Интегрированный урок«Береги планету!»(Русский язык/Окружающий мир). Изменение глаголов по числам и временам. Охрана воздуха, почвы и воды.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Сидорова Светлана Анатольевна

Данная разработка урока показывает, как можно организовать изучение родного языка, связав его с актуальной темой охраны нашей планеты Земля.  Задания для изучения глагола (непростой темы в курсе русского языка начальной школы) и тема охраны природы очень тесно переплетаются и позволяют провести урок плодотворно и  интересно.

Данный конспект урока с презентацией до переработки и изменения публиковался и размещался на сайте «Методисты» http://metodisty.ru/m/files/view/sidorova_s-a-_integrirovannyi_urok-beregi_planetu-s_multimediinym_prilozheniem-russkii_yazyk_-okruzhajuchii_mir-_3_klass

После доработки размещался на сайте «Мой университет» для участия в конкурсе http://konkurs-multimedia-urok.letitbit.net/download/3536a7b1e17ca266f277e6cc6af0eb80d/NS_IU_SidorovaSA_konkursMM4.rar.rar.html

Скачать:


Предварительный просмотр:

Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Изменение глаголов по числам и временам. Охрана воздуха, почвы и воды.

Предмет

Русский язык /Окружающий мир

Класс

3

Автор/ы урока (ФИО, должность)

Сидорова Светлана Анатольевна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

Романовский филиал МОУ СОШ с.Ольховец

Федеральный округ России (или страна СНГ для участников ближнего зарубежья)

Центральный ФО

Республика/край

Липецкая область

Город/поселение

Лебедянский район , с.Романово

Методическая информация

Тип урока (мероприятия, занятия)

Закрепление знаний

Цели урока (мероприятия, занятия)

(образовательные, развивающие, воспитательные)

совершенствовать навыки изменения глаголов по числам и временам, формировать экологические навыки.

Задачи урока (мероприятия, занятия)

образовательные: продолжить формирование умения изменять глаголы по числам и временам, рассмотреть особенности морфемного строения глаголов прошедшего времени; познакомить учащихся с последствиями влияния человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на современном этапе.

 развивающие: развивать орфографическую зоркость, умение анализировать, делать выводы, развивать познавательный интерес, мышление, речь, память.

воспитательные: воспитывать  чувство бережного отношения к окружающему миру, любознательность, активность.

Время реализации урока

45 минут

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики в ходе урока (мероприятия, занятия)

актуализируют экологические знания, закрепят умение изменять глаголы по числам и временам, познакомятся с особенностью строения глаголов в прошедшем времени.

Необходимое оборудование и материалы

сигнальные карточки - «звуковые светофоры», мультимедийное оборудование; таблички с высказываниями  о природных богатствах, глобус.

Ход и содержание урока (мероприятия, занятия),

деятельность учителя и учеников.

Мотивация учащихся

Сегодня у нас не совсем обычный урок. Мы с вами продолжим изучать изменение глаголов по числам и временам в рамках предмета русского языка и рассмотрим некоторые вопросы по предмету окружающего мира. Предлагаю вам посмотреть ролик и озвучить вопросы, которые мы решим в течение урока. Слайд№2

Так о каких же проблемах человечества мы с вами будем говорить и какие задачи должны будем решить на уроке?

Д. Будем говорить о последствиях влияния человека на природу, об экологических проблемах, которые необходимо решать на современном этапе.

Вводная беседа

Слайд№3 Звучит тихая музыка. На экране появляется изображение голубой планеты Земля (вид из космоса). Учитель читает стихотворение «Земля»:

Есть одна планета-сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц, скликая перелётных.

Лишь на ней одной увидишь

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В реку смотрят удивлённо.

Береги свою планету,

Ведь другой на свете нету!

Автор: Роман Сеф

У. Да, наш дом – планета Земля. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери заметил: «Все мы пассажиры одного корабля по имени Земля» (здесь и далее таблички с высказываниями вывешиваются на доске).

Как вы понимаете слова «Береги свою планету»?

Д. Беречь планету – это значит охранять воздух, почву, воду, животный и растительный мир.

На доске появляются надписи с табличками «Воздух», «Вода», «Почва».

Работа по теме урока

Слайд№4

У.  Поговорим о воздухе. Кто готов зачитать мини-сообщение, заданное на дом?

Д. Без воздуха не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Всем нужен чистый воздух. Человеку и другим существам нужен чистый воздух. Но в городах воздух загрязнён. Заводы и фабрики ежедневно выбрасывают тысячи тонн вредных газов. Человек уничтожает леса, которые очищают воздух. Загрязняется воздух газами автомашин.

У. Какое же значение имеет воздух для всего живого на земле?

-Запишем предложение (Слайд№5) и разберём его по членам предложения и по частям речи (с комментированием):                                  


                        сущ.          глаг.            прил.      сущ.



Воздух загрязняется  вредными   газами. 




- Как сберечь чистоту воздуха?

