Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    Русский язык 3 кл. "Чередование согласных в корне слова"

    Левачкова Елена Александровна

    Данный урок сконструирован в технологии деятельностного метода.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Cheredovanie_soglasnyh.docx575.6 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского  языка 3 класс

    Тип урока: ОНЗ

    Тема: «Чередование согласных звуков в корне  слова»

    Основная цель:

    1) сформировать представление о понятии «чередование  согласных в корне», умение находить эти согласные;

    2) тренировать навыки образования однокоренных слов чередованием согласных.

    3)формирование умения составлять план.

    Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования:

    анализ, сравнение, аналогия, обобщение.

    Эталон однокоренных слов.

    Ход урока:

    1.        Мотивация к учебной деятельности.

    Цель:

    1) создать мотивацию к включению в деятельность на уроке посредством анализа пословицы;

    2) организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности;

    3) определить содержательные рамки урока: чередование согласных звуков в корне слова.

    Организация учебного процесса на этапе 1:

    На доске «рассыпавшаяся» пословица - под вода камень не лежачий течет.

    -Ребята, на доске вы видите пословицу. Восстановите порядок слов, и тогда вы сможете прочесть её.

    -Как вы понимаете её смысл? (Под лежачий камень вода не течет.)

    -Какое отношение данная пословица имеет к нашему уроку? ( Мы должны предпринимать определенные действия, чтобы получить знания).

    -Какие два шага мы выполняем, для открытия  необходимых нам знаний?

               

    -Какой настрой вам понадобится на уроке? (положительный.)

    -Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи!

    2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в  пробном действии.

    Цель: 

    1) актуализировать представления об однокоренных словах, их существенных признаках;

    2) тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, классификацию;

    3) мотивировать к пробному действию; организовать его самостоятельное выполнение;

    4) организовать анализ полученных ответов и зафиксировать индивидуальное затруднение.

    Организация учебного процесса на этапе 2:

    1) Актуализация представлений об однокоренных словах.

    - Для минутки чистописания я выбрала эту пословицу. Запишите ее в тетрадях по чистописанию.

    -Подчеркните знакомые орфограммы. (Фронтальная работа с комментированием)

    -Подберите к прилагательному лежачий однокоренные слова.

    -Вспомните существенные признаки однокоренных слов (Имеют общее смысловое значение, написание корня совпадает).

    Каким эталоном вы воспользовались? (Эталоном однокоренных слов)

    -Какая цепочка слов у вас получилась?

    Один учащийся записывает слова на доске без комментирования, остальные учащиеся работают в тетрадях. Проверка организуется фронтально. В случае выявления ошибок проводится коррекционная работа.

    Среди группы слов найдите однокоренные слова слову год. Выделите корень.

    Годик, погода, пригодится, негодный, година, годовой, новогдний.

    Проверка проводится фронтально с комментированием.

    В данных словах выдели корень.

    Свет, свеча, освещение.

    – Итак, ребята, что же вы сейчас повторили? (Понятие однокоренных слов, умение выделять корень в словах)

    - Как вы думаете, какое задание я вам сейчас предложу? (Задание на пробное действие).

    Зачем? (Чтобы мы поняли, что нам известно, а что нет)

    4) Задание для пробного действия.

    Подчеркни чередующиеся  согласные в словах свет, свеча, освещение.

    - Кто смог выполнить задание?

    - Что вы не смогли сделать?

    Я не могу утверждать, что выделил эти согласные правильно.

    -Почему у вас возникло затруднение?

    Я не знаю правила чередования согласных в корне слов.

    - Что надо сделать дальше? (Остановиться и подумать).

    3. Выявление места и причины затруднения.

    Цель:

    1) организовать восстановление выполненных операций;

    2) организовать фиксацию места (шага, операции), где возникло затруднение;

    3) организовать соотнесение своих действий с используемыми эталонами (алгоритмом, понятием и т.д.).

    Организация учебного процесса на этапе 3:

    -Какое задание выполняли? (Подчеркивали чередующиеся согласные)

    - Чем это задание отличается от тех, которые выполняли раньше? ( Раньше все корни были одинаковые)

    - Почему возникло затруднение? ( Мы не знаем понятия чередующиеся согласные)

    - Значит, чему вы должны научиться, поставьте перед собой цель. (Мы должны узнать правило чередования  согласных.

    - Назовите тему урока. (Чередующиеся согласные в корне слов.)

    4. Построение проекта выхода из затруднения.

    Цель:

    Организовать построение проекта выхода из затруднения:

    1) учащиеся ставят цель проекта: определить понятие чередующиеся согласные в корне слова;

    2) учащиеся уточняют и согласовывают тему урока;

    3) учащиеся определяют средства (алгоритмы, модели, справочники и т.д.).

    4) учащиеся формулируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

    5)формировать умения составлять план для достижения учебной цели.

    Организация учебного процесса на этапе 4:

    - Прежде, чем продолжить работу дальше, что надо сделать? (Поставить цель).

    - Сформулируйте цель своей деятельности. (Составить  план  нахождения чередующихся согласных в корне).

    - Уточните тему урока. Проверьте, правильно ли вы сформулировали её вначале.

    - Что вам может помочь в достижении цели? (Понятие однокоренные  слова.)

    - Давайте составим план преодоления затруднения: (пункты плана «рассыпаны» на доске, внимательно прочитайте их, проанализируйте и восстановите план.)

     Сделать вывод.

     Дополнить эталон.

    Рассмотреть имеющийся эталон.

    Проанализировать данные корни слов.

    5 . Реализация построенного  проекта.

