Формирование внимания у младших школьников на уроках русского языка с помощью системы заданий
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Работа предназначена для учителей начальной школы. В ней рассказывается о системе заданий  по формированию произвольного внимания на уроках русского языка у  младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_vnimaniya_u_detey.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

 

         

Ф.И.О.      Гаврюшина Наталья Федоровна

должность     Учитель начальных классов

Тема »Формирование внимания у детей младшего школьного возраста на уроках  русского языка с помощью системы заданий»

Название предмета  Русский язык

Возраст     младший школьный возраст

Формирование внимания у детей младшего школьного возраста на уроках русского языка с помощью системы заданий.

Процесс овладения знаниями, умениями и навыками требует постоянного и эффективного самоконтроля учащихся, что возможно только при сформированности достаточно высокого уровня произвольного внимания. Развитие произвольного внимания становится условием дальнейшей успешной учебной деятельности школьника, а следовательно, и задачей первостепенной важности для учителя.

Перед учителем начальной школы в учебном процессе стоит сложнейшая задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельства.

В силу особенностей своей работы учитель может изо дня в день, на каждом уроке и в разнообразных естественных ситуациях наблюдать за поведением детей, характером их учебной и внеучебной деятельности. В результате он имеет возможность получить достаточно полное, целостное представление о внимании школьников. Наряду с методом наблюдения учитель может использовать и ряд других приемов формирования внимания учащихся. Эти приемы построены на учебном материале и приближены к условиям реальных школьных занятий.

Кроме того, сами эти приёмы при систематическом применении могут выступать в качестве достаточно эффективного средства развития внимания. Среди таких приёмов можно назвать: словарный диктант с комментированием, предупредительный диктант, выборочный диктант, приём обнаружения ошибок в тексте, корректурные упражнения, игры на развитие внимание.

Словарный диктант с комментированием – это хорошо известный педагогам  методический приём становится одним из способов формирования внимания, если: 1)учитель читает каждое слово только один раз; 2)учащиеся могут взять ручки только после прослушивания комментариев; 3)учитель внимательно следит за тем, чтобы учащиеся не заглядывали в тетради друг к другу. Если учащийся не может записать слово после комментариев, ему разрешается сделать прочерк. При этом детей предупреждают, что прочерк приравнивается к ошибке. Перед началом работы, несмотря на то, что комментированное письмо - вид работы, известный учащимся с первого класса, целесообразно показать на нескольких примерах, как надо выполнять задание. Например, слово «пересадили». Учитель читает это слово, а затем вызывает нескольких учащихся, каждый из которых называет поочередно приставку, корень, суффикс, окончание, объясняя попутно их правописание. После этого учитель предлагает детям взять ручки и записать прокомментированное слово.

Комментированное письмо - достаточно сложная деятельность. Оно развивает мышление, внимание, речь учащегося. При комментировании достигается высокий уровень самоконтроля, так как «ведущий» ученик не просто фиксирует внимание на орфограммах, а объясняет с помощью правил.

Следующим приёмом, формирующим внимание на уроках русского языка, является –выборочный диктант. Этот вид работы позволяет ускорить темп работы, помогает сосредоточить внимание на нужной орфограмме. Могут быть представлены задания разного характера: выписать однокоренные слова из прослушанного стихотворения, из загадки выписать слова с безударной гласной.

Одним из распространенных методических приёмов является предупредительный диктант. При проведении предупредительного диктанта перед записью отдельного предложения или целого текста устно проводится объяснение определенных орфограмм. Чтобы учащиеся более внимательно относились к устному орфографическому разбору, учитель предлагает во время диктанта письменно объяснить соответствующие орфограммы.

Приём обнаружения ошибок в тексте позволяет развивать индивидуальное внимание учащихся и автоматизировать действия контроля. Обнаружение ошибок в тексте требует, прежде всего, внимания и не связано со знанием правил. Это обеспечивается характером включенных в текст ошибок: подмена букв, подмена слов в предложении, элементарные смысловые ошибки. При анализе результатов этой работы, важным является не только количественный подсчет найденных, исправленных и не обнаруженных ошибок, но и то, как ученики выполняют работу: сразу включаются в задание, обнаруживая и исправляя ошибки по ходу чтения; долго не могут включиться, при первом чтении не обнаруживают ни одной ошибки; исправляют правильное на неправильное. Это задание дети выполняют поэтапно, т.е. сначала устанавливают смысл слова, делят на слоги, произносят их, проверяют соответствует ли слог слову в целом и на последнем этапе прочитывают все слово про себя, давая ему общую оценку. Таким образом, метод поэтапного формирования позволяет получить полноценное действие контроля, т.е.сформировать внимание.

