Главные вкладки

    План-конспект урока русского языка (1 класс) по теме:
    Урок русского языка "Слово и предложение" 1 класс УМК "Планета знаний"

    Буданова Надежда Михайловна

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе УМК "Планета знаний". Урок построен по методике

    субЪективизации с использованием краеведческого материала.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka_1_klass.doc55.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    Платоновская средняя общеобразовательная школа

    Никольский филиал имени  Героя Советского Союза З.А.Космодемьянской

    Рассказовского района Тамбовской области

    Конспект урока по русскому языку
    в 1 классе

    «Слово и предложение»

    УМК «Планета знаний»

    подготовила

    учитель начальных классов

    высшей категории

    Буданова Надежда Михайловна

    с.Никольское

     2010

    План – конспект урока по русскому языку

    УМК «Планета знаний»

    Место урока в учебном курсе:

    Раздел «Синтаксис и пунктуация» Параграф:«Речь, текст, предложение». Второй урок.

    Цель урока: определить границу между предложением и группой слов.

    Задачи:

    - умение строить предложение из слов;

    - развитие умения списывать, диктуя себе по слогам, и проверять свою запись.

    - воспитание чувства патриотизма.

    Ход урока.

    учитель

    ученики

    1. Организационный этап.

    Добрый день и добрый час!

    Как мы рады видеть вас.

    Друг на друга посмотрели

    И тихонечко все сели.

    Сначала садятся девочки, потом мальчики.

    2. Актуализация знаний.

    Буквы-значки, как бойцы на парад

    В чётком равненье построились в ряд.

    Каждый в условленном месте стоит

    И называется он…

    Откройте учебники на с.7, внимательно рассмотрите ленту букв. Что вы можете сказать?

    Назовите все буквы, представленные на ленте.

    Назовите гласные и определите лишнюю.

    Назовите парные согласные.

    Назовите согласные всегда мягкого звука

    Назовите согласную всегда твёрдого звука

    Что вы знаете о букве «р»

    Роет норы старый крот,

    Разоряет …

    (демонстрация слова на карточке)

    ..алфавит (хором)

    Буквы тянутся в начало алфавита и в конец. Пропущена буква «р».

    и й к л м н о п р с т у ф х ц ч

    и о у , лишняя – и- гласная второго ряда, с ней согласные звуки мягкие.

    к п с т ф

    й ч

    ц

    Буква согласного звука, непарная, звонкая

    …огород. (хором)

    3. Чистописание на основе принципа субъективизации.

    Чем интересно слово огород? (фонетический анализ слова, орфографическая пропедевтика)

    Откройте рабочие тетради на с.6. Рассмотрите цепочку предложенных букв, найдите лишнюю. Установите общее сходство букв.

    Упражнение для снятия писчего тремора.

    Чтобы правильно и красиво написать …

    Пальцы делают зарядку,

    Чтобы меньше уставать.

    А потом они в тетрадке

    Будут буковки писать.

    (инструктаж посадки при письме)

    Прочитайте слово на следующей строке.

    Перед записью слова обратите внимание на то, что все буквы вписывают с помощью верхнего соединения, ломая «секрет».

    3 гласных – 3 слога, гласная одинаковая - «о», ударная третья «о» - третий слог «род», парный согласный звук «т» , пишем парную «д» - проверочное слово «огороды»

    Лишняя «О» - большая, остальные строчные.

    Овал на нижней линеечке рабочей строки.

    Дети выполняют запись букв по пунктиру, затем самостоятельно.

    Собака

    Записывают слово по пунктиру, затем самостоятельно.

    4. Словарно- орфографическая работа (пропедевтика морфологического анализа слова), развитие речи.

    Собака – одушевлённый или неодушевлённый предмет?

    Определите число и род.

    Измените существительное во множественном числе. Что изменилось?

    А у вас собака есть? Как её зовут? Можете вы сказать, что собака – ваш друг? Вы любите своего четвероногого друга?

    Давайте запишем клички ваших собак. Вспомните правило написания кличек животных.

    Игровой момент

    Какое другое слово спряталось в слове «собака»? Запишите его. Назовите орфограмму.

    Дополнительный материал по краеведению.

    Кто помнит , какую «лишнюю» буквы мы выделили?

    Что мы будем писать с большой буквы кроме кличек животных?

    Чьё имя носит наша школа?

    Имя этой бесстрашной героини связано с Тамбовским краем. В справочнике «Тамбов: в названиях и лицах» читаем: Осино-Гай

    Одушевлённый – кто? собака

    Единственного числа, женского рода.

    Собаки, «а» поменялась на «и» - это окончание.

    Рассказывают о своих питомцах.

