Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме "Изменение имен прилагательных по родам".
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по системе Л.В.Занкова по теме "Изменение имен прилагательных по родам".

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon izmenenie_prilagatelnyh_po_rodam.zip122.28 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №8 »  Кировского района г.Казани

Урок русского языка во 2  классе.

УМК «Развивающая система Л.В.Занкова»

Изменение имен прилагательных

по родам.

 

Подготовила и провела

Сёмина Светлана Александровна

учитель начальных классов

I квалификационной  категории.


КАЗАНЬ 2011

               Тема урока:  Изменение имен прилагательных по родам.

               Цели и задачи урока:

               образовательные – развитие умения точно употреблять в речи имена              прилагательные, правильно писать родовые окончания.

              развивающие – развитие мыслительных операций посредством наблюдений, сравнений, обобщений, конкретизаций, сознательного восприятия учебного материала, развитие зрительной и смысловой памяти, речи учащихся, потребности к самообразованию, способствовать развитию творческой деятельности учащихся, приобщение к информационно-поисковой деятельности,  языковой интуиции.

            воспитательные - воспитывать познавательную активность, любовь к родному языку, любознательность, настойчивость в достижении цели уверенность в себе, воспитание культуры общения.

           Форма урока: нетрадиционный урок с использованием  мультимедийных средств.

          Программные средства: комплект методических пособий УМК «Развивающая система Л.В.Занкова». Учебник русского языка для 2 класса: автор А.В.Полякова.

           

           Ход урока: на уроке использовались элементы современных  образовательных технологий:

• здоровьесберегающие (физминутки, смена видов деятельности, упражнения на

внимание);

• игровые;

• личностно – ориентированная (индивидуальные задания в ходе работы);

• информационно – коммуникационная технология (использование мультимедийных средств обучения;

• проблемное обучение (частично – поисковое).

        Внутренняя мыслительная деятельность учащихся стимулируется сопоставительным анализом, творческими заданиями в парах, в группах, самостоятельными выводами в конце урока.

       Оживляют урок игровые моменты, элементы фантазирования.

        В приложении к уроку даётся дидактический и аудио материал – записи звуков, стихотворений, комплекс тренировочных упражнений, игр, направленный повышающий познавательную активность и мотивацию учащихся на уроках.

       

Ход урока.

I. Организационный момент

Психологический настрой на работу.

Учитель: –Ты улыбкой, как солнышком, брызни, 

                    Выходя поутру из ворот

                    Понимаешь, у каждого в жизни

                    Предостаточно бед и забот.

                    Разве любы нам хмурые лица

                    Или чья-то сердитая речь?

                   Ты улыбкой сумей поделиться

                   И ответную искру зажечь.

                   Подарите улыбки друг другу…

– Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Начинаем урок  русского языка!

   Сегодня не простой урок русского языка, а урок путешествие в мир слов. А мы не ученики, а путешественники.

  1. Кого называют путешественниками? (Ответы детей)

 Мы отправляемся в главный город этой страны – Грамотеевск.

 Дорога будет нелегкая, нам пригодятся наши знания, мы должны будем много трудиться. Наши тетради – это записные книжки путешественников, в них мы будем записывать свои открытия и наблюдения.

II. Чистописание.

В городе Грамотеевске много разных жителей, сейчас мы встретимся с ними:

Кто в лесу без топоров

Строит избу без углов? (Птицы)

Сегодня, на этом уроке

Мы много узнаем, поймем.

Помогут нам в этом птицы.

Мы их на урок позовем.  

Перед вами слова: ястреб, голубь, лебедь, дрозд.

  1. Какие буквы пропущены в словах? (Парные согласные на конце слов.)
  2. Объясните,  как их надо написать и почему? (Подбирают проверочные слова.)
  3. Какой частью речи являются эти слова? (Именами  существительными.)
  4. Что обозначают имена существительные? (Предметы одушевленные и неодушевленные.)

Работа по вариантам: 1вариант пишет - букву б, 2 вариант- букву д.

Я тетрадь свою открою

И наклонно положу.

Я, друзья, от вас не скрою-

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь.

За работу я возьмусь.

  1. А какая часть речи обозначает признаки предметов? (Имена прилагательные)
  2. Поберите слова-признаки, т.е. имена прилагательные , к данным именам существительным.( Лебедь красивый, грациозный, ястреб решительный, голубь быстрый, дрозд …)

Итак, мы подобрали слова-признаки, сказали, что они являются именами прилагательными. А что мы знаем об этой части речи? (Имена прилагательные обозначают признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? Какие? Имена прилагательные изменяются по числам и родам, относятся к именам существительным.)

III. Работа по теме урока.

  1. Прочитайте имена прилагательные с каждым именем существительным:

Спелый: арбуз, ягода, яблоко.

Чтобы правильно написать окончания имен прилагательных надо помнить об окончаниях вопросов, которые задают к ним от имен существительных.