    Цель:

    1) организовать коммуникативное взаимодействие с целью реализации построенного проекта, направленного на приобретение недостающих знаний;

    2) организовать согласование способов и фиксацию построенного способа действия в речи и знаково (с помощью эталона);

    3) организовать уточнение общего характера нового знания.

    Организация учебного процесса на этапе 5: 

    – Открывать новый способ вы будите в группах. Но сначала давайте вспомним основные правила работы в группе: «Один говорит, а остальные молчат и его внимательно слушают. Каждый должен высказаться».

    На работу в группах отводится 5 минут.

    - Представьте свои результаты. Объясните свои действия. (У доски отвечают по одному представителю от группы).

    - Обобщая результаты, учитель фиксирует на доске алгоритм

    - Выполните в группах первый и второй пункты плана.

    -Какие результаты получились? (Все слова однокоренные, но написание их разное)

    -Какие шаги осталось выполнить? Сделать вывод, дополнить эталон.

    -Что вы наблюдаете? Звуки заменяются/чередуются.

    -Значит, как мы можем назвать такие  звуки?

    -Что мы наблюдаем в корне слов? (Чередование согласных звуков.)

    - Как проверить, верно, ли вы рассуждали? (В учебнике посмотреть.)

    Откройте учебник на стр.33.Прочитайте правило. Верно ли ваше рассуждение?

    -Что вам позволяет делать новое знание? (Находить чередующиеся согласные в корне слов. Образовывать новые однокоренные слова.)

    6. Первичное закрепление во внешней речи.

    Цель:

    создать условия для фиксации изученного способа действий во внешней речи.

    Организация учебного процесса на этапе 6:

    Задания выполняются с комментированием способов действий в громкой речи

    1)Фронтальная работа:  

    Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные. Допиши по одному слову в каждую группу.

    Сады, сажать, рассада…..

    Река, речка, речной….

    2) Работа в парах:

    Пух, пуховый…

    Друг, дружок…

    7 . Самостоятельная работа с самопроверкой  по эталону.

    Цель:

    1) организовать самопроверку и самооценку учащимися умения  выделять чередующиеся согласные

    Организация учебного процесса на этапе 7:

    Выдели корень. Подчеркни чередующиеся согласные.

    Снег,снежок, снегирь.

    - Проверьте свою работу по эталону для самопроверки.

    - У кого получился другой ответ – поставьте «?», найдите место, где допущена ошибка, обведите её зелёной ручкой.

    - Почему в этом месте вы допустили ошибку? Над чем надо поработать?

    - У кого получился такой же ответ, как на доске – поставьте себе «+».

    - Молодцы!

    8. Включение в систему знаний и повторение.

    Цель:

    1) повторить правило чередования согласных в корне слова;

    2) тренировать орфографическую зоркость.

    Организация учебного процесса на этапе 8:

    Прочитайте текст.

    По узкой тропинке

    Гусиным шажком

    Гусиное войско

    Шагает гуськом.

    -О чем говорится в тексте?

    -Как автор назвал семейку?

    -Почему именно войско?

    -Как шагает эта семейка?

    -Что значит шагать гуськом?

    -Найдите знакомые вам орфограммы. Объясните их.

    -Укажите однокоренные слова, выделите корень.

    -Подготовьтесь писать текст по памяти.

    -Проверьте вашу работу, открыв учебник на стр.34

    9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

    Цель:

    1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

    2) оценить собственную деятельность и работу класса в целом;

    3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности;

    4) обсудить и записать домашнее задание.

    Организация учебного процесса на этапе 9:

    - Какую цель мы ставили перед собой сегодня ? Достигли вы цели ? Докажите.

    - Давайте вернемся к шагам учебной деятельности.

    - Кому не удалось сегодня самому сделать открытие?

    -Какова ваша цель?

    - Кто может сказать, что сумел сам сделать «открытие». Докажите.

    -Какую вы поставите цель перед собой?

    - Оцените свою деятельность на уроке, используя лестницу успеха.

    Домашнее задание: повторить правило о чередовании согласных, выполнить упр.45.


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальная школа)

    правописание парных согласных в корне слова

    урок русского языка во 2 классе по УМК "Начальнвя школа ХХI век". Это первый урок по данной теме. Урок с использованием ...

    Материал для закрепления изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы

    Данный материал поможет учащимся в закреплении изученных орфограмм по русскому языку за курс начальной школы...

    Квартал

    Песня, посвященная Дню квартала Красносельского района Санкт-Петербурга  (ул. Котина, Десантников, Ленинский п...

    Сценарий "Прощание с начальной школой"

    Сценарий  "Прощание с начальной школой" поможет создать веселый, интересный и незабываемый праздник....

    Праздник Азбуки

    Сценарий праздника посвящённого окончанию первой учебной книги "Азбуки"...

    Использование информационно-коммуникационных технологий во внеурочной деятельности

     Если бы компьютер не был изобретенкак универсальное техническое устройство,его следовало бы изобрестиспециально дл...

    Тесты по математике 4 класс "Школа России"

    Письменные проверочные работы по математике 4 класс "Школа России" Разработки учителя начальных классов Тарасовой Л.А....

    Конспект урока окружающего мира, для 3 класса. Тема: «Золотое кольцо России»

    Знакомство детей с городами Золотого Кольца России Ростовом Великим и Ярославлем с их достопримечательностями...

    Формирование УУД в ходе проектной деятельности

    Формирование универсальных учебных действий в ходе проектной деятельности.   Проектная деятельность в начальны...

    Послебукварик (материал к 6-ти урокам обучения грамоте в послебукварный период)

    Данный материал для совершенствования навыков чтения первоклассников с различного рода заданиями и упражнениями....