Главные вкладки

    Методическая разработка (русский язык, 4 класс) по теме:
    «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Алёнушка».

    Супруненко Елена Викторовна
    Развивать умение составлять план сочинения; научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи; расширить лексику школьников, их кругозор; в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре; научить любить русскую живопись, русскую литературу, русскую историю.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_alenushka.doc89.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    МОУ гимназия №6 г. Новороссийска

    «Сочинение по картине В.М. Васнецова   «Алёнушка».

                                                 Учитель: Супруненко Е.В

                                                         

    2009 г.

    ТЕМА УРОКА:

     «Сочинение по картине В.М. Васнецова   «Алёнушка».

    Цель урока:  научить писать сочинение по картине.

    Задачи: развивать умение составлять план сочинения;

    научить читать картину, осмысливать ее содержание, выбирать точные слова для ее описания, для реализации идеи;

    расширить лексику школьников, их кругозор;

    в процессе анализа пробудить способность выразить словом не только сюжет, но и мирское содержание, которое скрыто во всей художественной структуре;

    научить любить русскую живопись, русскую литературу, русскую историю.

    Оборудование: ПК, проектор, экран, презентация, репродукция картины «Аленушка».

    ХОД УРОКА

    I. Организационная часть.                                                                   (1 мин.)

    1.  Создание позитивной атмосферы.

    Упражнение «Возьмитесь за руки, друзья!»

    Возьмитесь за руки, друзья,

    Без дружбы нам никак нельзя:

    Уметь прийти на помощь другу,

    Утешить, поддержать подругу.

    И наш урок, признаться честно,

    Пройдет активно и успешно.

    Теперь друг другу улыбнитесь,

    Настройтесь на урок и «соберитесь».

    И все проблемы – пустяки,

    Ведь все мы вместе – знатоки!

    2. Повторение правил совместной работы.  

    1) Работать дружно: быть внимательным друг к другу, вежливым, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего;
    2) работать по алгоритму (плану);
    3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца;
    4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок);
    5) поступай с другими людьми так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой.
    6) каждый из подгруппы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности.
     

     

    II. Подведение учащихся к изучению новой темы.                                       ( 3 мин.)

     

    Вопросы:

    Найдите репродукции картин В.М. Васнецова. Что их объединяет?

    Как называются репродукции картин В.М. Васнецова.

    Определение цели урока. Сведения о В.М. Васнецове (1848-1926)

     Рассказ учителя о детстве, творчестве В.М. Васнецова.

    II. Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка».                      ( 3 мин.)

       1.Подготовительная работа.

    Просмотр репродукции картины «Аленушка».

    Образ русской девочки-сиротки, трудолюбивой и доброй, простой и скромной, взволновал чуткое сердце художника и вдохновил на создание картины. Однако эта картина не иллюстрация к сказке. Васнецов создал не сказочный персонаж, а правдивый образ бедной крестьянской девочки. Картина «Алёнушка» написана в 1881 г., находится в Третьяковской галерее.

    Чтение стихотворения

    2.   Девочка  в лесу.

    «О чём ты  плачешь, девочка,

    В задумчивой  глуши,

    У озера,  где зыблются

    Седые камыши?

    Зачем слезинки  вспыхнули

    И льются  на траву!» -

    «Я жду к себе русалочку,

    Зову её,  зову!

    Никто не откликается,  -

    И  скучно  мне одной!

     Вокруг так неприветливо

     И лес такой  пустой».          

                                         М.  Пожарова

     Прочитайте  внимательно  стихотворение.

    Есть ли  общее  в  настроении стихотворения  и  картины?

    3. Рассматривание картины и ее анализ.                                              (4 мин.)

    1. Кого  мы  видим  в  центре  картины? (Аленушка сразу привлекает наше внимание. Она изображена почти в центре полотна лицом к зрителю. Чтобы подчеркнуть ее одиночество, художник не поместил на картине других персонажей).

