Конспект урока русского языка по теме:«Текст и его признаки» в 1 классе (1-4) по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.
план-конспект урока (русский язык, 1 класс) на тему

Панева Елена Михайловна

Тема: «Текст и его признаки».     

Цель:

·  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи:

·        Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.

·        Закрепить изученные орфограммы

·        Развивать внимание, мышление, речь учащихся.

·        Воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям;

·        Воспитывать любовь к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_rus.yazyku_1_klass.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Информация об авторе.

Ф.И.О.           Панева Елена Михайловна

Название представляемой работы: Текст и его признаки.

Место работы и должность: МОУ Гимназия №35 г.Владимира,учитель начальных классов.

Педстаж: 10 лет

Стаж работы по системе Л.В.Занкова: 6 лет

Учебник,по которому ведется работа: Русский язык. А.В.Полякова 2008г.

Электронный адрес: glacier78@mail.ru


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №35 г. Владимира»

Конспект урока русского языка
по теме:«Текст и его признаки»

в 1 классе (1-4)

по учебнику Русский язык 1 класс А.В.Полякова.

Учитель начальных классов

первая квалификационная категория

Панева Елена Михайловна

Тема: «Текст и его признаки».        

Цель:

  Сформировать у детей общее понятие о тексте на основе осознания его основных признаков.

Задачи:

  1. Проконтролировать знания детей с помощью текста, научить работать с текстом.
  2. Закрепить изученные орфограммы
  3. Развивать внимание, мышление, речь учащихся.
  1. Воспитывать интерес к предмету, к сложным заданиям;
  2. Воспитывать любовь к русскому языку.

Оборудование: мультимедийная презентация к уроку, учебник «Русский язык» А.В. Полякова, 2008г., мягкая игрушка мышонка Пика, ковёр, цветные карточки для игры «Найди свой домик».

Ход урока

  1. Организационный этап

Учитель: Чтобы начать занятия, настроиться на работу, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.

Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.

  1. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Пока вы отдыхали на перемене, ветер – озорник перепутал слова из логической цепочки. Определите последовательность слов и объясните свой выбор.

На доске: слова – слоги – звуки – текст – предложения.

Дети: звуки – слоги – слова – предложения – текст.

Учитель: Какое слово новое в этой цепочке? Как вы думаете, почему оно является завершающим в этой цепочке? Что такое текст? Как вы думаете? Давайте подберем слова близкие по значению к этому слову.

Дети:

 -В этой цепочке новое слово текст.

-Текст это мы читаем и понимаем, о чем нам хотят рассказать.

-Текст это, когда много предложений.

-Текст можно заменить словом рассказ или роман, или повесть.

Комментарий. Организую поисковую ситуацию, тем самым активизируется деятельность учащихся.

Учитель: Молодцы! Посмотрите сколько у нас получилось мнений. Давайте попробуем дать определение этому понятию и выясним какими признаками он обладает.

  1. Усвоение новых знаний и способов действий

Слайд №1 . Две записи. Слева набор предложений, а справа текст.

Котёнок разбил вазу. Космонавты готовились к полёту. По телевизору была интересная передача. А мама пошла в магазин.

     У Виталика жил забавный котёнок Мурзик. Котёнок был серый и пушистый.  Мурзик очень любил смотреть на аквариум с рыбкой.

Учитель: Прочитайте справа запись. Можно ли это назвать текстом? Почему? Чем она отличается от левой записи? Какой признак?

Дети: Запись справа можно назвать текстом, потому что мы понимаем о ком нам рассказывают.

-Там есть главные герои.

-Из правой записи мы узнаем,что у Виталика есть замечательный котенок.

-В этой записи все предложения связаны между собой.

- Предложения в тексте связаны между собой по смыслу. (1 признак)

Комментарий. Вывод делают сами учащиеся. В центре внимания урока – дети. Максимально использую возможности, знания, интересы самих учащихся.

Слайд №2 Признаки текста. Вылетает первый признак .

Учитель:О ком говорится в тексте? Какой был Мурзик? Найдите слова, которые его описывают и характеризуют.

Дети:

-В тексте говорится о Мурзике.

-Мурзик  забавный, серый и пушистый.

