Урок русского языка во 2 классе по теме "Разделительный мягкий знак" 28.10.2023 г.
план-конспект урока по русскому языку (2 класс)

Романенко Марина Николаевна

Урок создает условия для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc62 КБ
Office presentation icon prezentaciya.ppt1.01 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                             

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»

2 класс

Русский язык

Тема: «Разделительный мягкий знак»

Закрепление изученного материала

Учитель: Романенко М.Н.

Декабрь 2010 год

г. Тихвин

Русский язык.

Тема: Разделительный мягкий знак.

Цель урока:
Создание условий для повторения и закрепления умения правильно употреблять разделительный мягкий знак.

Задачи урока:

Задачи:
-  Развивать умение правильно определять «работу» мягкого знака в слове.
- Формировать и развивать умение думать, анализировать, обобщать, развивать память, воображение, сообразительность.
- Соблюдать здоровьесберегающие технологии.


Тип урока: урок – обобщение.

Оборудование: карточки с индивидуальным заданием; карточки для групповой работы, презентация.

Ход урока

I.  Мотивационный   этап.

1). Организационный момент

- Здравствуйте, ребята!

Прозвенел звонок весёлый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать
.

- Возьмитесь за руки и мысленно подарите добрые слова друг другу, я надеюсь, что урок принесет нам всем радость общения.

2). Каллиграфическая минутка.

А) Загадка: Слайд № 2.

-Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время каллиграфической минутки, послушайте загадку.

Что за буква, кто узнает:

Звука не обозначает,

Может только показать,

Как согласную  читать.

Мягкий знак  Слайд № 3

Б) Подготовка руки к письму.

- А сейчас подготовим руку к письму в тетради. Слайд № 4.

Две весёлые лягушки

Ни минутки не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги  вверх летят.

(Руки - в кулачок. Кулачки положить на парту. Резко выпрямлять пальцы).

В) Чистописание Слайд № 5.

- Откройте тетради, запишите число.

- Посмотрите на строку чистописания.

 На доске записаны буквосочетания: НЯ НЬЯ НЬ  ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ

Цель чистописания?

- Следим за высотой, наклоном и шириной букв.

- Нарисуйте коронку над самым красивым сочетанием букв.

- Одной чертой подчеркнуть сочетание букв, обозначающих 1 звук;

двумя чертами - 2 звука;

- Сколько звуков обозначают сочетания букв…?

- Какую работу выполняет Ь знак в НЬ и МЬ?

- Какую роль выполняет мягкий знак в сочетаниях НЬЯ и ЛЬЕ?

Тема урока: Как вы предполагаете, чем сегодня будем заниматься на уроке?

С какой целью?

II. Операционно – познавательный этап.

1) Ситуация успеха. Актуализация знаний. Слайд № 6.

Работа в группах

- У вас в группах замечательное солнышко. Вам необходимо записать на его лучах все, что вы знаете о букве мягкий знак.

(После завершения работы, учащиеся все записывают на доске).

  1. Эта буква не обозначает звука.
  2. Обозначает мягкость предшествующего согласного. Пример.                        
  3. Он разделяет буквы согласные и гласные на письме.  
  4. Разделительный мягкий знак показывает, что следующие за ним гласные буквы е, ё, ю, я, и обозначают два звука [йэ],[йо],[йу],[йа],[йи].
  5. Он пишется после согласной буквы перед гласными буквами е, ё, ю, и, я. Пример
  6. Перенос ь.

      Подводится итог, выполненной работы.  

                                                                   

2) Закрепление

А) Работа в группах.

-  Работаете по цепочке, объясняя, для чего в каждом из слов употреблен мягкий знак. Запишите их в два столбика. Ь подчеркнуть.

Осень, осенью, деньки,

Мальчик, окунь, окуньки,

Колья, стулья и скамья,

Крылья, братья и семья.

Расскажи, зачем и как

Служит в речи мягкий знак.

- Прочитайте слова первого столбика. Какую работу выполняет  мягкий знак?

- Прочитайте слова второго столбика. Какую работу выполняет мягкий знак?

