Главные вкладки

    Рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему:
    Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

    Клеймёнова Ирина Юрьевна

    Рабочая программа по русскому языку 4 класс к учебнику Т.Г.Рамзаевой

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Rabochaya_programma_po_rus._yaz._Kleymyonova_I.Yu_..doc403.5 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                                 

    Утверждаю:              Н.В.Аверин

                                                                                    Директор МОУ «СОШ №3 с углублённым                       изучением отдельных предметов»

                                                                                                  Приказ по школе                                                                                              От_______.   № _______                                                                                                  

                                                                                                  М.П.                                                                                            

                                                                                                   Рассмотрено и рекомендовано

                                                                                                   Методическим Советом

                                                                                                   Протокол от  _______№ _____

    Рабочая программа

    по учебному предмету «Русский язык»

    для 4 класса

    МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением отдельных предметов»

     (базовый уровень)

    на  2011-2012 учебный год.

    Составитель: Клеймёнова И.Ю.

    учитель начальных классов.

    Образовательная программа – классическая начальная школа

    Русский язык.

    Автор : Рамзаева Т.Г .

    УМК: учебник  - Рамзаева Т.Г. Русский язык  4 кл. М.Дрофа 2009.

    Русский язык: тетрадь №1 и №2 для упражнений по рус.яз. .речи: 4 кл. / Т.Г Рамзаева, Л.П.Савинкова. – М.:Дрофа, 2009.

    Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.

    «Школа России». Концепция и программы для начальных классов – М. «Просвещение», 2008

    Поурочные разработки,4 класс,О.И Дмитриева, О.В.Казакова – М.:ВАКО, 2010                                                                                                       

                                                                                                        5часов в неделю

    34 уч.недели

    170 уроков за год

    I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, программы «Русский язык для I-IV классов» Т.Г.Рамзаевой, из расчета 5 часов в неделю – 170 часов в учебный год.

    Рабочая программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта по данной образовательной области с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

    Программа включает шесть разделов:

    I. Пояснительная записка, раскрывающая характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения;

    II. Основные содержательные линии программы;

    III. Требования к уровню подготовки, оканчивающих начальную школу;

    IV. Содержание программы с примерным распределением учебных часов по разделам курса;

    V. Календарно-тематическое планирование;

    VI. Комплексное учебно-методическое оснащение.

    Общая характеристика учебного предмета.

    Русский язык – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с литературным чтением он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса русского языка обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы таких как: литературное чтение, история, природоведение, математика и др.

    Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной интеграции с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка.

    Обучение русскому языку в 1-4 классах представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку в школе. В начальных классах осуществляется не только подготовка к изучению языка, но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-11 лет. Обучение основывается на усвоении существенных признаков (особенностей) морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий (внутрипонятийных связей), а также связей между понятиями (межпонятийных связей). Весь начальный курс русского языка в целом представлен для обучающихся как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и обеспечивающих общение людей.

    Программа по русскому языку разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

    • В принципах обучения: индивидуальности, доступности, преемственности.
    • В формах и методах обучения: дифференцированное обучение, конкурсы, викторины, игры, выставки.
    • В методах мониторинга, контроля и управления: тестирование, наблюдение, анкетирование, анализе результатов деятельности ребенка.

    Цели обучения

    Изучение русского языка в начальной школе с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

    • развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

    • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

    • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

    • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

    Конкретные задачи обучения русскому языку в начальных классах разнообразны и тесно взаимосвязаны между собой:

    - овладение речевой деятельностью в разных её видах (чтение, письмо, говорение, слушание);

    - усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание), элементов словообразования;

    - формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание собственных высказываний в устной и письменной форме;

    - обогащение и уточнение словаря, умение пользоваться словарями разных типов и ряд других задач, направленных на эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника.

    Основные содержательные линии

    Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.

    Место предмета в базисном учебном плане

    На изучение русского языка в IV классе отводится 5 часов в неделю. Общее число часов – 170.

    Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

    Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников элементов учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой, пользоваться лингвистическими словарями и справочниками, воспитание привычки обращаться к ним.

    В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности», чтобы акцентировать внимание на роли, месте и значении речевой работы. Такие разделы программы, как «Фонетика и графика», «Морфология», «Лексика», «Состав слова» («Морфемика»), «Синтаксис и пунктуация» ориентированы на формирование у младших школьников целостного представления о родном языке, его морфологическом, морфемном и синтаксическом строе, звукобуквенном составе, интонационном и лексическом богатстве.

    Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

    Критерии  успешной  деятельности.

    • Наличие межпредметных связей: изобразительное искусство, природоведение, литературное чтение.
    • Обеспечение многообразия методов, форм и приемов современных педагогических технологий в учебной деятельности, в которую включается ребенок.
    • Создание условий для обучения (кабинет, аудио/видео аппаратура, методическое обеспечение).
    • Сотрудничество, содействие, единство в подходе к организации учебного процесса педагогов и родителей.

    Методическое обеспечение, материально-техническая база.

    Учебник Т.Г.Рамзаевой «Русский язык 4 класс», часть I, II. Издательство «Просвещение» 2009 г.;

    Материалы газет и журналов «Начальная школа» 2004-2008 г.г.;

    Методические разработки: Я.Ш.Гараева «Поурочные разработки по русскому языку, 4 класс», Москва «Вако», 2010 г.

    Энциклопедии, различные словари из школьной библиотеки.

    Иллюстрации и репродукции картин к написанию сочинений и изложений.

    Мультимедиа оборудование.

    Литература.

    • Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования.
    • Материалы журналов «Воспитание школьника», «Начальная школа» и др.
    • Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1991.
    • Форощукин А.А. и Н.Е. Русский язык: учебное пособие для начальных классов. М.: Сталкер, 1997.
    • Цыганенко Г.П. Этимологический словарь русского языка. Киев, 1989.
    • Волина В., Русский язык. Учимся играя,- М, Просвещение, 2002 г.
    • Матвеева А.Н., Контрольные работы в начальной школе. Русский язык, -М, Просвещение, 2004
    • Иванова В.А., Занимательно о русском языке,- М, Просвещение, 2003г.
    • Тикунова Л.И., Сборник диктантов и творческих работ,- М, Просвещение, 2002г.
    • Агафонова В. , Неправильные правила,- М, Дрофа, 2003 г.
    • Капанина В.П., Работа над трудными словами в начальной школе, -М, Просвещение, 2002г
    • Табарина Т.А., И учёба, и игра: русский язык,- Ярославль, 2003 г.
    • Неусыпова М.И., Толковый словарик русского языка,- М, Дрофа, 2005г.
    • Юрова Е.В., Коррекция письменной речи, начальная школа,- М, Дрофа, 2003г.
    • Волошина О.И., Тесты, русский язык,- М, Дрофа, 2004 г

    II. ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ ПРОГРАММЫ

    Виды  речевой деятельности

    Слушание (аудирование).

    Осознание целей и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух основной и второстепенной информации предъявляемого текста, определение его основной мысли, передача его содержания по вопросам.

    Говорение.

    Использование языковых средств в устной речи в соответствии с целями и условиями общения. Практическое овладение диалогической формой речи. Формирование умений начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями разных типов (описание, повествование, рассуждение) на доступные детям темы. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

    Чтение.

    Чтение и понимание учебного текста (орфографических правил, грамматических понятий, формулировок вопросов и заданий), перечитывание текста по заданию, выборочное чтение с целью нахождения необходимого учебного материала.

    Письмо.

    Обучение первоначальному письму и формирование каллиграфического навыка (208 часов). Знакомство с гигиеническими требованиями при письме . Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Последующее закрепление гигиенических навыков письма. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Правильное начертание букв и их соединений. Постепенный переход на скорописное письмо.

    Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами.

    межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса по русскому языку, возрастных особенностей младших школьников. В программе дается распределение учебных часов по крупным разделам курса.

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

    к знаниям, умениям и навыкам обучающихся к концу IV класса

    Обучающиеся должны знать:

    • изученные части речи и их признаки;
    • признаки однородных членов предложения;
    • слова с непроверяемыми написаниями: автомобиль, агроном, адрес, аккуратно, аллея, багаж, беседа, библиотека, билет, богатство, вагон, везде, вокзал, восемь, впереди, вчера, газета, гореть, горизонт, двадцать, двенадцать, директор, до свидания, желать, железо, женщина, жилище, завтра, здесь, земледелие, издалека, инженер, интересный, календарь, килограмм, километр, командир, корабль, космонавт, костёр, кровать, лагерь, легко, медленно, металл, назад, налево, направо, оборона, одиннадцать, около, пассажир, победа, портрет, потом, правительство, председатель, прекрасный, путешествие, расстояние, Россия, салют, самолёт, сверкать, сверху, свобода, сегодня, сейчас, семена, сеялка, слева, снизу, справа, телефон, теперь, тепловоз, хлебороб, хозяйство, честно, шестнадцать, шоссе, шофёр, экскурсия, электричество, электровоз, электростанция.

