Внеклассное мероприятие по русскому языку для 3 класса по теме "Безударная гласная в корне"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Материал подготовлен в виде деловой игры "Умники и умницы". Игровая форма позволяет учителю проверить знания обучающихся по изученной теме в нестандартной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnicy_3_klass.doc53 КБ
Файл umniki_i_umnicy.pptx839.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение Кумылженская средняя общеобразовательная школа №1 им. Знаменского А.Д.

Разработка внеклассного мероприятия для 3 класса по русскому языку.

 Игра «Умники и умницы» по теме «Правописание безударных гласных в корне слова»

Выполнила:

Головчак Ирина Ивановна

учитель начальных классов

МКОУ Кумылженской СОШ №1

им. Знаменского А.Д.


Тема: Игра «Умники и умницы» по теме «Правописание безударных гласных в корне слова».

Цель: 1. Создать игровую ситуацию, в ходе которой вспомнить и закрепить знания детей о правописании безударных гласных в корне, в игровой форме найти применение простейшим логическим умениям.

2. Развивать орфографическую зоркость детей, логическое мышление, коммуникативных способностей учащихся.

3. Воспитывать любовь к родному языку.

Задача: способствовать развитию познавательных способностей учеников, воспитание интереса к приобретению знаний.

Оборудование: карточки с заданиями, разноцветные квадраты (размер 60х60) для обозначения дорожек – 4зелёных, 3 жёлтых, 2 красных,  ордена «Шёлковый умник»,  фонозаписи, гонг, секундомер, презентация, интерактивная доска.

Ход игры:

  1.  Вступительное слово учителя.

Я рада приветствовать всех присутствующих на нашей игре «Умники и умницы».  А вот тему нашей игры придется угадать, для этого прочитайте предложение записанное на доске:

Л _б_п_тн_й      сл_н_н_к   спр_с_л,   чт_     _ст   кр_к_д_л   з_   _б_д_м?    Кр_к_д_л    схв_т_л   сл_н_нк_    з_      н_с.

- Вы уже вспомнили, из какой это сказки?

- Нелегкое, наверное, было чтение? Почему?

- Да, трудно без гласных звуков! Гласные помогают говорить, понимать друг друга и даже петь. А в орфографии они работают «волшебниками».

Гласные – это добрые «волшебники» для согласных.

Назовите это волшебство! (Стоит сомнительному согласному стать перед любым гласным, как он попадает в сильную позицию, например дуб – дубы).

Но сами они очень опасны! Из-за гласных звуков в слабой позиции мы часто бродим по ошибкоопасным местам. А почему?

Потому что у гласных в слове есть только одна сильная позиция –

под ударением.

Гласных в слове может быть много, а ударение одно. А гласные без ударения называются ….?

Значит тема нашей игры «Безударная гласная»

Вот перед нами 9 участников игры, мы будем называть их агонистами, от греческого слова «агон»,  что означает «соревнование».

А если агонисты не смогут ответить на вопрос, то это право предоставляется другим ребятам, нашим зрителям, которых мы назовет теоретиками, от греческого слова «теория»-праздник, зрелище. За верный ответ теоретик получает орден «Шёлкового умника».  А судьи станут внимательно наблюдать, кто из теоретиков первым поднял руку для ответа.

Представляю наших судей «высокий ареопаг».

Секретарем ареопага будет ….

Победитель каждого тура выходит в финал, а все участники – агонисты получают приз – книгу. Итак, я вызываю участников первого агона.

I агон.

- Перед началом конкурса мы распределим дорожки. Каждый участник должен показать домашнее задание. Судьи подведут итоги: чей показ лучше, удачнее, тот получает право выбора дорожки.

Напоминаем вам свойства дорожек:

Красная дорожка – самая короткая, но на ней нельзя ошибаться.

Не жёлтой можно ошибиться один раз.

Зеленая- самая длинная, но на ней можно ошибиться два раза.

Агон заканчивается, как только один участник пересечет свою дорожку.  На обдумывание вопроса дается 1 минута, об истечении которой жюри напоминает ударом гонга.

Проверка домашнего задания: рассказ «Я безударный гласный звук».

  1. Этап.  Орфографический
  1. Напишите однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной  приставки, корня, суффикса, окончания:

а) чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить.

Подчеркнуть слова, которые являются проверочными для безударных гласных.

  1. Подчеркните в тексте гласные в корне, которые надо проверять при письме.

В холодный зимний вечер часто вспоминаешь осень. Как мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые осинки. Осенний лес был в золотистых красках.

  1.  Посчитайте, сколько «ошибкоопасных»  мест для гласных в следующих словах и запишите ответ над словом.

    2  ´

Образец:  осенний.

Барабан, переполох, разговорчивость, самооборона,  водонепроницаемость.

2 этап. Логика.

2.1. Только два предлога, а волос в низ много (у, с).

2.2. Начало – голос  птицы,

Конец – на дне пруда,

А целое в музее

Найдете без труда.

(Кар-тина).

2.3. Начало – нота,

Потом оленя украшение,

А вместе – место оживленного движения.

