Рабочая программа по русскому языку 2 класс. Система Л.В. Занкова
рабочая программа по русскому языку (2 класс) по теме

 

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего образова­ниявторого поколения, Концепции духовно-нравственного раз­вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально­го общего образования,на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010),авторской программы А.В. Поляковой «Русский язык», утверждённойМинистерством образования и науки РФ  (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.-Самара: Издательский дом«Федоров», 2011) в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательно­го стандарта  начального общего образования2009 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Русский язык»

2 класс

УМК «Система общего развития Л.В. Занкова»

2011-2012 учебный год

Русский язык

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 2 класса разработана на основе Феде рального государственного образовательно го стандарта начального общего образова ния второго поколения, Концепции духовно-нравственного раз вития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начально го общего образования, на основе Примерной программы начального общего образования по русскому языку (2010), авторской программы А.В. Поляковой «Русский язык», утверждённой Министерством образования и науки РФ  (Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011) в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательно го стандарта  начального общего образования 2009 года.

Курс русского языка разработан на основе концепции Л.В.Занкова. Развивающие возможности системы развивающего обучения Л.В.Занкова связаны с реализацией дидактических принципов, богатым содержанием учебного материала, особой организацией деятельности обучающихся, включением эмоциональной сферы, индивидуализации обучения.   Личностно-ориентированный и деятельностный подходы к обучению   предполагают установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка. В основу данного курса заложена идея реализации объективно существующего единства двух форм языка: системы языка и речи.

Учебный предмет «Русский язык» обеспечивает формирование познавательных, коммуникативных и регулятивных учебных действий. Работа с текстом открывает возможности для формирования логических действий анализа, сравнения, установления причинно-следственных связей.

Изучение русского и родного языка создаёт условия для формирования «языкового чутья» как результата ориентировки ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка и обеспечивает успешное развитие адекватных возрасту форм и функций речи, включая обобщающую и планирующую функции. 

Цели рабочей программы:

  1. познавательная - ознакомление с ос новными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышле ния учащихся;
  2. социокультурная - формирование ком муникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологи ческой и диалогической речи, а также навы ков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи рабочей программы:

  1. развивать речь, мышление, воображе ние школьников, умение выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  2. обеспечивать освоение обучающимися пер воначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  3. обеспечивать овладение обучающимися умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять неслож ные монологические высказывания (в том числе рассуждения) и письменные тексты- описания и тексты-повествования неболь шого объема;
  4. воспитывать у учеников позитивное эмоционально-ценностное отношение к рус скому языку, пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенство вать свою речь.

Изменения, внесенные в программу.

Курс программы А.В.Поляковой  рассчитан на 170 часов (5 ч в неделю, 34 учебные недели). В  базисном учебном плане школы  отводится 175 часов (5 ч в неделю, 35 учебных недель), поэтому в рабочую программу внесены изменения: 5 ч внесены в резервные уроки.

УМК:

  1. Полякова  А. В. Русский язык. Учебник для 2 класса нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение.
  2. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя - М.: Просвещение.

 Программа рассчитана на 175 часов:

количество учебных недель – 35;

количество часов в год – 175;

количество часов в неделю – 5;

     количество контрольных работ – 14:

Контрольное списывание

1

Диктант

4

Словарный диктант

4

Контрольная  работа

4

Тестирование

1

Итого:

14

Формы организации учебного процесса: программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-сказка, урок-путешествие.

Используются формы работы :

  1. индивидуальные;
  2. индивидуально-групповые;
  3. фронтальные

Требования к уровню подготовки обучающихся к концу второго класса

   Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

- внутренняя позиция школь ника на уровне положительно го отношения к занятиям рус ским языком, к школе;

-интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;

- ориентация на понимание предложений и оценок учите лей и товарищей;

- понимание причин успехов в учебе;

- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятель ности;

- понимание нравственного содержания поступков окру жающих людей;

- этические чувства (сочувст вия, стыда, вины, совести) на основе анализа поступков од ноклассников и собственных поступков;

- представление о своей этни ческой принадлежности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- интереса к познанию рус ского языка;

- ориентации на анализ соответствия результатов требо ваниям конкретной учебной задачи;

- самооценки на основе задан ных критериев успешности учебной деятельности;

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ;

- представления о своей граж данской идентичности в фор ме осознания «Я» как гражда нина России;

- ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

- понимания чувств одноклас сников, учителей;

- представления о красоте природы России и родного края на основе материалов комп лекта по русскому языку.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- принимать и сохранять учеб ную задачу;

- учитывать выделенные учи телем ориентиры действия в учебном материале;

- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

- в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;

- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;

- вносить необходимые кор рективы в действия на основе принятых правил;

- адекватно воспринимать оценку своей работы учителя ми, товарищами, другими ли цами;

- принимать роль в учебном сотрудничестве;

- выполнять учебные дейст вия в устной, письменной ре чи, во внутреннем плане.

Обучающийся получит возможность научиться: 

- контролировать и оцени вать свои действия при сот рудничестве с учителем, одно классниками;

- на основе результатов ре шения практических задач де лать теоретические выводы о свойствах изучаемых языко вых фактов и явлений в сот рудничестве с учителем и од ноклассниками;

- самостоятельно адекватно оценивать правильность вы полнения действия и вносить необходимые коррективы в ис полнение в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- пользоваться знаками, сим волами, таблицами, схемами, приведенными в учебной ли тературе;

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учеб ника ответ на заданный воп рос;

- ориентироваться на возмож ное разнообразие способов ре шения учебной задачи;

- анализировать изучаемые объекты с выделением сущест венных и несущественных признаков;

- воспринимать смысл предъ являемого текста;

- анализировать объекты с вы делением существенных и не существенных признаков (в кол лективной организации дея тельности);

- осуществлять синтез как составление целого из частей;

-проводить сравнение, сериа цию и классификацию изучен ных объектов по самостоя тельно выделенным основани ям (критериям) при указании количества групп;

- устанавливать причинно - следственные связи в изучае мом круге явлений;

- обобщать (выделять ряд или класс объектов как по заданно му признаку, так и самостоя тельно);

- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и соб ственным опытом

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить небольшие сообще ния в устной и письменной форме;

- выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;

- осуществлять запись (фик сацию) указанной учителем информации об изучаемом языковом факте;

- проводить сравнение, сериацию и классификацию изучен ных объектов по самостоя тельно выделенным основани ям (критериям) при указании и без указания количества групп;

- обобщать (выводить общее для целого ряда единичных объектов).

