Написание мягкого знака на конце существительных
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Вострикова Марина Олеговна

Выявление грамматической функциональности мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;

совершенствование умения распознавать существительные по родам;

провериять сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51.5 КБ
Файл _v_konce_sushch-h.pptx804.5 КБ

Предварительный просмотр:

        Вострикова Марина Олеговна

                                                                                                  учитель начальных классов

                                                                                                  МОУ «СОШ №3» с.Садовое

                                                                                                  Красноармейского района

                                                                                                  Саратовской области                                                          

        

        

                                                 Русский язык

             

                  Тема: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце

                                  имён существительных женского рода».

        3 класс

Учебно-методический комплект «Начальная школа XXIвека»

С.В.Иванов, А.О.Увдокимова, М.И.Кузнецова, Л.В.Петленко. Русский язык 3 класс - учебник в 2-х ч. М.: «Вентана-Граф», 2000.

Цель: познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода, а также с написанием существительных мужского рода с шипящим на конце;

Задачи:

  1. выявить грамматическую функцию мягкого знака как показателя женского рода путем исследовательской работы учащихся;
  2. совершенствовать умение распознавать существительные по родам;
  3. проверить сформированность понятий “Мягкий знак обозначает мягкость согласного на письме”, “Разделительный мягкий знак”;
  4. развивать память, мышление, внимание;
  5. воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе;
  6. воспитывать уважение к родному языку.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки с заданиями, сигнальные карточки-светофоры, компьютер

Ход урока:

1.Организационный момент. ( 1мин.)

- Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости". Слайд 2.

- Как вы ее понимаете? (Мы узнаем что-то новое) 

-Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Сегодня мы добавим в наш сундучок знаний: продолжим изучение темы «Имя существительное».

2.Минутка чистописания. ( 3мин.)

-Какая буква в ряду лишняя    Ш, Ж, Ч, К, Щ? ( К)

-Почему? ( Ш, Ж, Ч,Щ-обозначают шипящие звуки)

Запишите эти буквы парами: Шш, Жж, Чч, Щщ.

-Какие из этих звуков парные? ( ж- ш)

-Что нужно делать, если они встретятся на конце слова?( подобрать проверочное слово чтобы правильно написать)

Вспомните, какие орфограммы ещё связаны с этими буквами? ( жи, ши, ча, ща, чу, щу)

3.Обобщение знаний о мягком знаке. (5мин.)

-Прочитайте пословицы. Слайд 3.

-Хорошую речь хорошо и слушать.

-Ученье - луч света, а неученье - тьма.

- Запишите пословицы.

-Как вы их понимаете?

-Что общего в этих пословицах? ( Встречаются слова с ь, встречаются шипящие.)

-О чём они? ( Об учёбе)

-А что это за буква “ь знак”? Обозначает ли она какой-либо звук? (Нет).

-Зачем же она тогда нужна в русском языке?( Обозначает мягкость согласного звука, разделяет гласный и согласный.) Слайд 4.

-Найдите в пословицах слова, где он указывает на мягкость согласного.(Слушать, тьма)

-Запишите подчеркните мягкий знак.

-Найдите в пословицах слова, где он отделяет гласную от согласной.( Ученье, неученье)

-Запишите подчеркните мягкий знак в них. Слайд 5.

4.Постановка проблемы. ( 7мин.)

-В какую группу вы запишите слово речь? Почему? ( Сомневаются)

- Для чего в нем пишется ь знак? Наблюдение над словом.

-На какой звук оканчивается слово? (Мягкий, непарный).

- Если я закрою ь знак, слово произнесется так же, как и с ь знаком.(Да)

-Нужен ли ь знак для обозначения мягкости согласного [ч‘]? (Нет).

-Значит, в 1 группу это слово не отнесем, во вторую тоже.

-Значит, это какая-то новая работа ь знака. Давайте еще понаблюдаем за словами - существительными с шипящим на конце. Подберите синонимы к словам, чтобы они заканчивались на шипящий. Слайд 6.

