Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки. 4 класс.
план-конспект урока русского языка (4 класс) по теме

Михайленкова Марина Владимировна

Урок с презентацией по теме"Имя существитвительное.Постоянные и непостоянные признаки" 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_sushchestvitelnoe.doc88 КБ
Office presentation icon imya_sushchestvitelnoe.ppt2.77 МБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в  4   классе.

Тема: «Имя  существительное.

Постоянные и непостоянные признаки».

Цель: систематизировать знания об именах существительных.

Задачи:

  1. Обучающая – сформировать понятие о постоянных и непостоянных признаках имен существительных, формировать умение находить имена существительные  в тексте, умение распознавать имена существительные собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные, тренировать умение определять род и склонение существительных, изменять существительные по числам и падежам.
  2. Развивающая –  развивать орфографическую зоркость, память, внимание, мышление, умение делать выводы и обобщать.
  3. Воспитательная – воспитывать аккуратность, усидчивость, интерес к учебной деятельности, любовь и бережное отношение к русскому языку.

Ход урока.

Ход урока

Ответы    учащихся

I.Организационный  момент.

II.Чистописание.

  1. Правильно сформулируй задание, выполни и узнай, какую букву мы будем писать на чистописании.

  тяжелый – легкий

 трудолюбивый –

 правда –

 правый –

 грубый –

2.  а          в                 ж           и                ы          э

         

           б                             з                              ?

     

3. Пошел, новинки, ослепительный, замазка.

А) Буква находится в приставке глагола и прилагательного, в корне  существительного множественного числа.

Б) Буква находится в суффиксе существительного единственного числа.

В) Буква находится в корне и суффиксе прилагательного.

4.Запишите соединения букв.

III. Словарная работа.

    - Составьте  из букв  слово.

    - Назовите лексическое значение слова.

Колье – украшение на шею из драгоценный камней. Произошло от французского слова  «collier» -ошейник, от латинского «collum» - шея.

IV. Фонетический разбор слова «колье».

    1. Разбор слова.

   

    2. Расскажите о слове как о речи.

V. Постановка цели.

    Сегодня мы будем вспоминать все, что знаем об имени существительном, говорить в постоянных и непостоянных признаках.

VI. Работа по теме.

    1. Дать определение имени существительному.

   -Что такое имя существительное?

 

   - Почему его так назвали?

Это самая существенная часть речи. Почти каждое слово в нашей речи – имя существительное.

   2. Одушевленные и неодушевленные имена существительные.

   -На какие 2 группы можно разделить существительные в зависимости от вопроса, на который они отвечают?

  - Какие имена существительные мы относим к одушевленным?

  - Это постоянный признак имен существительных или нет? Докажите.

  3. Собственные и нарицательные.

  - Еще на какие 2 группы можно разделить существительные?

  - Какие существительные мы называем собственными?

 - Запиши предложение. Подчеркни имена собственные, найди неодушевленные имена существительные.

 Мой друг Вася идет гулять  с собакой Стрелкой  по берегу реки Быстринки.

 - Собственность и нарицательность это постоянный или непостоянный признак?

  4. Род имен существительных.

      А) -На какие 3 группы можно разделить существительные?

    Мяч, растение, мышь, роза ,клоун, сердце, ветка, подарок, солнце .

  - Назовите существительные мужского рода.

  - Какие слова  можно подставить к существительным мужского рода?

  - Назовите существительные женского рода.

  - Какие слова  можно подставить к существительным мужского рода?

  - Назовите существительные среднего рода.

  - Какие слова  можно подставить к существительным мужского рода?

 - Род – это постоянный признак или нет? Почему?

    Б) Из букв данного слова образуйте новое, сохраняя все буквы. Полученные пары запишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Например: весна – навес.

 Валик, лето, атлас, сосна, кулак, камыш, ложа, уклон.

 

 

   В) Существительные общего рода.

    Некоторые существительные с окончаниями –а, -я могут называть как лиц мужского так и женского рода.

Например: маленький плакса – маленькая плакса

                   страшный неряха – страшная неряха

                   такой ябеда – такая ябеда      

 5. Склонение имен существительных.

    1)- На какие еще 3 группы можно разделить существительные.

  - Какие имена существительные относятся к 1, 2, 3 склонению?

 

 - Как определить склонение существительного?  

 

 - А если существительное в предложении стоит не в начальной форме?

 - Склонение – это постоянный признак?