(до-рога)

3. этап. Теория.

3.1. В каких частях слова могут стоять безударные гласные. Приведите примеры.

3.2. Как проверить безударные гласные в корне?

4. этап. Фонографический диктант.

Выписать все слова из текста по слуху проверяемые  и непроверяемые в разных частях, слова безуд. гл: Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки.  Малютка высунулась из земли и осмотрелась.  Деревья роняли свой осенний наряд. Так они несли ей свои подарки.

II агон

Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют рекламу «Добрый волшебник ударение».

1 этап. Орфографический.

  1. В каждом ряду слов подчеркнуть проверочное:

Лес, лесной, лесник.

Трава, травка, травушка, травинка, травяной.

Медок, медовый, мёд.

Болеть, больница, боль, больной.

Косить, косарь, коса, скошенная.

  1. Напишите слова в два столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – с непроверяемой гласной в корне:

Свистулька (1),пальто(2), коньки(2), чистота(1), тишина(1), пятно(1), пятерка(1), заяц(2), копна(1),  сапоги(2), ребята(2). (1ст. – 6 слов,  2ст. – 5 слов.).

  1. Вставьте пропущенные буквы:

П_так,  сп_ртивный,  дл_на,   с_нева,  ш_лун,  п_сти,  м_сной,  в_зание, м_рской, л_ства,  б_да,  с_ринка,  т_мнота,   л_нивый.

2 этап. Логика.

2.1 . Эти учреждения возникли в древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме, в монастырях раннего средневековья)  для хранения памятников письменности. Сейчас они организуют общественное пользование произведения печати.

Подсказка: получили (распространение) развитие с XV века после изобретения книгопечатания (библиотека).

2.2. Спортивная командная игра, название которой от французского слова, обозначающего посох с крюком.  (Хоккей)

2.3. Это название произошло от английского слова, обозначающего увеселительное заведение  близ Лондона (XVII век); В России первоначально также  - место увеселений, затем так стали называть здание или комплекс зданий, сооружения и устройства для обслуживания пассажиров и транспорта. (Вокзал).

3 этап. Теория.

3.1. Перечислить все гласные звуки и назвать их признаки.

3.2. Раскрыть алгоритм действий при проверке гласных букв и корней.

4 этап. Устный  диктант.

Выписать все слова из текста по слуху (проверяемые и непроверяемые в разных частях слова) безударные гласные.

Лишь пёстрая осень

Ушла со двора,

Как новая гостья

Явилась с утра.

Покрасила белым

Дома и окошки,

Засыпала пухом

Кусты и дорожки.

Луга замела

И укрыла поля

И сразу просторнее

стала земля.        (17 слов)

III агогн

Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют инсценировку «Досадное недоразумение» (жизнь ошибки).

1 этап. Орфографический.

  1. Вставьте пропущенные буквы в следующие словосочетания:

Пол_скать щенка, пол_скать бельё, отв_рить картофель, отв_рить дверь, пос_деть на скамейке, пос_деть к старости,  прож_вать на даче, прож_вать мясо.

  1. Укажите, сколько «ошибкоопасных» мест для гласных в следующих словах, ответ напишите над словом.

Подсолнух, подснежник, шиповник, гладиолус.

  1. Спишите. Рядом припишите словосочетания по образцу.

Образец: платье из шерсти – шерстяное  платье

Тропа зверя –

Улицы города –

Берег моря –

Рельсы из стали –

Костюм для спорта –

  1. этап. Логика.

  1. В каком слове сорок гласных?

 (сорок-а)

  1. С «а» - животное с рогами

На оленя похожу  

(Лань)

  1. С «е» - мешаю я трудиться

И старательно учиться,

До добра не довожу.

(Лень)

3 этап. Теория

3.1. Чем отличаются ударные гласные звуки от безударных гласных звуков?

3.2. Зависит ли смысл слова в русском языке от места ударения?

4 этап. Исправить ошибки.

У входа в чей дом висела эта табличка? Исправьте ошибки и объясните исправления:

ПРАШУ    ПАДЁРГА –

ТЬ   И   ЖДА –

ТЬ   АТВЕТА

(Автор объявления – Сова из книги А. Лингна «Винни – Пух и все-все-все).

Итак, наша игра завершена. У нас выявилось  трое победителей, которые получают призы – книги. Мне хочется задать вопросы победителям:

- Почему взяли красную дорожку?

- Какой школьный предмет самый любимый?

- Любят ли вас в школе?

- Какое задание показалось самое трудное?

 

Те теоретики, у которых большое количество орденов «Шелкового умника» получают пятерки по русскому языку. Благодарю всех за участие. А нашу встречу закончим стихами и музыкой.        

Список литературы:

1.Олимпиады по русскому языку 3 класс/ А.О.Орг,  Н.Г. Белицкая.-М: Издательство «Экзамен», 2010 год.

2.Олимпиадные задания по русскому языку 3-4класс. Сост.   Г.Т.   Дьячкова.-2-е изд., стереотип. Волгоград. 2008 год.

