Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени» с комментариями по формированию УУД.
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Яковличева Светлана Павловна

   

    Тип урока: комбинированный

    Дидактическая цель:

создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информаци средствами ИКТ.

   Задачи урока:

познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;

развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;

формировать универсальные учебные действия: личностhttp://nsportal.ru/node/32069/editные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;

работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;

воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

частично – поисковый

    Дидактические средства:

учителя – презентация;

учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

Презентация к уроку

Методическая разработка урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

1. Сценирование урока средствами УМК с комментариями по формированию УУД. Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

2. Сведения об авторе:

  1. Яковличева
  2. Светлана
  3. Павловна
  4. МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 20» г. Балаково
  5. Учитель начальных классов

3. Основное содержание.

    Тип урока: комбинированный

    Дидактическая цель:

  1. создать условия для осознания, осмысления и первичного закрепления блока новой учебной информации  средствами ИКТ.

   Задачи урока:

  1. познакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;
  2. развивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написание словообразующих суффиксов глаголов прошедшего времени;
  3. формировать универсальные учебные действия: личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные;
  4. работать над развитием речи, умением находить и правильно писать орфограммы;
  5. воспитывать интерес к предмету.

    Основной дидактический метод:

  1. частично – поисковый

    Дидактические средства:

  1. учителя – презентация;
  2. учащихся – тетрадь, учебник, тетрадь с печатной основой

    Оборудование:

  1. «Русский язык» А. В. Полякова – 4 класс
  2. «Проверочные работы по русскому языку» Л. Г. Моршнева - 4 класс
  3. компьютер +проектор
  1. таблицы
  2. маркерные доски

План урока.

Этап урока

Формируемые УУД

  1. Организация класса.

Личностные: действие смыслообразования, то есть установление учащимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

  1. Минутка чистописания.

Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

  1. «Открытие» нового знания.

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, моделирование, анализ и синтез, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, слушать и слышать других, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Регулятивные: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция продукта.

  1. Первичное закрепление изученного (работа в группах).

Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция.

  1. Самостоятельная работа.
  2. Словарно-орфографическая работа.

Личностные: формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование, достижение)

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя и других .

Регулятивные: умение работать по алгоритму, овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

  1. Итог урока.

Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения.

  1. Домашнее задание.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: объективно оценивать себя.

Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Ход урока:

  1. Организация класса.

                                                Что без меня предметы?

                                                Лишь названья.

                                                А я приду –

                                                Всё в действие придет.

                                               Летит ракета.

                                               Люди строят зданья.

                                               Цветут сады.

                                               И хлеб в полях растёт.

- Как вы думаете, о какой части речи пойдёт разговор сегодня на уроке?

- Верно, сегодня мы поговорим о глаголе,  узнаем о нём много нового.

- В чём смысл этого  стихотворения? Для чего нужно знать, как правильно употреблять, образовывать  и писать глаголы?

Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании.

- Соберём уже известную информацию о глаголе.

Игра «Блиц – опрос»

1. Глагол – это часть … (речи, которая обозначает действия предметов и отвечает на вопросы: что делать? что сделать?)

2. Глаголы изменяются по ….. (временам)

3. Спряжение – это … (изменение глаголов по лицам и числам)

4. Спрягаются только глаголы в … (настоящем и будущем времени)

5. В прошедшем времени глаголы изменяются по … (числам), а в единственном числе… (по родам)

7. Назовите суффиксы глаголов неопределённой формы. ( -ть-, -ти-, -чь-)

8. На какую форму глагола указывает суффикс -л-?  (на форму глаголов прошедшего времени)  

9. Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете? (-а-, -я-, - и-, -ы-, -о-)

- Прочитайте вопросы, записанные на доске.

1. Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени?

2. Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова?

- Попробуйте дать на них ответ прямо сейчас? Почему возникли затруднения? (Имеющихся знаний недостаточно)

- Вернёмся к этим вопросам в конце урока и снова попробуем дать на них ответ.

  1. Минутка чистописания.

На доске:            Ш  Ц  Ж

                          Не угадаешь, где найдёшь, где потеряешь.

- Назовите буквы, записанные в минутке чистописания. Что в них общего?  (Заглавные, обозначают твёрдые согласные звуки).

- Какая буква лишняя и почему? ( Варианты: буква «Ц», так как она обозначает непарный звук, буква «Ж», так как она обозначает в сильной позиции звонкий звук)

(Написание букв.)