    Обучающиеся должны уметь:

    • находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
    • безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75—80 слов) с изученными орфограммами (падежные окончания имен существительных и имен прилагательных, безударные личные окончания глаголов I и II спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа)1 и знаками препинания между однородными членами, соединенными союзами и, а, но и не соединенными союзами;
    • производить фонетический разбор слов (типа лодка, школьный, площадь);
    • производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделять корень, приставку, суффикс (городской, дошкольный, позвонит);
    • производить разбор слова как части речи: начальная форма,  род, склонение, падеж, число имен существительных; начальная форма, род, падеж, число имен прилагательных; начальная (неопределенная) форма, спряжение, время, лицо (в настоящем и будущем времени), число, род (в прошедшем времени) глаголов;
    • производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
    • пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
    • определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
    • озаглавливать текст с опорой на тему или основную мысль текста; составлять план текста;
    • распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение — и использовать их в речи;
    • в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;
    • писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения;
    • писать сочинение повествовательного характера.

    Лексика.

    Лексическое значение слова (общее понятие). Многозначные слова. Употребление слов в прямом и переносном значении. Синонимы. Антонимы. Устаревшие и новые слова (ознакомление).

    в процессе ежедневной  работы

    Обучающиеся должны уметь:

    распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова;

    пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов.

    Текст. Развитие связной речи.

    Тема и основная мысль текста. Заголовок, структура текста-повествования, текста-описания и текста-рассуждения.

    Подробное и краткое изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (по коллективно или самостоятельно составленному плану). Сочинение-повествование по картине; сочинение-описание, сочинение-рассуждение.

    Использование при создании текста изобразительных средств (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов и т. д.

    Особенности построения устного ответа по учебному материалу (специфика учебно-деловой речи).

    в

    течение всего

     года

    Обучающиеся должны уметь:

    писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

    определять тему и основную мысль текста;

    делить текст на части, соблюдать красную строку;

    устанавливать связь между частями текста;

    устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

    озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

    распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

    писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картине, личным наблюдениям;

    составлять устный ответ-рассуждение.

    в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление;

    писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения.

    Чистописание

    Закрепление навыка правильного начертания букв, рациональных способов их соединений (по группам) в словах, предложениях, небольших текстах при несколько ускоренном темпе письма. Упражнения для развития ритмичности, плавности письма, способствующие формированию скорописи.

    Работа по устранению недочетов графического характера в почерках учащихся.

    На каждом уроке

    по 7 -8 минут

    Обучающиеся должны уметь:

    • каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75 - 80 слов).

    Тематический план базового курса  «Русский язык»  в 4 классе

    п/п

    Раздел

    программы

    Всего

    часов

    Содержание

    Контрольные,

    творческие

    1

    Повторение

    21

    Обобщение сведений о слове, предложении, тексте.

    Предложения по цели высказывания и по интонации. Знаки препинания в конце предложений. Связь слов в предложении. Словосочетание. Текст — повествование, описание, рассуждение. Связь предложений в тексте.

    Звуки и буквы. Слог. Ударение.

    Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание — значимые части слова. Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова. Правописание приставок и предлогов (сопоставление). Разделительные ь и ъ (сопоставление).

    Части речи. Обобщение признаков имен существительных, имен прилагательных, глаголов: общее значение, вопросы, постоянные и изменяемые категории, роль в предложении. Правописание родовых окончаний имен существительных, имен прилагательных, глаголов (в прошедшем времени).

    Ь после шипящих на конце существительных женского рода и глаголов, отвечающих на вопросы что  делаешь?   что   сделаешь?

    Проверочные

     работы – 1

    Словарные

     диктанты – 2

    Контрольная

     работа – 1

    Развитие

    речи - 2

    2

    Однородные члены предложения

    7

    Главные и второстепенные члены предложения (общее понятие). Предложение с однородными членами, соединенными союзами и, а, но и без союзов; интонация перечисления, запятая в предложениях с однородными членами. Сопоставление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Знаки препинания в предложениях.

