Правописание трудных слов
методическая разработка по русскому языку на тему

Матящук Лариса Григорьевна

Правописание трудных слов (словарная работа 1,2,3 класс):  к учебнику Т.Г. Рамзаева. 2009 год.
Одно из важных направлений в работе учителя является работа со словарными словами. Данное пособие поможет организовать словарную работу на уроках, разнообразить, сделать её  более интересной и познавательной. В этом сборнике представлены различные виды диктантов: выборочные, комбинированные, зрительные и другие.
Пособие может использоваться не только учителями, но и родителями, желающими повысить грамотность детей и развить речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravopisanie_trudnyh_slov.docx949.25 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Фёдоровская начальная

общеобразовательная школа №4»

                                                                           

     

 


 

Обобщение опыта

г.п.Фёдоровский

2009 год

учитель начальных классов

Матящук Л.Г.

Правописание трудных слов (словарная работа 1,2,3 класс):  к учебнику Т.Г. Рамзаева. 2009 год.

Одно из важных направлений в работе учителя является работа со словарными словами. Данное пособие поможет организовать словарную работу на уроках, разнообразить, сделать её  более интересной и познавательной. В этом сборнике представлены различные виды диктантов: выборочные, комбинированные, зрительные и другие.

Пособие может использоваться не только учителями, но и родителями, желающими повысить грамотность детей и развить речь.

Правописание трудных слов — одно из направлений освоения русского языка. Но механическое заучивание ред ко ведёт к прочному их запоминанию.

На этапе ознакомления со словом важно, чтобы работа над смыслом и звуковым анализом опережала показ напи сания этого слова. Например, сначала учащиеся отгадывают слово с помощью ребуса (звуковой анализ и синтез), за тем объясняют его значение с помощью учителя (смысл слова), затем выделяют это слово из предложения, пого ворки или стихотворения.

К написанию словарных слов нужно об ращаться как можно чаще на разных этапах урока:

  1. на чистописании это может быть поговорка или посло вица;
  2. четверостишие можно использовать как письмо по па мяти;
  3. написание словарных диктантов может проводиться с помощью ребусов, этимологии или толкования слова (обратные диктанты);
  4. в предложения можно использовать для комментирован ного письма. 

В эмоционально окрашенных текстах , как пра вило, встречается несколько слов с трудным написанием. Это позволяет многократно возвращаться к ранее изучен ным словам, закреплять их написание в контексте письменной речи и способствует лучшему запоминанию слова — «запоминание с пониманием».

Особого внимания заслуживает этимология, так как она, позволяет увидеть основу слова, в этом случае к моторной и зрительной памяти подключается ассоциативное мышле ние и память, что делает запоминание более осмысленным. При знакомстве с происхождением слова происходит рас ширение границ познания, осуществляется связь между русским языком и историей, знакомство с бытом разных народов, что приводит к повышению интереса к учебе.

Антонимы и синонимы также обогащают нашу речь. Результативным для понимания синонимов и антонимов является одновременная работа над ними.

Если фразеологизмы — это изюминки нашей речи, де лающие её привлекательной и интересной, то синонимы и антонимы - это огоньки, освещающие разные стороны ре чи, позволяющие избежать стереотипности, повторений и штампов.

Фразеологизмы можно использовать в следующих ви дах творческих заданий:

  1.    придумать ситуацию, подходящую к данному фразео логизму;
  2.    подобрать фразеологизм к иллюстрации или ситуации:
  3.   написать мини-сочинение с использованием конкретно го или любого фразеологизма на заданное слово.

Данные задания помогают осуществлять главные дидактические принципы по углублению понимания предметных связей:

  1. уточнение и дальнейшее формирование понятий (тол кование, сочетание слов, этимология);
  2.  овладение мыслительными операциями (сравнение, на блюдение, анализ, синтез, обобщение, ассоциация);
  3. оперирование усвоенными словами в словосочетании, предложении,  тексте,  а  также творческих  устных  и письменных работах.