Д. Сажать новые леса, ставить фильтры на трубы фабрик и заводов, по возможности передвигаться на экологически чистом транспорте.

У. Ещё одно условие существования жизни на Земле – это состояние почвы. Слайд№6 Какое значение имеет почва для жизни на Земле? Какой вред человек наносит почве? Как лично вы, ребята, можете повлиять на сохранение почвы?

Д. (зачитывают мини-сообщения). Вывод: Земля – наша кормилица. На земле растут растения. Они очищают воздух, дают человеку и животным пищу. Человек загрязняет почву мусором, который не разлагается, вырубает леса, осушает болота.

У. Запишите текст о земле, вставьте пропущенные буквы. Слайд№7

На экран выводится текст. Дети списывают его и  самостоятельно выполняют задание.


З.мля – наша к.рмилица. На з.мле растут растения. .ни оч.щают воздух, д.ют ч.ловеку и ж.вотным пищу. Человек з.гр.зняет почву мусором, вырубает л.са, .сушает б.льшие территории.


Проверка с помощью сигнальных «звуковых светофоров». Слайд№8

У. Найдите в тексте глаголы, назовите их и выпишите в столбик. (Параллельно ведётся запись на доске). В каком времени употреблены данные глаголы?

Д. Эти глаголы употреблены в настоящем времени.

У. Запишите напротив каждого глагола настоящего времени этот глагол в прошедшем времени и разберите его по составу. (Параллельная работа у доски). Сильным ученикам, или тем, кто быстро справился с заданием, предлагается записать  глаголы и в будущем времени.

   Наст.            Прош.

растут – росли

очищают – очищали

дают – давали

загрязняет – загрязнял

вырубает - вырубал

осушает – осушал

- Что общего в строении всех этих глаголов?

Д. У всех этих глаголов  есть суффикс –л.

У. Правильно. Сделайте вывод: какая же отличительная черта есть в строении глаголов прошедшего времени?

Д. Глаголы прошедшего времени можно узнать по суффиксу –л.

- Итак, по каким признакам можно отличить глаголы прошедшего времени?

Физкультминутка

Круглый, круглый глобус школьный

Словно мячик волейбольный.

Вот он, шар Земной, какой, я толкнул его рукой:

Поехали материки, поплыли две Америки,

Африка, Австралия, Европа и так далее,

Меридианов линии и океаны синие.

Закружилась вся Земля и леса, и поля

И деревни, и мосты, и деревья, и кусты,

И собака, и народ, и машина у ворот,

И дом, и комната моя, и дверь, и стол, и стул, и я.

Работа по теме урока

Слайд№9

У. А теперь я предлагаю отгадать загадку (выводится на экран):

Не умыться, не напиться

Без меня.

Листику не распуститься

Без меня.

Без меня прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна… (вода).

Какое значение  в жизни людей, животных и растений имеет вода? Слайд№10

Д. (зачитываются мини-сочинения).Жить на земле без воды невозможно. Без воды не смогут расти растения, не будут работать заводы. Вода используется для нужд человека. Первое  из природных богатств, с которым встречается человек в своей жизни, это вода, она становится неразлучным спутником человека на всю жизнь. Великий Леонардо да Винчи сказал: «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». А высказывание Д.И.Менделеева звучит так: «Капля воды дороже золота». Человек как-нибудь обойдётся без золота, алмазов, нефти, но без воды он не сможет жить.

У. В виде чего встречается вода в природе?

Д. В виде пара, дождя, снега, града, инея.

У. Посмотрите на глобус. Если быстро раскрутить его, то покажется, что он одноцветный, голубой. Почему? Что изображено голубым цветом?

Д. Моря и океаны.

У. Моря и океаны занимают ¾ всей территории нашей планеты. (Показ диаграммы на доске).Но может ли человек использовать эту воду?

Д. Нет. В морях и океанах вода солёная, а человек нуждается в пресной воде.

У. Людям нужна только чистая пресная вода. Но чистой воды становится всё меньше. Во всём мире в водоёмы попадает огромное количество вредных веществ. Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. Воду, как и воздух, и почву надо охранять. Как воду охраняют от загрязнений?

Д. Люди строят очистные сооружения, где загрязнённую воду пропускают через фильтры, очищают и снова используют (выводится на экран Слайд№11).


Люди строят очистные сооружения, где загрязнённую воду пропускают через фильтры, очищают и снова используют.


У. Из данного текста об охране воды выпишите в столбик глаголы (работа в парах).

В каком числе они употреблены?

Д. Во множественном числе.

У. На какой вопрос отвечают глаголы во множественном числе? А в единственном? Поставьте данные глаголы в единственное число. (После выполнения – взаимопроверка в парах)

строят – строит

пропускают – пропускает

очищают – очищает

используют - использует

Обратите внимание на последний глагол – «использует». Человек использует воду бездумно. Как ни грустно, но за последние 15 лет качество воды в России ухудшилось в полтора раза. Из-за этого жизнь людей в некоторых регионах сократилась на 10 лет. Вот о чём могла бы попросит вода, если бы умела говорить: (Текст на экране. Слайд№12. Коллективное чтение вслух)


Воду попусту не лей,



Дорожить водой умей.



