Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Матящук Лариса Григорьевна

Урок руского языка Т.Г.Рамзаева, 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk.doc428 КБ
Файл prilozhenie_1.pptx1.56 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Упражнение в распознавании однородных членов предложения. Запятая в предложении с однородными членами без союзов.

Цель: Создать основу сознательного употребления однородных членов речи. Формировать умение правильно употреблять запятую в предложениях с однородными членами без союзов, учить овладевать интонацией перечисления при чтении предложений с однородными членами. Развивать речь, орфографическую зоркость. Прививать бережноё отношение к окружающей природе.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент и сообщение целей урока

Осени привет

Ветер-почтальон

Письма разносил,

Дул, старался он,

Не жалея сил.

На листве цветной

Осени привет,

Дождик затяжной

Сыплет свой ответ.

Пруд покрылся весь

Нотками дождя,

Пишет небо песнь,

В осень уходя.      (Тамара Маршалова)

-Очень заметные явления происходят в природе. Прочитайте  предложения.

Ветер срывал листья и кружил их.

Ветер срывал листья, кружил их.

- Чем похожи эти предложения? (Порядком слов. В них есть однородные члены предложения.)

- Чем отличаются? (В первом предложение есть союз И)

Сегодня на уроке мы с вами  продолжим знакомство с  употреблением однородных членов в  речи, будем учиться правильно употреблять запятую в предложении с однородными членами без союзов, упражняться в интонации перечисления при чтении предложений с однородными членами, повторим изученные словарные слова.

II. Проверка домашнего задания

(упражнение 86, стр.45, Т.Г.Рамзаева 4 класс)

- Найди предложение  однородными членами.

- Какие члены предложения называются однокоренными?

- Как связаны между собой однородные члены предложения?  СЛАЙД 1.

- Наверное, этот случай  произошел летом, перелётные птицы уже давно вывели своих птенцов и отправились в теплые края.

- Какие звуки сейчас можно услышать в лесу?

- Ну, а мы сегодня поработаем со звуками …..

III. Чистописание.

-  Как мы передаём звуки на письме? (буквами)

Расскажите, что вы знаете о данных буквах?

   

-  И сегодня пропишем предложение с этими буквами. Прочитайте предложение?

Ос…нь – запасиха,  з…ма – подбериха.

- Что это?

- Как вы понимаете смысл данной пословицы?

- Спишите, вставьте пропущенные буквы.

- Какие буквы вставили, почему?

- Выпишите слово, которое состоит из двух слогов, образуйте три однокоренных слова, разберите по составу. (Один ученик у доски)

- Какие слова называются однокоренные?

- При помощи чего образуются однокоренные слова?

IV. Работа над словарными словами

1. Работа со словарными словами (повторение)

- В пословице сказано «осень – запасиха», давайте, запишем, какие  овощи осенью люди снимают со своих грядок. Выделите орфограмму, которую необходимо проверить при помощи словаря или запомнить.

- Огородное растение: томат (помидор)

- Овощ, растение с клубнями, богатыми крахмалом (картофель)

- Огородное растение с зелёными продолговатым плодом (огурец)

-Завивающиеся в кочан листья растения, употребляемые в пищу (капуста)

- Огородное растение, корнеплод с утолщенным оранжевым сладковатым корнем (морковь)

- Прочитай …., какие слова ты записал.

- Как одним словом можно  их назвать? (овощи)

- Поменялись тетрадями и при помощи карандаша проверили.

- Поднимите руку, кто не допустил ошибок?

V. Работа по теме урока

2. Составление предложений с однородными членами предложения

- Используя слова, которые вы сейчас записали,  составьте  и запишите мне предложение с однородными членами. Подчеркните однородные члены и слово,  к которому они относятся.

- Каким членом предложения являются однородные? (подлежащим)

- Какими  членами предложения могут быть ещё однородные?

- Составьте схему своего предложения (один у доски)

- Задайте вопрос по сегодняшней теме …..

