Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме:
    Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония» "Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком"

    Пинтера Ирина Ивановна

     

    Тема урока:Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком.

     

    Цели урока:

    Воспитательная:

    • Воспитывать интерес к учению, дружбе;
    • Воспитывать эстетические чувства;

    Общеобразовательная:

    • Учить выделять отдельные звуки, находить ошибкоопасные места в слове;
    • Тренировать  в умении записывать слова «звуковой» записью;
    • Способствовать осознанности письма;

    Развивающая:

    • Развивать речь.
    • Прививать любовь к чтению русских народных сказок;

    Оздоровительная:

    • Следить за утомляемостью детей;
    • Следить за правильной осанкой детей при письме и вовремя их предупреждать;

    Тип урока:Урок изучения нового материала.

    Вид  урока:Урок – сказка

    Методы:Наглядный, игровой, деятельностный, метод выведения общего правила.

    Формы:Общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа парами.

    Оборудование:книга «Мудрости», в которой находятся карточки с заданиями, презентация (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    russkiy_yazyk.doc63.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 1 классе по программе «Гармония»

    Учитель начальных классов Пинтера Ирина Ивановна

    Тема урока: Звуки русского языка. Звуковой анализ слов с мягким знаком.

    Цели урока:

    Воспитательная:

    • Воспитывать интерес к учению, дружбе;
    • Воспитывать эстетические чувства;

    Общеобразовательная:

    • Учить выделять отдельные звуки, находить ошибкоопасные места в слове;
    • Тренировать  в умении записывать слова «звуковой» записью;
    • Способствовать осознанности письма;

    Развивающая:

    • Развивать речь.
    • Прививать любовь к чтению русских народных сказок;

    Оздоровительная:

    • Следить за утомляемостью детей;
    • Следить за правильной осанкой детей при письме и вовремя их предупреждать;

    Тип урока: Урок изучения нового материала.

    Вид  урока: Урок – сказка

    Методы: Наглядный, игровой, деятельностный, метод выведения общего правила.

    Формы: Общеклассная (фронтальная), самостоятельная, работа парами.

    Оборудование: книга «Мудрости», в которой находятся карточки с заданиями, презентация (приложение 1), карточки с заданиями (приложение 2).

    1. Организационный момент

    (Приложение 1)

    1  слайд.

                   Солнце яркое проснулось,

    В гости к нам пришло с утра,

    Всем ребятам улыбнулось,

    Начинать урок пора.

    2 слайд.

    Учитель: Ребята, у нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости, посмотреть чему мы научились за это время в школе.

    Учитель  Я на урок принесла книгу. (Книга Мудрости)

                      Эта книга не простая

    Книгу эту не листают.

    В ней увидите вы, дети,

    Сказку лучшую на свете!

    Учитель Ну что? Заинтересовались? А чтобы узнать, какая сказка прячется в моей книге, вы должны дружно сказать:

    Любят сказку малыши,

    Книжка, сказку расскажи!

    II. Постановка учебных задач, целей урока.

    Учитель  Что-то не появляется сказка. А вот конверт. (достаю из книги)

    - В нём лежит задание.

    ЗАДАНИЕ 1

    3 слайд.  

    Учитель:  Посмотрите на доску. Здесь записаны буквы. Назовите их.       (Т, Е, Р, Е, М, О, К)

    Назовите их. На какие две группы можно разделить эти буквы?

    - На какие группы можно разделить согласные звуки?

    - Составьте из этих букв слово.

    - Какую сказку нам принесла «Мудрая книга»

    - Какая это сказка? (русская народная сказка)

    - Сегодня мы отправляемся в путешествие по сказке. Здесь вы узнаете много интересного.

    - Над какой темой мы работали вчера?

    - Над какой темой будем работать сегодня?

    (Сегодня будем продолжать учиться записывать слова  «звуковой» записью с Ь знаком.)

    III. Минутка чистописания

    4 слайд. 

    Перед вами теремок,

    Он не низок, не высок.

    Он не узок, не широк

    Учитель  Ребята, что такое ТЕРЕМОК?

    В ТОЛКОВОМ СЛОВАРЕ Сергея Ивановича Ожегова говорится – ТЕРЕМ – в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

    5 слайд.  

    Бежит Мышка – норушка

    Увидела теремок и спрашивает:

    - Кто – кто в теремочке живёт?

      Кто – кто в невысоком живёт?

    Учитель:  Никто ей не ответил. Решила она поселиться в теремке.

    Но посмотрите на двери замок. 

    Чтобы открыть замок и мышка могла войти  мы должны выполнить задание.

    - Откройте тетради.

    Слайд 6:   

    - Запишите число.

    На минутке чистописания мы запишем название сказки, по которой будем путешествовать.

    Придумайте и запишите предложение со словом ТЕРЕМОК.

    ( Стоит в поле теремок.)

    - Составьте схему этого предложения.

    IV. Словарная работа.

    Учитель: Стала мышка жить в теремке.

    Прискакала к теремку Лягушка – квакушка.

    7слайд:    

    - Терем – теремок. Кто в тереме живёт?

    - Я мышка – норушка. А ты кто?

    - А я лягушка – квакушка.  Пусти меня к себе жить.

    - Выполнишь задание, пущу тебя в теремок.

    Учитель: Давайте поможем Лягушке.

    8 слайд:  

    ЗАДАНИЕ 2 (Из книги достаю листок с загадками)

    - Запишите  Словарь:

    Учитель:  Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать.

    1. Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живёт

    В деревне кур крадёт. (лисица)

    9 слайд:   рисунок лисицы

    10 слайд:   запись слова

    - Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

    2.  Кто, позабыв тревоги

         Спит в своей берлоге? (медведь)

    11 слайд:    рисунок медведя

    12 слайд:   запись слова

    3. По полю скачет,

        Ушки прячет.