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

- выбирать адекватные рече вые средства в диалоге с учите лем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (во фрон тальной деятельности под ру ководством учителя);

- строить понятные для парт нера высказывания;

- задавать вопросы, адекват ные данной ситуации, позво ляющие оценить ее в процессе общения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- строить монологическое высказывание;

- ориентироваться на по зицию партнера в общении и взаимодействии;

- учитывать другое мнение и позицию;

- договариваться, приходить к общему решению (при рабо те в группе, в паре);

- контролировать действия партнера: оценивать качест во, последовательность дей ствий, выполняемых партне ром, производить сравнение данных операций с тем, как бы их выполнил «я сам»;

- адекватно использовать средства устной речи для ре шения различных коммуника тивных задач;

- осуществлять действие вза имоконтроля.

Предметные результаты

 Развитие речи

Обучающийся научится:

- использовать средства устного общения (голос, темп речи, мимику, жесты, движения) в соответствии с конкретной ситуацией общения;

- анализировать чужую устную речь при прослушивании пластинок, магнитофонных записей, дисков, речи учителя и товарищей, при просмотре видеофильмов;

- осознавать собственную устную речь: с какой целью, с кем и где происходит обще ние;

- понимать особенности диа логической формы речи;

- первичному умению выра жать собственное  мнение, обосновывать его;

- первичному умению стро ить устное монологическое высказывание на определен ную тему, делать словесный отчет о выполненной работе;

- определять тему текста, подбирать заглавие; находить части текста;

- восстанавливать деформи рованные тексты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- распознавать тексты раз ных типов: описание и повест вование;

- находить средства связи между предложениями (поря док слов, местоимения, слу жебные слова, синонимы);

- определять последователь ность частей текста;

- составлять тексты малых форм: письмо, в т.ч. sms-сообщения, электронное письмо, записка, объявление и пр.

Система языка

Фонетика, орфоэпия, графика

 Обучающийся научится:

- определять качественную характеристику звука: глас ный-согласный; гласный ударный- безударный; соглас ный твердый-мягкий, пар ный-непарный; согласный звонкий-глухой, парный-не парный;

- применять знания фонети ческого материала при исполь зовании правил правописания (различать гласные-согласные, гласные однозвучные и йоти рованные, согласные звон кие-глухие, шипящие, мяг кие-твердые; слогоделение, ударение);

- произносить звуки и сочета ния звуков в соответствии с нормами современного рус ского литературного языка (см. «Словарь произношения» в учебнике);

- использовать на письме раз делительные ъ и ь;

- использовать небуквенные графические средства: знак переноса, абзац;

- списывать текст с учебника, писать диктанты.

Обучающийся получит возможность научиться:

- осуществлять звукобуквенный разбор простых по слого вому составу слов;

- устанавливать соотноше ние звукового и буквенного сос тава в словах с йотированны ми гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми соглас ными (на уровне ознакомле ния);

- использовать алфавит при работе со словарями, справоч ными материалами;

- совершенствовать навык клавиатурного письма.

Лексика.

Обучающийся научится:

- опознавать в предложении, в тексте слова однозначные и многозначные, употребленные в прямом и переносном значении;

- на практическом уровне раз личать синонимы, антонимы, многозначность (без введения понятий).

Обучающийся получит возможность научиться:

- понимать этимологию мо тивированных названий (рас ширение словаря таких слов);

- понимать смысл омонимов (без введения понятия), фра зеологизмов (наблюдения за использованием в тексте);

- осознавать слово как един ство значения, грамматичес ких признаков и звуков/букв;

- пользоваться словарями по указанию учителя;

- пользоваться библиотечным каталогом под руководством учителя.

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится: 

- подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изучен ных орфограмм в корне слова;

- различать однокоренные слова и синонимы, однокорен ные слова и слова с омонимич ными корнями.

Обучающийся получит возможность научиться:

- различать словообразование и формоизменение;

- выделять в словах с одно значно выделяемыми морфе мами окончание, корень, при ставку, суффикс;

-различать приставку и пред лог.

Морфология

Обучающийся научится:

- различать лексическое и грам матическое значение слова;

- находить грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прила гательное, глагол;

- определять у имени сущест вительного значение, началь ную форму, опознавать оду шевленные и неодушевленные, собственные и нарицательные, различать имена существи тельные мужского, женского и среднего рода в форме един ственного и множественного числа;

- опознавать у глаголов форму рода и числа (в форме прошед шего времени).

Обучающийся получит возможность научиться:

- устанавливать зависимость форм рода и числа имен прила гательных от форм имени су ществительного (в роде и чис ле);

- находить грамматические группы слов (части речи): зна менательные (самостоятель ные) слова - имя существи тельное, имя прилагательное, глагол и служебные слова (пред лог, союзы и, а, но);

- узнавать местоимения (лич ные), числительные.

Синтаксис

Обучающийся научится:

- находить главные члены предложения (основы предло жения): подлежащее, сказуе мое;

- различать главные и второ степенные члены предложе ния (без дифференциации последних);

- составлять предложения из слов, данных в начальной фор ме, с добавлением любых дру гих слов;

- восстанавливать деформи рованные предложения.

Обучающийся получит возможность научиться:

- опознавать предложения распространенные, нераспро страненные;

- устанавливать связи (при помощи смысловых вопросов) между словами в словосочета нии и предложении;

- определять на практичес ком уровне роль форм слов и служебных слов для связи слов в предложении.

Орфография и пунктуация.

Обучающийся научится:

- находить орфограммы в ука занных учителем словах;

- использовать орфографичес кий словарь (см. в учебнике) как средство самоконтроля;

-применять правила правопи сания:

  1. написание гласных и, а, у после шипящих согласных ж, ш, ч, щ (в положении под ударением и без ударения);
  2. отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв ч, щ с дру гими согласными, кроме л;
  3. перенос слов;
  4. прописная буква в начале предложения, в именах собст венных;
  5. проверяемые безударные глас ные в корне слова;
  6. парные звонкие и глухие сог ласные в корне слова;
  7. непроверяемые гласные и со гласные в корне слова, в т.ч. удвоенные буквы согласных (перечень слов в учебнике);
  8. знаки препинания (, ? !) в кон це предложения;

- безошибочно списывать текст;

- писать под диктовку текст в соответствии с изученными правилами правописания.

