Олимпиада 3-4 классы
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме

Матящук Лариса Григорьевна

Материал для подготовки к олимпиаде (карточки с олимпиадным заданием)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gotovimsya_k_olimpiade__po_rus.yaz_3-4_klass.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Готовимся к олимпиаде (1)

 1.  Замените данные устойчивые выражения словами или словосочетаниями, сходными по значению (например, сложить голову – погибнуть).

Развесить уши – _______________________

Пускать пыль в глаза – __________________

Рвать на себе волосы – _________________        

2. Прочитайте тексты, вставьте вместо многоточия слова, противоположные по смыслу выделенным словам (например, друг — враг). Не забывайте, что это стихи.

Я сегодня не помню, что было …, ___________

По утрам забываю свои …, _________________

В белый день забываю огни,

По … забываю дни. _______________________(А.А. Блок)    

Придумайте свои пары слов, обозначающие признак, противоположные по значению.

  ______________________________________________

  ______________________________________________

  ______________________________________________

3. Из букв каждой пары или тройки слов составьте название блюда или название фруктов:

Риф + ель + кадки = фрикадельки

Ель + сад + рак = ________________________              

Рис + кепи = ____________________________          

Рыба + соки = ___________________________

Нива + реки = ___________________________

Придумайте сами несколько аналогичных заданий и решений к ним. Используйте для задания слова, состоящие из трех или более слогов.

______________________________________________

______________________________________________

Готовимся к олимпиаде (1)

4. «Крылатые слова» – это образные, меткие выражения, изречения, вошедшие в общее употребление. Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений, из которых эти «крылатые слова» взяты.

А вы, друзья, как ни садитесь…____________________

да зуб неймёт._________

Когда в товарищах согласья нет,

___________________________________

не лучше ль на себя, кума, оборотиться?

_____________________________________________

Так поди же попляши!        

5. По данному началу допишите пословицы.

Правой рукой строит… ____________________________________________

Ученье – свет… ___________________________________________________

Кто хочет много знать… ___________________________________________

Корень ученья горек… _____________________________________________

Готовимся к олимпиаде (2)

1. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», – слова или фразы разного смысла, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.

Логика — иголка

Ракета — ___________________

Каприз — ___________________

Мольба — ___________________        

Каратист — __________________

2.  Найдите среди данных слов те, которые раньше были образованы от одного и того же слова. Запишите, от какого. Разделите слова на группы по этому признаку. Выделите в словах современные корни: кольцо, вотчина (на Руси до XVIII века: родовое наследственное земельное владение).

Здание, околица, крыльцо, отец, полотенце, зодчий (то есть архитектор), отчизна, крыло, колесо, полотняный.

3. Перед Вами транскрипция (фонетическая запись) нескольких предложений. Жирным шрифтом в ней выделены ударные звуки. Запишите эти предложения буквами по правилам орфографии.

[п а ш о л й, а в л, э с н а й, о л к у в л, э с с, и ж у н а й, э л, и ш т о б в о л к, и н, и с й, э л, и]

4. Из букв каждой пары слов составьте название животного:

Лик + рок = _________________

Поле + дар = ________________

Шаль + до = _________________

Лов + буй = __________________

Готовимся к олимпиаде (2)

5. Из стихотворения «исчезли» некоторые слова на букву А. Догадайтесь, какие это слова, и вставьте их в текст:

_____________ выпал жаркий-жаркий.

Ах, как душно в зоопарке!

________________ пропал у пони,

________________ вянут на газоне,

А мартышка не страдает –

________________ уплетает.

6.  Объясните значение слова «язык» в каждой фразе:

Больно прикусил язык. _____________________________________

Язык до Киева доведёт. _____________________________________

Разведчики взяли языка. ____________________________________

Без языка и колокол нем. ___________________________________

Прикуси язычок! __________________________________________

Язык под чесночным соусом. ________________________________

Готовимся к олимпиаде (3)

1. «Расшифруйте» слова:

по2л ___________________

2рь ____________________

с3 _____________________          

ви3на __________________

1очество________________

Правильно ли «зашифровано» слово со1? Ответ поясните.

_____________________________________________________________

2. Перед Вами «текст», составленный из отрывков двух произведений. Восстановите отрывки (подчеркните строчки одного произведения волнистой линией, а строчки другого – прямой). Напишите автора и название каждого произведения.

Час обеда приближался,

Топот по двору раздался:

Входят семь богатырей,

Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Семь румяных усачей.

Все равны как на подбор,

С ними дядька Черномор.

Автор: ________________________________

Название: ______________________________

Автор: ________________________________

Название: _____________________________

Готовимся к олимпиаде (3)

3.  Из букв каждой тройки слов составьте название гриба:

Диво + пони + сок = ______________________

Воз + бедро + пике = _____________________

Хор + ум + ом = _________________________

Лён + ас + ком = ________________________

           4. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:

Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.

_________________________________________________________________

Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.

_____________________________________________________

5. Замени устойчивые сочетания слов, одним словом.

Кот наплакал- __________________

Бить баклуши- __________________

Спустя рукава- __________________

Зарубить на носу- ________________

Готовимся к олимпиаде (4)

1. Какие слова так произносятся?

