Конспект урока русского языка в 3 классе "Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже"
план-конспект урока русского языка (3 класс) по теме

Это 6-й урок по теме "Склонение имен существительных". Основное содержание урока: определение склонения сущ., стоящего в косвенном падеже. Урок проблемный. На уроке был построен побуждающий диалог от проблемной ситуации. Для выхода из проблемной ситуации использован метод выдвижения гипотезы. Проведена исследовательская работа.Учениками сформирован алгоритм определения склонения сущ. в косвенном падеже.

 

 

 

 

Урок русского языка в 3 классе

 

Тема урока:

 Определение склонения

существительного, стоящего

 в косвенном падеже.

 

 

 

 

 

УМК: система Л.В. Занкова

Учебник: А.В. Полякова «Русский язык 3 класс»

 

Учебник, часть 2

Тема: Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже.

 

Урок: 6

Основное содержание урока:

 

Определение склонения существительного, стоящего в косвенном падеже

 

Цели:

Развивающая

1.Учить ставить задачу урока самими учащимися, выводить правило.

2.Формировать самооценку и самоконтроль.

3.Развивать внимание, память, логическое мышление.

4.Развивать речь учащихся.

 

 

Воспитывающая

 1.Воспитывать аккуратность, прилежность.

 2.Прививать любовь к русскому языку.

 

Обучающая

1.Совершенствовать навыки определения склонения имён существительных в начальной форме.

2.Научить определять склонение существительного, стоящего в косвенном падеже.

 

Тип урока:

 

Урок изучения нового материала

 

Методы проведения урока:

Побуждающий диалог, выдвижение гипотезы, исследование

 

Формы работы:

 

Общеклассная, самостоятельная, индивидуальная.

 

Оборудование:

 доска, карточки с текстами, карточки – памятки, карточки – алгоритмы, учебник, тетрадь.

Ход урока

 

1.Организационный момент. (1 мин)

-Проверили посадку. Стараемся писать в тетради чисто, красиво и грамотно!

 

2. Актуализация опорных знаний (13 мин)

 

-Слушаем внимательно предложение и записываем слово на заданную орфограмму.

 

1 орфогр.: Непроизносимый согласный в корне слова.

Над полями и лесами светит яркое солнце.

 

2 орфогр.:  Парный согласный в середине слова.

От теплых лучей ожила первая травка.

 

3 орфогр.: Парный согласный в конце слова

Потемнел крепкий лед на реках и озерах.

 

4 орфогр.: Ь - Показатель мягкости.

Как хороша весенняя капель!

 

5 орфогр.: Двойная согласная в корне слова.

Группаребят отправилась в лес.

 

6 орфогр.: Гласные после шипящих.

С наступлением весны жизнь в лесу пробуждается.

 

(Дети слушают предложения (читаю каждое предложение 2 раза) и пишут в тетради слова в строчку, через запятую. Ручкой с зеленой пастой подчеркивают заданную орфограмму)

 

-Проверяем внимательно и доказываем написание.

Образец ответа:

( в слове солнце непроизносимый согласный ₍л₎ - проверочное слово солнечный)

 

На доске появляется запись:

Солнце, травка, лёд, капель, группа, жизнь.

 

-Посмотрите, может быть я выписала лишне слово или, наоборот, не написала какое-то слово. Кто со мной не согласен?

(Миша Р. выписал из  3-го предложения слово крепкий.

 «Я понял! Надо с парной согласной на конце слова, а в слове «крепкий» в середине)

(3 ученика исправили ошибки до проверки с доски.)

-У кого так, поставили на полях (+)

-Что общего у этих слов?

(Люся П. – Это всё существительные в ед.числе, И.п.

Саша А.  - Да, они в Н.Ф.

Лера Ш.  - Каждое слово начинается с согласной)

-Все верно! Какое задание  к этим слова я могу вам дать?

( Лайма Я. – Разделить на группы.

Влада М. – Насти лишнее слово.