    2. Какой  изобразил  художник Алёнушку?

    (Аленушка — бедная крестьянская девочка. У нее худые руки. Аленушка босиком: одежда бедная: рваный сарафан, старая вылинявшая голубая кофта; каштановые волосы распустились по плечам, голова опущена.

    Светлым розовым полотном на темном фоне выделяются лицо и руки Аленушки. Сразу видишь ее грустное лицо и большие глаза).

    3. Как  ты думаешь,  о чём грустит  героиня?

     (Аленушка одиноко сидит на камне, низко опустив голову, пригорюнилась, призадумалась. Она судорожно обхватила колени, согнулась. Вся ее поза выражает несчастье, горе).

    Какими словами можно охарактеризовать горе девочки?

    (Горе – безутешное, великое, безысходное, большое, тяжелое и т.д.)

    Какие синонимы ярче передают душевное состояние Аленушки?        

     (Тоска, печаль, грусть и т.д.)

    4.Что  говорит  о  бедности  и  сиротской  доле Алёнушки?

    5.Что  можно  сказать  о  природе,   которая  её  окружает?

    (На картине изображена ранняя осень. Природа начинает увядать. Кое-где пожелтели деревья. В омуте плавают опавшие листья. Осеннее небо хмурое.

    Осенью умирает природа, это навевает грусть. Художник показал, что природа созвучна настроению Аленушки, она как бы прислушивается к мыслям бедной девочки, грустит и плачет вместе с ней. Печально притихнув, стоят вокруг молодые березки, согнулись и опустились в воду тонкие ветки осинок, поникли кое-где стебли осоки. Тихо щебечут ласточки, словно стараются успокоить, рассеять грусть Аленушки. И Аленушка понимает, любит природу и только ей одной доверяет свое безутешное горе).

    6. Какое  настроение  вызывает  картина?

    7. Какие  краски  передают  это  настроение?

    (Цвет в картине — это главное. Живопись — искусство говорящих красок.

    С помощью цвета художник создает образ, добивается нужного впечатления. Желтый, розовый, красный — это теплые цвета, они создают радостное настроение у человека. Но, используя холодные тона темно-зеленых, синих, серых красок, художник вызывает у зрителя чувство тоски, печали, грусти.

    В картине есть и теплые тона, и холодные. Выделяются холодные тона зелени. Теплых цветов мало: светло-розовые на лице, руках, розовые цветы на сарафане. Больше темно-коричневых, мрачных красок. Это производит грустное впечатление.

    Цвет в картине имеет большое значение. Общий тон картины (колорит) неяркий, в нем преобладают темно-зеленые и красно-коричневые цвета. Побуревшая трава, красноватая осенняя листва, пожелтевшая зелень подчеркивают общий коричнево-зеленый тон картины. Помимо неярких тонов, мы видим в картине светлую полоску гаснущей зари, яркую изумрудную зелень осоки, розовые цветы на сарафане Аленушки и голубую кофточку. Используя яркие, контрастные тона, художник усиливает создаваемое картиной впечатление).

     Краски тоже передают настроение. Главные цвета здесь серые, зелёные, желтоватые.  Всё сливается  в тихую задумчивую сказку.

                                     Неподвижно смотрит девушка в мрачные воды. Поникла её голова. Свешиваются спутанные пряди волос. Печально сложены на коленях руки. Поза девушки, выражение глаз, старенькое платье говорят о бедности  и  горькой сиротской доле.

                                     Художник Васнецов назвал картину «Алёнушка». Нравилось ему русское имя Алёнушка. Напоминало оно грустную сказку про сестрицу Алёнушку и  братца её  Иванушку.

                                      Природа словно сочувствует Алёнушке. Молодые осинки, ёлочки, осока заботливо окружают девушку. Вокруг осенняя грусть и тишина.

    По К. Кудрявцевой

    4. Составление плана.                                                           (4мин.)

    - Чтобы получился рассказ по картинке, составим план сочинения. В этом  поможет памятка «Как составить рассказ по картинке».