Использование  ребусов,  загадок,   стихотворений   при изучении слов с  трудным написанием поддерживает эмоциональный настрой ребенка на выполнение задания, интерес, позволяет избежать процесса монотонности процесса усвоения  новых знаний, обеспечивает  наилучший  разви вающий эффект и мотивацию к учению.

Работа над словом:

  1. слово рассматривается с разных позиций: звуковой анализ и синтез (ребус), толкование лексемы, этимологическая справка,  однокоренные  слона,   синонимические, антонимические и фразеологические отношения, практический материал;
  2. подобран полный языковой материал по каждой лексической единице;
  3. обеспечивается преемственность двух ступеней обучения,  создаётся основа дня последующей языковой прак тики учащихся.

Языковой материал включает следующие разделы:

  1. толкование слова;
  2. однокоренные слова;
  3. этимология слова;
  4. сочетаемость слов;
  5. фразеологизмы;
  6. синонимы и антонимы.

Практический материал:

  1. загадки, поговорки, пословицы;
  2. скороговорки, считалки;
  3. стихотворения;
  4. предложения и тексты;
  5. ребусы.

Например:

Ребус

Толкование

Посуда -ы, ж. 1) Хозяйственная утварь для приготовле ния и подачи в ней пищи, для хранения припасов. 2) Сосуд, предмет (обычно стеклянный, металлический), в который можно налить или положить что-либо; посудина. // прил. посудный, -ая, -ое.

Этимология

В старину словами посуда, посудина называли неболь шую лодку, судно. А различные столовые принадлежности изготавливали из дерева, придавая им формы лодки, ладьи. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду по служило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть посуда.

Однокоренные слова

Посудина (сосуд, предмет, в который можно налить или положить что-либо), посудник (полка, шкаф для посуды; рабочий, моющий посуду в буфете, в кухне), посудный (по судный шкаф).

Сочетаемость слов

Новая, старинная, красивая, чистая, грязная, дорогая, дешёвая, столовая, чайная, кухонная, фарфоровая, стеклян ная, глиняная посуда.

Выставка посуды; полка для посуды; шкаф с посудой.

Купить, принести, упаковывать, распаковать, поставить, расставить, хранить, вынимать, доставать посуду.

Посуда стоит где-либо.

Пословицы, поговорки

1)  Посуда любит чистоту.

2)  Битая посуда два века живёт.

3)  Стеклянную посуду береги; расшибешь — не починишь

Предложение, тексты

1)  Уж не буду, уж не буду

Я посуду обижать.

Буду, буду я посуду

И любить, и уважать.

                        (К. Чуковский)

2)  Наношу воды в кадушку

И посуду перетру.

 Все тетрадки и игрушки

Я на место уберу.

                        (Е. Баруздин)

3)  За столом пьют чай повар Смурый, его помощник Яков Иванович, кухонный посудник Максим и официант для палубных пассажиров Сергей. (М. Горький)

4)  Витя побежал на кухню, вытащил из посудного шкафчика всю посуду. (Н. Носов).

С целью развития орфографической зоркости провожу  разнообразные словарные диктаты, как промежуточные, так и контрольные.

Работу строю в порядке последовательного изучения словар ных слов.  Материал подобран таким образом, что словарные слова повто ряются много раз в разных заданиях, это позволяет учащимся прочно запомнить правильное написание слова. Разрабатываю зада ния на отработку орфографической зоркости по основным темам рус ского языка в начальной школе. Включаю занимательные и  увлекательные задания, которые повышают интерес к русскому языку, обеспечиваю наилучший развивающий эффект и мотивацию обучения.

Использование разных видов диктантов позволят ученикам от работать слово со всех сторон (его толкование и происхождение, употребление с разными словами, антонимы и синонимы, однокоренные слова), а также способствует развитию словообразователь ных навыков.

Выборочный диктант - развивает умение выделять не обходимые слова на слух.  Учитель диктует слова, а ученики выбирают и записывают лишь те слова, которые необходимы по заданию.

Например:

Запишите имена существительные. Определите род.

Впереди, ракета, черный, огурец, столица, вме сте, воскресенье, желтый, платок, вчера, здесь, пас сажир, прекрасный, одиннадцать, хозяйство, оборо на. {16 слов).

