Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме:
    Род имён существительных

    Андрианова Александра Сергеевна

    конспект урока "Род имён существительных"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    otkrytyy_urok.doc817.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка с применением средств ИКТ

    ГОУ ЦО №1178

    План-конспект урока по русскому языку

    с применением ИКТ в 3 классе «Б»

    («Школа России»)

    Тема урока:

    «Род имён существительных»

    Урок разработала:

    учитель начальных классов

    Андрианова А.С.

    г. Москва

    2007-2008 уч. г.

    Пояснительная записка

    Урок русского языка в 3 классе (программа «Школа России») по теме «Род имён существительных» рассчитан на проведение с использованием средств ИКТ.

    Оборудование:

    •  АРМ учителя;
    •  Проекционный аппарат;
    •  Экран (Смарт доска).

    Программное обеспечение:

    • Операционная система – Windows XP;
    • Microsoft Office XP;
    • Презентация Power Point.

    План-конспект урока русского языка в 3 классе

    с применением средств ИКТ

    Тема урока: «Род имён существительных»

    Тип урока: урок изучения нового материала.

    Цель урока:

    • научиться распознавать род имён существительных.

    Задачи урока:

    • формировать умение определять начальную форму имён существительных;
    • формировать умение определять род имён прилагательных;
    • способствовать развитию памяти, внимания, мышления, наблюдательности, умения делать выводы и обобщать;
    • формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух;
    • воспитывать любовь к русскому языку, коллективизм, взаимопомощь.

    Оборудование урока:

    • учебник «Русский язык. 3 класс» по программе «Школа России»;
    • письменные принадлежности к уроку русского языка;
    • АРМ учителя, проекционный аппарат, смарт доска, компьютерный класс (более подробно описание необходимого оборудования и программного обеспечения приведено выше в разделе «Пояснительная записка»).

    Этап урока

    Ход урока

    Примечания

     Орг.момент

    Долгожданный дан звонок

    Начинается урок.

    Ножки вместе,

    Спинки ровно

    И к уроку всё готово!

    Любознательные дети

    Знать хотят про всё на свете!

    Чистописание

                    Внимание, девочки!

    Внимание, мальчики!

    Приготовьте ваши ручки,

    Разомните пальчики.

    - Итак, откройте свои тетради и аккуратно, каллиграфическим почерком, красиво запишите:

    Четырнадцатое февраля.

    Классная работа.

    - Какие орфограммы (правила) спрятались в словах?

    - Напишите по образцу буквы, их элементы.

    - Какое слово спряталось в чистописании?

    - Какие рода вам известны?

    - У каких частей речи можно определить род? Приведите примеры.

     Словарная работа

    - Я  предлагаю вам очень интересное задание: я буду загадывать загадки, а отгадки вы будете записывать в свою тетрадь в строчку через запятую.

    - Вспомним, первое слово пишется с заглавной буквы.

    - Итак, начнём… ( по щелчку открываются картинки, запись словарных слов с комментированием)

    1. Я в любое время года                            

       И в любую непогоду                                

       Очень быстро в час любой                      

       Провезу вас под землёй. (метро)

    2. Без языка живёт,

       Не ест и не пьёт,

       А говорит и поёт. (радио)  

    3. Братцы в гости снарядились,

       Друг за другом уцепились

       И помчались в путь далёк,

       Лишь оставили дымок. (вагон)

     4. Ручка есть, а не грабли,

        Землю роет, а не плуг.(лопата)

    5. Через поле и лесок                                  

       Подаётся голосок

       Он бежит по проводам-

       Скажешь здесь,

       А слышно там. (телефон)

    6. Стоит на крыше верхолаз

        И ловит новости для нас.

                                       (антенна)

    7. Сбоку марка и картинка,                      

        В круглых штампах                                  

       Грудь и спинка.                                      

       Маленькое очень,

       Быстрое, как птица,

       Если захочешь-

       За море умчится. (письмо)

    8. Языка не имеет,

       А у кого побывает,

       Тот многое знает. (газета)

    9. Что за чудо, что за ящик?

       Сам-певец и сам-рассказчик,                    

       И к тому же заодно                                    

       Демонстрирует кино.    