    - Как начать сочинение по картинке? ( Рассказать, где увидели картинку, об авторе, как писалось картинка).

    -  О чем скажем в основной части? ( Опишем героиню, природу, краски).

    - Как закончить рассказ? О чем сказать в заключительной части? ( О настроении, о чувствах, которые она вызывает).

                        Примерный  план.

    1. Художник В.М. Васнецов и  картина «Алёнушка».
    2. Девушка у омута.
    3. Природа сочувствует Алёнушке.
    4. Краски  картины.
    5. Какие мысли и чувства  вызывает картина?

    К каждой части плана подберите подходящие слова для справок:

    Сирота, напоминает,  замечательный  русский художник,  мрачные,  

    неподвижно,   поза,  сумрачный,   спутанные, сочувствует, контрастные тона,   выражение, одиночество    порванное, свешиваются,    сложены,  горькая доля, колорит,  безутешное горе, настроение, желтоватые, несчастье,  осока, впечатление, крестьянская  девочка, навевает грусть, коричнево-зеленый тон, щебечут ласточки, изумрудная зелень, создает образ, холодные тона.

    5. Характеристика деталей пейзажа. Самопроверка.                (1мин.)

    Микротемы. Запись слов к микротемам.

    • Небо — осеннее, хмурое, унылое, сумрачное, серое; неприветливое, тоскливое, пасмурное.
    • Листья — опавшие, желтые, пожелтевшие.
    • Омут — глубокий, глухой.
    • Вода — темная, холодная, темно-коричневая, почти черная, неподвижная, застывшая.
    • Осинки — тоненькие, задумчивые, трепетные.
    • Лес — дремучий, хмурый, темный, мрачный, глухой, угрюмый.

    6. Составление  рассказа  по  плану.                                             (2 мин.)

    Подумай, какие слова для справок войдут в твой рассказ.

            - Ребята, данное описание картины можно сделать более полным и ярким, если обогатить этот текст определенными словами, называющими признаки изображенных предметов и действий.

            На сером камне около лесного озера одиноко сидит Алёнушка и печально смотрит в воду. Ее (темные, мечтательные) глаза широко открыты. Одежда (старая, вылинявшая), (босые) ноги говоря о бедности девочки. (Каштановые, шелковистые) волосы в беспорядке рассыпались по плечам. (Грустный) взгляд Алёнушки прикован к озеру, по которому плавают (желтые листья). Лучи солнца слабо освещают верхушки елей на фоне (осеннего неба). Природа бережно охраняет Алёнушку, разделяя с ней горе. Вокруг Алёнушки встали хороводом (молоденькие, серебристо – зеленые осинки.) Золотая осень вступила в свои права.

    7. Запись текста  сочинения.                                                          (20 мин.)

    8. Самопроверка.                                                                             (1 мин.)

    Перечитай  сочинение  по  слогам.

    Правильно ли ты расставил знаки препинания (если употребил  предложения с  однородными членами)?

    Поставь галочку (V) около той части сочинения, которая понравилась  тебе  самому.

    III. Рефлексия урока.                                                                      (1 мин.)

    Как вы оцениваете свою работу на этом уроке – поднимите фишку.

     Напоминаю: отлично – красная фишка,

                           хорошо – синяя,

                           удовлетворительно - зеленая.

    - Как вы оцениваете работу вашей команды – группы?

    - С кем сегодня вам было приятно работать, кому бы вы сказали «спасибо»?

    Используемые информационные источники:

    1. Сочинения по картинам в начальных классах: Пособие для учителя/

    В.И. Воробьева, С.К. Тивикова. – Тула: ООО «Издательство «Родничок», 2002.

    2. Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинения. 4 класс /

    Пособие для начальных классов. – М.: Грамотей, 2007.

    3.Мезенцева С.В. «Сочинение по картине В.М. Васнецова «Аленушка» -

    Начальная школа.  2003. №12.