 - Не только люди собираю осенью урожай, делают запасы, эта прекрасная пора вдохновляла и вдохновляет  многих на написание картин, стихотворений, музыки и сейчас мы послушаем отрывок  из Времен года. Осень Вивальди и выполним небольшую разминку

V. Физкультминутка (в руках у детей осенние листья) СЛАЙД 2.

Листопад, листопад

Листья в воздухе кружат (покачивание листьев)

Озорные там и тут

Листья дворники метет

А они опять летят (листья полетели)

Ох, уж этот листопад (слова учителя)

VI. Закрепление пройденного материала

1. Составление предложений по схеме

- Составьте мне предложения об осенних листьях, чтобы они соответствовали схеме      СЛАЙД 3. - 1вариант с однородными сказуемыми, 2 вариант с однородными второстепенными членами (один ученик у доски).

- Разберите  свои предложения по членам и частям речи.

- Только листья сменили цвет и  кружатся в воздухе с приходом осени или ещё какие-то признаки есть?

2. Составление предложений с однородными членами. Озаглавьте  текст. СЛАЙД 4.

а).  Дифференцированный подход

Журавли    кричат  тревожно.  Журавли  кричат  тоскливо.

Ветер   срывает   с  деревьев  листья.   Ветер  воет  по ночам.

Осень  раздевает  лес.  Осень  студит  воду.

Медленно  ползут  по  небу  тучи.  Медленно  ползут  по  небу  облака.

б).  С.46, упражнение 87*

VII. Поверочная  работа  (карточки с тестом)

1. Члены предложения называются однородными, если ….

1) отвечают на один и тот же вопрос;

2) относятся к одному и тому же члену предложения:

3) состоят из одних и тех же частей речи;

4) пишутся с одной и той же орфограммой.

2. Какие члены предложения бывают однородными?

1) подлежащие;

2) сказуемые;

3) второстепенными членами.

3. Как связаны между собой однородные члены предложения?

1) интонацией перечисления;

2) союзами;

3) предлогами.

4.Найди предложение с однородными членами.

 1). Ласточка питается мухами, комарами, мошками.

2). Цапли живут на болоте.

3). Дятел долбит деревья, достаёт из-под коры вредных насекомых.

VIII. Итог урока

- А сейчас подведем итог урока, посмотрите на картину и  напишите небольшой рассказ с однородными членами. СЛАЙД 5

Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка в своём … . Рябина нарядилась … .

Ваше отношение.

IX. Домашние задание (по выбору)

с. 47, упр.88 или составить небольшой рассказ «Дары природы» с однородными членами предложения.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 5

, ,

Слайд 6

Журавли кричат тревожно. Журавли кричат тоскливо. Ветер срывает с деревьев листья. Ветер воет по ночам. Осень раздевает лес. Осень студит воду. Медленно ползут по небу тучи. Медленно ползут по небу облака.

Слайд 7

Наступила … . Вода в реке … . Небо … . Берёзка стоит … . Рябина нарядилась … . Листья … . Ваше отношение Игорь Грабарь Рябинка 1915 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль знаков препинания в письменной речи. Запятая в предложениях с однородными членами."

Презентация к уроку русского языка "Роль знаков препинания в письменной речи.  Запятая в предложениях с однородными членами" в 3 Л классе.   ...

Запятая в сложных союзных и бессоюзных предложениях, запятая в простых предложениях с однородными членами. 4 класс

Конспект урока написан в форме сказочного приключения по поиску клада героями известного мультфильма.Игровая форма подачи материала понравятся ребёнку и превратят урок в увлекательную игру.На данном у...

Урок русского языка в 3 классе. Тема "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".

Урок русского языка в 3 классе по теме: "Развитие умения различать сложные предложения и простые предложения с однородными членами и ставить в них запятые".  Урок по программе"Русский язык" ...

Запятая в предложениях с однородными членами предложения.

Программа: «Школа 2100»Технологии: проблемно – диалоговая, здоровьесберегающая, элементы технологии развития критического мышления, ИКТТип урока: урок изучения нового материала....

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами.

Конспект урока по русскому языку по теме - Однородные члены предложения. Запятая между однородными членами предложения, соединёнными союзами....