- Работа с пословицей. Прочитайте пословицу. Объясните её смысл. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их морфологические признаки.

  1. Актуализация знаний. Постановка целей урока. Подготовка к восприятию нового материала.

- Чем похожи все глаголы в пословице?  (Одинаковые морфологические признаки)

- Перечислите их.  (Будущее время, 2 лицо, единственное число)

- Какой глагол лишний, почему?  («Найдёшь» – глагол с ударным окончанием, а у двух других окончания безударные)

- Что называется инфинитивом? На какие вопросы отвечает? Какие суффиксы имеет?

- Измените глаголы с безударными окончаниями в инфинитив.

Запись:  угадать, потерять.

- Найдите основу глаголов в неопределённой форме. Как это сделать?  (Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределённой форме суффиксы                  -ть-, -ти-,  -чь-)

Слайд 1.

угадать – угадал

потерять - потерял

- Проверьте написанное, сравните с  данными глаголами (угадал, потерял). Что заметили интересного?  (Основа та же, только суффикс – -ть- поменялся на суффикс -л-). В каком времени стоят эти глаголы? Допишите глаголы в прошедшем времени к соответствующим инфинитивам.

- Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке? Определим более точно  тему урока.  

Слайд 2. (Тема урока)

- Сегодня на уроке мы подробно поговорим о глаголах в прошедшем времени, научимся их образовывать и проверять написание безударных суффиксов глаголов прошедшего времени, а ещё узнаем о том, что суффиксы могут служить не только для образования новых слов.

  1. «Открытие» нового знания.

- Проверим вашу догадку, о том,  что основа инфинитива и глагола в прошедшем времени одна и та же, выделите её. Как же можно образовать глагол прошедшего времени от глагола в неопределённой форме? (самостоятельное формулирование правила)

-Все ли возможные глаголы прошедшего времени образовали?  (Нет, не хватает форм женского, среднего рода и формы множественного числа)

- Чем они будут отличаться от глагола в мужском роде?  (Окончанием)

- Как же образовать эти глаголы?  (Ученики высказывают версии) Проверим.

-Сделайте вывод о том, как образуются глаголы прошедшего времени.

(Формулировка правила учащимися.)

-Сверим наш вывод с правилом в учебнике стр.85.

Глаголы в прошедшем времени имеют суффикс -л-. Прошедшее время образуется от инфинитива при помощи суффикса -л- и родовых окончаний, а также окончания –и во множественном числе. Чаще всего основы в неопределённой форме и в прошедшем времени совпадают.

ТАБЛИЦА.

- Создайте таблицу – опору по правилу «Образование глаголов прошедшего времени».

(Дети составляют опору)

ходить – ть + л = ходил

- Ещё раз посмотрите на глаголы в неопределённой форме и в форме прошедшего времени. Как по-вашему, нужно ли включить  суффиксы  -ть-  и   -л- в основу? Служат ли они для образования новых слов?  (Нет) Что изменяется при подстановке этих суффиксов?  (Форма слова).  Докажите.  (Неопределённая форма глагола изменилась в форму прошедшего времени)

- Узнайте, как называются суффиксы, которые служат для образования слов и как те, которые служат для образования формы.

- Зная значение суффиксов, дайте им названия.

Слайд 3,4.

суффиксы, образующие слово - словообразующие

суффиксы, образующие форму - формоообразующие

- Какие из них, по – вашему, будут включаться в основу, а какие нет? Почему?

- Дадим новое определение основы слова. Проверим правилом в учебнике стр.87

 Основой слова называется часть слова без окончания или формообразующего суффикса  (говор-ит, говори-ть, говори-л)

- Найдите на стр. 86 упражнение 118. Прочтите задание. Выполним его с комментированием.  (Учащиеся выходят к доске и, комментируя все этапы, образуют глаголы прошедшего времени.)

-Выделите формообразующие суффиксы во всех глаголах. Подчеркните буквы, стоящие перед ними. Что заметили?  (Подчёркнутая буква одинаковая в глаголах прошедшего времени и соответствующих им инфинитивах) Подтвердим правилом.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в неопределённой форме  (посеять – посеял)

- Как вы думаете, а когда нам можно использовать знание, которое мы сейчас открыли? (Если ученики затрудняются с ответом, предложить им выполнить следующее задание)

Слайд 5.

Мысл_л, куш_л, закле_л.

- Вставьте пропущенные буквы в данных словах.

