Интегрированный урок руского языка и чтения. 2 класс
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Николаева Наталья Николаевна

Урок русского языка по теме "Правописание безударных гласных" проходит на материале произведений И.П. Токмаковой. Дети знакомятся с биографией поэтессы, много читают её весёлых стихов, разгадывают кроссворд "Словарные слова", составленный из стихотворных отрывков Токмаковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок

Русский язык – чтение

2 класс 2009-02-26

Тема: «Правописание безударных гласных в корне слова»

Тема: «Творчество И.П. Токмаковой»

Цели: закрепить умение учащихся определять родственные слова, выделять в них корень, различать разные способы проверки написания безударных гласных в корне слова; развивать умение распознавать в словах проверяемые и непроверяемые безударные гласные, развивать орфографическую зоркость, развивать речь учащихся, путём расширения их словарного запаса, развивать интеллект учащихся, логическое мышление, воображение;

познакомить с творчеством И.П. Токмаковой, учить учащихся определять настроение персонажей и своё отношение к прочитанному, различать разнообразные изобразительные средства художественной речи, учить анализировать различные ситуации в произведении, оценивать события и героев произведения;

 воспитывать интерес и любовь к русскому языку и литературе.

Оборудование: карточки индивидуальные с дифференцированными заданиями,

Карточки-сорбонки со словами синонимами,

Карточки для кроссворда,

Начала предложений для постановки цели урока и подведения итога,

Задание для чистописания,

Выставка книг,

Портрет писателя,

Иллюстрация «Весна пришла».

Ход урока.

I. Орг.момент.

Радость – это солнце светит,

Если в небе месяц есть.

Сколько радости на свете

Не измерить и не счесть.

Вот такими замечательными словами мне хотелось бы начать сегодняшний урок. Урок не совсем обычный. А необычность его заключается в том, что мы будем заниматься и русским языком, и чтением одновременно. Да ещё, я надеюсь, испытывать от этого радость.

II. Определение темы урока и постановка целей.

Прочитайте слова и распределите их по группам.

Рад, в.селье, радость, в.сельчак, юмор, обрадовать, юмористический,весело

Какие группы образовались?

Рад, радость, обрадовать.

В.селье, в.с.льчак.

Юмор, юмористический.

_А теперь, глядя на группы слов, сформулируйте тему сегодняшнего урока по русскому языку. О чём именно мы будем говорить?

- Теперь поставим цель урока.

Цель: повторить…

Учиться…

Закрепить…

III. Повторение.

Итак, начнём с повторения. Какие слова называют родственными? Что такое корень слова? Как по-другому называют родственные слова?

IV. Чистописание.

Работу над родственными словами продолжим на минутке чистописания. Мы будем писать букву, которая находится в одном из слов самой большой группы родственных слов, записанных на доске. Это слово состоит из двух слогов. А буква, которую мы будем писать, обозначает в нём согласный, звонкий, твёрдый,непарный, сонорный звук..

-Из каких элементов состоит буква?

р рр Ра ро ри ре ря  (Напишем букву Р с теми гласными, которые требуют проверки в корне)

радость радостный обрадовать

Прочитайте слова.Что можно про них сказать? Докажите, что они однокоренные.

- Назовите орфограммы.

-Спишите. Определите части речи.

2. Расшифруйте анаграммы. Карточки-сорбонки.

Достьра  радость

Торгвос восторг

Хищевосние восхищение

Тьесчас счастье

-Что это за слова? (Синонимы)

-Назовите орфограммы.

-Спишите слова-синонимы слову радость.

V. Словарная работа.

1. Выборочный диктант.

Во время словарной работы мы повторим правописание словарных слов, разгадаем кроссворд и узнаем тему урока чтения. Отыскивать словарные слова вам предстоит в стихотворных отрывках, которые я буду вам зачитывать. Будьте внимательны.

  1. Занавешено окошко, гном не ляжет спать.

Светит крошка лампиошка прямо на кровать.

  1. По зелёным лугам, по крутым берегам

Побежит в неизвестность дорога.