[ Г Р У С’ Т’] ______________

[ Л’ Э С’ Т’] ______________

2. Составь слово, если в нем              

Корень – из слова моряк

Окончание – из слова зимний

Приставка – из слова прилететь

Суффикс – из слова русский. __________

3. Расставь ударение в словах.

Торты, сливовый, звонишь, алфавит, свекла, статуя, цемент, столяр, жалюзи.

 4. У каких существительных нет формы единственного числа?

Жалюзи, усы, очи, шорты, туфли, каникулы, столы, фонари, ножницы

5. В каких словах количество букв и звуков совпадает?

Маяк, объем, грустный, юг, поют, окрестные, якорь, рассказ.

6 .Составьте предложения со словами, чтобы была понятна разница в лексическом значении.

Невежа – невежда.

_________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Готовимся к олимпиаде (4)

7. Образуйте от данного существительного глагол и прилагательное:

мороз -_____________________________________________________________________

8. Поставьте нужные знаки в конце предложений:

Что за птица с красной грудкой

Пусть всегда будет солнце

Дети вышли на опушку леса

9. Спишите предложение, раскрывая скобки, и над каждым словом укажите часть речи.

(По) садила мама (в) печь пироги (с) капустой печь.

_____________________________________________________________________________

10. Образуйте от слова СВЕТ семь однокоренных слов.

11. Поставьте слова в множественное число:

Человек —                              Лист (бумаги) —                  

Лист (дерева) —

Зуб (волка) —                          Зуб (пилы) —

Готовимся к олимпиаде (5)

1. Вставь буквы и поставь ударение.

Алф…вит, др…мота, кр…пива, щ…вель, кр…сивее, р…мень, к…л…метр, к…мбайнё

2. В каждом ряду найди лишнее понятие и подчеркни его.Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;

молоко, сметана, сыр, мясо, простокваша;                                                    

дождь, снег, осадки, иней, град;

футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.

3. Прочитай "заколдованное" слово и вычеркни в нем "лишний" слог.

Сапохар, васуренье, оребрихи, балиранки.

4. Назови предметы, которые могут сочетать два названных признака.

Яркий желтый ___________________________

Прозрачный голубой _______________________

5. Замени выражения одним глаголом.

Клевать носом____________________

Зарубить на носу__________________    

Чесать языки______________________

Выходить из себя____________________

Дать стрекача______________________

Бить баклуши _______________________

Ломать голову________________________

Готовимся к олимпиаде (5)

6. Вставь вместо * предлоги.

Я * утра * лесу гуляю,

* росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю * березку и * мох,

* малину, ежевику,

* ежа и * ежиху,

* которой * ежат

Все иголочки дрожат.

7. Как написать одинаковые по звучанию слова из стихотворения Якова Козловского?

Вилка однажды споткнулась (о) крошку,

Падая, стукнулась вилка (об) ложку.

Ложка, взлетев, угодила в (о) крошку,

Брызги на книжную сели (об) ложку.

8. Среди этих букв спрятались имена собственные. Не переставляя букв, отыщите эти слова и запишите их.

И-В-А-Н-О-В-О-Л-Г-А-Л-Я

9. Впиши слово, которое служило бы концовкой первого и началом второго слова.

Пе (  . .)  ол                те  (  ...  ) л

Готовимся к олимпиаде (6)

1. "Составь пословицы":

дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье

2."Загадки-шутки"

1). Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело.___________

2). Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые.___________________

3). Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит.________________

4). Его проглатывают, когда человек очень молчалив, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет__________________

3. Расшифруй название сказки.

ЛОБОКОК -                    МОРЕКЕТ –             ТОК И СИЛА –      

 КВОЛ И ЗАОК –           КОРОМОЗ -             КАШУЗОЛ –

4. Вставь пропущенные буквы и проверочные слова.

Прим…рять друзей                  зал…зать раны                                      

Разв…вается флаг                    отв...рить дверь

Зап…вать в хоре                      ув…дать издали

Готовимся к олимпиаде (6)

1.Подбери синонимы:

страж -…………..                           грядущее - ………………

кладезь - …………….                    вопиять - ……………….

врата -  …………….                      зерцало - ……………….

2. К прилагательным подбери существительные с шипящими на конце.

Красивая ………….              острый……

чёрный…………….              золотая………..

колючий …………….           ночная…………

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда – не знаю куда,____________

Скоро сказка сказывается,_________________

Это всё присказка,__________________________

4. Пройдите по лесенке и впишите в клеточки слова, обозначающие предметы:

Щ __

Щ __ __

Щ __ __ __

Щ __ __ __ __

Щ __ __ __ __ __


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

олимпиады 3-4 классы

В работе с одарёнными детьми вам поможет подборка олимпиадных заданий...

Подготовка к олимпиаде 3-4 класс.

Задания взяты на официальном сайте www.cambridgeesol.org/exams/...

Материал к олимпиаде в 1 классе 1 тур.

Материалы к олимпиаде по математике, русскому языку, окружающему миру....

Материал к олимпиаде в 1 классе 2 тур

Задания к олимпиаде в 1 лассе 2 тур по математике, русскому языку, окружающему миру....

Интегрированная олимпиада для 2 класса

Олимпиада включает в себя задания по математике,русскому языку и литературному чтению....

Олимпиады для начальных классов

Олимпиадные задания по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру во 2 - 4 классах....

олимпиады в 4 классе по русскому языку

олимпиада по русскому языку...