Развитие речи. Изложение.
статья (русский язык) по теме

Чебан Наталья Ивановна

Научить ребёнка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших её компонентов - написание младшими школьниками изложений. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi._izlozhenie..docx29.38 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

г. Воскресенска Московской области

Выступление на ШМО

учителей начальных классов


«Развитие речи. Изложение.»

подготовила

учитель начальных классов

Чебан Наталья Ивановна

г. Воскресенск

 2012

 « Речевая культура человека-зеркало его духовной культуры».

                                                                            В.А. Сухомлинский.

   Научить ребенка правильной и красивой речи - сложная задача современной начальной школы, требующая комплексного подхода. Один из важнейших ее компонентов – написание младшими школьниками изложений. Передавая своими словами небольшие отрывки художественных произведений, детские впечатления окружающего мира, ребенок обогащает свою устную и письменную речь, развивает логическое мышление, учиться содержательно и убедительно высказывать собственные мысли.

Эмоционально-экспрессивная, логичная, отвечающая всем языковым нормам речь – основной показатель интеллектуального уровня развития ребенка.

             Львов ранжирует источники обогащения словаря младшего школь-ника по степени влияния на речь детей:

  1. Речевая среда в семье, среди друзей.
  2. Речевая среда: книги, газеты, радио, телевидение.
  3. Учебная работа в школе.
  4.  Словари, справочники.

          Наиболее лучший источник обогащения словаря – живое общение, речь устная и письменная, литература: слово в тексте всегда как бы высвечивается семантически и художественно.

        ВИДЫ ШКОЛЬНЫХ ТЕКСТОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Упражнения подразделяются на устные и письменные:

  1. Устный пересказ прочитанного в различных вариантах: пересказ, близкий к тексту образца, пересказ сжатый, выборочный, творческий,  драматизация; заучивание текстов наизусть и их выразительное чтение.
  2. Текстовые выступления учащихся в связи с чтением и анализом произведений литературы, с изучением языковой теории: развёрнутые, обобщающие сообщения, доклады, диалоги, обсуждения ( преимущественно устные).
  3. Импровизации: рассказы из жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок, стихотворений и т.п.
  4. Сочинения по самостоятельно выбранной или заданной теме, по картинам, по предложенному или самостоятельно составленному плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета.
  5. Записи по наблюдениям, ведение дневников погоды, природы, личных дневников.
  6. Письменные с тщательным редактированием изложения образцовых текстов, с лингвистическим анализом художественных, публицистических, научно-популярных текстов.
  7. Различные виды драматизации ( перестройка текста с целью сценического воплощения): инсценирование рассказов, воображаемая экранизация сюжетов, сценическое исполнение и т.п.
  8. Сочинения устные и письменные разных видов.
  9. Отзывы о прочитанном, о спектаклях, статьи, письма дружеские и деловые, документы и т.п.

          ПЕРЕСКАЗЫ И ИЗЛОЖЕНИЯ, ИХ ЗНАЧЕНИЕ, ЦЕЛИ И ВИДЫ

       Трудно представить себе урок без пересказа, хотя бы небольшого: школьник пересказывает прочитанное, выученное дома, передаёт содержание книг внеклассного, свободного чтения. Ученик пересказывает задания к упражнениям по русскому языку, передаёт содержание математической задачи, пересказывает правило своими словами.

 Письменные пересказы принято называть ИЗЛОЖЕНИЯМИ.

     Письменное изложение отличается от устного пересказа возможностью обдумывать каждую фразу, без большой спешки подобрать слова, тщательно выверять строй предложений.

                               Виды пересказов и изложений.

1.Подробный пересказ, изложение. 

По М.Р. Львову «самый простой вид изложения – подробное, близкое к тексту, изложение (по вопросам или по плану) небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет». Он служит, средством закрепления в детской памяти содержания прочитанного во всех его деталях и связях и средством усвоения логики образца и его языковых средств. В подробном изложении школьники привыкают обращать внимание на детали в тексте, учатся строить повествование, вводить элементы описания, передавать диалог, использовать изобразительные средства языка. Они учатся строить текст, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения.