    Словарные

    диктанты - 1

    Контрольная работа – 1

    3

    Текст

    3

    Обобщение сведений о тексте как связном высказывании: тема и основная мысль; заголовок с опорой на тему или основную мысль; части текста, связь между ними; связь между предложениями в каждой части текста; план текста. Виды текстов (повествование, описание, рассуждение). Изобразительно-выразительные средства текста.

    Развитие речи - 1

    4

    Имя существительное

    41

    Склонение имен существительных в единственном числе. Особенности падежей и способы их распознавания. Несклоняемые имена существительные.

    Три типа склонения имен существительных.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на -мя, -ий, -ие, -ия). Употребление предлогов с именами существительными в различных падежах: пришел из школы, из магазина, уехал на Камчатку, в Крым, возвратился с Камчатки, из Крыма и т. п. Склонение имен существительных во множественном числе. Умение правильно образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных: учителя, инженеры; урожай помидоров, яблок

    Проверочные работы – 2

    Словарные диктанты – 3

    Контрольные словарные диктанты - 1

    Контрольная работа – 3

    Развитие речи – 2

    5

    Имя прилагательное

    34

    Имя прилагательное как часть речи: общее значение, вопросы, изменения по родам, числам, падежам, роль в предложении.

    Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

    Склонение имен прилагательных в мужском, среднем, женском роде в единственном числе. Связь имен прилагательных с именами существительными. Правописание гласных в безударных окончаниях (кроме имен прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин).

    Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление имен прилагательных в прямом и переносном смысле. Прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы.

    Проверочные работы – 1

    Словарные диктанты – 3

    Контрольные словарные диктанты – 1

    Контрольный диктант – 1

    Контрольное изложение- 1

    Развитие

    речи – 3

    Контрольное списывание - 1

    6

    Местоимение

    8

    Местоимение как часть речи. Местоимения 1, 2 и 3-го лица единственного и множественного числа. Употребление личных, притяжательных и указательных местоимений в речи (наблюдения). Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Использование личных местоимений как средства связи предложений в тексте (текстообразующая роль местоимений).

    Раздельное написание предлогов с местоимениями.

    Контрольный диктант – 1

    Развитие

     речи - 1

    7

    Глагол

    37

    Особенности глаголов как части речи по сравнению с именами существительными и именами прилагательными. Прошедшее время глагола: употребление в речи, изменение по числам и родам, правописание родовых окончаний.

    Общее понятие о неопределенной форме глагола как начальной.

    Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Глаголы I и II спряжения. Ь после шипящих в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.

    Правописание безударных личных окончании глаголов.

    Глаголы-исключения. Правописание безударных личных окончании глаголов-исключений.

    Правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени: слышать — слышал, увидеть — увидел.

    Возвратные глаголы (ознакомление). Распознавание глаголов в 3-м лице и глаголов в неопределенной форме  с помощью вопросов что делают? (учатся), что делать? (учиться).

    Проверочные работы – 2

    Словарные диктанты – 4

    Контрольный диктант – 2

    Развитие

     речи - 5

    8

    Повторение в конце учебного года

    10

    Текст и предложение как единицы языка и речи. Виды предложений по цели высказывания. Виды текстов. Слово — единица языка и речи. Лексическое и грамматическое значение слова. Грамматические признаки имен существительных, имен прилагательных, глаголов (обобщение). Правописание в корне слова безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных. Правописание безударных гласных в падежных окончаниях имен существительных и имен прилагательных, в личных окончаниях глаголов. Правописание суффиксов и окончаний глаголов прошедшего времени.

    Словарные диктанты – 1

    Контрольный диктант – 1

    Развитие речи  - 2

    Тема урока

    Кол-во часов

    Сроки прохождения

    Планируемые результаты обучения

    Знать/понимать

    Планируемые результаты обучения

    Уметь/применять

    1 четверть   9 нед. *5=45 ч

    Повторение  изученного за курс 3 класса (21ч)

    1.

     Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове.

    1

    что такое предложение;

    виды предложений по цели высказывания и интонации;

    общее значение главных и второстепенных членов предложения;

    звуко-буквенный анализ слов;

    состав слова;

    определение частей речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол и их признаки;

    орфограммы, изученные в курсе 3го класса и способы их проверки;

    текст и его особенности.

    грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (55—65 слов), включающий изученные орфограммы (безударные гласные, проверяемые ударением; безударные гласные, не проверяемые ударением; звонкие и глухие согласные, разделительные ъ и ь, непроизносимые согласные, ь после шипящих на конце имен существительных женского рода, не с глаголами, раздельное написание предлогов со словами) и знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки);

    производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

    подбирать однокоренные слова разных частей речи;

    распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

    изменять имена существительные по числам;

    склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

    изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

    изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

    распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

    устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

    распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

    производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

    интонационно правильно произносить предложения;

    писать изложение в 60—75 слов по коллективно (или самостоятельно) составленному плану;

    определять тему и основную мысль текста;

    делить текст на части, соблюдать красную строку;

    устанавливать связь между частями текста;

    устанавливать связь между предложениями в каждой части текста;

    озаглавливать текст с опорой на тему или его основную мысль;

    распознавать текст — повествование, описание, рассуждение;

    писать (после предварительной подготовки) сочинение повествовательного характера по сюжетной картинке, личным наблюдениям;

    составлять устный ответ-рассуждение.

    2.

    Повторение: слово, предложение, текст.

    1

    3.

    Знаки препинания в предложении.

    1

    4.

    Главные и второстепенные члены предложения.

    1

    5.

    Связи в предложении.

    1

    6.

     Текст. Словарный диктант.

    7

    Звуки, буквы, слог, ударение в словах.

    Проверочная работа.

    8.

    Состав слова. Роль каждой части слова в языке.

    1

    9.

    Обобщение знаний о корне слова, приставках, суффиксах и окончаниях.

    1

    10.

    Правописание гласных и согласных в корне слова.

    1

    11.

    Упражнение в написании корня слова.

    1

    12.

    Правописание слов с непроизносимыми и двойными согласными.

    1

    13.

    Изложение повествовательного текста

    1

    14.

    Работа над ошибками в изложении. Приставки и предлоги.

    1

    15.

    Разделительный ъ и ь.

    1

    16.

    Части речи. Имя существительное. Словарный диктант.

    1

    17.

    Контрольный диктант по теме «Правописание слов с безударными гласными в корне, парными согласными, непроизносимыми и удвоенными согласными».

    1

    18.

    Работа над ошибками в диктанте. Склонение имён существительных.

    1

    19.

    Имя прилагательное. Повторение.

    1

    20.

    Глагол. Повторение.

    1

    21.

    Изложение повествовательного текста .

    1

    Предложения с однородными членами ( 7 ч)

    22.

    Анализ ошибок, допущенных в изложении. Однородные члены предложения.

    1

     особенности однородных членов предложений   и их отличительные признаки;

    союзы при однородных членах;

    правило постановки знаков между однородными членами.

    находить в предложении однородные члены и

    различать их;

    соблюдать интонацию перечисления;

    уметь пользоваться правилом при постановке запятой перед союзом а, но, да в предложении с однородными членами.

    сравнить различные однородные члены и доказывать;

    формировать умения употреблять в письменной речи предложения с однородными членами;

    составлять или констатировать предложения с однородными членами по схемам;

    23.

    Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

    1

    24.

    Однородные члены предложения с союзами.

    1

    25.

    Однородные члены предложения, соединённые союзами и, а, но.

    1

    26.

    Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. Словарный диктант.

    1

    27

    Проверочный диктант по теме «Однородные члены предложения».

    1

    28.

    Работа над ошибками в диктанте. Закрепление знаний об однородных членах предложения.

    1

    Текст (3ч)

    29.

    Тема и основная мысль текста.

    1

    что такое текст;

    • что такое тема текста (узкая и широкая);
    • виды текстов.

       озаглавливать текст;

    составлять план текста;

    давать определение «Что такое текст?»;

    сравнивать, сопоставлять тему и основную мысль текста;

    анализировать повествовательные описательные и текстовые рассуждения;

    писать изложение по самостоятельно составленному плану;

    30

    План текста. Изложение повествовательного текста (упр.106).

    1

    31

    Работа над ошибками в изложении.

    1

    Имя существительное (41ч)

    32.

    Склонение имён существительных. Словарный диктант.

    1

    правило, что такое имя существительное;

    род имен существительных;

    склонение существительных;

    число имен существительных;

    особенности каждого из падежей

    отличать  имена существительные от других частей речи;

    находить имя существительное;

    различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;

    давать определение;

    сравнивать падежи;

    классифицировать имя существительное по различным признакам;

    применять знания правописания падежных окончаний в практике;

    33.

    Упражнение в склонении имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

    1

    34.