Такой вид диктанта позволяет сэкономить время на уроке, делает работу со словарными словами разнообразной - развивает внимание, слух, память, орфографическую зоркость, вырабатывает умение бы стро анализировать слово и относить его к тому или иному виду орфограммы.

Комбинированный диктант - позволит учителю уве личить материал для работы со словарными словами, помогает повторять ранее пройденные и закрепить вновь изученные орфограммы.

Например:

В один столбик запишите слова с проверяемым безудар ным гласным, в другой — с непроверяемым.

Ракета, краснота, ломать, воскресенье, малыш, слова,  пассажир,  борода, одиннадцать,  хозяйство, оборона. (5слов)

Впереди, терпеть, стекло, вместе, тигренок, жел теть, вчера, пестрота, закрепить, прекрасный, лизать, крикун. (5 слов)

Запишите слова в два столбика. В первый столбик слова, в которых на месте безударного гласного звука пишется буква о. во второй — а.

Ракета, козлы, оборона, пловец, холмы, платок, коты, столица, кормушка, звонок, толпа, обед, вагон, лопата, картина, аптека, завод, растение. (11 слов).

Цифровой диктант - развивает память, учит кодировать информацию с помощью других знаков. Это делает работу интересной, не утомляет ученика. В результате выполненной работы уча щиеся могут сделать вывод и лучше запомнить правописание словарных слов. 

 Например, учитель диктует слова: ученик, учитель, медведь, пенал, ветер, весело. Ученик шифрует буквы безударных гласных: 1, 1, 1, 1, 1. В этих словах пишется только буква е, поэтому цифры одинаковые. Когда работа проделывается многократно, уче ники путем сравнений и анализа запоминают группы слов с одинако выми безударными гласными. Суммированный ответ записывается для ускоренной проверки.

Например:

Зашифруйте буквы безударных гласных с помощью цифр: 1 — о,2 а. Сложите получившиеся числа и запишите ответ.

Однажды, пассажир, огурец, платок, пловец, вос кресенье, оборона, одиннадцать, ботинки, столица, кастрюля. (11 слов)

(1. 2, 1. 2.1,1. 1,1,1. 1,1,2- 15)

Понедельник, трамвай, ракета, топор, сахар, кро вать, хозяйство, отец, трактор, запад, адрес. (И слов) (/, 2. 2,1, 2,1.1.1.1.2.2 = 16)

Обратный цифровой диктант - это более сложное за дание, так как нужно подобрать по памяти слова, подходящие к за данному шифру.

Например:

1— е, 2 — я.

Впереди, пшеница, ужин, вместе, вчера, прекрас ный, понедельник, рисунок, метро, мебель. (10 слов)

 (1,1,1,2,1,1,1,1,2,1,1 = 13)

Запишите самостоятельно слова по шифру. 2,1,2,2,1.1.2.

Буквенный диктант — также позволяет разнообразить виды работ, развивает орфографическую зоркость, вызывает интерес у учащихся к предмету, позволяет экономить время на уроке. В про цессе работы у школьников формируется внимание к слову.

Например:

Запишите буквы безударных гласных. Вместе, змея, воскресенье, зима, чистота, вчера, циркач, прекрасный, лицо, стекло.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10    е е е  и и е и е и е)

Шоссе, ракета, одиннадцать, хозяйство, работа, солдат, трамвай, завтрак, аптека, квартира, корабль, кровать.

(1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12   о а о о а о а а а а о о)

Зрительный диктант - нужно чередовать со зрительно-слуховым диктантом, давать его можно не только в виде пропущен ных букв, но и пропущенных слов (например, при записи антонимов и синонимов). Ценность этого вида работ заключается в том, что, че редуя анализ и синтез слова, ученики предупреждают ошибки еще до написания слова.

Например:

Спишите, вставив пропущенные буквы, раскройте скобки.

Вп_реди,  р_кета,  пл_вец,  (в)месте,  род_на,  в_скр_сен(ь,-)е,  пл_ток, вч_ра,  (з,с)десь,  _б_рона,  р_сунок,  п_н_дельник,  п_(сс,с)аж(и,ы)р,  _гурец, _днажды,  ст_лица,  пр_крас(т,-)ный,  х_зяйство,  _ди(нн,н)а(д,т)цать. (19 слов).

