Урок русского языка во 2 классе "Составление текста из абзацев" УМК «Начальная школа XXI века»
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка «Составление текста из абзацев» проводится во 2 классе. Тема изучается в рамках уроков блока «Развитие речи».

На уроке реализуется системно-деятельностный подход. Общая цель обучения, реализующаяся на уроках блока «Развитие речи» в УМК «Начальная школа XXI века» – формирование и совершенствование коммуникативных умений учащихся. Согласно ФГОС начального общего образования коммуникативные действия (речевая деятельность, навыки сотрудничества) – неотъемлемая часть УУД ученика в учебной деятельности. Организуются разные формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Приемы и формы работы, используемые на разных этапах, помогают  решать задачи урока.

Самоконтроль и самооценка своей деятельности служит стимулом для дальнейшей познавательной деятельности детей.

Личностно-ориентированный подход осуществляется при самостоятельном выборе из трех предложенных упражнения для домашнего задания.

В рамках здоровьесбережения в течение всего урока проводятся три физкультминутки с музыкальным сопровождением: пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз с офтальмотренажером; комплексная для предупреждения утомления разных групп мышц. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_vo_2_klasse.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 2 класс

УМК «Начальная школа XXI века»

Подзолкова Лилия Петровна,

учитель начальных классов

МОУ «СОШ №3 с УИОП» г. Строитель

Тема: Составление текста из абзацев.

Цель: создать условия для совершенствования коммуникативных умений учащихся.

Задачи:

- содействовать развитию умения корректировать тексты с нарушенной последовательностью абзацев;

- содействовать формированию навыков грамотного письма;

- способствовать воспитанию привычки делового сотрудничества.

Оборудование:

Офтальмотренажер; лист с инструкцией для групповой работы с текстом; лист с деформированным текстом, ножницы, таблица-ключ для декодирования слов; учебник, тетрадь, ручка, простой карандаш.

Ход урока

  1. Организационный этап (УУД: личностные, регулятивные).

Прозвенел звонок весёлый.

Все готовы?  Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем.

  1. Подготовка к работе на основном этапе (УУД: познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные).

а) Чистописание. Подготовка руки к письму. Пальчиковая гимнастика (выполняется под музыку).

Упражнение «На уроке»: то сжимаем, то разжимаем пальчики, разминаем их.

… Мы ладошки разминаем,

Каждый пальчик расслабляем.

Все пять пальцев обойдем,

Мышцы пальцев разомнем.

ол _                                        оло                                                                            .

ор                                        оро                                                                            .

Что общего в этих сочетаниях букв? Где можем встретить эти сочетания? Для чего нам надо правильно и красиво писать?

Контроль правильной осанки:

        Руки? – НА МЕСТЕ!

        Ноги? – НА МЕСТЕ!

        Локти? – У  КРАЯ!

        Спина? – ПРЯМАЯ!

Взаимопроверка: сравните написанное с образцом, обведите самое красивое,  удачное сочетание.

б) Введение в проблему урока.

Работа в группах: декодирование информации.

- Каждая группа получает закодированное слово и таблицу-ключ.

А1

Б2

В3

Г4

Д5

Е6

Ё7

Ж8

З9

И10

Й11

К12

Л13

М14

Н15

О16

П17

Р18

С19

Т20

У21

Ф22

Х23

Ц24

Ч25

Ш26

Щ27

Ъ28

Ы29

Ь30

Э31

Ю32

Я33

- Ваша задача – раскодировать слово и записать его на доске. По какому правилу закодированы слова? Как пользоваться таблицей?

1 группа: 20 6 12 19 20 (текст)

2 группа: 14 16 8 6 20 (может)  

3 группа: 19 16 19 20 10 33 20 30 (состоять)

4 группа: 15 6 19 12 16 13 30 12 10 23 (нескольких)

5 группа: 19 14 29 19 13 16 3 29 23 (смысловых)

6 группа: 25 1 19 20 6 11 (частей)

- Составьте из полученных слов предложение. (Текст может состоять из нескольких смысловых частей.)

- Что ещё мы узнали о тексте на прошлом уроке? (Чтение рубрики «Обрати внимание!» на с. 80 учебника)

В тексте важна последовательность не только предложений, но и абзацев. Ведь каждый абзац – это новая мысль автора.