  2) Запиши слова в 3 столбика по склонениям.

   Акация,  картофель,  пальто, морковь, заря, сирень, щавель, комната, облако ,пассажир, мебель, библиотека,  лестница, акварель. 

 

Физминутка

 Я буду называть имена существительные разного рода. Мужской род – руки вниз, женский – руки на пояс, руки вверх.

Слова: дождь, трава, небо, ком, девочка, брюки, солнце, стол, яблоко, жмурки, ученица, книга, труд, выборы, урожай, растение, каникулы.

 6. Число имен существительных.

    1) - Как изменяются имена существительные?

    -  Все ли существительные изменяются по числам?

    - Найдите и подчеркните  в предыдущем задании существительные, которые  не изменяются по числам.

    - Остальные существительные измени по числам.

    - Приведите примеры существительных, которые имеют только форму множественного числа.

  - Число имен существительных - это постоянный признак?

  2)Запиши существительные в 3 столбика: 1 – которые бывают только в ед.числе, 2 – которые бывают только во множественном числе, 3 – те, которые могут быть  и в единственном и во множественном числе.

  Обед, сани, железо, полотенце, ворота, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, перчатки, чернила, кашель, воз, дрова, молоко, валенки, капуста.

   

  2) Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. К полученному тексту составьте свою концовку. Выделите окончания существительных во множественном числе.

Уши с.вы имеют  внешний  клапан.

Пр.рода созд.ла  с.ву  замечательным охотником.

Гл.за видят в полной т.мноте.

Это пом.гает ей лучше слышать.

Мя.кие  пер.я  обеспечивают бесшумный п.лет.

предлож.

Имена существительные

в ед. числе

во множ. числе

1

3

-

2

2

1

3

-

-

4

1

1

5

1

1

 

   - Почему сову называют замечательным охотником?

   

     Совы видят только прямо перед собой, глаза сов не умеют двигаться .Их шикарная возможность — вертеть головой — компенсирует этот недостаток. Совы могут поворачивать голову почти на 270 градусов. Совы обладают способностью видеть в 3-х измерениях. Совы не видят в кромешной тьме. Пойманная и посаженная в темную комнату сова не видит мышь не только в темноте, но и при освещении мыши красным светом(потому что его не различает). Но стоит мыши пискнуть или пошевелиться, как она тут же на нее бросается.

    Совы — единственные птицы, у которых наружное ухо состоит из складок кожи. Уши расположены немного несимметрично, что позволяет точно определять направление на источник звука. Точность определения звука у совы феноменальна — менее одного градуса по вертикали и горизонтали. Совы могут слышать звуки частотой от 2 Гц (человек — в лучшем случае от 16). Особый вид сов — сипухи, которые при охоте полагаются исключительно на слух. Другие совы используют для этого еще и свое зрение.

   На передней части крыльев сова имеет особые  неровности, вызывающие завихрения воздуха. Это уменьшает шум от крыльев, и делает полет бесшумным.

7. Склонение имен существительных.

    1) -Как  еще изменяются имена существительные?

    - Как называется изменение существительных по падежам?

    - Сколько падежей в русском языке?

   - Назови падежи с вопросами.

   2) Просклонять: сестра, море.

     Падеж – это постоянный признак?

8. Синтаксическая роль в предложении.    

    Какими членами предложения может быть имя существительное. 

VII. Вывод.

Постоянные признаки

Непостоянные призн.

Род

Склонение

Одушевленное –неодушевл.

Собственное- нарицательное

Число

Падеж 

VIII. Морфологический разбор имени существительного.

  - Найти в тексте про сову существительное в творительном падеже и сделать его разбор.

IX. Итог.

X. Домашнее задание:

Нужно подобрать антонимы – слова противоположные по смыслу.

Все подобранные слова начинаются с буквы Л.

Буквы расположены в алфавитном порядке. Вставить надо букву Ь

Это буква О. Пошел- приставка ПО, ослепительный – приставке О, новинки – корень НОВ.

В существительном замазка суффикс К.

Это буква Е. В прилагательном ослепительный корень СЛЕП и суффикс ИТЕЛЬ.

Колье.

Имя существительное, неодушевленное, нарицательное,  среднего рода, 2 склонения, ед.числа.

Несклоняемое.

Имя существительное -  это часть речи, которая обозначает предметы, вещи, события, явления и отвечает на вопрос КТО? ЧТО?.