Зрительно-слуховой диктант

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Вп_реди, р_кета, (в)месте, в_скр_сен(ь,-)е, (з,с)десь, _б_рона, п_(с,сс)аж(и,ы)р, пр_крас(т,-)ный, _ди(нн,н)а(д,т)цатъ, вч_ра, х_зяйство (11 слов).

Письмо по памяти. Цель - «впитать» новую лексику, за крепить материал. Провожу с учащимися работу по запоми нанию (чтение целиком, затем по предложениям, давая повторить про себя). Затем материал закрывается, и ученики записывают его так, как запомнили. В конце работы детям дается возможность проверить на писанное.

В игровой форме проходит работа со «Словарными ква дратами» или «Словарной лесенкой », где учащиеся необ ходимо помнить словарные слова по их лексическому значению.  Учитель может дать первую и последнюю букву слова, можно работу усложнить, дав только первую букву или последнюю, или только ко личество букв по клеточкам.

Например:

Прочитайте скороговорку быстро и четко. Запомните и за пищите.

1.   Хозяин  хозяйской  рукой  вёл  хозяйство  по-хозяйски.

2.   Солдат был богат, сладил с солью суп солдат.

3.   Стоит воз овса, возле воза — овца.

4.   Вёз Анос сеять овёс.

Посеял овёс, уродился овёс.

Пришёл Анос, скосил овёс,

Повязал овёс, смолотил овёс.

Повеял овёс до зерна Анос —

Повыбрал овёс, увёз овса воз.

5.   Беседовал с нами в беседке Крокодил, убежавший из клетки. Он варенье на булку намазывал. И о жизни нелёгкой рассказывал.

6.   Горизонт огнём горит, горит — разгорается от утренней зари.

7.   В огороде Фёкла ахала и охала,

Уродилась свёкла не на грядке — около.

Жалко Фёкле свёклу, жалко свёкле Фёклу,

Жаловалась Фёкла:

— Заблудилась свёкла!

8.   На осинке росинки засверкали утром перламутром.

9.   Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Кроссворд

Запиши в кроссворд отгадки

1.   Солнце выглянуло в срок,

Заалел вдали... (Восток)

2.   Ржавое, тяжёлое,

 Важное и нужное

Для чугуна и стали,

Для машин и для деталей,

Самолётов, поездов,

Для игрушек и станков. {Железо)

3.   Пятый рабочий день недели. (Пятница)

4.   Из края города в другой

Ходит домик под дугой. (Трамвай)

5.   Два братца друг на друга глядят,

А сойтись не могут. (Берег)

6.   Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)

7.   На перекрестке двух дорог

 Сидит он, чистильщик... (сапог).

Узнай предмет по описанию и заполни кроссворд

1. Ни пера, ни крыла,

А быстрее орла.

Только выпустит хвост —

Донесётся до звёзд. {Ракета)

2. Всякая ... мастера хвалит. (Работа)

3.Бывает долгим, интересным, познавательным. (Рассказ)

4.   Берёза, василёк, картофель, это — (растения).

5.   Пространство между предметами. (Расстояние)

«Солнечные кроссворды»

1.  Сегодня холодно. Одень... (пальто).

2.  Мы выиграли со счетом 2:0. Это наша ...{победа).

3.  Прибрежный... (песок).

4.  Игорь плавает быстро. Он хороший... (пловец).

5.  Носовой... (платок).

6. За окно солнце. На улице хорошая... (погода).

7.  После. (Потом)

8.  В раковине лежит грязная... (посуда).

Составьте аналогичный кроссворд на букву с. Используйте знакомые пословицы и поговорки.

Слуховой диктант (контрольный) – проводится после изучения и закрепления слов, чтобы выяснить, как они усвоены. В результате выявляются пробелы в знаниях учеников и намечаются пути их устранения.

Например:

Запишите слова под диктовку. Пронумеруйте их так, что бы они стояли в алфавитном порядке.

