Статья " Уроки развития речи в системе уроков русского языка"
статья по русскому языку (3 класс) по теме

Cуетова Галина Юрьевна

Упражнения по развитию речи на уроках русского языка. Тематическое планирование уроков развития речи. 3кл.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Уроки развития речи в системе уроков русского языка.

Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатствами языка. Каждый_возрастной этап вносит что-то новое в его речевое развитие. Наиболее важные Ступени в овладении речью приходится на детский возраст - его дошкольный и школьный периоды. Исследования ученых показывают, что к 6 - 7 годам у ребенка сформулирована готовность связно говорить на определенные темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевают в школе в должной мере речью.

Уже первоклассники способны на элементарном уровне осознать, что такое речь, какого ее назначение, в чем особенности устной речи, что такое текст, его признаки, правила построения, как сочетаются отдельные его части и как связываются в тексте самостоятельные предложения, в чем их особенность.

Но   развитие   речи   ребенка   не   стихийный   процесс.   Оно   требует   постоянного педагогического руководства.

Каковы же условия успешного развития речи, формирования речевых умений и навыков у детей?

1.       Это потребность общения или коммуникации. Следовательно, на уроках развития речи должны быть предусмотрены такие ситуации, которые определяют мотивацию речи, ставят школьника перед необходимостью речевых высказываний, возбуждают интерес и желание поделиться.

2.       Детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. От того, какая у него речевая среда, во многом зависит богатство, разнообразие и правильность речи самого ребенка.

3.       Речь, развиваясь, нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Школьник хорошо расскажет или напишет только о том, что он хорошо знает. У него должен быть запас знаний, материала по теме, тогда он сможет выделить главное, существенное.

Существует и обратная зависимость: чем полнее усваиваются богатства языка, чем свободнее человек пользуется ими, тем лучше он познает сложные связи в природе и в обществе. Для ребенка хорошая речь - залог успешного обучения и развития. Задачи уроков развития речи можно сформулировать следующим образом: помочь детям осмыслить их собственную речевую деятельность по созданию текста;

дать определенные знания о речи;

научить преодолевать трудности в создании устных и письменных текстов; заложить   основы   культуры   речевого   поведения,   развивая   в   детяхчувство целесообразности, уместности высказывания; развивать в детях литературно-творческое начало.

Упражнения по развитию речи на уроках русского языка.

Речь - очень широкая сфера деятельности человека. В развитии речи выделяются 3 направления:

-    работа над словом;

-    работа над словосочетанием и предложением;

-    работа над текстом.

Все эти направления развиваются параллельно, хотя они находятся в то же время и в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложений, для связной речи ; при подготовке к изложению, сочинению проводится работа над словом и предложением.

Упражнения в связной : изложения, сочинения, диктанты с изменением текста -представляют собой высшую ступень в сложной системе речевых упражнений, в них сливаются все умения - и в области словаря, и на уровне предложений, и по логике и композиции текста, и умение накапливать материал, и графико -орфографические умения.

Важнейшее требование , предъявляемое к речевым упражнениям -систематичность ( последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели). Каждое новое упражнение, будучи связано с предыдущими, в то же время должно вносить что-то новое.

Важно предусмотреть определенную, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным , сформирует это упражнение.

Необходимо также разнообразие видов упражнений. Одно из требований систематичности состоит в том, чтобы в процессе обучения были более или менее равномерно представлены все доступные возрасту виды работ.

Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта за короткий срок. В развитии речи нужна долгая, кропотливая работа учащихся и учителей.

1 класс

-    Проговорить скороговорку . Графически записать предложение. Например: У елки иголки тонки. ( — — — — .)

-    Составить схемы предложений. Знаешь ли ты сказки? Учитель читает начале сказки, дети дополняют ее 2-3 предложениями. Самостоятельно составленные предложения они записывают в виде графических схем.

Например: В домике жили три медведя. Один из них был большой и лохматый. Звали его Михаил Иванович. ...

-    Составить из слов предложения. Работа начинается с карточек. Затем слова

даны на доске. Читают, составляют и записывают предложения. Например: высокие, растут, в, ели, лесу .

Работа с деформированным текстом.

Прочитать вопросы. Составить и записать ответы на вопросы, используя

данные:

1. Где жил ежик?        Под, ежик, елкой, жил

2. Что грызет пес Шарик?        грызет, пес, кость, Шарик

3. Кто жует сено?        наша , сено, жует, Буренка.

Картинный диктант "Что это?" (учитель показывает картинки предметов, используя слово ЭТО, дети пишут предложения).

Дописать предложение . Например: Я рисую...

На берегу ...