Обучающийся получит возможность научиться:

- применять правила право писания:

  1. разделительные ь и ъ;
  2. непроизносимые согласные в корне (ознакомление);
  3. ь после шипящих на кон це имен существительных (рожь - нож, ночь - мяч);

- применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, под бор однокоренных слов, ис пользование орфографического словаря;

- использовать орфографи ческое чтение (проговаривание) как средство самоконт роля при письме под диктовку и при списывании.

Календарно-тематическое планирование

Русский язык - 175 часов

п/п

Наименование раздела и темы

Часы учебного времени

Сроки прохождения

Деятельность учащихся

плановые

фактические

Вводный инструктаж по ТБ. 

Язык и речь. Речь – главный способ общения людей.

1

(резерв)

1.09

Представление о речи как главном способе общения людей.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ

6

Что такое предложение?

1

2.09

Нахождение предложения в тексте; упражнения в постановке вопросов.

Основа предложения.

1

5.09

Ознакомления с понятием  «основа»; упражнения в определении основы предложения.

Главные члены предложения. Связь слов в предложении.

1

6.09

Представление о главных членах предложения; упражнения в нахождении главных членов предложении. Установление связи между словами в предложении.

Второстепенные члены предложения.

1

7.09

Ознакомление с понятием «второстепенные члены предложения»;

Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы).

1

8.09

Упражнения в  подборе  к словам синонимов и антонимов.

Р/р. Обучающее сочине ние из личного опыта  по теме «Лучший день лета»

1

(резерв)

9.09

Проверка знаний учащихся за 1 класс, умения писать диктант под диктовку.

СЛОВО, ЗВУКИ  И БУКВЫ

2

 Слово. Звуки и буквы и их различие.

1

12.09

Распознавание звука и буквы; знание роли гласных в словообразовании.

Алфавит. Алфавитное название букв

1

13.09

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

ГЛАСНЫЕ И СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

5

.Гласные и согласные звуки. Чем отличается гласный звук от согласного.

1

14.09

Различение звука и буквы; Знание разницы между звуками и буквами.

Смыслоразличительная роль гласных и согласных звуков.

1

15.09

Знание алфавита и алфавитного названия букв. Упражнения в расстановке слов в алфавитном порядке.

Фразеологизмы.

1

16.09

Установление расхождений  в    произношение

и написание букв.

Р/р. Обучающее сочине ние-описание по теме «Сентябрь ский денёк»

1

19.09

Ознакомление с фразеологизмами. Упражнения в употреблении фразеологизмов в речи.

Входной диктант по теме «Повторение изученного материала за 1 класс»

1

20.09

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

УДАРНЫЕ И БЕЗУДАРНЫЕ СЛОГИ

8

 Что такое слог?

1

21.09

Ознакомление с ролью ударения в слове; выделения ударных и безударных слогов, умение делить слова на слоги.

Деление слов на слоги.

1

22.09

Сколько слогов может быть в словах?

1

23.09

Ударные и безударные слоги. Роль ударения в различении смысла слов.

1

26.09

Ознакомление с ролью ударения в слове; выделение ударных и безударных слогов; наблюдение за количеством слогов.

Правила постановки уда рения в словах.

1

27.09

Деление слов на слоги. Ударные и безударные слоги.

1

28.09

Деление слов на слоги.

1

29.09

Упражнения в делении слова по слогам. Упражнения в употреблении фразеологизмов в речи.

Деление слов на слоги. Фразеологизмы.

1

30.09

ПЕРЕНОС СЛОВ

3

Перенос слов по слогам.

1

3.10

Ознакомление с правилами переноса слов, использование данного правила при переносе слов.

Перенос слов с буквой й в середине.

1

4.10

Перенос слов с мягким знаком в середине.

1

5.10

ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ

9

Имена собственные. Большая буква в именах, отчествах и фамилиях.

1

6.10

Ознакомление с понятием  «Имена собственные»; знание правила написания большой буквы в словах.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Профессии людей.

1

7.10

Различение имен  и названий людей по профессии; применение правила написания заглавной буквы.

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей. Имена полные и краткие.

1

10.10

Большая буква в именах, отчествах и фамилиях. Работа с деформиро ванным текстом.

1

11.10

Большая буква в кличках животных.

1

12.10

Знание правила написания заглавной буквы в кличках.

Большая буква в названиях  улиц, сел, рек, городов, морей.

1

13.10

Знание правила написания географических названий; применение его при письме.

Имена собственные: географические названия. Кавычки.

1

14.10

Имена собственные. Обобщение материала.

1

17.10

Знание правил написания заглавной буквы в словах

Контрольная работа по теме «Имена собственные».

1

18.10

ТВЁРДЫЕ И МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

12

Работа над ошибками. Твердые и мягкие согласные. Обозначение мягкости согласных гласными буквами.

1

19.10

Ознакомление с понятием мягкости согласных звуков; распознавание их в словах.

Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов.

1

20.10

Ознакомление с ролью ь в словах.

Обозначение мягкости согласных мягким знаком на конце слов.

1

21.10

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова.

1

24.10

Различение мягких и твердых согласных.

Обозначение мягкости согласных мягким знаком в середине слова. Мягкие согласные без обозначения мягкости.

1

25.10

Рассмотрения случаев мягкости согласных без обозначения ь. 

Написание слов с мягким знаком на конце и в середине слова. Словарный диктант.

1

26.10

Знать, какими буквами обозначается мягкость согласных звуков

Работа над ошибками. Звуковое значение букв е,  ё, ю, я.

1

27.10

Знание функций йотированных гласных

Обозначение йотирован ными буквами два звука.

1

28.10

Знать, когда

 йотирован ные буквы обозначают два звука,и когда один звук

Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и мягко сти согласного.

1

7.11

Знать, когда

 йотирован ные буквы обозначают два звука

 и когда обозна чают мягкость согласно го

Обозначение буквами е, ё, ю, я двух звуков и одного звука.

1

8.11

Слова с буквами е, ё, ю, я.