осень                       осенью

деньки                     колья

мальчик                  стулья

окунь                       скамья

окуньки                   крылья

                                  братья

                                  семья

- Оцените свою работу: правильность написания, аккуратность, каллиграфию.

Б) Самостоятельная работа

- Прочитайте слова. Запишите их в форме множественного числа. Подчеркните разделительный мягкий знак.

1 группа               2 группа      

3 группа                4 группа

улей                         друг

кол                          колос

воробей                   крыло

уголёк                     дерево

звено                        огонёк

стул                      муравей

ручей                   денёк

перо                     соловей

пенёк                    лист

брат                      прут

Самопроверка. Слайд № 7

1 группа               2 группа      

3 группа                4 группа

ульи                         друзья

колья                       колосья

воробьи                   крылья

угольки                   деревья

звенья                        огоньки

- Найдите лишнее слово, почему?

Оцените свою работу

стулья                   муравьи

ручьи                   деньки

перья                    соловьи

пеньки                  листья

братья                   прутья

     

3) Физкультминутка Слайд № 8.

4). Обобщение.

- Над какой темой мы сегодня с вами работаем?

- Какую работу выполняет мягкий знак?

Коллективная работа

(В классе развешены карточки со словами.)

- Дети, в нашем классе заблудились “слова” - найдите их и распределите все слова в три группы.

(Дети распределяют слова, а учитель развешивает карточки в столбики)

Ь – обозначает мягкость предшествующего согласного

Ь – разделительный мягкий знак

мягкость согласного обозначают гласные

кольцо

дождь

метель

пеньки

бульдог

зверьки

пальто

мышь

веселье

друзья

ручьи

вьюга

жильё

деревья

воробьи

шитьё

семя

полёт

олени

солю

Коля

полю

- Прочитайте слова третьего столбика, можно ли  в эти слова вставить мягкий знак? Какие получатся слова? Запишите новые слова.

- В первом столбике найдите лишнее слово. Почему?

- О работе мягкого знака в этом слове нам еще предстоит узнать в следующих классах.

- Оцените правильность и каллиграфию своей работы.

III. Рефлексивно - оценочный этап.

1) Контроль

 Тест Слайд № 9

1. Разделительный мягкий знак пишется:

А) в середине слова между согласными;

Б) в конце слова;

В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я.

2.  Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости:

А) пальчики;

Б) вьюга;

В) глазунья.

3. Укажи слово с разделительным мягким знаком:

А) солов…и;

Б) руч…ка;

В) ден…ки.

4. Укажи слово с правильным переносом:

А) вь-юга;

Б) крыль-я;

В) маль-чик.

5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка:

А) друзья;

Б) стуля;

В) очки.

Б) Проверка. Слайд № 10

2). Рефлексия. Слайд № 11

- Урок наш подходит к концу.  Вы выполнили  все задания.

- А теперь проанализируйте свою работу на уроке. Выберите кружок, цвет которого соответствует вашим знаниям: зелёный, желтый, красный.

Выставление отметок. Слайд № 12

3).  Домашнее задание. Слайд № 13

По выбору:

  1. Сочинить загадку про мягкий знак.
  2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком.
  3. Записать 10 слов с разделительным мягким  знаком.

 

– Спасибо за урок! Мне с вами было приятно работать. Я хочу вам подарить стихотворение - вопрос.

Мягкий знак – хитрый знак.

Не назвать его никак.

Он не произносится,

Но в слово часто просится.

Будем мы всегда, где надо,

Мягкий знак вставлять в слова?

ДА!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Романенко М. Н. Учитель начальных классов МОУ «СОШ № 1» г. Тихвин 2 класс Русский язык

Слайд 2

Что за буква, кто узнает: Звука не обозначает, Может только показать, Как согласную читать .