Артем Г. – Определить склонение.)

-Да, нужно определить склонение у данных существительных.

- Сколько склонений в русском языке ?

( Равиль Г. – 3 )

- Как определяем склонение у существительных в Н.ф. ?

( Егор С. – Мы знаем алгоритм )

-Зеленым цветом запишите его у себя в тетради.

-На доске составит Настя К.

На доске появляется запись : 

Н. ф. (И.п., ед.ч.) - род, окончание - склонение

image

(Ученица проговаривает алгоритм вслух)

           

 -Определите склонение.

(Над каждым словом ставят цифру 1,2 или 3 )

-Проверяем.

(Дети говорят, какие имена существительные к какому склонению относятся.

Например: солнце – сущ. ср. р.(оно моё), окончание –е, значит, 2 скл.)

 

(Два ученика словокапель отнесли ко 2 склонению, остальные ребята сделали задание без ошибок)

 

-Какая задача стояла на предыдущих уроках русского языка ?

(-Определение склонения существительных в Н.ф. )

3. Постановка учебной задачи (7мин)

 

-Определим задачу на данный урок.

 

-Возьмите карточку №1

-Прочитайте отрывок стихотворения С.Есенина сначала про себя, чтобы выразительно прочитать вслух и сказать о чем оно.

1.

Заколдован невидимкой

Дремлет лес под сказку сна,

Словно белою косынкой

Подвязалася сосна.

(Оля С. читает вслух.)

-О чем это стихотворение?

(-О лесе.)

-О каком?

(-О зимнем)

-Какие литературные приемы использовал С.Есенин в своем стихотворении, чтобы оно  стало красивым?

(-Олицетворение: дремлет, подвязалася;

-Сравнение : словно белою косынкой)

-Найдите имена существительные в данном стихотворении и поставьте под ними (.)

 

-Сколько имен сущ. нашли ? (6)

 

(Дети проверяют и доказывают с карандашом в руках.

По ходу проверки 2 ученика не отметили сущ. сна)

 

-Определите падеж данных существительных.

 

(В помощь над доской висит алгоритм определения падежа:

1. Найти слово, от которого зависит данное сущ.

2. Поставить от него вопрос. )

 

-По цепочке проверяем, исправляем ошибки ручкой с зеленой пастой.

(3 ученика нашли ошибку во время проверки, 2 ученика исправили до проверки.)

-Что еще можем определить у данных существительных?

(-Склонение)

-У каких сущ.  вы легко определили склонение?

(-лес, сосна)

-Почему?

( Ваня Г. – Они в Н.ф., и мы знаем алгоритм)

-Кто определил склонение у других сущ. ?

(2 ученика подняли руку)

-Почему у остальных сущ. труднее определить склонение?

(Вероника М- они не в Н.ф.)

-Как еще можно сказать?

(Артем Г. – они в косвенных падежах)

 

-Итак! Задача данного урока?

 

(Миша К.-  Мы должны научиться определять склонение существительного, которое стоит в косвенном падеже)

На доске под знаком! написано:  

         Сущ. в косвенном падеже

 

-Вернемся к стихотворению чуть позже.

 

Физкультминутка(1 мин)

 

4 . «Открытие» детьми нового знания (9мин)

 

-Как же нам поступить, чтобы определить склонение у сущ., которое стоит в косвенном падеже?

(Люся П. (ученица, которая попыталась в стихотворении определить склонение всех сущ.)

 – Мы можем их поставить в начальную форму)

 

- У нас есть версия. Проведем исследование.

 

- Возьмите карточку №2 (Такой же текст на доске)

 

2.     Наступила ранняя весна (_____________) в лесу(____________). По дорожке (_____________) побежал говорливый ручеек (_______________). Яркий луч (__________) солнца (____________________) весело заиграл в воде(______________). На пригорке (_____________) появилась молоденькая травка (____________________). Запахло смолой (_______________).

 

- Прочитайте предложения про себя.

-Вслух.