    Именительный падеж имён существительных.

    1

    35.

    Родительный падеж имён существительных.

    1

    36.

    Дательный падеж имён существительных.

    37.

    Винительный падеж имён существительных. Словарный диктант.

    1

    38.

    Творительный падеж имён существительных.

    1

    39.

    Предложный падеж имён существительных.

    1

    40.

    Именительный и винительный падежи.

    1

    41.

    Винительный и предложный падежи (сопоставление). Словарный диктант (контрольный)

    1

    42.

    Контрольный диктант за 1 четверть.

    1

    43.

    Работа над ошибками в диктанте. Обобщение знаний о падежах имён существительных.

    1

    44

    Изложение повествовательного текста

    1

    45

    Работа над ошибками в изложении. Три склонения имён существительных.

    1

    2 четверть  7нед. *5=35 ч

    Имя существительное (продолжение)

    46.

    Упражнение в определении склонений имён существительных.

    1

    правило, что такое имя существительное

    род имен существительных

    склонение существительных

    число имен существительных;

    ообенности каждого из падежей.

    отличать  имена существительные от других частей речи;

    находить имя существительное;

    различать, выявлять, распределять имя существительное по родам, числам, падежам;

    давать определение;

    сравнивать падежи;

    классифицировать имя существительное по различным признакам;

    применять знания правописания падежных окончаний в практике

    47.

    Склонение  имен существительных. Проверочная работа.

    1

    48.

    Склонение  имен существительных, употребленных в косвенных падежах.

    1

    49.

    Ударные и безударные окончания имен существительных в единственном числе.

    1

    50.

    Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2, 3го склонения.

    1

    51

    Правописание безударных окончаний существительных в родительном падеже. Словарный диктант.

    1

    52

    Изложение. Повествовательный текст с элементами описания.

    1

    53

    Работа над ошибками.

    1

    54.

    Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

    1

    55

    Правописание окончаний имен существительных в Р.п. и Д.п.

    1

    56.

    Правописание окончаний имен существительных 1го и 3го склонения в Р.п. и Д.п.

    57.

    Контрольный диктант  по теме «Правописание окончаний имен существительных»

    1

    58.

    Работа над ошибками.

    Р.п. и В.п. падежи имён существительных 1-го и 2-го склонения.

    1

    59.

    Правописание безударных  окончаний имён существительных в Т.п.

    1

    60.

    Правописание безударных  окончаний имён существительных в П.п.

    1

    61.

    Правописание безударных  окончаний имён существительных в П.п.

    1

    62.

    Правописание безударных  окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  Проверочная работа.

    1

    63.

    Правописание безударных  окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  

    1

    64.

    Правописание безударных  окончаний имён существительных в Р.п., Д.п. и П.п.  Словарный диктант.

    1

    65.

    Множественное  число имён существительных. Именительный падеж множественного числа

    1

    66.

    И.п. и В.п. множественного числа имен существительных.

    1

    67.

    Родительный падеж множественного числа имён существительных

    1

    68.

    Родительный падеж множественного числа имён существительных

    1

    69.

    Д.п., Т.п. и П.п. имён существительных

    во множественном числе

    1

    70.

    Правописание окончаний имен существительных во множественном числе. Словарный диктант.

    1

    71.

    Контрольный диктант по теме «Множественное число имен существительных».

    1

    72.

    Работа над ошибками.

    1

    Имя прилагательное

    73.

    Имя прилагательное как часть речи.

    1

    что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;

    зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;

    правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе;

    правописание родовых окончаний.

    различать имя прилагательное от других частей речи;

    уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное от которого зависит прилагательное;

    уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных;

    уметь производить морфологический разбор имени прилагательного;

    устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным;

    находить существенные признаки прилагательного;

    составить повествовательный текст с элементами описания, используя имена прилагательные;

    составить таблицу падежных окончаний прилагательных;

    74.

    Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

    1

    75.

    Склонение имен прилагательных.

    1

    76.

    Склонение имен прилагательных.

    1

    77

    Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных мужского  и среднего рода.

    1

    78

    Именительный и винительный падежи прилагательных мужского рода.

    1

    79

    Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Словарный диктант.

    1

    80

    Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

    1

    3 четверть    10нед. *5=50 ч

    Имя прилагательное (продолжение)  (34ч)

    81.

    Изложение.