    Клички животных пишутся с большой буквы.

    Бак

    Парная согласная на конце слова, проверочное слово – баки.

    Запись в тетради: бак-баки.

    Лишняя «О» - большая, остальные строчные.

    Начало предложения, названия городов, деревень, сёл, рек, имена, отчества, фамилии людей.

    З.А.Космодемьянской

    Запись в тетради: Осино-Гай.

    5. Введение в новую тему.

    Позвольте мне напомнить вам всё, что мы с вами записали: собака, бак, баки, Осино-Гай. А что это всё?

    Что такое слово?

    А что образуют слова?

    Что вы знаете о предложении?

    Слова.

    Слова называют предметы, которые находятся вокруг нас.

    Предложение.

    Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце ставится . ? !

    6. Работа по учебнику.

    Прочитайте две строчки задания №2 и проанализируйте их.

    Давайте проанализируем слова, что они обозначают. Найдите слова, обозначающие предметы и определите лишний.

    Что обозначает «прилетать»?

    Что на второй строчке?

    Докажите, что это предложение.

    Давайте свои знания подтвердим, прочитаем правило.

    На первой строчке – слова, написанные через запятую.

    Птица, дом, весна. Лишнее – птица, одушевлённое. Дом – мужского рода, а остальные женского.

    Действие.

    На второй строчке – предложение.

    В предложении есть смысл. В предложении говорится о перелётных птицах. Они вернулись домой.

    Предложение состоит из слов. Слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.

    7. Упражнение для профилактики близорукости.

    Весной возвращаются птицы из тёплых стран. Представьте себе, что с правой стороны к нам летят ласточки, с левой – скворцы, а прямо над нами пролетают журавли.

    Дети смотрят в указанных учителем направлениях.

    8. Упражнения по закреплению изучаемой темы.

    Прочитаем записи задания №3, какие их них являются предложениями?

    Дайте характеристику этим предложениям.

    Прежде чем выписать предложения, проверим себя как оформляется предложение на письме. Прочитаем правило.

    Работа над логическим ударением при ответе на вопрос.

    Развитие речи

    Как вы понимаете значение выражения «свежий ветерок» и «свежий хлеб»?

    Разобрать предложение по членам предложения.

    Почему остальные записи не являются предложениями. Измените или добавьте слова. Чтобы образовалось предложение.

    Ученики идут в школу? Дует свежий весенний ветер.

    Первое предложение вопросительное, второе – повествовательное.

    Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце ставится . ? !

    Ученики идут в школу? Дует свежий весенний ветер.

    Ученики идут в школу? Ученики идут в школу? Ученики идут в школу?

    Прохладный ветерок, мягкий хлеб.

    Дует свежий весенний ветер.

    Нет смысла.

    Мы ходили в лес за грибами. На улице был сильный мороз.

    9. Физкультминутка по содержанию предложений.

    Ученики идут в школу. Дует свежий весенний ветер. Мы ходили в лес за грибами. На улице был сильный мороз.

    10.Работа в тетради. (РТ 1, с.6 №1)

    Без терпенья нет ученья. Если будешь стараться, то всё получится, будешь хорошо учиться.

    11. Работа по учебнику с.7 №6

    (восстановить пословицы)

    Ученье – свет, а неученье – тьма. Делу – время, а потехе час. Ученику – удача, а учителю – радость.

    12. Работа со словарным словом.

    Прочитайте составленные вами предложения (карточки: Ученики идут в школу? Ученье – свет, а неученье – тьма), найдите родственные слова.

    Слово «ученик» – словарное. Прочитайте и запишите «гнездо» слов. Определите ударную и безударную гласную.

    Ученики, ученье, неученье.

    Ученик, ученица, ученический (портфель).

    13. Рефлексия.

    Кому сегодня было интересно на уроке?

    Кто может сказать, что может отличить слово от предложения?

    14. Итог урока. Проверка знаний учащихся изученной темы на уроке.

    Давайте себя проверим. Задание №5.

    Найдите в предложениях ошибки.

    Ученику – удача, а мне, учителю – радость. Кончил дело – гуляй смело.

    В первом предложении слова надо писать раздельно. Во втором – первое слово пишется с большой буквы. В третьем -  слово пишется с маленькой буквы. В последнем – нет точки, можно поставить восклицательный знак.

    Список использованной литературы

    1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А.Русский язык 1 класс АСТ«Астрель» Москва 2009г.

    2. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1 класс рабочая тетрадь №1 АСТ«Астрель»Москва 2009г.

    3. Буданова Н.М., Буданова С.Н. справочник «Тамбов: в названиях и лицах» МУ «ИМЦ» Рассказовского района, 2009г.