботе.

            А сколько свалок, здесь в лесу,

           Я мусор в роще соберу,

           Очищу свой родимый край,

           Чтоб бы похож чуть-чуть на рай.

3.  Хорошо и привольно в лесу. Но поля и степи тоже привлекают нас.        (слайд- поле)

          Теперь вернёмся на тропу,

          И, не судите строго,

          К траве зелёной и цветку,

          Нас приведёт дорога.

А) Голова кружится от медового аромата цветов. Давайте будем беречь эту хрупкую и беззащитную природу.

           (слайд-цветы)

         1-рододендрон даурский

            2-альпийская астра

            3-азиатский жарок

            4-красоднев малый

            5-подснежники

            6-лилия карликовая

Природа прекрасна и очень важно сохранить и приумножить красоту края.

    ( слайд-растения Забайкалья)

4. Непривычно тихо стало бы в природе , если бы не слышалось пение птиц. Эти маленькие голосистые комочки доставляют нам столько радости.      (слайд- гнездо)

     А)        Давайте помолчим друзья

                И вскоре за ветвями,

               Быть может даже соловья

               Услышать сможем сами.

       (музыкальная пауза- пение птиц)

             

    Б)        Не трогай ласточку! Она

               Издалека летит сюда,

              У нас растит своих птенцов

             Не разоряй её домов.         

Очень холодно и неуютно у нас зимой перелётным птицам. И поэтому с наступлением осени они покидают нас. А нам остаётся только ждать и не разорять их гнёзда. Ведь птицы всегда возвращаются на своё старое место, в свой дом.

Что означает-  криптограмма (прочитать, что написано)

 Оседлая, часто встречающая птица –( воробей)

Насекомоядная птица- ( синица)

Детёныш птицы –(птенец)

Жилище птицы- (гнездо)

ГНЕЗДО      4*3***

ПТЕНЕЦ     762*28

СИНИЦА    *5*58*

ВОРОБЕЙ  **3*12*

         (слайд-гнездо «Берегите птиц» )

Мы всегда должны помогать птицам зимой. Что для этого нужно делать?(делать кормушки и подкармливать птиц).

             (слайд –воробей и дятел)

              Я- маленький Воробей

             Я гибну, дети, спасите..

            Я летом всегда подавал сигнал,

           Чтоб сторож ворон с огорода гнал.

           Пожалуйста, помогите!

Сюда, Воробей, сюда!

Вот тебе, друг еда.

Благодарим за работу!

         Я- Дятел, пёстрый такой.

        Я- гибну, дети, спасите..

       Всё лето я клювом стволы долбил,

      Тьму вредных букашек истребил.

      Пожалуйста, помогите!

Сюда, нащ,  Дятел, сюда!

Вот тебе, друг еда.

Благодарим за работу!

5. Хорошо и привольно в наших лесах и степях, но скучно было бы без лесных жителей, больших и малых, злых и добрых, которых мы должны любить и охранят.

«Самый- самый»

- Самый маленький пушистый зверёк, который живёт в дупле

    Белка -1слайд

-Самое пугливое кроткое животное?

           Заяц- 2слайда

- Самая хитрая и ловкая?

          Рыжая лиса – 2 слайда

- Самый неуклюжий и косолапый?

          Медведь – 2 слайда

- Самый рогатый, сохатый?

        Изюбр – 1 слайд

« Чьи это следы?»

(слайд- след)- (слайд-Сорока)

(слайд- след)-(слайд- Олень)

(слайд- след)- (слайд-Белка)

(слайд-след)- (слайд-Волк)

(слайд-след)-(слайд- Лиса)

(слайд-след)- (слайд-Медведь)

                                 ( слайд- «Грибок»)

 6. Сказка “Теремок” на экологический лад

Действующие лица: Ведущий, Лягушонок, Мышка, Петух, Еж, Медведь.

Вед. В чистом поле теремок, теремок; он не низок не высок, не высок.
Кругом чистые луга, рядом чистая река
Тут Лягушка мимо шла, к теремочку подошла.
Лягушка. Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Ква-ква, тишина! В теремочке я одна!
А из этого окна речка чистая видна. Жить тут – просто загляденье:
Воздух чист. И нет сомнений – остаюсь здесь навсегда – да, да, да!
Вед. Только свет зажгла Лягушка, появилась мышь-норушка.
Мышка. Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок?
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка. Я – Лягушка-квакушка! А ты кто?