        Встанет столбом,

        Ушки торчком. (заяц)

    - Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

    13 слайд:   рисунок зайца

    14 слайд:     запись слова

    - Поставьте ударение и подчеркните безударную букву.

    - В каком слове звуков больше, чем букв? (заяц)

    - В каком слове букв больше, чем звуков? (медведь)

    - Подчеркните слово медведь.

    - Давайте сделаем звуковой анализ слова медведь.  

     (НА ДОСКЕ 1 УЧЕНИК) ЗАТЕМ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРОВЕРЯЕТСЯ

    - Что вы заметили?

    - Почему вместо Ь знака мы поставили запятую?

    15  слайд:    

    - Почему мы записали эти слова? (эти животные встречаются в сказке)

    - Как по другому можно назвать зайца, медведя, лису? (животные, звери, млекопитающие)

    - Какое ошибкоопасное место  в слове животные вы увидели? (жи – ши)

    - Молодцы!

    Учитель:  Теперь стали жить в теремке Мышка – норушка и Лягушка – квакушка.

                     Мы помогли ей справиться с заданием и немного устали давайте отдохнём.

    V. Физ. Минутка.

    Ветер дует нам в лицо.

    Закачалось деревцо.

    Ветер тише, тише, тише.

    Деревцо всё выше, выше.

    16 слайд:                  

     Зарядка для глаз: Не двигая головой, наблюдайте за движением.

    VI. Изучение нового материала.

    Учитель:  Скачет мимо Зайчик – побегайчик. Увидел теремок и стал проситься…

    17слайд:  

    -  Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    - Я Мышка – норушка.

    - Я лягушка – квакушка.

      А ты кто?

    - Я зайчик – побегайчик. Пустите меня к себе жить.

    - Если справишься с заданием, будешь жить в теремке.

    Учитель:  Нужно помочь зайчику.

    - Ребята, здесь какие-то слова.

    ЗАДАНИЕ 3 (Из книги достаю листок с заданием)

    - Я их нечаянно выронила и они рассыпались.

    18  слайд:    

    Давайте из этих слов составим предложение. Серенький зайчик сидит под сосной.

    - Запишите предложение.

    Подчеркните  слово в котором звуков больше чем букв. (серенький)

    - Сделайте звуковой анализ этого слова.

    1 УЧЕНИК У ДОСКИ

    19 слайд: 

    - Сколько в слове букв, звуков.

    - Почему?

    - Теперь Зайчик скок в теремок. Стали они жить втроём.

    20  слайд:    

    - Идёт мимо Лисичка – сестричка. Постучала в окошко и спрашивает.

    -  Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    - Я Мышка – норушка.

    - Я лягушка – квакушка.

    - Я зайчик – побегайчик.

      А ты кто?

    - А я Лисичка - сестричка. Пустите меня к себе жить.

    - Выполнишь задание, будешь жить в теремке.

    21 слайд:    

    Откройте учебник на стр. 51 упражнение 77

    ЗАДАНИЕ УПРАЖНЕНИЯ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПО ЗАДАНИЮ УЧЕБНИКА

    - Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков (шесть, семь)

    - Работа по вариантам самостоятельно

    1 вариант звуковой анализ слова шесть

    2 вариант звуковой анализ слова семь

    Взаимопроверка. На доске правильный вариант.

    22 слайд: 

    Учитель:  Теперь и Лисичка стала жить в теремке.  Стали они жить вчетвером.

    23 слайд:    

     Прибежал Волчок – серый бочок. И спрашивает:

      Кто, кто в теремочке живёт?

    Кто, кто в невысоком живёт?

    - Я Мышка – норушка.

    - Я лягушка – квакушка.

    - Я зайчик – побегайчик.

    - А я Лисичка - сестричка.  А ты кто?

    - А я Волчок – серый бочок. Пустите меня к себе жить.

    - Поиграешь с нами, пустим жить в теремок.

    VII. Физ. Минутка.

     24 слайд:    

    Вышли звери как-то раз

    Посмотреть который час.

    Раз, два, три, четыре –

    Звери дёрнула за гири

    Вдруг раздался страшный звон

    Убежала звери вон!

    VIII. Закрепление изученного.

    25 слайд:    

    Живут звери в теремке, песни распевают.

    Шёл недалеко медведь, услышал песни и постучал в теремок.

    26 слайд:        

     Его звери в гости и пригласили. Он полез в теремок и развалил его.

    А из теремка посыпались пословицы.

    27 слайд:  

     Чтобы ТЕРЕМОК животные могли построить нам надо им помочь.

    IX. Работа в парах.

    На каждой парте лежит карточка. (приложение 2)

    - Соедините начало и конец пословицы.

    28 слайд:

    - О чём эти пословицы? (о труде)

    - Как вы понимаете смысл пословицы?

    - Запишите любую понравившуюся пословицу.

    - Подчеркните слова, в которых букв больше, чем звуков.

    - Составьте схему этого слова.

    29  слайд:   

    - Вот мы и помогли построить новый теремок для зверей.  

    X. Итог урока.

    - Над какой темой работали сегодня на уроке? (учились составлять схемы в словах, которых есть мягкий знак)

    -  В чём была трудность?

    - Над какой темой будем работать на следующем уроке?

    30 слайд:    

    Вот и солнце закатилось.

    Сказка с нами распростилась.

    - Понравилась ли вам сказка?

    - Чему учит эта сказка? (дружбе)

    XI. Релаксация.

    - С каким настроением вы закончили урок?

    - С какими животными мы встретились на уроке?

    - Эти животные есть в природе. И мы всегда должны о них заботиться.

    31 слайд:  

    - Урок окончен.