  1. Не верблюда, не корову, не бизона, не коня,

Я прошу вас, чтоб щеночка вы купили для меня.

  1. Нам вчера ключи вручили: мы квартиру получили.

Раз, два, три, четыре будет комнат в той квартире.

  1. Скоро вырастет росток, потянется на восток,

Потянется на восток, перекинется мосток.

  1. К нам по утрам приходит гном.

В Москве приходит, прямо в дом.

  1. Здравствуй, ветер,

Ветер, здравствуй!

Ты куда летишь, вихрастый?

  1. Если б дали берёзе расчёску,

Изменила б берёза причёску:

В речку, как в зеркало, глядя,

Расчесала б кудрявые пряди.

т

е

Т

р

а

д

ь

д

О

р

о

г

а

К

о

р

о

в

а

к

о

М

н

а

т

а

к

в

А

р

т

и

р

а

в

о

с

т

о

К

М

О

с

к

в

а

В

е

т

е

р

б

е

р

ё

з

А

-Что общего в этих словах? (Им. Сущ)

Какое слово «лишнее»? (Москва – имя собственное, корова – одушевлённое сущ)

2. Определение темы и целей урока.

-Кто узнал автора этих стихотворных строк?

-Прочтите слово, получившееся по вертикали «Токмакова».

-Какова тема урока чтения?

-Поставим цели урока:

Цель: познакомиться с творчеством …

Учиться правильно и выразительно …

Отвечать …

VI. Знакомство с творчеством И.П. Токмаковой.

Портрет, выставка книг.

И.П. Токмакова родилась 3 марта 1929 года. И буквально месяц назад отметила свой 80-летний юбилей. («Мурзилка»)

 Весёлые и серьёзные, тёплые и добрые стихи Ирины Петровны хорошо известны и взрослым, и детям.

Её мама, Лидия Александровна, работала врачом и заведовала «Домом подкидышей», так тогда называли дом, где жили дети, брошенные своими родителями. Ира общалась с этими ребятами, дружила с ними, помогала во всём. Папа, Пётр Карлович, был инженером-электриком, очень занятым человеком. Но когда он находил время для игры с дочкой, то всегда читал ей наизусть стихи Пушкина, которого очень любил.

Ирина стихи начала писать ещё в школе, но относилась к этому несерьёзно. Она с отличием закончила школу, университет и стала переводчиком, т.к. в совершенстве владела английским и шведским языками. Поэтом она стала совершенно случайно. Однажды пожилой швед подарил молодой переводчице для её маленького сына книгу со стихами шведских поэтов. Ирина Петровна попробовала их перевести – получилось очень удачно. И муж Ирины Токмаковой – Лев Алексеевич Токмаков (он, кстати, замечательный художник) сделал иллюстрации к стихам и отнёс книжку в редакцию. Её напечатали. (Показать книгу илл. Л.Токмакова) Так И.П.Токмакова Стала поэтом. Она написала много стихов, повестей и пьес. А также перевела на русский язык множество стихов английских, армянских, узбекских, таджикских, литовских, болгарских, немецких, шведских и др. поэтов. Кстати, благодаря замечательным переводам автора, мы познакомились с такими произведениями зарубежной литературы, как «Путешествие Нильса на гусях», «Чудесные сказки о Мумии – троллях», «Питер Пэн» и др. Пожелаем же Ирине Петровне здоровья, вдохновения, новых книг и неизменной любви читателей.

VII. Физкультминутка.

Аист, аист длинноногий

Покажи домой дорогу.

Топай правою ногой,

Топай левою ногой,

Снова – правою ногой,

Снова – левою ногой.

После – правою ногой,

После – левою ногой.

Вот тогда придёшь домой.

VIII Упражнение в распознавании слов с безударной гласной в корне.

1.

Ученица читает наизусть стих. «Весна»

Ст-ие записано на доске.

К нам весна шагает

Тёплыми шагами

И сугробы тают

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Верно, очень тёплые

Ноги у весны.

-О чём это стихотворение?

-Какова его тема?