- Почему они вызывают при написании сомнение?  (Безударные, стоят в слабой позиции)

- Какая это часть речи? А время? Вспомним только что изученное правило. Предложите свой алгоритм написания буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени.

ТАБЛИЦА. «Алгоритм»

1. Поставь глагол в неопределённую форму.

2. Напиши в глаголе прошедшего времени перед суффиксом -л- ту же букву, что и в инфинитиве перед суффиксом -ть-.

ТАБЛИЦА. МЫСЛ?Л  - МЫСЛИТЬ  - МЫСЛИЛ

  1. Первичное закрепление изученного.

Работа по группам  (группы по 7 – 8 человек)

- Вставьте пропущенные суффиксы, напишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов, а где возможно и род.

Задание на маркерных досках.

       1 группа.                         2 группа.                     3 группа.

пола_ла - …                     увид_л - ….                 брос_ли - …

выдерж_л - …                высуш_ла - …             вытерп_ла - …

выглад_ли - …               замяук_ли - …            советов_л - …

плак_ло - …                    сып_ло - …                  готов_ло - …

Взаимопроверка: 1группа – у 3 группы, 2 группа – у 1 группы, 3 группа – у 2 группы.

Оценивание работы учащимися.                      

  1. Самостоятельная работа.

Тетрадь с печатной основой стр. 26 , 27

I вариант – стр. 26 №2

II вариант – стр. 27 №2

Взаимопроверка, выставление оценки.

- Какие окончания у глаголов прошедшего времени в мужском роде? Какой формообразующий суффикс выделили? А  словообразующие?

  1. Словарно-орфографическая работа.

- Запишите словарные слова в форме прошедшего времени множественного числа. Какую букву написали перед формообразующим суффиксом -л-? Выделите основу глаголов.

Слайд 6

Веять

Сеять

Шествовать

Шефствовать

Строить

         Слайд 7

Веяли

Сеяли

Шествовали

Шефствовали

Строили

Самопроверка

  1. Итог урока.

«Блиц – опрос»  (дополните фразу)

Слайд 8.

Прошедшее время глагола образуется от  ___________ при помощи__________ и родовых __________ и окончания __ во________________числе.

Слайд 9.

Суффиксы -л-  и -ть-  служат для образования ______________________ и называются ___________________.

Слайд 10.

В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ .

- А теперь снова обратимся к тем вопросам, которые мы поставили в начале урока и дадим на них ответ.

- Оцените усвоение вами материала, изученного на уроке, по пятибалльной шкале. (Оценивание учащимися с помощью блок-сигналов)  

  1. Домашнее задание:  выучить правила, упр.119.

4. Список используемой литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

2. Г.К Селевко Энциклопедия образовательных технологий, М.2006

3. Т.Н. Беркалиев Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы, Спб. 2007

4. Г.А. Цукерман «Виды общения в обучении», М. 1993

5. Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина «Учим детей общению», М.1998

6. А.В. Полякова Русский язык: Учебник для  4 кл.  М.: Просвещение- 2008

7. Е. П.Фефилова, О. И. Дмитриева Поурочные разработки к учебному комплекту А. В. Поляковой:  4 кл.  М.: Вако, 2007

8. Л. Г. Моршнева Русский язык. 4 класс. Проверочные работы: в 2 ч. – Саратов: Лицей, 2007


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Задачи урока:Øпознакомить учащихся с образованием глаголов прошедшего времени;Øразвивать умение определять время глагола, находить основу глагола в неопределённой форме, проверять написан...

Электронная презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени»

Презентация  к уроку русского языка в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени». УМК "Начальная школа XXI века"...

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме: «Образование глаголов прошедшего времени».

Тип урока: комбинированный Дидактическая цель: создать условия для осознания осмысления закрепления новой учебной информации средствами ИКТ. Задачи урока: познакомить учащихся с образованием  глагол...

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам». УМК "Школа России"

Конспект урока русского языка 4 класс на тему: «Изменение глаголов по временам»....

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Изменение глаголов по временам» Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметны...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Род глагола в прошедшем времени" ( УМК "Школа России")

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Род глаголов в прошедшем времени» Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений о глаголах в прошедшем времени с суффикс...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему "Изменение глагола по временам" ( УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: формирование умения изменять глаголы по временам.Планируемые результатыПредметные:- знать признаки глаголов прошедшего, будущего и настоящего времени;    ...