Мышка. А я – Мышка-норушка!
Пусти меня в дом, будем жить с тобой вдвоем.
Лягушка. Я пустить-то тебя рада, только мне грязнуль не надо!
Кругом дивна красота, пусть останется она.
Вед. Поселилась Мышь с Лягушкой – лупоглазою подружкой.
Топят печь, зерно толкут, да блины в печи пекут
Вдруг явился на рассвете петушок горластый – Петя.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!
Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок?
Кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет?
Лягушка и Мышка.
Здесь живем мы – две подружки, В чистом поле дом нашли,
И из грязного болота убежать теперь смогли. А ты кто?
Петух. А я – Петушок, золотой гребешок,
Маслина головушка, шелкова бородушка.
Разрешите здесь пожить, буду честно вам служить.
Спать я буду на дворе, петь я буду на заре.
Лягушка и Мышка.
Так и быть, мы впустим в дом, только, чур, тебе поем:
Береги и ты природу, не бросай ты мусор в воду,
Охраняй от всяких бед, и не спи же ты в обед.
Вед. Вот живут они – Лягушка, петушок и Мышь-норушка;
Их водой не разольешь. Вдруг явился серый Еж.
Еж. Это что за теремок, теремок? Он не низок, не высок, не высок.
Кто, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет?
Лягушка, Мышка и Петух.
Мы – веселые зверята, в чисто поле дом нашли. А ты кто?
Еж. Я – колючий Ежик, ни головы, ни ножек.
Я из лесу к вам пришел, там беды большой подъем:
Люди там так отдыхают, сразу шум стоит такой,
Всех зверушек распугают, мусор всюду оставляют.
Жить там стало невтерпеж – хоть куда девайся Еж.
Разрешите здесь пожить, буду терем сторожить.
Лучше нас, лесных ежей, нет на свете сторожей!
Лягушка, Мышка и Петух.
Так и быть, пожалуй, в дом, жить мы будем вчетвером.
Вед. Вот живут они, играют, и печаль они не знают.
В это время из берлоги вышел Мишка толстокожий
Вдруг увидел – дом стоит. Рядом реченька бежит.
Он решил…
Медведь. Пойду туда. Наломаю там бока!
Вед. Оттого он злой такой, кто-то разбудил его зимой,
Не дал Мишке крепко спать. Стал он злым, стал всем мешать.
Если б люди всех любили, уважали бы зверей,
Не пошел бы мишка бурый дом ломать у малышей.
Лишь вломился он в домок, рухнул в поле теремок.
Лягушка, Мышка, Петух и Еж.
Что же ты наделал, Мишка? Ты зачем сломал домишко?
Где же жить теперь зверятам?
Ты б не трогал этот дом – Так прекрасно было в нем!
И пока жива природа, жить должно в нем много лесного народа.
Медведь. Я же вовсе не хотел обижать вас, братья!
А, имея крупный вес, просто в гости я полез.
Вед. Вот так и люди поступают
Лесных зверей не уважают,
Медведь. Но я же вовсе не хотел обидеть вас, друзья!
Я новый дом построить помогу – на радость вам, на зло врагу.
Вед. И пошла у них работа! Дом срубили за момент
За собой убрали мусор ,
чтоб была красивой местность.
Так вот жили и живут – Экологию все чтут.

  7.                (слайд- Земля,  слайд- Природа в наших руках)

                 Мы речь свою ведем о том.
                Что вся Земля – наш общий дом –
                Ещё о том ведём мы речь,
                Что мы наш дом должны беречь

               Наша планета Земля
              Очень щедра и богата:
             Горы, леса и поля –
             Дом наш родимый, ребята!

             Беречь будем птиц, зверей,
           От этого станем мы только добрей.

                       Так давайте сбережём

            Наш земной природный дом !

                   (слайд – край)

8.     Песня:

Если б только-только-только. Если б только на планете
Если б только все земляне все живое берегли,
То возможно-можно-можно, то наверно-верно-верно,
Книги красной точно-точно никогда б не завели!

А-а! Здравствуйте горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы, бегемоты! А-а! Обезьяны, кашалоты!
А-а! И зеленый попугай! А-а! И зеленый попугай!

И пускай у этой речки, и пускай  в зеленой роще,
И пускай в лесу тенистом слышен голос птичьих стай.
И запомни - помни-помни, что беречь природу надо.
Всем на этом белом свете ты, как можешь, помогай!

А-а! Здравствуйте горы вот такой вышины!
А-а! Здравствуйте реки вот такой ширины!
А-а! Крокодилы, бегемоты! А-а! Обезьяны, кашалоты!
А-а! И зеленый попугай! А-а! И зеленый попугай!

Вот и подошло к концу наше путешествие, посвящённое защите всего живого на земле.

Михаил  Пришвин  писал: « Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей Природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мы должны учиться любить родную землю, понимать и беречь её красоту.»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по родному краю

В 2013ГОДУ КУЗБАССУ ИСПОЛНИЛОСЬ 70ЛЕТ.  мОЖНО ПРОВЕСТИ  ПУТЕШЕСТВИЕ ПО РОДНОМУ КРАЮ " сДНЁМ РОЖДЕНИЯ ,РОДНОЙ КРАЙ!"...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по родному краю"

Интегрированное мероприятие по окружающему миру с элементами краеведения....

Путешествие по родному краю.

Данное мероприятие имеет краеведческую направленность. Знакомит детей с особенностями родного края....

Экологический марафон «Тропинками родного края»

Цель привлечь внимания к актуальным экологическим проблемам своего края Основные задачи:1) развитие мышления, расширение природоведческого кругозора;2) воспитание экологической культуры;3) развит...

«Экологическая обстановка в родном крае. Экологический суд».

Цель занятия: анализ экологических связей в природе, раскрытие значения взаимодействия организмов и компонентов неживой природы, анализ антропогенного воздействия на природу....

Положение о проведении экологической викторине "Знатоки родного края"

Положение о проведении Викторины было разработано для сетевого мероприятия в рамках года экологии. Викторина проводилась для начальной школы....

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы «Увлекательное путешествие по Архангельской области».Тема: "Путешествуем по родному краю".

Проект внеурочного мероприятия с использованием региональной программы "Увлекательное путешествие по Архангельской области" Тема: "Путешествие по родному краю"...