Закрывай покрепче кран,



Чтоб не вытек океан.


- Прочитайте и подготовьтесь к письму по памяти Слайд№13(после выполнения задания – самопроверка). Слайд№14

Проверка и оценивание ЗУНКов

На партах у вас находится изображение планеты, оно оживёт, если вы дорисуете ему глазки, носик и ротик. (Слайд№15)   Предлагаю изобразить улыбку, если на уроке было интересно, всё поняли, понравилась работа. Если было не интересно работать, трудно, то уголки губ опустите вниз. Если затрудняетесь ответить, или иногда сомневались и были трудности в работе, то поставьте прямую линию.

Рефлексия деятельности на уроке (мероприятии, занятии)

У. Пришла пора подвести итоги. Что вы нового узнали на уроке? О чём бы вы хотели рассказать после нашего урока вашим родным и друзьям?

Вывод:если ты что-то взял у Земли, отдай ей: посади дерево, покорми птиц, расчисти родник. А сейчас наша планета больна. Люди, живущие на Земле, не хозяева её, а дети. И как дети заботятся о своей больной матери, так и  жители Земли должны заботиться о своей планете.

(На фоне музыки ученики читают стихотворение) Слайд№16

Я обнял глобус – шар земной.

Один над сушей и водой.

В руках моих материки

Мне тихо шепчут: «Береги».

В зеленой краске лес и дол.

Мне говорят: «Будь с нами добр».

Не растопчи ты нас, не жги,

Зимой и летом береги».

Журчит глубокая река,

Свои лаская берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги».

И птиц, и рыб я слышу всех:

«Тебя мы просим, человек.

Ты обещай нам и не лги.

Как старший брат нас береги».

Я обнял глобус – шар земной,

И что-то сделалось со мной.

И вдруг шепнул я:

         «Не солгу. Тебя, родной мой, сберегу»                                                                  

                                           Автор: Ефим Шкловский

Домашнее задание 

Списать стихотворение или небольшой отрывок из рассказа о природе, найти глаголы, обозначить время и число.

Список используемой литературы

1.Газета «Начальная школа», №18/2005, «Мать-водица – всему царица», с.36

2.Газета «Начальная школа», №1/2006, «Особенности интегрированного обучения в начальных классах», с.2

3. Газета «Начальная школа», №1/2007, «Планета заболела», с.12

Ссылки на использованные интернет-ресурсы

 http://www.prinas.org/taxonomy/term/123

http://www.kostromama.ru/articles/holidays/article/Stihi_i_zagadki_pro_kosmos_dlia_deteii.html

В помощь учителю

Обоснование, почему данную тему оптимально изучать с использованием медиа-, мультимедиа, каким образом осуществить

Использование ИКТ на уроках позволяет сделать урок наглядным , динамичным. Активизируется зрительное и слуховое восприятие учащихся, повышается мотивация, усиливается эмоциональное воздействие. Проектор позволяет выводить задания на экран для списывания и самопроверки.

Советы по логическому переходу от данного урока к последующим

На следующем уроке продолжается изучение темы «Глагол». Вспомнить об особенностях строения глаголов прошедшего времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме Изменение глаголов по числам и временам.

Методическая разработка может использоваться на уроке русского языка по закреплению пройденного. Урок проводится в форме зачета. Ресурс сопровождается презентацией, в которой дети учатся работе с...

Конспект открытого урока по русскому языку 3 класс УМК "Планета Знаний"."Изменение глаголо настоящего и будущего времени по лицам и числам"

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета Знаний».Учитель: Котова Мария АлексеевнаТема: «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам»I.Орг.моментПрозвенел у нас звонок,Начинается...

Урок русского языка в 4 классе. Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

На уроке совершенствуется умение употреблять глаголы настоящего и будущего времени, определять лицо и число глаголов; прививается интерес к изучаемой теме и ответственное отношение к учению....

Конспект урока по русскому языку "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам" 4 класс УМК "Школа России"

Конспект урока для 4-го класса по Русскому языку.Тема: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам"УМК "Школа России"...

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам"

Конспект по русскому языку "Изменение глаголов по числам. Роль окончаний при изменении глаголов по числам" для 3 класса по УМК "Перспектива"....

Конспект урока по русскому языку на тему: "Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)", 4 класс, УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с изменениями глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам. Планируемые результаты: Предметные:знать как изменяются глаголы в настоящем...

Технологическая карта урока русского языка «Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам (спряжение)» (4 класс)

Цель урока: формирование навыка спряжения глагола в настоящем времениЗадачи урокаДидактические:Знать понятие «спряжение», личные местоимения, времена глаголаУметь определять спряжение глаг...