Спокойствие – тишь

Ребята – молодежь

Поддержка – помощь

С данными словами проводится аналогичная работа.

Какой можно сделать вывод? ( ь знак в этих словах не указывает на мягкость, [ч‘] [щ‘] и без него мягкие. [ш] [ж] – как произносились твердо, так и произносятся твердо).

-Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий  пишется ь знак). Слайд 7.

- Я хочу предложить вам еще одно слово, которое оканчивается на шипящий, встретившееся в пословицах. Найдите это существительное. (Луч).

-Что вы можете сказать о написании этого слова? Может допущена ошибка?

-Кто может сформулировать цель нашего урока? Слайд 8.

Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.

5.Открытие детьми нового знания. ( 10мин.)

Работа в группах (по карточкам).

Прочитайте задания и следуя алгоритму попробуйте его выполнить.

Слайд 9.

Алгоритм:

  1. К какой части речи принадлежит слово?
  2. Определите род им. сущ. и запишите слова в два столбика.
  3. Понаблюдайте где пишется ь ,где не пишется.
  4. Сделайте вывод и попробуйте составить схему.

Слова на карточках:

  1. Вещь, дочь, врач, плащ, ложь, ёж.
  2. Ключ, помощь, дочь, глушь, лещ, силач.
  3. Брошь, ткач, дрожь, мелочь, ёрш, морж.

Задания выполняются на листочках, затем один ученик даёт ответ.

Вывод: Мягкий знак пишется на конце имён существительных ж.р. после шипящих.

Слайд 10.

-На конце сущ. какого рода после шипящих мягкий знак не пишется? (м.р.)

-Вернёмся к слову речь. Почему же в слове речь пишется ь? (Оно ж.р.)

-Какую же функцию выполняет ь в этих случаях? ( Он показывает, что это сущ. ж.р.)

6.Физкультминутка. ( 2мин.)

Я буду называть имена сущ. мужского и женского рода с шипящим звуком на конце. Если назову существительное ж.р. - делаете хлопок руками над головой, если м.р. - приседаете.

Репортаж, тишь, калач, скрипач, молодёжь, богач, выигрыш, этаж, ералаш, чушь, чертёж, сушь, душ, хвощ, роскошь, фарш, смерч, дочь.

7.Упражнения в написании сущ. с шипящим на конце. (15мин.)

Работа с правилом стр. 138.(С.В.Иванов, А.О.Евдокимова. Русский язык 3 класс. М.: Вентана-Граф, 2000)

-Прочитайте правила про себя.

-Зачитайте у сущ. какого рода на конце пишется ь?

-На что он показывает?

-А что вы можете сказать про сущ. м.р. с шипящим звуком на конце? ( ь не пишется)

Первичное закрепление. Работа над упражнением 1 (с.139) (У доски выписывают в два столбика,  остальные по вариантам- самопроверка с помощью светофоров).

Работа с деформированным предложением. Слайд 11

Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда.

-Составьте предложение.( Верный товарищ всегда приходит на помощь.)

-Обозначьте орфограммы. (Самопроверка с помощью светофоров.)

-Согласны ли вы с этим утверждением? Почему?

-Значит ли это, что товарищ должен приходить на помощь только тогда, когда его об этом попросят?

Знаете ли вы пословицы о дружбе?  ( Не имей сто рублей, а имей сто друзей.  Друзья познаются в беде. Нет друга ищи, а нашёл береги. Старый друг, лучше новых двух.)

     

Самостоятельная работа. Слайд 12.

Запишите слова в два столбика: в 1-с мягким знаком, во2-без ь.

-Чёрная птица, вестник наступающей весны-…( грач).

-Предмет, на котором ездил Емеля-…(печь).

-После вечера наступает-…(ночь).

-Дикие птицы и животные как предмет охоты-…(дичь).

-Суп со свёклой и другими овощами-…(борщ).

-В поле колосится золотая-…(рожь).

-Непроходимая, лесная-…( глушь).

-Футбольное соревнование-…(матч).