1

9.11

Слова с буквами е, ё, ю, я.

1

10.11

РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЕ Ь И Ъ

5

Разделительные ъ и ь. Что разделяют ь и ъ.

1

11.11

Ознакомление с назначени ем  ь и ъ.     

Образование слов с ъ при помощи приставок.

1

14.11

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

1

15.11

Познакомить обучаю щихся с правилом

напи сания слов с ьиъ

Правописание слов с разделительными ъ и ь.

1

16.11

Р/р. Обучающее сочине ние по теме «Первый снег»

1

(резерв)

17.11

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

СЛОВА С ЖИ – ШИ, ЧА – ЩА, ЧУ – ЩУ, ЧК, ЧН, ЩН

8

Анализ сочинения. Слова  с сочетаниями жи-ши.

1

18.11

Ознакомление с правилом написания данных сочета ний.

Правописание  слов с сочетаниями жи-ши.

1

21.11

Уметь писать слова с сочетаниями жи-ши, ча -ща, чу-щу, чк, чн, нщ

Слова с сочетаниями чу-щу, ча-ща

1

22.11

Правописание слов с сочетаниями чу-щу,  ча-ща.

1

23.11

Слова с сочетаниями чк, чн, щн.

1

24.11

Правописание  слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн.

1

25.11

Знание правил написания данных сочетаний; умение писать слова с ними.

Правописание  слов с сочетаниями жи-ши, чу-щу, ча-ща, чк, чн, щн.

1

(резерв)

28.11

Контрольная работа  по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн» .

1

(резерв)

29.11

ТЕКСТ

6

Работа над ошибками. Текст. Связь предложений в тексте по смыслу.

1

30.11

Знакомство с построением текста; подбор названия к тексту.

Деление текста на пред ложения.

1

1.12

Уметь делить текст на предложения

Текст. Монолог. Абзац.

1

2.12

Понятие о диалоге и монологе; их распознавание; деление текста на части, озаглавливание  их.

Текст. Диалог. Заглавие текста.

1

5.12

Текст. План текста.

1

6.12

Р/р. Обучающее сочинение по серии картинок на тему «Почему огурцы бывают с пупырышками».

1

7.12

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ, ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ И ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

3

Анализ сочинения. Виды предложения по цели вы сказывания.

1

8.12

Понятие о видах предложений по цели высказывания и интонациях; наблюдение и различение предложений.

Повествовательные, побудительные и вопросительные предложения.

1

9.12

Восклицательные предложения.

1

12.12

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

5

Имя существитель ное. Общее понятие.

1

13.12

Уметь различать

 имена существительные,

отве чающие на

вопрос кто? что?

Знать, что такое имя

существительное

Имена существительные: собственные и нарица тельные.

1

14.12

Уметь различать

имена собственные и нарица тельные

Имена существительные, отвечающие на вопросы кто? что?

1

15.12

Уметь различать оду шевлённые и неодушев ленные имена

существительные

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Словарный диктант.

1

16.12

Работа над ошибками. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

1

19.12

ЧИСЛО ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

5

Число имен существительных.

1

20.12

Уметь различать суще ствительные единствен ного и множественного

 числа

Изменение имён сущест вительных по числам.

1

21.12

Р/р. Обучающее изложе ние по зрительно воспри нимаемому тексту «Помощь».

1

22.12

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

Анализ изложения. Изменение имён сущест вительных по числам.

1

23.12

Наблюдение над изменением имен существительных по числам.

Контрольный диктант по итогам первого полугодия «Имя существительное»

1

(резерв)

26.12

Проверка знаний учащихся за 1 полугодие, умения писать диктант под диктовку.

РОД ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

3

Работа над ошибками. Род имен существительных.

1

27.12

Иметь представление

о роде имен существительных

Распознавание рода имён существительных.

1

28.12

Уметь распознавать

 род имён существительных

Категория рода и числа имен существительных.

1

29.12

ГЛАГОЛ

6

Повторный инструктаж по ТБ. 

Понятие о глаголе как части речи.

1

11.01

Ознакомление с понятием «глагол»; узнавание глагола по вопросам.

Распознавание глаголов по вопросам.

1

12.01

Распознавание глаголов в речи. Существительное и глагол.

1

13.01

Уметь распознавать

гла голы в речи

Распознавание глаголов в речи. Существительное и глагол.

1

16.01

Изменение глаголов по числам.

1

17.01

Наблюдение над измененением глаголов; определение числа.

Изменение глаголов по числам.

1

18.01

ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ

2

Звонкие и глухие согласные звуки.

1

19.01

Различение парных, непарных звонких, глухих, мягких, твердых согласных; характеристика звука.

Распознавание звонких и глухих согласных.

1

20.01

ПАРНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ В КОНЦЕ СЛОВА

7

Парные согласные звуки в конце слова.

1

23.01

Наблюдение расхождения произношения и написания, формулировка выводов и правил проверки.

Умение объяснить правильность написания; подбор проверочных слов.

Согласные звуки [б], [п].

1

24.01

Согласные звуки [б], [п], [д], [т].

1

25.01

Правописание слов с пар ными согласными на кон це.

1

26.01

Правописание слов с пар ными согласными на кон це.

1

27.01

Правописание слов с пар ными согласными на кон це.

1

(резерв)

30.01

Контрольная работа  по теме «Парные и глухие согласные»

1

(резерв)

31.01

Уметь выполнять грамматические

задания

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

12

Работа над ошибками. Имя прилагательное как часть речи.

1

1.02

Ознакомление с понятием « имя прилагательное»; осознание понятия  «признак предмета»; классификация признаков.

Связь имени прилага тельного с именем суще ствительным.

1

2.02

Преобразования, различение прил. и существительных по их существенным признакам.

Изменение имен прилагательных по числам и родам.

1

3.02

Определение имени прилагательного; наблюдение над словосочетаниями; определение рода и числа прилагательного

Наблюдение над измене нием имён прилагатель ных по родам и числам.

1

6.02

Согласование имен при лагательных с именами существительными.

1

7.02

Р/р. Обучающее сочине ние по теме «Мои друзья»

1

(резерв)

8.02

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

Анализ сочинения. При лагательные  противоположные по смыслу.