- Можно ли прочитанное назвать текстом?

- Докажите.

(Полина С. – Все предложения связаны по смыслу, можно дать заголовок «Ранняя весна»)

-Почему ручеек говорливый ?

( Виталий Т. – Вода журчит и ручеек как будто без умолку говорит)

-Какое настроение возникает после прочтения этого текста?

(Катя Г. – приятное, веселое,

Лера К. – весеннее, радостное)

-Итак! Какую версию проверяем? (Показывают на доску, где стоит  !  и карточка : сущ. в косвенном падеже)

(Антон И. – чтобы определить склонение сущ. в косвенном падеже, надо поставить его в Н.ф.)

 

Три ученика по очереди работают у доски с комментированием.

 ( В скобках, где необходимо,  пишут сущ. в Н.Ф. и определяют склонение)

 

-Делаем вывод.

 

На доске появляется алгоритм:

Сущ. в косв. падеже - Н.ф. (И.п., ед. ч.) - род, окончание - склонение

image

(1 ученик у доски проговаривает алгоритм)

 

-  В учебнике на стр. 19 тоже есть вывод,

Прочитаем сравним.

 

5. Первичное закрепление . Самостоятельная работа с проверкой

в классе (7 мин)

 

-Вернемся к стихотворению.

-Списать его в тетрадь по памяти.

(Ученики выполняют это задание в такой последовательности:

1. Подчеркнуть орфограммы.

2. Прочитать орфографически.

3. Запомнить.

4. Диктовать, проговаривая слоги с орфограммами.)

 

-Определить склонение сущ., стоящего в косвенном падеже.

 

-Проверяем по цепочке.

(Образец ответа: подвязалася (чем?)косынкой – ставлю в Н.ф.(что?)

косынка –сущ. ж.р. (она, моя), окончание –а, значит, 1 склонение)

 

 -Если есть ошибка, исправляем ручкой с зеленой пастой.

(после проверки у трех учеников было по 1 ошибке)

 

6. Срезовая работа ( 5 мин ).

 

-Запишите существительные в три столбика по склонениям.

На доске:

 В избе, за домом, о маме, тенью, книгу, у озера, на площади, на пне.

 

1 скл.                                 2 скл.                           3 скл.

в избе                              за домом                      тенью

о маме                            у озера                           на площади

книгу                               на пне                            

 

7. Итог (2 мин)

 

-Какую задачу ставили на уроке ?

 

(Таня Ф. – Как определить склонение  сущ., стоящего в косвенном падеже.)

 

-Для чего необходимо хорошо и быстро определять склонение сущ.?

 

(-Чтобы правильно писать окончания имен существительных)

 

.з. – с 19 упр. 298 (1,2,3 пункт, добавим 4-определить склонение сущ., стоящих в косвенном падеже.)

 

-Урок окончен. Спасибо за работу!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Склонение имен существительных".

Конспект урока русского языка "Склонение имен существительных"....

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода

Урок русского языка в 4 - ом классе компенсирующего обучения на тему Склонение имён существительных мужского и среднего рода.Цели урока:  1. Образовательные:§  Познакомить обучающихся с...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имён существительных 3-го склонения"

Цель урока: развивать умения распознавать имена существительные 3- го склонения, писать окончания имён существительных 3- го склонения.Планируемые результаты: Предметные: закрепить навык правопис...

Конспект урока русского языка 3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных"

Конспект  урока русского языка  3 класс УМК "Перспектива" по теме:"Предложный падеж имён существительных" поможет учителю в проведении урока по данной теме в любом УМК в ...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания имен существительных в дательном падеже" 4 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: Правильно писать окончания существительных в Д.п., осознанно работать по алгоритму для правильного написания падежных окончаний имён существительных в Д.п.Планируемые резуль...

Конспект урока русского языка по теме " Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"

Конспект открытого урока по русскому языку 4 класс  по теме" Склонение имён прилагательных во множественном числе. Именительный и винительный падежи"...