Интегрированный урок чтения и обучения грамоте "Буквы Ю,ю, звуки (у, йу). Письмо буквы Ю".
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме

Данный урок является интегрированным.


 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_gramote_i_pismo.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

    Интегрированный урок обучения грамоте и письма

 

Тема: Буква Ю - показатель мягкости предшествующего

           согласного. Письмо строчной буквы ю.

Дата проведения: 09. 12. 2009 г.

Класс: 1 «б»

Цели урока: 1. Познакомить с новыми гласными буквами Ю, ю,

                          обозначающими два звука (й’у) или один звук (у).

                     2. Продолжить работу над формированием навыков

                          правильного, сознательного, плавного,

                          выразительного, беглого чтения.

                     3. Способствовать развитию фонематического слуха,

                          логического мышления, внимания, умения

                           классифицировать.

                     4. Содействовать воспитанию взаимоуважения,

                         стремления быть добрым, любви к книге, уважения к

                         различным профессиям, бережного отношения к

                         природе.

Оборудование: буквы магнитной азбуки ю, л, а , иллюстрации юлы

                           игрушки и юлы – птицы, карточки с буквами (игра),

                           демонстрационная карточка с буквами Ю, ю, изображение

                           буквы ю из славянской азбуки, схема предложения,

                           кисточка, 3 карточки – помогайки, кукла, попугай Юрик,

                           Цветик, цветограммы.

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

1. Рассказ о кукле. Обобщение.

-  На урок я принесла куклу из моего детства. Её зовут Юля. Это была моя самая любимая игрушка. В ней нравилось всё – и её красота, и одежда, и характер. Юля была самой доброй, умной и весёлой из всех кукол. Наверное, поэтому она была для меня дороже остальных. С Юлей пришли её друзья – попугай Юрик и поющий Цветик.

- Как назвать одним словом эти предметы?

- Чем ещё можно играть, кроме игрушек?

- Сегодня вы  увидите, как в наших умелых руках буквы будут превращать урок в интересную и познавательную игру.

2. Игра «Найди спрятанные буквы».

3. Игра «Найди лишнюю букву».

- Пред вами найденные вами в предыдущей игре спрятанные буквы. Назовите лишнюю букву в каждой группе. Объясни.  Используем цветограммы.

ё

и

ч

ю

ж

ы

- цветограммы

1 группа: ё, о, ы.        3 группа: ч, ш, ж.

2 группа: у, и, а.        4 группа: е, я, ю («лишняя» т. к. не изучали)

III. Постановка темы и целей урока.

- Что хотели бы узнать об этой букве? (дети формулируют тему и цели)

IV. Работа над новым материалом.

1. Отгадать загадку.

       На ножке я кружусь одной,

       Ребятам весело со мной.

2. Слого – звуковой анализ слова «юла».

    1) Сколько слогов в слове?

    2) Назовите 1 слог.

    3) Какие звуки слышим в 1 слоге?

    4) Как обозначим на схеме? Почему?

    5) Назовите 2 слог.

    6) Какие звуки слышим во 2 слоге?

    7) Как обозначим на схеме? Почему?

    8) Произнесите ещё раз 1 слог. Напечатаем его из букв магнитной азбуки.

    9) Произнесите 2 слог. Напечатайте.

    10) Какие 2 звука обозначили буквой ю?

    11) Какой сделаем вывод?

3. Соотнесение предложения со схемой.

    1) Составьте предложение со словом «юла».Что она делает?

Юла танцует на одной ножке.

        2) На доске начерчена схема этого предложения. Проверьте,  правильно ли она  

         составлена?

                               ------------     -----------     ----------     -----------        

                            Если мысль закончил ты,

                            Записал на строчку,

                            Не забудь в конце поставить

                            Кругленькую точку.

4. Письмо строчной буквы ю.

    1) Сообщение о Кирилле и Мефодие.

        Очень давно жили два брата – Кирилл и Мефодий. Позже их стали считать

        учениками самого Бога. За что же им была оказана такая честь? За то, что они

        создали славянскую азбуку. Именно ту, которую изучаем мы с вами. Конечно,

        написание букв сильно изменилось, некоторые буквы вообще исчезли, но

        основа  осталась. Буква А называлась «аз», Б- «буки», В – «веди», Д – «добро»,

        Л – «люди», а вот буква Ю так и называлась – «ю». Выглядела она так.

        Красиво,  не правда ли? Чтобы её написать, нужно потратить очень много

        времени. Сейчас – более просто.

    2) Сравнение и  написание буквы на доске.

       - Буква ю гласная или согласная? Почему?

       - Определите её место на ленте букв. Покажите, где она должна стоять?

       - Сравните печатные и прописные буквы  Ю, ю.

       - Сделайте предположение, с отрывом или без пишется буква. Почему?

       - Составим из элементов букву ю. Сколько их? Назовите.

       - Письмо учителем на доске буквы ю с объяснением.

    3) Письмо буквы ю детьми  кисточкой на доске.

        Слабые ученики работают по карточке - помогайке (обводят написанную на

        целлофане учителем букву ю).

    4) Письмо буквы ю в воздухе.

    5) Ошибки в написании.