1

9.02

Уметь наблюдать за

зна чением антонимов

 и си нонимов в речи

При лагательные близкие  по смыслу.

1

10.02

Правописание парных согласных на конце слов. Согласные звуки [г], [к].

1

13.02

Различение произношения; объяснение написания; подбор проверочных слов.

Согласные звуки [ж], [ш], [з], [с].

1

14.02

Согласные звуки [в], [ф].

1

15.02

Правописание парных согласных на конце слов. Словарный диктант.

1

16.02

Уметь писать слова с парными согласными

на конце

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ

5

Работа над ошибками. Изменение имён прилага тельных по родам.

1

17.02

Наблюдение, формулировка выводов; определения числа, рода

Родо вые окончания имён при лагательных.

1

20.02

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

21.02

Упражнения в правописании родовых окончаний имен прил.

Правописание родовых окончаний имен прилагательных.

1

22.02

Упражнения в правописании родовых окончаний имен прил.

Обучающее сочинение-миниатюра  на тему «Моя любимая игрушка»

1

(резерв)

24.02

Умение высказать свои мысли письменно.

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО ЧИСЛАМ

4

Анализ сочинения. Изменение имен прилагательных по числам.

1

27.02

Уметь определять

 число имён прилагательных,

выделять окончания

 имён прилагательных

Определение числа имён прилагательных.

1

28.02

Правописание окончаний имен прилагательных во множественном числе.

1

29.02

Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное»

1

(резерв)

1.03

Уметь выполнять за дания по данной теме

КОРЕНЬ СЛОВА. ОДНОКОРЕННЫЕ СЛОВА.

9

Работа над ошибками. Корень слова. Однокоренные слова.

1

2.03

Наблюдение, формулировка выводов;

доказательство своей мысли.

Признаки однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова.

1

5.03

Выяснение значения слов; выделение корней.

Признаки однокоренных слов. Чередование согласных в корне слова.

1

6.03

Подбор однокоренных слов, объяснение своего выбора.

Упражнение в распозна вании однокоренных слов.

1

7.03

Уметь распознавать однокоренные слова. Выяснить алгоритм определения корня слова

Упражнение в распозна вании однокоренных слов.

1

(резерв)

8.03

Упражнение в распозна вании однокоренных слов.

1

(резерв)

9.03

Определение корня в сло ве.

1

12.03

Определение корня в сло ве.

1

(резерв)

13.03

Контрольный диктант за III четверть  по теме «Однокоренные слова»

1

(резерв)

14.03

Уметь писать текст

под диктовку,

 выполнять за дания по данной теме

ПРЕДЛОГИ

6

Работа над ошибками. Предлоги.

1

15.03

Ознакомление с предлогом; различение предлога и приставки

Роль предлогов в речи.

1

(резерв)

16.03

Р/р. Обучающее изложе ние по коллективно со ставленному плану «В лесу»

1

(резерв)

19.03

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

Анализ изложения. Правописание предлогов и приставок.

1

20.03

Уметь писать

предлоги со словами отдельно

Упражнение в правописании приставок и предлогов.

1

21.03

Упражнение в правописании приставок и предлогов.

1

(резерв)

22.03

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ВОПРОСАМ

3

Изменение имен сущест вительных по вопросам.

1

2.04

Наблюдение над изменением существительных

Изменение имен сущест вительных по вопросам.

1

3.04

Уметь изменять

имена

существительные

по  во просам

Изменение имен сущест вительных по вопросам.

1

4.04

НАСТОЯЩЕЕ И ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

8

Понятие о временных формах глагола.

1

5.04

Наблюдение над изменением глагола; формулировка выводов; определение времени глагола.

Настоящее и прошедшее время глагола

1

6.04

Настоящее и прошедшее время глагола. Неопределенная форма глагола

1

9.04

Изменение глаголов по временам

1

10.04

Уметь сравнивать

глаго лы в предложениях. Знать, что глаголы

изме няются по временам.  

Уметь определять

 время глагола

Упражнение в распознавании времени глаголов

1

11.04

Упражнение в образовании и определении времени глагола.

1

12.04

Упражнение в образовании и определении времени глагола.

1

13.04

Контрольное списывание по теме «Части речи»

1

(резерв)

16.04

Уметь списывать

 текст и выполнять задания

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ СЛОВА

14

Работа над ошибками. Ударные и безударные гласные в корне.

1

17.04

Выделение безударных гласных; проверка; умение правильно писать слова с безударными гласными.

Определение ударного и безударного слога в сло вах.

1

18.04

Правило проверки безударных гласных в корне слова.

1

19.04

Выявить способы

 про верки

 безударных глас ных  в корне слов.  Учить подбирать

прове рочные слова к словам

с безударными

гласными в корне

слов

Проверка безударного гласного в корне слова.

1

20.04

Правописание слов с безударными гласными в корне слова.

1

23.04

Правописание слов с проверяемыми безударными гласными.

1

24.04

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне.

1

25.04

Значение различий; способы проверки безударных гласных.

Слова с проверяемыми и непроверяемыми гласными в корне. 

1

26.04

Значение различий; способы проверки безударных гласных.

Словарный диктант. Правописание безударной гласной в корне.

1

27.04

Умение правильно писать слова с безударными гласными.

Работа над ошибками. Правописание безударной гласной в корне.

1

30.04

Умение правильно писать слова с безударными гласными.

Обучающее сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Опять двойка»

1

(резерв)

2.05

Работа по развитию речи, умению высказать свои мысли письменно.

Анализ сочинения. Правописание слов с проверяемыми  и непроверяемыми безударными гласными.

1

3.05

Умение правильно писать слова с безударными гласными.

Правописание слов с проверяемыми  и непроверяемыми безударными гласными.

1

4.05

Умение правильно писать слова с безударными гласными.

Итоговый контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»

1

(резерв)

7.05

Уметь писать текст

под диктовку,

 выполнять за дания по данной теме

БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА

8

Работа над ошибками. Будущее сложное время глагола. Образование будущего времени глагола.

1

8.05

Наблюдение над изменением глагола; формулировка выводов

Образование будущего времени глагола.

1

(резерв)

9.05

Уметь различать

 буду щее время глагола; вы являть способы образо вания будущего времени глаголов

Изменение глаголов по временам.

1

10.05

Изменение глаголов по временам.