    1

    что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает имя прилагательное;

    зависимость имени прилагательного в предложении от имени существительного;

    правописание падежных окончаний имен прилагательных в ед. и множ. числе;

    правописание родовых окончаний.

          различать имя прилагательное от других частей речи;

    уметь устанавливать связь слов в предложении и найти то существительное, от которого зависит прилагательное;

    уметь писать безударные падежные окончания имен прилагательных;

    уметь производить морфологический разбор имени прилагательного;

    устанавливать зависимость, сходства, различия между именем существительным и прилагательным;

    находить существенные признаки прилагательного;

    составить повествовательный текст с элементами описания, используя имена прилагательные;

    составить таблицу падежных окончаний прилагательных;

    82.

    Работа над ошибками

    1

    83.

    Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода.

    1

    84.

    Контрольное списывание

    1

    85.

    Творительный и предложный падежи прилагательных муж., ср. рода.

    1

    86.

    Творительный и предложный падежи прилагательных муж., ср. рода. Проверочная  работа

    1

    87.

    Изложение текста - описания

    1

    88.

    Работа над ошибками

    1

    89.

    Правописание безударных падежных окончаний  имен прилагательных женского рода.

    1

    90.

    Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода.

    1

    91.

    Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода.

    1

    92.

    Различие безударных окончаний имен прилагательных женского и среднего рода. Словарный диктант.

    1

    93.

    Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

    1

    94

    Различие безударных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода.

    1

    95.

    Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода.

    1

    96.

    Сжатое изложение по готовому плану.

    1

    97.

    Контрольный диктант по теме «Безударные окончания имен прилагательных в единственном числе»

    1

    98.

    Работа над ошибками

    1

    99.

    Склонение имен прилагательных во множественном числе.

    1

    100

    Именительный и винительный падежи множественного числа имен прилагательных

    1

    101.

    Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

    1

    102.

    Дательный и творительный падежи имен прилагательных. Словарный диктант (контрольный).

    1

    103.

    Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном.

    1

    104.

    Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном. Проверочная работа.

    1

    105.

    Контрольное изложение по теме «Имя прилагательное».

    1

    106.

    Работа над ошибками.

    1

    Местоимение ( 8 часов)

    107.

    Местоимение как часть речи.

    1

    что такое местоимение;

    личные местоимения;

    грамматические особенности личных местоимений 1,2 и 3-го лица;

    отличать местоимения от других частей речи;

    устанавливать зависимость, сходства, различия местоимений с другими частями речи;

    уметь делать морфологический разбор местоимений;

    уметь правильно писать местоимения с предлогами 1, 2, 3 лица.

    формирование умения заменять имена существительные личными местоимениями 3-го лица;

    108

    Личные местоимения 1, 2, 3-го лица.

    1

    109.

    Раздельное написание местоимений 1, 2, 3-го лица с предлогами.

    1

    110.

    Правописание  местоимений с предлогами.

    1

    111.

    Правописание  местоимений с предлогами.

    1

    112.

    Изложение

    1

    113.

    Работа над ошибками.

    1

    114.

    Диктант

    1

    Глагол (34ч)

    115.

    Глагол как часть речи.

    1

    что такое глагол;

    лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение  по числам, временам;

    синтаксическую роль в предложении

    правописание безударных личных окончаний глаголов;

    знать глаголы-исключения.

    отличать глагол от других частей речи;

    находить глагол в предложении;

    различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

    уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?

    различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

    распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;

    -      соотносить начальную форму и личную форму глагола;

    уметь спрягать глаголы;

    распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу и окончанию;

    уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания;

    уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы;

    составить таблицу безударных личных окончаний глаголов;

    уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения.

    116.

    Изменение глаголов по временам. Словарный диктант.

    1

    117.

    Изменение глаголов прошедшего времени.

    1

    118.

    Неопределенная форма глагола.

    1

    119.

    Неопределенная форма глагола – начальная форма глагола.

    1

    120.

    Неопределенная форма глагола.

    1

    121.

    Изложение по самостоятельно составленному плану.

    1

    122.

    Работа над ошибками.

    1

    123.

    Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение)

    1

    124.

    2е лицо глаголов единственного числа.

    1

    125

    2е лицо глаголов единственного числа. Словарный диктант.

    1

    126-127.

    1 и 2 спряжение глагола.

    2

    128.

    1 и 2 спряжение глагола. Проверочная работа.

    1

    129.

    Будущее  время глагола.

    1

    130.

    Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

    1

    4 четверть  8нед. *5=40 ч

    Глагол (продолжение)

    131

    Определение спряжения глаголов по неопределенной форме.

    1

    что такое глагол;

    лексическое значение глагола морфемные признаки глагола, изменение  по числам, временам;

    синтаксическую роль в предложении

    правописание безударных личных окончаний глаголов;

    знать глаголы-исключения.

    отличать глагол от других частей речи;

    находить глагол в предложении;

    различать временные формы глагола и правильно их употреблять;

    уметь правильно ставить к глаголу вопросы: что делать? что сделать?

    различать окончания глаголов 1 и 2 спряжения;

    распознавать спряжение глагола по неопределенной форме и правильно писать безударные личные окончания;

    -      соотносить начальную форму и личную форму глагола;

    уметь спрягать глаголы;

    распознавать лицо глагола в тексте по местоимению; вопросу и окончанию;

    уметь распознавать глаголы-исключения в тексте и правильно писать безударные личные окончания;

    уметь писать изложения по самостоятельно составленному плану, точно употреблять глаголы;

    составить таблицу безударных личных окончаний глаголов;

    уметь самостоятельно составить текст повествовательного характера с элементами рассуждения.

    132

    Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем времени.

    1

    133

    Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени.

    1

    134

    Контрольный диктант по теме «Правописание безударных личных окончаний глаголов»

    1

    135

    Работа  над ошибками. Словарный диктант.

    1

    136

    Сочинение (с элементами описания) по картине К. Ф. Юона «Конец зимы».

    1

    137

    Работа  над ошибками.

    1

    138

    Глаголы-исключения.

    1

    139

    Глаголы-исключения. Проверочная работа.

    1

    140

    Краткое изложение

    1

    141

    Работа  над ошибками. Правописание глаголов прошедшего времени.

    1

    142

    Прошедшее время глаголов. Правописание глагольных суффиксов

    1

    143

    Изменение глаголов по временам.

    1

    144

    Глагол.

    1

    145

    Сочинение.

    1

    146

    Изложение повествовательного текста.

    1

    147

    Контрольный диктант по теме «Глагол»

    1

    148

    Работа  над ошибками. Словарный диктант.

    1

    Повторение изученного за курс 4 класса (22 ч)

    149

    Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.

    1

    изученные части речи: имя существительное, имя прилагательное, личные местоимения, глагол;

    однородные члены предложения;

    особенности каждой части речи;

    правила правописания падежных окончаний имен существительных и имен прилагательных, личных окончаний глаголов;

    морфемный состав слов и правописание корней слов;

    морфологический анализ частей речи (разбор);

    что такое текст, однородные члены предложения, виды текста.

    находить различия, распределять по признакам части речи;

    уметь сопоставлять каждую часть речи по плану:

    а) что обозначает,

    б) на какие вопросы отвечает,

    в) как изменяется,

    г) каким членом предложения чаще всего бывает;

    безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст (75-80 слов) с изученными орфограммами;

    проводить фонетических разбор слов;

    проводить морфемный анализ слов;

    проводить разбор слов как части речи; (морфологический);

    производить элементарный синтаксический разбор предложений;

    писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ о случае из жизни, о наблюдениях на экскурсиях.

    правильно строить предложения;

    уметь находить орфографические и синтаксические, речевые ошибки;

    обобщать знания о составе слова, о частях речи, о предложении, об однородных членах предложения;

    составить план своего текста;

    писать сочинения различного направления

    150

    Однородные члены предложения

    1

    151

    Состав слова

    1

    152

    Три правила правописания  корней слов

    1

    153

    Три правила правописания  корней слов

    1

    154

    Части речи

    1

    155

    Склонение имен существительных. Правописание окончаний существительных.

    1

    156

    Правописание безударных гласных в корне, приставке, суффиксе.

    1

    157

    Имя прилагательное как часть речи.

    1

    158

    Склонение имен прилагательных

    1

    159

    Местоимение

    1

    160

    Глагол как часть речи. Спряжение глаголов в настоящем и будущем времени.Контрольный словарный диктант

    1

    161

    Правописание глаголов прошедшего времени.

    1

    162

    Итоговый контрольный диктант

    1

    163

    Работа над ошибками

    1

    164

    Сочинение

    1

    165

    Изложение

    1

    166

    Работа над ошибками

    1

    167

    Повторение .Проверочная работа

    1

    168

    Повторение

    1

    169-170

    Повторение

    2