-Главная мысль?

Как автор описывает приближение весны?

Какие изобразительные средства использует поэт, чтобы яснее передать свои мысли и чувства?

Эпитет Тёплыми шагами

Сравнение

Олицетворение весна шагает Ноги у весны

- Что такое проталины?(Место, где стаял снег и открылась земля)

- Найдите слова с безударной гласной в корне слова. Определите, проверяется ли она ударением.

Весна – вёсна

Шагами – шаг

Ногами – ноги

На полях – поле

- Каким способом проверяете? (Изм. Формы слова)

-Есть ли в стихотворении слово, требующее запоминания? (чёрный)

2. Самостоятельная работа по карточкам. Дифференцированные задания.

-Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы. Подготовьтесь объяснить способы проверки слов. Подчеркните все известные вам орфограммы.

К.1.

За .кошком зимний сад.

Там л.сточки в почках спят.

И л.сточки те во сне

Размечтались о в.сне.

К.2.

 У .жа з.мою спячка

Это значит – ёжик спит.

На дв.ре ж.вёт с.бачка,

Дом хозяйский ст.рожит.

К.3.

Ходит солнышко по кругу,

Спит в л.су л.сиха,

Мы идём с тобой по лугу

Тихо, тихо, тихо.

Мы походим по опушке,

Мы найдём тр.пинку.

Вон с.рока на в.рхушке

Клювом чистит спинку.

К.4.

Опустел скв.речник,

Ул.тели птицы,

Листьям на д.ревьях тоже не с.дится.

IX. Работа над стихотворением.

Заголовок – «Плим» - Что это слово обозначает?

Весёлое оно или грустное?

  1. Чтение стихотворения подготовленными детьми.
  2. Первичный анализ.

- Понравилось?

- Чем понравилось?

- Что вызвало улыбку?

3. Чтение «цепочкой».

4. Анализ стихотворения.

- Кто главный герой стихотворения?

-Какое открытие сделал мальчик?

- Что можно сказать о мальчике, какой он? (Неунывающий, выдумщик, весёлый, любознательный, фантазёр)

-Какое настроение вызывает это стихотворение?

-Прочитайте слова, подтверждающие это.

-Назовите слова-синонимы, которые употребляет автор. (Прыгает, скачет)

-Какова главная мысль стихотворения? (Надо уметь радоваться жизни, окружающим тебя предметам, не быть скучным человеком)

Как надо читать стихотворение?

5. Выразительное чтение стихотворения.

- Говорят, один очень известный писатель любил читать эти стихи наизусть, а потом говорил «Запомните, вот это и есть настоящая детская литература!»

XII. Домашнее задание.

-Придумайте своё новое слово, какого ещё никто не слышал и не знает. Попробуйте дать ему объяснение, т. е, какое настроение оно в себе несёт.

Выписать в тетрадь слова с безударными гласными в корне слова, подобрать, если возможно, проверочное.

XIII. Итог урока.

Закончите предложения

Сегодня на уроке мы: повторили …

сделали …

узнали …

Мне понравилось …

Мне не понравилось …

Всем спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку руского языка во 2 классе.

Тема урока "Безударные гласные в корне слова"...

презентация к уроку руского языка во 2 классе.

Тема урока "Безударные гласные в корне слова"...

Урок руского языка во 2 классе

Открытый урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание безударных гласных в корне "...

Урок руского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов" УМК "Начальная школа XXI"

Урок русского языка во 2 классе "Значение фразеологизмов"...

Урок руского языка в 3 классе Род имён существительных

Конспект урока русского язык в 3 классе   (ОС «Школа 2100»). Тема урока: Род имён существительных.Задачи урока:- систематизировать и обобщить знаний о родах имен существительных;- развивать ...

Методическая разработка урока руского языка в 4 классе по теме "Именительный, родительный, винительный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода"

Учащиеся прикоснутся к "тайнам" русского языка, будут работать в парах и группах, самостоятельно делать выводы и умозаключения, изучать новую тему на примерах русских пословиц и поговорок, з...