Изложить тему нужно уметь не только подробно (близко к тексту), но и кратко, конспективно. Такой вид изложения в методике принято называть сжатым, который необходим для развития связной речи. 

2.Выборочное изложение.

Для него характерен пересказ в соответствии с заданием не всего текста, а какой-то его части. Как и при подробном и сжатом изложении, ученик должен осмыслить текст с точки зрения содержания, жанра, языковых особенностей, а потом пересказать его тем или иным способом. Специфика выборочного изложения состоит в том, что дети учатся выделять в тексте отдельные темы, вычленять материал, относящийся к той или иной теме, строить высказывание на основе собранного материала. Выборочное изложение, по мнению Т.Б. Кармановой, «связующее звено между изложением и сочинением».

3. Творческие изложения.

 В.И. Яковлева считает, что творческие изложения способны «вызвать у учеников эмоциональный отклик на произведение, усилить воздействие образной системы на читателя, т. е. осуществить те задачи, во имя которых литература и создается». Наиболее удобны для письменного оформления пересказы с изменением лица рассказчика, от лица одного из персонажей, с творческими дополнениями. По мнению М.Р. Львова, «творческие изменения и дополнения в письменном варианте пересказа не должны быть большими». Они могут быть правильно сделаны лишь в том случае, когда школьники хорошо поняли содержание рассказа, знают все обстоятельства, в которых протекает действие.

Вот образец изложения с творческим дополнением: 4 класс. Тема: «В лесу».

1) Начинается работа над изложением с речевой разминки по разным уровням владения языком: морфемном, морфологическом, лексическом, синтаксическом, с помощью таких заданий как: правильно построй предложение (От груши течет сладкий сок. Река Волга после весеннего половодья уже вошёл к обычному руслу.  и т.д.); замени неправильное слово правильным (Сергей Гаврилович работал животным доктором. Кошка лизывает своих котят.);отредактируй предложения. Убери ненужные слова. (У осени у неё свое рабочее расписание, как у весны, только наоборот. Дедушка он дал грабли внуку.  Он показал, как сгребают сено.)

         2) Далее - задания на формирование видов речевой деятельности:

 -   аудирование (слушание текста); работа с текстом изложения (ответы на вопросы по тексту).

 -   чтение  (Прочитай текст. Перескажи. Раздели его на абзацы. Озаглавь каждый абзац. Составь план.)

 - письмо (Проводим подготовку по разным уровням языка: орфографическая: подбери проверочные слова; объясни написание приставок; выпиши имена собственные; прочитай трудные слова по слогам, обрати внимание на них, когда будешь писать изложение; лексическая подготовка: подбери синонимы, антонимы; объясни значение слова; перифраз, скажи по-другому.)

 -    говорение и письмо (Перескажи текст по плану. Творческое задание: В этом тексте пропущен абзац, который содержит описание лесной опушки. Когда будешь писать изложение, постарайся дать это описание. Напиши изложение.)

К 4 классу младшие школьники пишут изложения разных видов: близкие к тексту, сжатые, выборочные, с творческими дополнениями. Для того чтобы изложения служили совершенствованию речи и повышению ее культуры, следует уделять большое внимание словарной работе и орфографической подготовке, тем самым, предупреждая возможные ошибки при его написании, проводить творческие изложения, которые развивают самостоятельность и творчество учащихся, формируют умение передавать свои мысли и знания.

             РЕЧЕВЫЕ ОШИБКИ УЧАЩИХСЯ, ИХ ДИАГНОСТИКА И ИС-

                                                             ПРАВЛЕНИЕ

В методике рассматриваются ошибки орфографические, пунктуационные. Графические. Каллиграфические; они относятся к письменной фиксации речи. В устной речи- ошибки орфоэпические. акцентологические ( в ударениях), недочёты интонаций, монотонность речи.

К числу речевых ошибок относят:

  1. Словарные ( лексические)
  2. Морфологические
  3. Синтаксические
  4. Логические .

          Основные способы борьбы с такими ошибками:

  1. Постепенное расширение знаний из области культуры, речи, языковой нормы.
  2. Обеспечение хорошей языковой среды для учащихся.
  3. Знакомство с частотными, конкретными типами попускаемых ошибок.
  4. Приучение школьников пользоваться доступными им словарями и справочниками.
  5.  Специальное обучение редактированию своих письменных текстов, обсуждению устной практики речи, самопроверке.

