Конспект урока русского языка 3 класс(школа России)
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Кокина Наталья Вячеславовна
На уроке использовалась групповая работа. Урок построен в технологии деятельностного подхода. На этапе закрепления проведено интересное творческое задание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_1.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

Цели:  1. Выявить родовые окончания прилагательных;

2. учиться писать родовые окончания прилагательных;

3. развитие речи;

4. развитие умений коллективной работы;

5. развитие познавательной активности.

Оборудование: - магнитофон

                                    - плакаты

ХОД УРОКА.

Музыкальная пауза:    Я свет.

                                              Я любовь.

                                              Я мир и согласие.

                                              Я не буду бояться никого и ничего.

                                              Я буду делить любовь с теми, кто меня любит,

                                              Ибо любовь – всепобеждающая.

Эмоциональный настрой:

Здравствуй, небо голуб…..!

Здравствуй, мил….. земля!

Я, весен…… подснежник,

В гости к вам пришел не зря.

- Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения и новые знания.

(дать карточку одному ученику о сущест.)

Минутка чистописания:

- Отметьте самый красивый элемент работы.

Словарная работа: аллея, береза, дорога, погода, растение, черный, хороший, солнце, капель, цветок

(Светофорики – проверка)

- Какие слова не являются словарными? (солнце, капель, цветок)

- На какое правило каждое из них?

- Какая смысловая тема их объединяет? (весна)

- Какой частью речи являются эти слова?

Актуализация знаний.

Рассказ ученика о существительном.

- У какой части речи бывают окончания  -ая, -яя

- Дайте определение прилагательных.

- Найдите прилагательные среди словарных слов.

- С какой частью речи связано прилагательное?

- Какое открытие сделали на прошлом уроке? (прилагательные изменяются по родам; род прилагательного зависит от рода существительного)

- Определите род существительных в стихах (небо, земля, подснежник) и сделайте вывод о роде прилагательных.

- На индивидуальной доске запишите окончания прилагательных.

Весенний – весенней?-затруднение.

-Возникло затруднение в написании родовых окончаний прилагательных. Значит, нам предстоит найти след еще одной тайны имени прилагательного.

Итак, тема урока: (открыть на доске)

Правописание родовых окончаний прилагательных.

- Что мы должны выяснить? (Как пишутся родовые окончания прилагательных.) Начинаем наблюдение. Определить: на какой вопрос отвечают прилагательные каждого рода и какое имеют окончание. Работать будем в четверках. Используя слова: (карточки) солнце   (какое?)

                                                                           Капель   ( какая?)

                                                                           Цветок   (какой?)

подберите к ним прилагательные, понаблюдайте за окончанием, сделайте вывод.

Выход из затруднения.

Итак,  Ж.Р.  Капель→какая?                       - ая, - яя

          М.Р.   цветок →какой?                    -ой, -ый, -ий

          С.Р.     солнце →какое?                    -ое, -ее 

Ответы у доски представителей четвёрок.

- Сравним наш вывод с таблицей в учебнике.

- Сравните окончания вопроса и прилагательного. Какой род самый коварный?

-Вопросы и окончания необходимо запомнить.

- Но одного вывода недостаточно. Давайте разработаем алгоритм, как грамотно написать окончание прилагательных. Подумайте, с чего надо начать?

Работаем в четвёрках. Одна группа получает карточки – помощницы.

Алгоритм.

1. Найди существительное, с которым связано прилагательное.

2. Определи род существительного.

3.Поставь вопрос от существительного к прилагательному.

4. Вспомни окончание прилагательных в этом роде.  (См. таблицу)

Проговаривание алгоритма.

Работа в паре – проговорите друг другу.

1 ученик у доски.

Схема:

Если придумаете свои условные обозначения, будет здорово.

Докажи, Весен… цветок,

                Мил… земля

Аплодируем.

Отдых:        

На лужайке,

На ромашке

Жук летал в цветной рубашке

Жу-жу-жу

Жу-жу-жу

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь

Низко-низко наклоняюсь.

Первичное закрепление: Цепочкой :

Пользуясь алгоритмом правильно написать окончания прилагательных.

Первоцвет (        ?) золото…, желт…

Хохлатка (          ?) изящн…, хрупк…

Медуница (         ?) розов…, син…

Чистяк (            ?) маленьк…, ядовит…

Растение (          ?) полезн…, редк…

Я должен над цветами наклониться не для того, чтоб рвать или срезать. А чтоб увидеть добрые их лица, и доброе лицо им показать.

Самостоятельная работа:  

Прочитай. Вставь окончание прилагательных, укажи существительные, род прилагательных. (на листочках)

Одни скажут, что подснежник голуб…, как весен… небо, другие возразят, что он золотист…, как солнечный луч, а третьи, что бел…, точно перв… снег. Все будут правы.

Подснежник – маленьк… многолетн… растение. У него цветочн… стрелка с одним цветком.

Проверка по эталону. (светофорики)

   Творческое задание:

Мы раскрыли еще одну тайну имени прилагательных. Разве не чудо?

Этим с вами поделюсь

И…о чудо! Удивлюсь.

Лучше вы, умнее стали.

На уроке не устали?

Есть желание учиться

И, конечно, не лениться.

Вот вам

Чудо из чудес!

Ч удесная фея

У летающий снег

Д альняя дорога

О живленная птица

Дома попробуйте сочинить своё чудо. Выделите окончания прилагательных и укажите род.

Итог урока.

- Какое сегодня сделали открытие?

Расскажите, что узнали о правописании родовых окончаний прилагательных.

- Повторите алгоритм.

-Нарисуйте горку, где укажите, как поняли новый материал.

- Нарисуйте настроение.

- Спасибо за устремлённость и старание.

Конспект урока русского языка в 3 классе.

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

           Учитель: Кокина Н.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Имя прилагательное" конспект урока русского языка УМК "Школа России" Т.Г.Рамзаева 2 класс

Конспект урока русского языка  УМК  "Школа России" Т.Г.Рамзаева  2 класс...

Конспект урока русского языка. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Роль прилагательных в тексте"

Я предлагаю Вам разработанный мною конспект урока русского языка....

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Глагол, его роль в речи"

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с понятием глагол.Планируемые результаты: Предметные:- знать, что такое глагол и его обозначение на письме;- уметь слышать глаголы в устной речи;-...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Значение и употребление глаголов в речи"

Цели деятельности учителя: формирование умения распознавать глаголы среди других частей речи, определять значение и употребление глаголов в речиПланируемые результаты:Предметные:знать о существенных п...

Конспект урока русского языка, УМК "Школа России", 3 класс "Число глаголов"

Цели деятельности учителя: формирование умения определять число глаголов.Планируемые результаты:Предметные:- знать, как подчеркивается глагол при письме;- знать как определять число глаголов;- уметь о...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"

Конспект урока русского языка УМК "Школа России" 2 класс, тема: "Парные согласные в корне слова"...