1

11.05

Упражнение в определении времён  глаголов.

1

14.05

Уметь определять

 вре мя и число

 глаголов

Упражнение в определении времён  глаголов.

1

15.05

Упражнение в определении времён  глаголов.

1

16.05

Тестирование по теме «Глагол»

1

(резерв)

17.05

Уметь выполнять за дания по данной теме

РЕЧЬ

10

Работа над ошибками. Что такое речь. Тема текста.

1

18.05

Наблюдение, сравнение, формулировка выводов; работа с текстом; ознакомление с типами речи.

Речь разговорная и деловая.

1

21.05

Итоговая комплексная работа. Типы речи.

1

(резерв)

22.05

Работа над ошибками. Речь научная и художественная.

1

23.05

Выявить типы речи. Учить составлять

объяв ление. Знать, что такое монолог и диалог.

Монолог и диалог.  

1

24.05

Текст (тема текста, заголовок, план текста)

1

25.05

Озаглавливание текста; составление плана; запись по плану.

Образное сравнение. Эпитеты.

1

28.05

Уметь находить образ ные сравнения в речи

Какие бывают тексты.

1

29.05

Знать типы текстов. Уметь выявлять основ ные черты текста-описания, повествования, рассуждения.

Текст: повествование, описание, рассуждение.

1

30.05

Повторение пройденного по теме «Речь»

1

(резерв)

31.05

Содержание курса «Русский язык»

Предложение.

Выделение слов в предложении, о ком или о чем говорится в предложении, что говорится. Подлежащее и сказуемое. Второстепенные члены предложения. Синонимы и антонимы.                                                                                                                                                       

Слово. 

Наблюдение внутреннего единства слова – его значения, грамматических  признаков и звуков/букв.

Гласные и согласные. 

Звуки и буквы. Гласные и согласные звуки, их отличие. Обозначение буквами гласных и согласных звуков. Деление слов на слоги. Ударный и безударный слог. Правила постановки ударения в словах.  Изменение значения слов от ударения. Разноместное ударение.                                                                                                                                                      

Ударные и безударные слоги. 

Деление слов на слоги. Ударный и безударный слог. Правила постановки ударения в словах.  Изменение значения слов от ударения. Разноместное ударение.                                                                                                                                                      

Перенос слов.

Перенос слов по слогам. Упражнения в переносе слов с ь й в середине.

Имена собственные.

Имена, отчества и фамилии. Профессии людей. Клички животных. Географические названия.

Твердые и мягкие звуки.

Твердые и мягкие согласные. Обозначение твердости и мягкости согласных звуков. Мягкий знак в конце слова. Мягкий знак в середине слова. Правописание ь в середине слова. Звуковое значение букв е, е, ю, я. Обозначение йотированными буквами двух звуков. Обозначение буквами е, е, ю, я  двух звуков и мягкости согласного. Обозначение буквами е, е, ю, я двух звуков и одного звука.

Разделительные ъ и ь знаки.

Разделительные ь и ъ.  Образование слов с ъ при помощи приставок. Правописание слов с разделительными ь и ъ.

Слова с ча-ща, жи-ши, чу-щу, чк, чн, щн.

Шипящие согласные ж и ш. Правописание сочетаний ча-ща, чу-щу. Правописание сочетаний чк, чн, щн.

Текст.

Связь предложений в тексте по смыслу. Деление текста на предложения. Абзац. Красная строка. Диалог.

Повествовательные, вопросительные, побудительные предложения (предложения по цели высказывания).

Виды предложений по цели высказывания. Побудительные, вопросительные предложения. Восклицательные предложения.

Части речи. Имя существительное.

  Имя  существительное. Общее понятие. Собственные и нарицательные имена             существительные.  

Число имен существительных. 

Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Число имен существительных. Изменение имен существительных по числам.

Род имен существительных.

Род имен существительных. Распознавание рода имен существительных.

Глагол.

Глагол. Общее понятие. Распознавание глагола по вопросам. Распознавание глаголов в речи. Изменение глаголов по числам.

Звонкие и глухие согласные.

Распознавание звонких и глухих согласных.

Парные согласные звуки.

Парные согласные звуки в конце слова. Согласные звуки [б], [п]. Согласные звуки [б], [п], [д], [т]. Правописание слов с парными согласными на конце слов.

Имя прилагательное.

Имя прилагательное. Значение имен прилагательных. Связь имени прилагательного с именем существительным. Изменение имен прилагательных по родам и числам. Составление словосочетаний по схеме прилагательное + существительное. Согласные звуки [г],  [к], согласные звуки [ж], [ш], согласные звуки [в],[ф]. Упражнения в правописании согласных на конце слов.

Изменение имен прилагательных по родам.

Изменение имен прилагательных по родам. Родовые окончания имен прилагательных. Определение рода имен прилагательных.

Изменение имен прилагательных по числам.

Изменение имен прилагательных по числам.

Состав слова. Корень слова. Однокоренные слова.

Корень слова. Однокоренные слова. Признаки однокоренных слов. Упражнения в распознавании однокоренных слов. Определение корня в слове.

Предлоги.

Предлоги. Роль предлогов в речи. Упражнения в правописании предлогов со словами.

Изменение имен существительных по вопросам.

Изменение имен существительных по вопросам.

Настоящее и прошедшее время глагола.

Три времени глагола: настоящее, будущее и прошедшее. Образование настоящего и прошедшего времени глаголов. Упражнения в образовании и определении времени глаголов.

Безударные гласные в корне слова.

Ударные и безударные гласные в корне. Определение ударного и безударного слога в словах. Проверка безударного гласного в корне слова. Упражнения в подборе проверочных слов с безударными гласными.

Будущее время глагола.

Будущее сложное время глагола. Образование будущего времени глагола. Определение числа и времени глагола.

Речь.

Что такое речь.  Главная тема и идея текста. Типы речи: разговорная, деловая, научная. Научно-деловое и художественное описание в тексте. Диалог и монолог. Тема текста. Составление плана текста. Речь-описание. Секреты речи. Образное сравнение в загадке. Синонимы и антонимы в пословицах. Составление плана текста. 

Формы и средства контроля

Во втором классе четырехлетней начальной школы в первом полугодии исключена система балльного (отметочного) оценивания. Оценивание знаний обучающихся проводится со 2 полугодия.