-Плохое настроение вместе с капризами-…(плач).

- Место, где купаются и загорают-…( пляж).

Взаимопроверка.

8.Домашнее задание.

1 группа-стр.139 упр.2 (написать слова в два столбика )

2 группа-стр.140 упр.3,4.

9.Итог урока. ( 2мин.)

-Какую проблему  мы с вами решали на уроке? ( Почему в одних сущ.после шипящих пишется ь , а в других нет.)

-Когда же пишется  мягкий знак? Слайд13

Оценка  работы учеников.

Рефлексия.

На полях нарисуйте кружок:

-Жёлтый: если на уроке было интересно, всё поняли, понравилась работа.

-Голубой: если иногда были трудности, сомнения.

-Зелёный: не усвоил тему, было не интересно.

Список использованной литературы:

1.О.Е.Жиренко «Пословицы и поговорки», М., 2005г.

2.О.Е.Жиренко «Учим русский с увлечением», М. 2005.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Написание ь знака в именах существительных после шипящих в конце слов Презентация к уроку русского языка в 3 классе Выполнила учитель начальных классов МОУ СОШ №3 с.Садовое Вострикова Марина Олеговна

Слайд 2

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости.

Слайд 3

Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье-луч света, а неученье- тьма.

Слайд 4

Ь Обозначает мягкость согласного звука Разделяет гласный и согласный звуки

Слайд 5

Хорошую речь хорошо и слушать. Ученье-луч света, а неученье- тьма. слушать тьма Ученье неученье

Слайд 6

Спокойствие – Ребята – Поддержка – тишь молодежь помощь

Слайд 7

Проблема Почему в существительных, оканчивающихся на шипящий звук, пишется мягкий знак

Слайд 8

Мы должны узнать, почему в одних случаях после шипящих у существительных пишется ь знак, а в других не пишется.

Слайд 9

Алгоритм: 1.К какой части речи принадлежит слово? 2.Определите род имени существительного и запишите слова в два столбика. 3.Понаблюдайте где пишется ь , где не пишется. 4.Сделайте вывод и попробуйте составить схему.

Слайд 10

Вывод Мягкий знак пишется на конце имен существительных женского рода после шипящих

Слайд 11

Верный, приходит, помощ…, товарищ…, на, всегда. Верный товарищ всегда приходит на помощь .

Слайд 12

Чёрная птица, вестник наступающей весны-… После вечера наступает- … Суп со свёклой и другими овощами- … Непроходимая, лесная- … Футбольное соревнование- … Плохое настроение вместе с капризами- … грач ночь борщ глушь матч плач

Слайд 13

Ь Обозначает мягкость согласного звука Разделяет гласный и согласный звуки -на конце существительных ж.р. после шипящих


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Урок русского языка 3 класс. Учебник "К тайнам нашего языка" М.С. Соловейчик.На уроке использованы упражнения для интеллектуального развития учащихся, также применены групповые формы работы с ра...

Открытый урок русского языка в 3 классе "Мягкий знак на конце существительных после шипящих"

Открытый урок русского языка  с применение технологии проблемного обучения...

Конспект урока по русскому языку "Написание мягкого знака на конце имен существительных после шипящих".3 класс

Конспект данного урока может быть использован для работы по различным УМК. К конспекту прилагается презентация для индивидуальной  работы учеников. ...

Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих

Конспект по русскому языку на тему: "Написание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих". Конспект составлен к программе "Начальная школа 21 века". по ФГОС....

План конспект открытого урока по русскому языку " Написание мягкого знака в конце и середине слова"

Цель данного классного часа: Формирование знания и умения детей в написании слов с мягким знаком на конце и в середине. Активизировать словарь детей.Коррекция памяти через словарную работу и цись...

Обобщение правил написания мягкого знака на конце существительных после шипящих (УМК "Перспектива", 4 класс 2 часть)

Цель: создать условия для систематизации и обобщения знаний и умений по написанию мягкого знака на конце слов после шипящих....