Рассмотрим виды речевых ошибок более подробно.

                    ЛЕКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Неоправданные повторы слов.
  2. Употребление слов в неточном, не свойственном им значении.
  3. Нарушение общепринятой сочетаемости слов.
  4. Употребление слов без учёта их эмоционально-экспрессивной окраски.
  5. Употребление просторечных слов и оборотов.

МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Пропуск морфем ( обычно суффиксов и постфиксов).
  2. Образование формы множественного числа тех имён существительных, которые употребляются только в единственном числе.
  3. Употребление косвенных падежных форм личных местоимений без Н в начале слова ( н/р: У  ЕЁ, а надо: У   НЕЁ)
  4. Использование диалектных и просторечных форм.
  5. Детское словотворчество.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Ошибка в глагольном управлении – предложном и беспредложном.
  2. Ошибка в согласовании прилагательных, причастий с именами существительными.
  3. Неудачный порядок слов в предложениях, искажающий или затемняющий смысл.
  4. Несоотнесённость местоимений.
  5. Местоимённое удвоение подлежащего.
  6. Употребление глаголов, не соотнесённых по виду и времени.
  7. Неумение находить границу предложения:

- неоправданное деление сложного предложения на простые;

-строят длинные предложения.

ЛОГИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

  1. Повторы фактов, событий.
  2. Пропуски чего-то существенного.
  3. Нарушение причинно-следственных связей.
  4. Употребление несоотносимых вещей, понятий разных уровней в одном ряду.

         КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОШИБКИ

  1. Неудачное построение вводной или заключительной части ( или неоправданное их отсутствие).
  2. Длинные или слишком короткие части ( скомканное изложение чего-то важного).
  3. Слабая аргументация в рассуждениях, недостаточность доказательств.
  4. Неоправданное отклонение от заранее составленного плана.

              ИСПРАВЛЕНИЕ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ОШИБОК

   Этот вид деятельности учащихся и учителя вливается в систему культуры речи школьников. Он складывается из следующих составных частей:

  1. Исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся;
  2. Составление картотеки типичных ошибок, допущенных учащимися в письменной речи;
  3. Определение типов ошибок и их причин ( диагностика);
  4. Классная работа над общими типичными ошибками;
  5. Индивидуальная или групповая внеурочная работа над отдельными ошибками: их обнаружение, уяснение, исправление;
  6. Показ и анализ образцов, противопоставляемых ученическому примитиву;
  7. Система стилистических и иных упражнений, в которых предусматриваются трудные ситуации, вероятные ошибки;
  8. Языковая подготовка перед сочинением, изложением или устным выступлением;
  9. Обучение самопроверке написанного и его редактирование;

Условия успешного формирования языковой личности:

  1. Высокое общее развитие как результат творческой атмосферы в школе, высокой культуры и нравственности в семье;
  2. Развитая сфера интересов ребёнка, его склонностей, увлечений;
  3. Высокая личностная и общественная активность, вплоть до стремления к лидерству;
  4. Свободное владение всеми сторонами родного языка, не менее свободное владение механизмами речи, хорошие навыки общения.

Список использованной литературы.

1.Антонова Л.Г. Развитие речи. Уроки риторики. – Ярославль: Академия развития, 1997. – 224 с., илл.

2.Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать изложения. 4 класс (Пособие для начальных классов). – М.: «Грамотей», 2007.

3. Карманова Т.Б. Опыт работы над выборочным изложением // Начальная школа. – 1997. – № 1. – С. 29 – 31.

4.Львов М.Р. Методика развития речи младших школьников. – М.: Просвещение, 1985. – 176с.

5. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М: Издательский центр «Академия», 2000. – 464 с.

6. Львова М.Е. Взаимосвязь обучения изложениям и сочинениям // Начальная школа. – 1984. – № 3. – С. 32 – 35.

 7. Морозова И.Д. Виды изложений и методика их проведения. – М.: Просвещение, 1984. – 184с.

8. Новотворцева Н.В. Развитие речи детей.- Ярославль: ООО «Академия развития», 1996. – 240 с. Илл.