Для контроля за освоением  программного материала используются тематические контрольные работы, словарные диктанты, диктанты, тесты.

Контроль за уровнем достижений обучающихся по русскому языку  производится в форме комплексной  работы. Для этого используется сборник О.Б.Логиновой «Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс». 

Перечень учебно-методических средств обучения

Литература основная

  1. Полякова  А. В. Русский язык. Учебник для 2 класса нач. шк. В 2 ч. – М.: Просвещение.
  2. Полякова А.В. Русский язык в начальной школе: 1-2 классы: Методические рекомендации: Пособие для учителя- М.: Просвещение.
  3. Полякова А.В. Практикум по русскому языку. 1-4 классы: Методический комментарий. Варианты проверочных и контрольных работ. Самара: Издательский дом «Федоров».
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2010.
  5. Оценка достижений планируемых результатов. Система заданий―М.: Просвещение, 2010.
  6. Планируемые результаты начального общего образования./ Под ред. Г.С.Ковалевой, О.П.Логиновой. – Москва «Просвещение»,2010г.
  7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2010.
  8. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. ―М.: Просвещение, 2010.
  9. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования. ―М.: Просвещение,2010.
  10.  Сборник программ начального общего образования. Система Л. В. Занкова/Сост. Н.В.Нечаева, С.В.Бухалова.- Самара: Издательский дом «Федоров», 2011
  11. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.- М.: Просвещение, 2010.

Литература дополнительная

  1. Агеева И.Д. Художник-грамотей: Занимательные графические задания с самоконтролем по курсу русского языка начальной школы:2 класс.-М.:ТЦ Сфера, 2001
  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся\ под ред.Л.П.Крысина.-М.:Просвещение, 2005
  2. Барылкина Л.П., Матраева И.П., Обухова Л.А. Эти трудные согласные:Как помочь ребенку с нарушениями процесса письма и чтения:Пособие для учителей, логопедов и родителей.-М.: 5 за знания, 2005
  3. Волина В.В. Этимологический словарь. С.-Пб: издательство «Дидактика Плюс», 2001
  4. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением:Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы.- М.:5 за знания, 2007
  5. Жиренко О.Е., Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Учим русский с увлечением:Части речи. Предложение.Текст.Развитие речи: 1-4 классы.- М.:5 за знания, 2009
  6. Контрольно – измерительные материалы. Русский язык: 2 класс/ Сост. В.А.Синякова.- М.:ВАКО, 2010
  7. Крылова О.Н. Русский язык: итоговая аттестация: 2 класс: типовые тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2011
  8. Полный школьный курс. 1-4 класс. Справочное пособие.-СПб.:ИГ «Весь», 2010
  9. Полякова А.В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся I – IV классов. Федеральный научно – методический центр им. Л.В.Занкова. – Москва 2003г.
  10. Практическое пособие по развитию речи\О.В.Узорова, Е.А.Нефедова.-М.:ООО «Издательство Астрель»,2004
  11. Русский язык. 1-4 классы: активные формы и методы обучения\сост. Т.В.Лисицина.-Волгоград:Учитель, 2009
  12. Тренинговые карточки по русскому языку для начальной школы. 1-4 классы\ Авт.-сост. Н.В.Набойщикова.- Волгоград:Учитель,2003
  13. Т.В.Шклярова Справочник для начальных классов:Пособие для начальной и средней школы.-М.: «Грамотей», 2009

Оборудование и приборы

  1. Технические средства обучения:
  1. классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок;
  2. компьютер;

  1. мультимедийный проектор.

2. Экранно – звуковые пособия:

  1. мультимедийные  образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.

3. Оборудование класса:

  1. ученические двухместные столы с комплектом стульев;
  2. стол учительский с тумбой;
  3. шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий;
  4. подставки для книг;
  5. таблицы по русскому языку

Приложение №1

I  четверть

Урок 7 (9.09)   Входной диктант по теме «Повторение изученного материала за 1 класс»

В лесу.

Андрей и Юра идут в лес. Рядом бежит пёс Тузик. Весело поют птицы. Скачут по веткам белки. Спрятались под ёлкой серые ёжики.

 Грамматические задания:

1. Разделить слова на слоги и для переноса: весело, поют, серые, ёжики.

2. В последнем предложении подчеркнуть буквы, обозначающие мягкие согласные звуки.

3. Найти в тексте и выписать слова: в одном – звуков больше, чем букв; в другом слове – букв больше, чем звуков. Указать количество букв и звуков.

Урок 34 (18.10)  Контрольная работа по теме «Имена собственные».

Кто где живет.

Моя подруга Люда Петрова живет в Москве. Дядя Вася живет в Калуге. Город Калуга стоит на реке Оке. Мы пишем друг другу письма. Летом поедем к бабушке в деревню Вязники. (33 слова.)

Грамматические задания:

1. Во втором предложении подчеркнуть главные члены.

2. Слова: Ока, письма, поедем разделить на слоги и для переноса. Поставить ударения.

Урок 41 (27.10)       Словарный диктант.

Язык, сентябрь, берёза, ветер, город, дорога, машина.

II четверть

Урок 59 (29.11)   Контрольная работа  по теме «Слова с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк, чн, щн».

В лесу.

Мальчик и девочка часто бегают в лес. Там они ищут шишки, рвут щавель. В лесу весело поют птички. В дупле живет ручная белка. На поляне бегает зайчик. Детям хорошо в лесу. (33 слова.)

Грамматические задания:

1. В четвертом предложении подчеркнуть главные члены.

2. Записать слова с сочетаниями ши, чу, чк.

Урок 72  (16.12)       Словарный диктант.

Тетрадь, карандаш, товарищ, класс, иней, коньки, хорошо, весело.

Урок 78  (26.12)    Контрольный диктант по итогам первого полугодия «Имя существительное».

На прогулке.

Весь день идет снег. Друзья Костя и Леша после школы пошли гулять в парк. Дети катались с горки на санках. Илья и Ксюша встали на лыжи. А две Маши пришли на коньках. Но снег все идет и идет. Он засыпает лыжню. (41 слово.)

Грамматические задания:

1. В третьем предложении подчеркнуть главные члены и определить части речи.

2. Выписать из текста одно слово, в котором букв больше, чем звуков, и другое слово, где букв меньше, чем звуков.

