Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО Л.В. Занкова
методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему

Открытый урок по русскому языку во 2 классе " Однокоренные слова" , система РО  Л.В. Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_2.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Православная классическая гимназия

Открытый урок по русскому

языку

2-й класс

Данный урок в цепи уроков стоит после изучения частей речи имени существительного, имени прилагательного, глагола, что расширяет возможности подбора однокоренных слов.

Наряду с общедоступным лексическим материалом учебника в ходе уроков используются произведения православных авторов, фразеологизмы из евангельских сюжетов.

Принципы обучения: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, работа над развитием каждого ребенка, в том числе и слабого.

Типические свойства РО Занкова А.В.: многогранность, процессуальность, коллизия, вариативность.

г. Сургут

Тема: Однокоренные слова.

Цели:

-формирование умения различать смысловые признаки родственных и однокоренных слов, подбирать «гнезда» однокоренных слов;

-практическое овладение навыком подбора родственных и однокоренных                    слов, развитие умения работать над изученными орфограммами, обращая     особое  внимание на парные согласные и безударные гласные в корне слова;

-привитие любви к русскому языку, восхищения богатством и красотой

русской речи, интегрирование знаний ОПК в изучаемую тему.

Ход урока.

         1.Организация работы детей, проверка готовности к уроку. /словарики, учебные принадлежности, квадратики/

        2.Прочтение молитвы «Царю Небесный».

        3.Мозговая гимнастика.

        а). расслабление шеи, покачивание головой;

        б). сворачивание ушей в трубочку от верхнего края до мочки;

        в). «ленивые восьмерки»;

        г). «стрельба глазами».

        4. Разминка. Точно и быстро.

        - Кто что делает?(Соревнование по рядам)

        -Варит - ? (повар),

        -лечит - ? (врач),

        -сажает -? (садовник),

        -рисует- ? (художник),

        -учит -? (учитель),

-строгает -? (столяр),

-красит -? (маляр),

-пишет – ? (писатель),

-летает - ? (летчик),

-поет -? (певец),

-говорит - ? (диктор),

-штопает - ? (портной),

-продает - ? (продавец),

-ругает - ?(…)

-Какие особенности этих пар? Что вы заметили? /словосочетания глаголов и существительных/

         -Среди этих пар слов заметили ли вы однокоренные слова?

-Какие из них вы запомнили?

5.Сообщение темы урока.

-Запишите в тетрадях дату, классная работа. Сегодня мы начнем изучать однокоренные слова, будем учиться подбирать группы однокоренных слов, и понаблюдаем, для чего надо подбирать однокоренные слова.

6.Актуализация знаний учащихся

Когда говорят о важном, главном, употребляют выражение «зреть в корень», «смотреть в корень». Это значит видеть главное.

 /На доске вывешено «Зреть в корень» как эпиграф к уроку и рисунок большого ветвистого дерева/.

Обратимся к самому главному в жизни. Как мы взываем молитвенно к Богу Отцу?

Это древнее русское обращение. Отче - это отец. А дом отца - чей? (Отчий, отцовский, родной).

/На доске: Отче, отец, отчий, отцовский/.

Дети записывают по ходу работы слова в тетрадь.

а). Решите, какие  два слова  происходят от слова «отец», если у них одно и то же значение – «родная страна, родина, страна отцов»? Подсказка в количестве букв. /Отечество, Отчизна/

б). А какое из слов от слова «отец» называет человека по имени его отца? /отчество/.

-Какой ряд слов у нас получился? /Отче, отец, отчий, отцовский, Отечество, Отчизна, отчество/

- Какие это слова?

- Почему? Они близкие по смыслу? У них одинаковый корень?

- Какой у них корень? /отеч, отч, отец, отц/

        -Какое слово главное? Мы зрим в корень? На дерево крепятся при помощи магнитов слова данного «гнезда» слов/.

В главном слове орфограмма, каким словом ее проверить?

         -Предлагаю вам понаблюдать еще над одним корнем. Старое русское слово «род» очень давно означало «семья». Люди одного рода были родственниками.

Решите, какие слова произошли от корня «род», если их значения:

        а). страна, где человек родился, где его род /Родина/

        б). население государства, жители той страны, где они народились./народ/

        в).  «рождающий реку» /родник/

        г). количество уродившихся злаков, плодов, грибов /урожай/ (чередов.д-ж)

Вот сколько родственников у слова «род», но это еще не все. Какими  словами можно дополнить это «гнездо» однокоренных слов? (рождение, родить, родители, родной, уродился, урожайный и т.п.). Выделите корень.

-Какое проверочное слово для написания буквы парного согласного звука в слове «род»? Их несколько.

 -А каким словом можно проверить написание безударного гласного в словах урожай, родник, родной, родители, уродился?

/На доске на рисунке дерева выполняется аналогичная работа с корнем род. 

И так – «зрим в корень». Такие группы слов еще называют «гнездом». Почему?

 Что же такое корень? Опирайтесь на свой опыт. /Возможные варианты ответов учеников: свет, светлый, светает;

                        День, дневной, дневать и т. п./

7. Работа по учебнику.

 а). Стр. 149-349, устная работа над упражнением.

Обращается внимание детей на то, что слова гриб – грибы, грибное – грибной не являются однокоренными, так как обозначают одно и то же слово. Как мы используем однокоренные слова? Вот слово «гриб», у него на конце слова орфограмма. Как ее проверить?

Отрабатывается понятие корня, понятие однокоренных слов с приведением примеров.

б). Стр. 150 – 350. Составить и выписать группы  однокоренных слов.