2 класс

Определить количество предложений в тексте, написать, обозначая начало и конец предложений.

Работа с деформированным текстом.

Дописать подходящее по смыслу слово. Например: У скворушки- скворчата.

У волчихи- ....

-    Составить и написать 2-3 предложения на тему, используя опорные слова. Например: Здравствуй, школа!

сентябрь, школа, класс, учитель, ребята.

Восстановить текст стихотворения. Например: Стали птицы песни петь,

Сквозь лесной валежник,

И расцвел подснежник.

Пробирается медведь   ( С. Маршак)

Вставить в текст подходящие по смыслу предлоги.

Зкласс

Образовать однокоренные слова, при помощи суффиксов: -к, -ик, -ушк, т.д. или приставок : в-, на-, за-, и др. Составить текст, используя эти слова.

Написать текст по памяти.

Например:        Карась.

Карась-рыба толстая и ленивая. Живет карась в озерах и прудах. С утра до ве1 достает из ила червячков. Зимой караси уйдут в глубокие ямы. Там они проле до весны.

К существительным, прилагательным, глаголам - подобрать синонимы, антоь

Отредактировать текст.

Составить текст по аналогии. ( Описание животного, растения).

Тематическое планирование уроков развития речи .    3 класс (1-4)

1ур  Общение. Средства устного общения. Особенности говорящего.

2ур. Подробное изложение. "Золотой рубль".

Зур. Неподготовленная и подготовленная речь. Приемы подготовки речи.

4ур .Сочинение.., "Моя биография".

Зур. Свободный диктант "Легкие города".

бур. Правильная речь. Я - составитель толкового словаря, /устно/

7ур. Словарная статья.

8ур. Сочинение по наблюдениям "Прогулка по Летнему саду."

9ур  Изложение с творческим заданием / текст дается без выделения частей/

          «Богатства города»
10ур. План. Что я люблю.

11ур. Подробное изложение по измененному плану "Зимний дворец"

12ур.  Рассказ – это речевой жанр.

13ур. Диалог и монолог.

14ур. Монолог. Сочинение по личным впечатлениям. Эпиграф. "Снег идет".

15ур. Поздравление - вид этикетного жанра.

16ур   Пересказ. В иды пересказа.

17у;р. Сжатое изложение.        /Текст воспринимается на слух./ По Алексееву «Первая

             газета.»

18ур  Служба новостей. Что такое информация.        

19ур. Журналист. Донесение о Петропавловской крепости.

              Информационная заметка о музее города,        —-
 20ур. Сочинение - миниатюра. "Моя любимая картина"
 21ур. Стили речи. Письмо другу,./разговорная речь с элементами худ..речи./
 22ур. Сочинение на основе личного опыта.                                                         у
          Деловое описание трудового процесса.
 23ур.  Сочинение .Эмоционально-образное описание трудового процесса.

               «Пальчики оближешь»

24ур.   Я - читатель. «Книга в жизни человека.» /читательская конференция/

25ур.  Аннотация. Составление аннотаций.

26ур.  Подробное изложение по тексту - рассуждениях творческим заданием "Герб города".  /или «Свиристели»/

27 ур.Сочинение по литературному источнику «Мой любимый литературный герой»

1

28ур. Моя точка  з|зения. Письмо Б.Януша к читателям "Неизвестный 11авловск".

29ур. Описание с целью обобщения. Сочинение по картине.

30ур. Свободный диктант.. Повествовательный текст с элементами описания.

         «Цветы Павловского парка»        
31ур. Описание растения в деловом и художественном стиле./по вари итам/  

32ур. Итоговое изложение. С. Алексеев "Первые школы".

33ур. Итоговое  сочинение. "Самый радостный день в моей жизни".

34ур. Классная газета "Мой любимый город" /варианты/.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Cценарий урока по развитию речи "Учимся писать письма" , русский язык 4 класс

Урок- презентация в доступной и занимательной форме знакомит уч-ся  с историей почты, правилами написания письма и подписыванием конверта....

Статья по русскому языку по теме:Формирование коммуникативно - речевых умений(устных и письменных) младших школьников на уроках развития речи

Статья посвящена теоретическим основам работы по развитию речи младших школьников на основе коммуникативного принципа  в обучении. Представлена система заданий и упражнений, включающих работу над...

презентация по развитию речи " Левитан . золотая осень" русский язык 4 класс

презентация по развитию речи " Левитан . золотая осень" русский язык 4 класс...

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык.

Технологическая карта урока развития речи "Как писать письмо". Русский язык....

Развитие речи. Деформированные тексты по русскому языку для начальной школы.

Дидактический материал для работ по русскому языку....