На развитие объема внимания рассчитаны такие упражнения, смысл которых заключается, чтобы учащиеся на зафиксированном взглядом словесном материале должны успеть прочесть предъявляемый на короткое время материал и записать его.

Это упражнение можно моделировать в виде набора бессмысленных слов, содержащих от 3 до 9 согласных букв. Следующим видом этого упражнения могут предлагаться учащимся знакомые словарные слова от 4 до 16 букв.. В ходе тренировки это задание можно усложнять и школьникам даются предложения. На развитие этого свойства внимания может применяться  игра «Заметь все». Сущность этой игры состоит в том, что раскладываются в ряд 7-10 предметов ( можно картинки с изображением предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10 сек., закрыть их и предложить детям перечислить все предметы. Следующий вариант этой игры – поменять местами 2 любых предмета, снова показать все на 10 сек.. Предложить детям определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

В качестве заданий, направленных на развитие уровня распределения внимания предлагаются игра «Найди спрятавшееся слово», которая предполагает, чтобы школьники среди буквенного текста находили вставленные слова. Следующее упражнение -«Расшифруй слово» можно использовать при изучении словарных слов. Суть этого задания состоит в том, чтобы учащиеся смогли разгадать зашифрованное цифрами слово,

Каждой цифре присваивается определенная буква. Другое упражнение, которое увеличивает уровень распределения внимания – это игра «Кто быстрее?», в которой школьникам предлагается  как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» и «е». Успешность выполнения оценивается по времени выполнения и количеству допущенных ошибок – пропущенных букв. Выполнение корректурных заданий способствует развитию концентрации внимания  и самоконтроля при выполнении школьниками письменных работ. Корректурные упражнения должны проводиться  ежедневно по 5 минут  в течение 2-4 месяцев. По мере  овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая – подчеркивается. Еще одно упражнение, которое может применяться на уроках русского языка – это напечатанная таблица, в которой спрятаны 10 названий животных. Это задание эффективно не только для формирования внимания, но и как занимательный элемент при изучении словарных слов.

  С помощью специальных занятий на уроках русского языка и с использованием проблемных нестандартных заданий можно добиться значительных успехов  в формировании произвольного внимания младших школьников. Наблюдая за ними, видно, что дети становятся  более внимательными, менее рассеянными, учатся себя контролировать. Таким образом, работа по формированию  и развитию произвольного внимания учащихся начальных классов – дело важное и необходимое. Так как  при отсутствии внимания невозможна целенаправленная практическая деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Абрамова Г.С.Возрастная психология. М.:1999.

2.Ануфриев А.Д. Костромина С.И. Как преодолеть трудности в обучении детей.- М.:2000.

3.БадмаевБ.Г. Избр. Психология в работе учителя,кн.1,2. М.; Гуманит. Изд. Центр Владос,2000

4.Блонский П.П. Психология младшего школьника. М.: 1997.

5.Гоноболин Ф.Н. Внимание и его воспитание. М.:1972.

6.Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Экспериментальное формирование внимания.М.:1997.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование интеллектуальных компетенций младших школьников на уроках русского языка

Материавл представляет самоанализ учителя начальных классов по формированию интеллектуальных компетенций на уроках русского языка по УМК "Начальная школа XXIвека"....

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка."

Проблема:  ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.Цель:выявить основные условия и направления формирования исследовательских умений младших школьн...

"Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка".

Презентация к уроку (4 класс) на тему: "Формирование исследовательских умений младших школьников на уроках русского языка." Проблема: ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРО...

Использование игровых технологий для развития внимания у младших школьников на уроках русского языка.

Очень важно научить школьника  сосредоточивать внимание на выполнении учебных заданий. Успешность ребенка в школе зависит от того, насколько он может сориентироваться в условиях задания, построит...

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников на уроках русского языка»

Методическая система «Системно – деятельностный подход к формированию орфографической зоркости младших школьников  на уроках русского  языка»...

Развитие произвольного внимания у младших школьников на уроках русского языка.

С поступлением в школу ребенок впервые реализует общественно значимую и социально оцениваемую учебную деятельность, направленную на усвоение системы научных понятий. Все отношения учащегося с вн...