Устно:

Арбуз (какой?) спелый –м.р.

Ягода (какая?) спелая- ж.р.

Яблоко (какое?) спелое- ср.р.

А следующее аналогичное задание будем выполнять в тетрадях , 1 ученик- у доски на оценку

Добрый: речь, человек, слово.

Речь (какая?)- добрая.

Человек (какой?)- добрый.

Слово (какое? )- доброе.

  1. От чего зависит род и число имени прилагательного? (Род и число имени прилагательного зависит от рода и числа имени существительного.)

2)Жители города Грамотеевск очень дружные, помогают друг другу в нужную минуту. Вот и мы сейчас воспользуемся помощью своих друзей-соседей по партам.

А сейчас мы с вами будем работать в парах: 

Найди замену, определи род имен прилагательных, выдели окончания имен прилагательных:

Очень холодная (вода)                                       знойное

Очень жаркое (лето)                                          студеная

Очень худой (человек)                                      крохотная

Очень маленькая (туфелька)                            тощий

Очень густой (лес)                                            дремучий

Самопроверка.

IV. Физминутка

V.Закрепление пройденного:

1) Работа с синонимами:

В городе Грамотеевск живут слова-приятели, они говорят одно и тоже, но по-разному.

  1. Вот как они сказали по разному про одно и тоже озеро своего городка:

Неглубокое озеро,- сказал один. А что сказал другой? (Мелкое озеро).

  1. Слова-приятели зашифровали слово, попробуем его разгадать.

Здание- дом.

  1. Какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные.)
  2. Подберите  слова-признаки, имена прилагательные к ним. (Здание высокое, кирпичное, многоэтажное,.... Дом низкий, деревянный, старенький,…)
  3. Найдите синонимы в пословице:

Занятого человека грусть-тоска не берет.

Какой частью речи являются эти слова? (Это имена существительные.)

Образуйте однокоренные имена прилагательные от данных имен существительных: Грустный, тоскливый

  1. Работа с антонимами:

В городе Грамотеевск живут слова-неприятели, они говорят и делают всё наоборот.

  1. Длинный сарафан  для Маши,

Чтоб была всех в мире  краше.

А короткий – для Алёнки,

Маленькой её сестрёнки.  

Найдите слова-неприятели. Как они называются? (Это антонимы)

Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род имен прилагательных.

Длинный- короткий (м.р.).

  1. Вышел в поле храбрый рыцарь.

Может он с любым сразиться.

А трусливого зайчонка испугает и девчонка.

Записать в тетрадь, выделить окончания, определить род имен прилагательных.

Трусливый- храбрый (м.р.).

VI.Работа в группах.

В городе Грамотеевск  пошел дождь.

 А что вы любите делать во время дождя, ведь на улицу не выйдешь? (Играть, читать, смотреть телевизор, решать кроссворды, сканворды, ребусы).

Вот и мы сейчас будем разгадывать ребусы.

1 группа: ,, й (СИНИЙ)  

2 группа: к + я (БЕЛАЯ)

3 группа:  ,+ ,+ое(ВЕСЕЛОЕ)

VII. Итог урока, выставление оценок.

VIII. Домашнее задание. На карточках.

Мы еще вернемся в этот удивительный, интересный, загадочный город Грамотеевск.

VII. Релаксация.

Использованная литература.

  1. Александрова Г. Занимательный русский язык (серия «Нескучный учебник»).- СПб.: Тритон, 1997.
  2. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика- в рифмовках занимательных: книга для учителя.- М.: Просвещение, 1994.
  3. Волина В. Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  4. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Первая школьная энциклопедия.- М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008.
  5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В., Яровая Л.Н. Учим русский с увлечением: Части речи. Предложение. Текст. Развитие речи: 1-4 класс.- М.: 5 за знания, 2004.
  6. Перекатьева О.В., Подгорная С.Н. Сборник разноуровневых проверочных работ по русскому языку 1-2 классы.- Ростов нД: изд-во «Феникс», 2002.
  7. Узорова О.В., Нефедова Е.А. Справочное пособие по русскому языку: 1-2 класс.- М.: ООО «Издательство Астрель», 2004.
  8. Ходова Т.В.. Подготовка к олимпиадам по русскому языку. Начальная школа. 2-4 классы.- М.: Айрис-пресс, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных женского рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...

Конспект урока по русскому языку на тему: «Правописание окончаний имен прилагательных среднего рода» (УМК "Перспектива")

Цель: формирование  навыка правописания окончаний имен прилагательных; развивать умения распознавать имена прилагательные в тексте. Планируемые результатыПредметные:- умение  определять...


 

Комментарии

Уважаемая Светлана Александровна, большое спасибо за представленный материал в нашей группе. Большое разнообразие заданий, различные виды работ помогают детям легко усвоить данную тему. Желаю дальнейших творческих находок.