- Что получится, если в тексте будет нарушена последовательность? Чем будем заниматься на уроке? Для чего это нам нужно?

- Какова тема урока?

в) Физминутка для глаз.

Работа с офтальмотренажером: проследить глазами в направлении стрелок. Глаза зажмурить и открыть – 4-5 раз. Частое моргание.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий (УУД: регулятивные, познавательные, комуникативные).

Работа в группах: с текстом, в котором нарушена последовательность абзацев.

Инструкция к выполнению задания

  1. Разрежьте текст по пунктирной линии. Распределите между собой.
  2. Прочитайте.
  3. Восстановите последовательность событий.
  4. Постройте правильную последовательность абзацев.
  5. Подумайте, чему посвящен текст, о чем рассказывает мальчик?
  6. Подберите заголовок к тексту.
  7. Запишите правильный вариант текста с заголовком. Перед записью в тетрадь вспомните правила списывания.

По дороге домой я увидел белого кота. Кот отряхнулся и стал чёрным. Оказывается, Васька просыпал муку и стал белым. Теперь не осталось и муки.

Когда я принёс молоко, то выяснилось, что наш чёрный кот Васька съел всю сметану. Я опять пошёл в магазин.

Бабушка решила испечь блины. Но в доме закончилось молоко. Я пошёл в магазин.

Блины в этот день бабушка не испекла.

  1. Контроль и самоконтроль знаний и способов действий (УУД: регулятивные, коммуникативные).

а) Обсуждение результата работы групп.

Последовательность абзацев:1) «Бабушка решила испечь блины…»; 2) «Когда я принёс молоко…»; 3) «По дороге домой я увидел белого кота…»; 4) «Блины в этот день бабушка не испекла».

б) Физминутка для развития общей моторики.

в) Проверка правильности списывания.

- Обменяйтесь тетрадями и проверьте правильность списывания у своего товарища.

- Кто записал текст без ошибок? У кого одна или две ошибки?

- Как вы думаете, нужно ли уметь списывать без ошибок? Где это может нам пригодиться?

  1. 5. Словарная работа (УУД: регулятивные, познавательные).

- Найдите в записанном тексте слова с сочетаниями оро, оло, которые мы прописали в начале урока (по дороге, молоко). Выпишите слова, подчеркните сочетания оро, оло.

* Подберите родственные слова.

* Составьте с этими словами предложения.

- Для чего надо запоминать правописание слов из словаря? Как это можно использовать в жизни?

  1. Домашнее задание (по выбору):

* Выполнить упражнение 2 на с. 82 учебника.

* Выполнить упражнение 38 на с. 91 рабочей тетради «Пишем грамотно» №2

* Выписать из Орфографического словарика учебника все слова с сочетаниями оро, оло. 

  1. Итог урока. Рефлексия (УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные).

- Какую ставили учебную задачу?

- Удалось ее решить?

- Каким способом?

- Где будете применять полученные знания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Склонение имен существительных" План-конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа XXI века" автор учебника Иванов С.В.

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Учит самостоятельно определять цель урока, выводить алгоритм необходимых действий, действовать по намеченному плану, определять гр...

Урок русского языка во 2 классе по УМК «Начальная школа 21 века» по теме «Как сочетаются слова»

Цели: наблюдать за сочетаемостью слов; анализировать лексическое значение слов; учить работать со справочной литературой; развивать мышление, речь; создавать условия для сохранения здоровья учащихся.О...

Конспект урока русского языка в 3 классе по УМК "Начальная школа 21 века по теме "Второстепенные члены предложения. Определение"

Ребёнок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Современному учителю предс...

План-конспект урока русского языка в 4 классе по программе «Начальная школа 21 века» по теме: "Правописание падежных окончаний количественных и порядковых числительных".

Данный план-конспект будет полезен учителям, работающим по программе "Начальная школа 21 века". Содержит элементы технологии коллективного взаимодействия....

Урок русского языка в 3 классе по программе "Начальная школа 21 века"

Тема урока: Имена существительные одушевленные и неодушевленные Тип урока: Урок открытия «новых» знанийЦель урока: формирование знаний об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных по в...

Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных

Новикова Н.Н.,учитель начальных классов,МБОУ Гимназия № 5 г.Белгорода Урок русского языка в 3 классе по УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Правописание притяжательных прилагательных...