Слайд 3

мягкий знак

Слайд 4

Массаж рук Две весёлые лягушки Ни минутки не сидят- Ловко прыгают подружки, Только брызги вверх летят. Чистописание

Слайд 5

Чистописание Работа в тетради 21 декабря. Классная работа. НЯ НЬЯ НЬ ЛЬ ЛЬЕ ЛЕ

Слайд 6

Ь мягкий знак

Слайд 7

Самопроверка 1 группа 2 группа 3 группа 4 группа ульи друзья стулья муравьи колья колосья ручьи деньки воробьи крылья перья соловьи угольки деревья пеньки листья звенья огоньки братья прутья

Слайд 8

Разделительный мягкий знак- похлопаете в ладоши . Мягкий знак, обозначающий мягкость согласного – потопаете ногами. Лен ь , вороб ь и, стул ь я, ден ь ки, ред ь ка, варен ь е, в ь юнок, дожд ь . Физкультминутка

Слайд 9

« СЛОВА ЗАБЛУДИЛИСЬ »

Слайд 10

Тест 1. Разделительный мягкий знак пишется: А) в середине слова между согласными; Б) в конце слова; В) в корне слова после согласных перед гласными е, ё, ю, и, я. 2.Выбери слово, в котором (ь) – показатель мягкости: А) пальчики; Б) вьюга; В) глазунья. 3. Укажи слово с разделительным мягким знаком: А) солов…и; Б) руч…ка; В) ден…ки. 4. Укажи слово с правильным переносом: А) вь-юга; Б) крыль-я; В) маль-чик. 5. Выбери слово, в написании которого допущена ошибка: А) друзья; Б) стуля; В) очки.

Слайд 11

Правильные ответы 1. В 2. А 3. А 4. В 5. Б Меньше 3-х правильных ответов. Никуда не годится. (Неудовлетворительно) Три правильных ответа. Удовлетворительно. Четыре правильных ответа. Хорошо. Пять правильных ответов. Отлично.

Слайд 12

Рефлексия Здесь – внимание! Сомневаюсь ещё я! Стоп! Вперед нельзя! Повторять усядусь я! А теперь вперёд! В знаниях уверен я!

Слайд 13

4 5 5 5 4 5 5 4 5 5 5 5 Молодцы!!! 5

Слайд 14

По выбору: 1. Сочинить загадку про мягкий знак. 2. Составить кроссворд, используя слова с разделительным мягким знаком. 3. Записать 10 слов с разделительным мягким знаком. Домашнее задание

Слайд 15

Спасибо за урок. Желаю успеха в домашней творческой работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных"

Проект урока по русскому языку предназначен для учителей классов начальных, работающих по разным УМК.Урок разработан с учетом всех требований к современному уроку, с использованием технологи...

Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" урок изучения нового материала

Конспект урока русского языка по теме "Мягкий знак на конце наречий после шипящих" в 4 классе. Это урок изучения нового материала по программе "Школа 21 век". Урок соответствует требованиям ФГОС....

открытый урок русского языка 3 класс по теме мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Открытый урок русского языка 3 класс по теме: "Мягкий знак на конце существительных после шипящих" На уроке для повторениия использовалась работа в парах сменного состава.Кроме этого на уроке была фро...

Урок русского языка по теме: «Буква Ь. Мягкий знак – показатель мягкости предшествующего согласного звука» (1 класс, программа « Школа России»)

Краткая аннотация урока:Конспект урока (обучение грамоте) по теме «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука» с приложением в виде презентации был разработан для урока чтения в 1 классе.Может...

Конспект урока по русскому языку 4 класс «Повторение правописания мягкого знака в словах»

Конспект урока по русскому языку 4 класс  «Повторение правописания мягкого  знака в словах»...

Урок русского языка "Правописание слов с разделительным мягким знаком"

Материал содержит  конспект урока в 3 классе "Правописание слов с разделительным мягким знаком" и презентацию к нему. УМК "Школа России". Тип урока: усвоение новых знаний. Цел...

Технологическая карта урока русского языка. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса, 2 класс

Урок систематизации и обобщения знанийЗадачи: Образовательные: Формировать навыки правописания слов с разделительным мягким знаком; учить делать перенос слов с разделительным мягким знаком. Разви...