                                    (телевизор)

    10. Пьёт бензин, как молоко,

    Может бегать далеко.

    Возит грузы и людей.

    Ты знаком, конечно, с ней?

                                    (машина)

    - Что объединяет эти слова? (отвечают на вопрос что?, обозначают конкретные предметы, неодушевлённые, нарицательные, стоят в ед.ч.)

    - Какой частью речи они являются?

    - Что такое имя существительное?        

    Сообщение темы и целей урока

    (чтение стихотворений детьми)

     Род мужской, конечно, мой:

    Мой сад, мой брат, стул мой.

    Женский  род, помню я,

    То, про что скажу, - моя:

    Моя ручка, моя тучка

    И тетрадь моя.

    Средний род – оно моё:

    Моё окно, село моё.

    Женский род запомню я

    И скажу: «Она – моя».

    И запомню род мужской

    И опять скажу: «Он – мой».

    Средний род: «Оно – моё».

    Это правило твоё.

    - Ребята, как вы думаете, какая будет тема у нас сегодня на уроке?

    - Правильно, сегодня на уроке мы продолжим работу по распознаванию рода имён существительных.

    Работа по учебнику

    - Откройте учебник на стр.19 и прочитайте правило.

    - Давайте сделаем вывод, как определить род имён существительных?    Что для этого надо сделать?

    - Теперь попробуем применить правила на практике. Вернёмся к словарным словам и определим род (работа проводится устно)

     Самостоят работа

    - Выполним самостоятельно  в тетрадях упр.404 на стр.19 по вариантам

    I в.-выписывает слова м. рода

    II в.-выписывает слова ж. рода

    III в.-выписывает слова ср. рода

    -      Теперь проверим.

    Коллективная работа

    - С какой частью речи чаще всего сочетаются им. существительные?

    - Я предлагаю вам составить по 3 словосочетания  «сущ. + прил.», где имя существительное будет разных родов; даю вам прилагательное в начальной форме.

    Например, прилагательное «синий». Подберите 3 имени существительных разных родов. Как узнать род имени прилагательного? Скажите, что изменялось у имени прилагательного? Какой вывод можно сделать?

    Физкультминутка

    Вы, наверное, устали?

    Ну, тогда все дружно встали.

    Ножками потопали,

    Ручками похлопали.

    Покрутились, повертелись.

    И за парты все уселись.

    Глазки крепко закрываем,

    Дружно до пяти считает.

    Открываем, поморгаем

    И работать продолжаем.

    Самостоятельная работа

    - Теперь попробуйте самостоятельно, по  рядам, подобрать к именам прилагательным имена существительные разных родов, и у имён прилагательных выделите окончания. (проверяем окончания им.прил. по слайду)

    Работа в тетради на печатной основе

    - Отложите свои рабочие тетради и откройте тетради на печатной основе на стр.9. Найдите упр.83 - Прочитайте. Вам приходилось наблюдать что-то подобное?

    - Возьмите, пожалуйста, свои карандаши и в тексте в скобках укажите род имён существительных.

    - Теперь проверим.

    - Ребята, а как вы смогли определить род у имени существительного «иголки», ведь это существительное стоит во мн.ч.?

    -Как узнать род существительного, если оно стоит во множественном числе?

    -Значит, какой вывод можно сделать?

    -Откройте стр. 21 учебника и прочитайте правило.

    По щелчку в скобках появляется род (для проверки).

    Работа над предложением

    -Запишите в тетрадях предложение:

    -О чём говорится в предложении?

    -Какое это предложение? (простое, распространённое) Почему?

    Выпишите словосочетания.

    По щелчку высвечивается подчеркивание под словами и словосочетания.

     Итог урока

    - Скажите, над какой темой мы сегодня работали?

    - Как определить (узнать) род имени существительного?

    - В тетради на печатной основе на стр.7, упр.80 допишите ответ.

    - За работу на уроке получают «Пять» …..; «четыре»  …

     Д/з

    - Откройте дневники и запишите д/з: стр. 19, 21 – выучить правила, стр.20, упр.405

    «Род имён существительных» - 3 класс «Школа России»

    ГОУ ЦО № 1178