3. Разделить слова для переноса: Илья, гулять, засыпает, друзья.

III четверть

Урок 96  (31.01)     Контрольная работа  по теме «Парные и глухие согласные»

Зима в лесу.

Пришла зима. Стоит сильный мороз. Снег укрыл березу и дуб. Толстый лед сковал реку. Ели надели снежные шубы. Пушистый шарф лежит на ветках сосны. Вот сугроб. Там крепко спит медведь.

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть согласные буквы на конце слов, которые нужно проверить.

2. Подобрать три слова на это правило. Записать к ним проверочные слова.

3. Второе предложение разобрать по членам и частям речи.

Урок 108  (16.02)       Словарный диктант.

Красная площадь, Москва, Кремль, праздник, русский, герой, мечта, народ, быстро, скоро.

Урок 117  (01.03)    Контрольная работа  по теме «Имя прилагательное»

Первый день зимы.

Мы пошли на лесные озера. С неба падали одинокие снежинки. Вот маленькое озеро. Вода там прозрачная. Над головой было белое небо. Но вдруг пошли снеговые тучи. Хлопьями повалил густой снег. Зима стала хозяйничать над землей. (38 слов.)

Грамматические задания:

1. Разобрать по членам предложения:

 I вариант – третье предложение;

 II вариант – седьмое предложение.

Выписать словосочетания (прил. + сущ.). Определить род и число прилагательных и существительных.

2. Подобрать антонимы к словам.

I  в а р и а н т – узкий ручей – …

       длинная река – …

II  в а р и а н т – трусливый мальчик – …

       высокий куст – …

Урок 126  (14.03)        Контрольный диктант за III четверть  по теме «Однокоренные слова»

Новая школа

За деревней Морозки был пустырь. Жители для ребят построили новую школу. Ученики посадили у крыльца кусты роз. На клумбах цветут тюльпаны. За домом школьники разбили фруктовый сад. Пройдут годы. Ребята снимут с яблонь и груш урожай фруктов. (39 слов.)

Грамматические задания:

1. Подчеркнуть в тексте предлоги.

2. Второе предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Найти и выписать два слова с буквами, обозначающими парные согласные на конце слов. Подобрать проверочные слова.

IV четверть

Урок 143  (16.04)       Контрольное списывание по теме «Части речи»

1. Списать, вставляя пропущенные буквы.

В в..сеннем л..су ветер свободно гуляет. Ничто не мешает ему к..ч..ть с..режки у ольхи. Он  (под)хватывает пыл..цу. Пыл..ца л..тит по всему л..су. Солнце  (о)свещ..ет яркие и пуш..стые цв..ты. Лес пахнет медом. Гудят пчелы и шм..ли. (Про)л..тают первые бабоч..ки. Как все нарядно! (41 слово.)

Грамматические задания:

2. Пятое предложение разобрать по членам и по частям речи.

3. Подчеркнуть глаголы и определить их время.

Урок 152  (27.04)       Словарный диктант.

Корова, молоко, деревня, капуста, лопата, работа, сорока, соловей, воробей, погода, урожай, чучело.

Урок 157  (07.05)     Итоговый  контрольный диктант по теме «Безударные гласные в корне слова»

Подружились

Каждый день лесник косил траву на лугах. Он подъезжал на лошади. Старая лошадь стояла в тени и грустила.

На покос приходила девочка из соседней деревни. Она варила еду и приносила лошади. Лошадка ждала Лену. Грустные глаза становились радостными.

Съест весь хлеб и ищет крошки в ладонях губами. Потом кладет голову подружке на плечо и вздыхает.

С л о в а   д л я   с п р а в о к: плечо, становились, подружке, из соседней, грустные, радостными.

Грамматические задания:

1. Восьмое предложение разобрать по членам и по частям речи.

2. Записать существительное, прилагательное и глагол с корнем -груст-.

3. Подобрать и записать слово, противоположное по значению (антоним): радостный – … .

Урок 165  (17.05)      Тестирование по теме «Глагол»

1. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол – это часть речи.

2) Глагол – это часть слова.

2. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол обозначает предмет.

2) Глагол обозначает действие предмета.

3) Глагол обозначает признак предмета.

3. Выбери и подчеркни верное утверждение.

1) Глагол изменяется по числам и временам.

2) Глагол не изменяется по числам и временам.

4. Выбери и подчеркни верное утверждение. 

1) Глагол является главным членом предложения.

2) Глагол является второстепенным членом предложения.

5. Какие из данных слов являются глаголами (подчеркнуть):

1) петь;                4) певчий;

2) напев;                5) поёт.

3) певец;

6. Найдите глаголы, стоящие в форме множественного числа (подчеркнуть):

1) стирает;

2) вылезти;

3) заговорят;

4) молчит;

5) вёз.

7. Какое слово в каждой группе является лишним?

1) Говорил, пишите, вязала, висело;

2) воркует, борется, сотрёт, хохочет;

3) будут шить, срисует, обласкает, занёс.

8. Укажите предложения, в которых глагол употребляется
в форме прошедшего времени.

1) По реке плывет баржа.

2) В лесу ребята свернули с тропинки.

3) Летом Даша будет отдыхать в деревне.

4) Весна наступила.

5) Мы идем по лесу.

9. Укажите предложения, в которых главные члены подчеркнуты неверно.

 Урок 168  (22.05)         Итоговая   комплексная   работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике 3 класс (система Л. В. Занкова)

В программе представлена пояснительная записка, а также подробное тематическое планирование учебного материала...

Рабочая программа по русскому языку по системе РО Л.В.Занкова, 3 класс по ФГОС

Рабочая программа по русскому языку разработана  на основе требований Федеральных государственных образовательных  стандартов  общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ №373 ...

Рабочая программа по русскому языку по системе Л.В.Занкова 2 класс

Представлена рабочая программа с тематическим планированием по русскому языку по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...

Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 3 класс

В материале представлена пояснительная  записка, составленная по всем требованиям ФГОС и тематичемкое планирование для 3 класса по системе Занкова...

Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 2 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку по системе Занкова 3 класс

Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по русскому языку УМК система Занкова

В программе представлены  - пояснительная  записка, содержание, планируемые результаты и тематическое планирование....