Впереди, пассажир, рисунок, хозяйство, здесь, вместе, прекрасный, вчера, ракета, оборона, столи ца, воскресенье, пловец, одиннадцать. (Умелое)

(3. 8, 12, 14, 5, 1, 10, 4. 11, 6, 13, 2. 9, 7)

Этимологический диктант - содержит информацию в происхождении слова, его первоначальном значении. Обращение к истории слова позволяет объяснить его современное написание.

Диктант с однокоренными словами – позволяет провести наблюдение над единообразным написанием в них корня.

Синонимический, антонимический и фразеологический диктанты - предполагают развитие у учащихся лексических представлений, помогают расширению словарного запаса, усвоению слов и оборотов речи, уместности употребления их в тексте, расширяют интерес к русскому языку.

Например;

Замените каждое предложение одним словом.

1.  В будущем, на каком-нибудь расстоянии перед кем-нибудь или чем-нибудь. (Впереди)

2.   Один из видов летательных аппаратов. (Ра кета)

3.   В соединении с  кем-нибудь  (чем-нибудь),  в общении с кем-нибудь. (Вместе)

4.  Последний или седьмой день недели. (Воскре сенье)

5. День перед сегодняшним. (Вчера)

6.  В том месте. (Здесь)

7. Тот,  кто  едет или собирается  ехать  на  чем-либо. (Пассажир)

8.  Очень красивый, очень хороший. (Прекрасный)

9.  Число, которое при счете находится между де сятью и двенадцатью. (Одиннадцать)

10.  Всё то, что необходимо в быту. (Хозяйство)

11. Действия    необходимые   для   отпора    врага. (Оборона)

12.  Мебель для ночного и дневного сна. (Кровать)

13.  Крестьянское селение. (Деревня)

14.  Период времени в 30 дней. (Месяц)

 Например (Фразеологический диктант)

Варианты заданий:

1) Запишите  фразеологические  обороты  под диктовку, подчеркните словарные слова.

2) Запишите только словарные слова.

3) Учитель читает (или выписывает) фразеологические обо роты без словарных слов. Задание: дописать недостающее слово.

1.  Ни взад, ни вперёд.

2.  Как на огне горит.

3. Хозяин положения.

4.  Под сапогом.

5.  Не сегодня-завтра.

6.  Вытащить счастливый билет.

7.  Заблудшая овца.

8.  Презренный металл.

9.  Сверкать пятками.

10.  Щелкать как орехи.

11.  Чучело гороховое.

12.  Чувство локтя.

13.  После дождичка в четверг.

14.  Ждать у моря погоды.

15.  Сверху вниз смотреть.

Обратный фразеологический диктант

Подберите к каждой ситуации фразеологический оборот.

1.  На одном месте. (Ни назад, ни вперёд.)

2.   Что-либо быстро изнашивается.  (Как на огне горит.)

3. Человек, который имеет преимущество в чем-либо. (Хозяин положения.)

4.  В полном подчинении у кого-либо. (Под сапо гом.)

5.  Скоро. (Не сегодня-завтра.)

6.   Посчастливилось,   удачно  устроить  в  жизни. (Вытащить счастливый билет.)

7.  О сбившемся с правильного пути. (Заблудшая овца.)

8.  Золото, деньги. (Презренный металл.)

9.  Быстро убежал. (Сверкать пятками.)

10.    Пристыдить   кого-либо   о   сказанном.    (Как только язык повернулся.)

11.   Звонкий   и  резкий   голос.   (Металлический голос.)

12.    О   наказании,   ожидающем    кого-либо.    (На орехи достанется (будет, попадёт)

13.  Сапоги поизносились, продырявились, требу ют починки. (Сапоги каши просят.)

14.  Не к спеху, не надо делать быстро. (Не горит.)

15.  Вот в чем суть дела. (Вот где собака зарыта!)

16.  Относиться к кому-либо высокомерно, с пре небрежением. (Смотреть сверху вниз.)

Ребусы.  Они могут использоваться  на этапе первичного знакомства со словом, так как помогут запомнить «опасные места» в словах с непроверяемым написанием. А так же при повторении словарных слов.