Записи в тетрадях:

Грач, грачиха, грачата.

Вода, водичка, водный.

Лес, лесной, лесник, лесок.

При проверке каждого ряда слов/при помощи квадратика/ учитель спрашивает, можно ли причислить к этим «гнездам» слова «гречиха», «гречка»; «водит», «водитель»; «лез», «лезет»?

Почему, ведь у них такая же общая часть? /Дети должны сделать вывод, что в этих словах нет родственных связей, они отличаются по смыслу./

У однокоренных слов 2 признака: они близки по смыслу и имеют одинаковый корень.

        8. Физкультминутка

Под солнышком подсолнечник,

Когда денек погожий,

Весь день глядит на солнышко -

Сам на него похожий.

        Плывет кораблик-солнышко,

Вокруг лучи кольцом.

И целый день подсолнечник

стоит к нему лицом.

Вам несложно определить родственные слова в этой строфе. Назовите их.

/солнышко, подсолнечник/

        9.Работа над определением «лишнего» слова в ряду слов.

Определи «лишнее» слово в ряду слов:

        1-в                                                2-в

Гора, горе, горный, пригорок.                Водитель, шофер, водит, проводник.

Лиса, лисица, лесной, лисий.                Окунь, окуньки, окуневый, окунуть.

Щука, щурята, щуриться, щучий.        Лягушата, лягушонок, лягушачий,  

                                                                прилягу.  

  Работа выполняется самостоятельно. Проверяют квадратиком, отмечают орфограммы.

В ходе проверки дети объясняют причину исключения «лишнего» слова из

данного ряда слов. Еще раз делается вывод, что однокоренными являются слова, близкие по значению и имеющие общую часть – корень.  

        10. Домашнее задание

Этот  вывод вы сделаете в домашнем задании после выполнения у. 352 на стр. 151. Откройте задание. Давайте прочтем вывод по учебнику.

Запись дом. задания.

 

        11. Определение «гнезда» родственных слов.

Эта неделя последняя перед началом Великого поста. Называется она…

Отгадайте загадки:

        -На сковородку - ручейком, со сковородки – солнышком.

        -На горячем донце выпекают солнце.

Перед вами лежит текст из книги И.С. Шмелева «Лето Господне».

Давайте найдем в нем «гнезда» однокоренных слов.

           Текст прочитывается вслух. Работа над словами, словосочетаниями:

ухабистая дорога,  дорога  замаслившаяся, снег маслится, игра в блин,

ляпнувший блинище.

Масленица… Ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце.

Оттепели все чаще, снег маслится.

Мальчишки «в блина играют»: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить…

Отец берет ляпнувший перед ним блинище, дерет от него лоскут, макает в масло…

Выделяются родственные слова. Какое слово является основным?/масло, блин/.

-масло, масленица, замаслившаяся, маслится;

-блин, блинище.

12. Работа по картине И.И.Левитана «Март»

Ребята, это репродукция картины И.Левитана, называется

картина «Март». Что указывает на ее название? Солнечный, весенний день,

чистый свежий воздух. Лес весь в потоках солнца, от сосен и берез синие тени на снегу. Дорога к дому с проталинами. Снег маслится под лучами яркого весеннего солнышка. На козырьке крыльца снег подтаял и уже капает. Март-капельник. Деревянный дом весь светится под солнечными лучами. День теплый, люди уже не заботятся о сохранении тепла в доме, а наоборот открывают широко дверь, чтобы впустить в дом свежесть весны, ее запахи.           

        13. Итог урока

Можно ли назвать эти слова однокоренными?

-Следок, ледок, плед.

-Высокий, сок, сокол.

-Смех, смешной, смешить.        

Какие это однокоренные слова?

/Слова, имеющие общую часть и близкие по смыслу/

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

     

Прогульщик.

        Шел Прогульщик на прогулку,

        Шел и песенку свистел.

        Захотел Прогульщик булку

        И баранку захотел.

                Захотел он шоколадку,

                Пососал бы леденцов,
                но прогуливал буфетчик

                     И не видно продавцов.

        И гулял киномеханик –

        Не показывал кино.

        Футболисты и артисты

Прогуляли заодно…                                                                                И обиделся Прогульщик!

        И Прогульщик не смолчал.

        И прогульщикам Прогульщик

        «вы – прогульщики!» кричал.

                                   Э.Мошковская.        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"

Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи  урока:...

открытый урок по русскому языку 2 класс "Корень слова"

Тема урока: Корень слова.Цель урока: умением находить в слове корень и подбирать однокоренные слова.Задачи  урока:...

Урок по русскому языку 3 класс "Сложные слова" система Занкова

Цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения  его в систему знанийТип урока:  урок открытия новых знаний Учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В. Полякова,...

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс Однокоренные слова

Технологическая карта урока по русскому языку 3 класс Однокоренные слова...

Технологическая карта открытого урока по русскому языку 3 класс "Однокоренные слова.Обобщение"

Материал рекомендуется для проведения урока обобщения по теме "Однокоренные слова"...

Контрольная работа. Тема: «Комплект рабочих материалов по преодолению нарушений письменной речи у учащихся начальной школы». Тема урока по русскому языку 2 класс. «Корень слова, образование однокоренных слов».

Тема урока по русскому языку  «Корень слова, образование однокоренных слов».Класс: 2Цель:-совершенствовать умения находить корень слова в однокоренных словах.Задачи: -учить находить корень в слов...

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки». По программе: "Школа России"

laquo;Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гласные звуки» Тема: «Правописание слов с безударным гласным звуком в корне. Ударные и безударные гл...