       Буква ю хочет с вами поиграть.  Посмотрите, какой она бывает в тетрадях детей,

       которые невнимательно слушают учителя. Найдите ошибки.

    6) Проверка правильной посадки.

                      Ноги ставь ступнями на пол,

                      Не касайся грудью парты,

                      Чтоб меж партой и тобой,

                       Кулачок прошел любой.

                      Обопрись на спинку стула,

                      Плечи ровно ты держи,

                      Чтоб головка не устала,

                      Чуть вперед её нагни.

      5. Письмо слов юла, юг. Игра «Проверь меня».

                                 
        

             

  1. Прочитаем первое слово.
  2. Проверьте, правильно ли составлена схема? А написано правильно?
  3. Раскрасьте схему в прописях и запишите слово юла один раз.
  4. Проверьте схему слова юг. Ошибка?  Почему?
  5. Что такое юг?
  6. Правильно ли написано слово? Опять ошибка?
  7. Докажите, что в слове юг на конце пишем парную согласную г, а не к.
  8. Раскрасьте схему в прописях и запишите слово юг один раз.

   6. Работа по учебнику (с.172). Чтение и анализ рассказа о юле.

          1) Как звали ребят, которые играли с юлой?

          2) Что можете сказать об этих ребятах? Какие они?

          3) Какие слова могут это доказать? Прочитайте.

          4) Могла ли юла не запеть? В каком случае?

          5) Придумайте название для этого рассказа.

  7. Игра «Любопытный учитель».

        - Отвечайте на мои вопросы словами, начинающимися на букву ю.

           1) Как тебя зовут, мальчик?

           2) А тебя как зовут, девочка?

 3) Как называют юного моряка – помощника?

 4) Какая у тебя любимая игрушка?

 5) Какая птичка живёт в наших лесах? (Юла).

- Вот она, птичка юла. Её ещё называют лесным жаворонком. Живёт она в

 сосновых лесах. На зиму улетает в тёплые края. Почему её так назвали? Она

 поёт так: «юль-юль-юль-ла-ла-ла, ю-ли-ю-ли-ю-ли».

- Как можно помочь птицам зимой?

 6) Как называется предмет женской одежды?

 7) Кто шьёт юбки, брюки, любую одежду? (Портниха, швея, модельер).

8. Работа по учебнику. Беседа по иллюстрации (с.171).

           1) В лесу тоже есть свой портной. Мы можем увидеть его в учебнике на с.171.

               Кто это?

          2) Чем занят ёжик?

          3) Что можете о нём сказать? Какой он? (Трудолюбивый, аккуратный,

              внимательный).

          4) Что же он говорит о себе? Прочитайте.

          5) Прочитайте текст. Подчеркните слова, в которых буква ю обозначает два

              звука. Где должна стоять буква ю, чтобы обозначать 2 звука?

          6) Прочитайте ещё раз эти слова. Какое слово «лишнее»? Почему?

          7) Какой вывод сделаем?

          8) С какими буквами должна дружить буква ю? Назовите её подруг. Почему

              они дружат с буквой ю?

  1. Что было бы, если бы не было портных?

          10) Значит, эта профессия самая важная?

          11) Вывод. Все профессии важны, но каждая по-своему.

V. Итог  урока.  Игра  «Согласен – не согласен».

- На мои вопросы показывайте условные сигналы – согласен или не согласен.

     1. Буква ю – гласная?

     2. Буква ю всегда обозначает один звук (у)?

     3. Если буква ю стоит в начале слова, после гласной или после мягкого знака, то

         она обозначает два звука (й’у)?

     4. Если буква ю стоит после согласной, то она обозначает два звука (й’у)? Один

         звук (у)?

     5. На уроке научились писать заглавную букву Ю? Строчную букву ю?

     6. Буква ю дружит с буквами я, е, ё? Почему?

 

- В умелых руках буквы становятся интересной игрой. Весёлые игры вам сегодня предложили буквы? Как думаете, чему они так радуются? (Осталось всего 5 неизученных букв).

- Но когда играешь, всегда нужно помнить золотые слова русской народной пословицы:

Делу – время, потехе – час.

- Как понимаете её смысл?

- Хочу поблагодарить тех, кто помогал мне сегодня вести урок, с интересом играл с буквами и запоминал эти игры, чтобы рассказать о них родителям и научить играть в них своих друзей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс. Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д.

Интегрированный урок (чтение+письмо) 1 класс.УМК "Школа России", автор В.Г. Горецкий "Согласные звуки [д],[д\'], буквы Д, д"....

ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ К (к). РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ. СОСТАВЛЕНИЕ И ПИСЬМО СЛОВ ПЕЧАТНЫМИ БУКВАМИ – интегрированный урок чтения и письма.

Дифференцированное обучение позволяет раскрыть внутренний мир ребенка и предполагает сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных заданий для повышения качества обучения и развития каждого ученик...

Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х.

Интегрированный урок чтения и письма 1 класс. Тема:Звуки (х) (х\') БУКВА Х....

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ЧТЕНИЕ/ПИСЬМО В 1 КЛАССЕ ТЕМА: «Звуки [к], [к\']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»

Технологическая карта  интегрированного урока чтение/письмо   в 1 классеТема: «Звуки [к], [к']. Буквы К,к. Письмо строчной и и заглавной букв К,к»...