Учитель: Молодцы! Вы все точно сказали. Ребята, сегодня к нам на урок снова  прибежал наш помощник мышонок Пик и принес небольшую подсказку. Давайте ее прочитаем.

Слайд №2 Признаки текста. Текст можно озаглавить. (2 признак)

Учитель: Давайте попробуем подобрать заголовок к нашему тексту. Наш помощник принес нам заголовки. Давайте выберем заголовок к этому тексту.

  1. Аквариум с рыбкой.
  2. Мурзик.
  3. В гостях у Виталика.

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами.  Давайте подумаем, почему другие заголовки не подходят?  Какой вывод мы можем сделать?

Дети: Заголовок показывает, о чём говорится в тексте.

Слайд №2 Признаки текста.

Заголовок  должен  показывать, о чем говорится в тексте. (3 признак)

Учитель: Кто попробует назвать все признаки текста? А давайте обратимся к учебнику и посмотрим верно ли  все ли мы указали признаки текста. Работа с правилом в учебнике.С.104.

Работа с деформированным текстом. У каждого на парте предложения на отдельных карточках. Дети работают в парах.

 Она подавилась косточкой.

Девочка Валя ела рыбу.

Приехал доктор.

У Вали из глаз текли слёзы.

Он достал щипчики и  вынул из горла косточку.

Учитель: Это текст? Почему?

Дети:

-Это не текст. Предложения в нем не связаны по смыслу.

-К нему нельзя подобрать заголовок.

Учитель: Составьте текст. Прочитайте, что у вас получилось.

Слайд№3. Текст про девочку Валю.

Учитель: О ком говорится в этом рассказе?

Дети: В этом рассказе говорится о девочке Вале.

Учитель: Что случилось с Валей?

Дети: С ней случилась беда. Она подавилась косточкой, когда ела рыбу.

Учитель: Кто пришел на помощь девочке?

Дети: На помощь девочке пришел врач. Он щипчиками вытащил косточку.

Учитель: Придумайте свой заголовок к этому рассказу.

Дети: Беда у Вали.

Дети: Быстрая помощь.

Дети: Бедная Валя.

Учитель: Запишите себе в тетрадь только те предложения из текста, в которых есть имена собственные. Какие предложения вы записали?

Дети: Девочка Валя ела рыбу. У Вали из глаз текли слёзы.

Учитель: Как вы написали имя девочки?

Дети: Имя девочки записали с заглавной буквы. Потому что это имя собственное.

Учитель: Давайте дадим имя и отчеству врачу, который спас девочку. Как вы записали бы это?

Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.

  1. Интерактивная игра «Найди свой домик».

 Домики: Слоги, слова, предложения, текст. По всему классу развешаны карточки с «домиками». Дети находят свой «домик» и доказывают почему они сделали такой выбор. У каждого из вас есть цветная карточка. По моей команде вы должны ее перевернуть и прочитать запись. Потом подумать и найти свой домик.

Приложение:Игра: «Найди свой домик»

Карточки №1 (количество 6) Жил –был пёс Барбос. У него был друг- кот Васька. Оба они жили у дедушки.

Наступила весна. Загудели майские жуки. Стали распускаться почки на деревьях.

Карточки №2.(количество 7) Ярко светило солнце. На берегу лесной речки на пне сидела белка.По реке плыли брёвна. У Вари был чиж. Вдруг из леса выскочила большая собака.

Карточка №3(количество7)Мама аквариум с рыбкой Виталику. Птенцы у родились зимой клестов. Новые у отрастают лосей рога. Кружились елью над клесты.

Карточка №4 (количество 5)Ча, све, мо, кра, вры,пи , сме, о, ро, де,ву,ча, хо,сму, пер.

Комментарий.  На данном этапе я провожу интерактивную игру, так как она помогает проверить на каком уровне дети усвоили новый термин и его признаки, а так же позволяет сохранить здоровье детей. Во время игры дети свободно перемещаются по классу.

Учитель: Умники. Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

  1. Рефлексия

Учитель: Составим кластер по теме нашего урока. Слайд№4

Комментарий. В процессе составления кластера идёт активная познавательная деятельность учащихся, развивается способность к анализу, синтезу и обобщению.

Кластер

текст

Предложения в тексте связаны по смыслу.

               

Заголовок  должен  показывать, о чем говорится в тексте.

Текст можно озаглавить