Ребусы вызовут интерес, способствуют развитию логического мышления и совершенствуют приемы запоминания.

Диктант с использованием словосочетаний

Запишите под диктовку.

Впереди ракета, вместе с пассажиром, завтра воскресенье, здесь прекрасно, одиннадцатое октяб ря, домашнее хозяйство, держать оборону. {10 слов).

Диктант по сказкам

1.  В какой сказке мачеха отправила падчерицу за подснежниками зимой? («Двенадцать месяцев»)

2.  Какие волшебные слова говорила Женя в сказ ке Катаева «Цветик-семицветик». Назовите словар ные слова.

Лети, лети лепесток

Через... (запад) ... (восток)

Через... (север), через юг

Возвращайся, сделав круг....

3.  На чём летали человечки из Цветочного города на Луну. (Ракета)

4.  Кого встретила на дороге ведьма в сказке «Ог ниво»? (Солдат)

5.   Кому подарила старушка горшочек, который мог сам кашу варить? (Девочка)

6.  До которого часа нужно было Золушке вер нуться домой с бала? (Двенадцать)

7.    Сколько было сыновей у короля в сказке Г.Х. Андерсена «Дикие лебеди»? (Одиннадцать)

8.  Волшебные предметы: ковер —_____(самолёт), летучий_____(корабль).

9.  Что сделали герои сказки Носова «Приключе ния Незнайки» Винтик и Шпунтик, (Автомобиль)

10.    Откуда высадили Чебурашку и крокодила Гену и что украла у них Шапокляк? (Вагон, билет.)

11.  В сказке «Чипполино» Дж. Родари был Синь ор... (Помидор)

12.   Что звонило в сказке К. Чуковского? (Теле фон)

13.  Кому и что дала волшебница из сказки «Дюй мовочка»? (Женщине, семечко.)

Диктант по сказкам А.С. Пушкина.

1.   «Смилуйся, государыня рыбка!

 Пуще прежнего старуха вздурилась,

Не даёт старику мне покою:

Уж не хочет быть она... {крестьянка)

Хочет быть столбовою дворянкой»

2.   У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт......(направо) — песнь заводит,

(налево) — сказку говорит.

3.   Кого искал поп на базаре в сказке «о попе и ра ботнике его Балде*? (Работник)

4.   Чем отравила чернавка царевну в сказке о мерт вой царевне и о семи богатырях? (Яблоко)

 5.  Призадумался поп,

Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь розь,

Да понадеялся на___авось. (Русский)

6.   На чем спал Балда в поповом доме? (Солома)

7.  В  поисках  невесты  к  кому  обратился  Елисей  в третий раз? (Ветер)

 8.  ____на море гуляет

И_____подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

9. К красну_____(солнцу) наконец

Обратился молодец...

10.«Петушок опять кричит,

Страх и шум во всей____(столице)».

Царь к окошку, ан на спице,

Видит, бьется петушок,

Обратившись на_____(восток)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа над трудными словами

Словарь тудных слов.Лексическое значение слова,однокоренные слова, примеры....

работа над трудными словами

Словарь трудных слов.Лексическое значение слова,однокоренные слова и т.д....

« Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе» « Творческий подход к изучению трудных слов в начальной школе»

Проблема усвоения  слов с непроверяемыми написаниями   близка всем учителям  начальных классов. От того, насколько  полно будут сформированы  навыки правописания в ...

"Трудные слова в загадках" (словарная работа на уроках русского языка)

Данный материал позволяет активизировать мыслительную деятельность младших школьников на уроках русского языка, способствует развитию зрительной памяти при запоминании написания "трудных" слов....

Работа с трудными словами

   В данной работе  предложены разнообразные задания для прочного запоминания слов с непроверяемой орфограммой.   Это различные диктанты, ребусы, игры, запоминалки,фне...

педагогический проект «Проектный метод как методический приём при обучении орфографии «трудных» слов»

Повышение орфографической грамотности учащихся остается одной из важнейших проблем методики преподавания русского языка в начальной школе. "Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных нав...

трудные слова в русском языке

  Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в нашей стране. Во всех школах страны мальчики и девочки уч...