Одушевленные и неодушевленные.

Люди, животные.

Постоянный. Одушевленные имена существительные не могу стать неодушевленными и наоборот.

Собственные и нарицательные.

Это имена, отчества, фамилии, клички животных, названия городов, рек, морей, стран…

Постоянный.

Мужской, женский, средний род.

Мяч, клоун, подарок.

Он мой.

Мышь, роза, ветка.

Она моя.

Растение, сердце,  солнце.

Оно мое.

Постоянный.

Валик- вилка, лето- тело, атлас – салат, сосна – насос, кулак – кукла,  камыш – мышка, ложа – жало, уклон – клоун.

1, 2, 3 склонение.

1 скл.– м.р. и ж.р.  – а, -я.

2 скл. – ср.р. –о, е   м.р. –

3 скл. – ж.р.  –

Определить род и окончание.

Поставить в начальную форму – И.п. ед. числа.

 Постоянный.

У имен существительных, имеющих только форму множественного числа род и склонение не определяется.

По числам и падежам.

Нет.

Ножницы, брюки, чернила, коньки, весы, грабли, духи, щипцы, прятки.

Нет.

железо       сани          обед

смех           ворота      полотенце

трусость    ножницы  пожар

кашель       кудри        перчатки

молоко       чернила    воз

капуста      дрова         валенки

2

1

4

3

5

По падежам.

Склонение.

6.

Нет.

Главными и второстепенными.

Это существительное «охотником».

Приложение к уроку.

    1) Из букв данного слова образуйте новое, сохраняя все буквы. Полученные пары запишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Например: весна – навес.

 Валик, лето, атлас, сосна, кулак, камыш, ложа, уклон.

  2) Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. К полученному тексту составьте свою концовку. Выделите окончания существительных во множественном числе.

предлож.

Имена существительные

в ед. числе

во множ. числе

1

3

-

2

2

1

3

-

-

4

1

1

5

1

1

Уши с.вы имеют  внешний  клапан.

Пр.рода созд.ла  с.ву  замечательным охотником.

Гл.за видят в полной т.мноте.

Это пом.гает ей лучше слышать.

Мя.кие  пер.я  обеспечивают бесшумный п.лет.

 

Приложение к уроку.

    1) Из букв данного слова образуйте новое, сохраняя все буквы. Полученные пары запишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Например: весна – навес.

 Валик, лето, атлас, сосна, кулак, камыш, ложа, уклон.

  2) Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. К полученному тексту составьте свою концовку. Выделите окончания существительных во множественном числе.

предлож.

Имена существительные

в ед. числе

во множ. числе

1

3

-

2

2

1

3

-

-

4

1

1

5

1

1

Уши с.вы имеют  внешний  клапан.

Пр.рода созд.ла  с.ву  замечательным охотником.

Гл.за видят в полной т.мноте.

Это пом.гает ей лучше слышать.

Мя.кие  пер.я  обеспечивают бесшумный п.лет.

 

Приложение к уроку.

    1) Из букв данного слова образуйте новое, сохраняя все буквы. Полученные пары запишите. Подчеркните те из них, которые имеют один и тот же род. Например: весна – навес.

 Валик, лето, атлас, сосна, кулак, камыш, ложа, уклон.

  2) Напишите предложения, ориентируясь на таблицу. К полученному тексту составьте свою концовку. Выделите окончания существительных во множественном числе.

предлож.

Имена существительные

в ед. числе

во множ. числе

1

3

-

2

2

1

3

-

-

4

1

1

5

1

1

Уши с.вы имеют  внешний  клапан.

Пр.рода созд.ла  с.ву  замечательным охотником.

Гл.за видят в полной т.мноте.

Это пом.гает ей лучше слышать.

Мя.кие  пер.я  обеспечивают бесшумный п.лет.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие по русскому языку "Постоянные и непостоянные признаки имен существительных". 4 класс. УМК "Школа России"

Внеклассное занятие по теме "Имя существительное" содержит обобщающий материал, проводится  в игровой форме....

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Урок русского языка в 3 классе "по теме Имя существительное.Постоянные и непостоянные признаки"

Урок систематизации и обобщения знаний по теме " Имя существительное"...

Урок русского языка по теме "Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки"

В материале содержится подробный конспект урока русского языка "Имя существительное. Постоянные и непостоянные признаки" (4 класс) с использованием технологии системно-деятельностного подход...