3. Олимпиады по русскому языку, математике, окружающему миру: 3-4 классы. -М: ВАКО, 2009 год.                                                                                                                      


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умники и умницы Головчак Ирина Ивановна учитель начальных классов МКОУ Кумылженской СОШ №1 им. Знаменского А.Д.

Слайд 2

Л­_ б_п_тн_й сл_н_н_к спр_с_л , чт _ _ ст кр_к_д_л з_ _ б_д_м ? Кр_к_д_л схв_т_л сл_н_нк _ з_ н_с .

Слайд 3

Тема игры: « Безударная гласная в корне слова»

Слайд 4

I агон . Проверка домашнего задания: рассказ «Я безударный гласный звук»

Слайд 5

1 этап . Орфографический 1.1. Напишите однокоренные слова в таком порядке: с ударением на гласной приставки, корня, суффикса, окончания : чистенький, чистота, чистый, очищать, вычистить . Подчеркнуть слова, которые являются проверочными для безударных гласных. 1.2 . Подчеркните в тексте гласные в корне, которые надо проверять при письме. В холодный зимний вечер часто вспоминаешь осень. Как мы шли по лесной тропинке. По сторонам толпились молодые осинки. Осенний лес был в золотистых красках . 1.3. Посчитайте, сколько « ошибкоопасных » мест для гласных в следующих словах и запишите ответ над словом . Образец : о сенн и й 2 . Барабан , переполох, разговорчивость, самооборона, водонепроницаемость .

Слайд 6

2 этап. Логика. 2.1 . Только два предлога, а волос в низ много (у, с). 2.2. Начало – голос птицы, Конец – на дне пруда, А целое в музее Найдете без труда. ( Кар-тина). 2.3. Начало – нота, Потом оленя украшение, А вместе – место оживленного движения. ( до-рога)

Слайд 7

3 этап . Теория. 3.1 . В каких частях слова могут стоять безударные гласные. Приведите примеры. 3.2. Как проверить безударные гласные в корне?

Слайд 8

4 . этап. Фонографический диктант. Выписать все слова из текста по слуху проверяемые и непроверяемые в разных частях, слова безуд . гл : Осенью в лесу показалась маленькая ёлочка. Она раздвинула листья и травинки. Малютка высунулась из земли и осмотрелась. Деревья роняли свой осенний наряд. Так они несли ей свои подарки.

Слайд 9

II агон Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют рекламу «Добрый волшебник ударение».

Слайд 10

1 этап. Орфографический. 1.1. В каждом ряду слов подчеркнуть проверочное: Лес , лесной, лесник. Трава, травка, травушка, травинка, травяной. Медок, медовый, мёд. Болеть, больница, боль, больной. Косить, косарь, коса, скошенная. 1.2. Напишите слова в два столбика. В первый – слова с проверяемой гласной в корне, во второй – с непроверяемой гласной в корне : Свистулька, пальто, коньки, чистота, тишина, пятно, пятерка, заяц, копна, сапоги, ребята. 1.3. Вставьте пропущенные буквы : П_так , сп_ртивный , дл_на , с_нева , ш_лун , п_сти , м_сной , в_зание , м_рской , л_ства , б_да , с_ринка , т_мнота , л_нивый .

Слайд 11

2 этап. Логика. 2.1 . Эти учреждения возникли в древности (в Ассирии, Древнем Египте, Греции и Риме, в монастырях раннего средневековья) для хранения памятников письменности. Сейчас они организуют общественное пользование произведения печати. Подсказка: получили (распространение) развитие с XV века после изобретения книгопечатания. 2.2.Спортивная командная игра, название которой от французского слова, обозначающего посох с крюком. 2.3 . Это название произошло от английского слова, обозначающего увеселительное заведение близ Лондона ( XVII век); В России первоначально также - место увеселений, затем так стали называть здание или комплекс зданий, сооружения и устройства для обслуживания пассажиров и транспорта .

Слайд 12

3 этап. Теория. 3.1. Перечислить все гласные звуки и назвать их признаки . 3.2 . Раскрыть алгоритм действий при проверке гласных букв и корней.

Слайд 13

4 этап. Устный диктант. Выписать все слова из текста по слуху (проверяемые и непроверяемые в разных частях слова) безударные гласные. Лишь пёстрая осень Ушла со двора, Как новая гостья Явилась с утра. Покрасила белым Дома и окошки, Засыпала пухом Кусты и дорожки. Луга замела И укрыла поля И сразу просторнее Стала земля.

Слайд 14

III агогн Проводится розыгрыш дорожек, участники представляют инсценировку «Досадное недоразумение» (жизнь ошибки).

Слайд 15

1 этап. Орфографический. 1.1. Вставьте пропущенные буквы в следующие словосочетания: Пол_скать щенка, пол_скать бельё, отв_рить картофель, отв_рить дверь, пос_деть на скамейке, пос_деть к старости, прож_вать на даче, прож_вать мясо. 1.2. Укажите , сколько « ошибкоопасных » мест для гласных в следующих словах, ответ напишите над словом. Подсолнух , подснежник, шиповник, гладиолус . 1.3. Спишите . Рядом припишите словосочетания по образцу. Образец : платье из ш е рсти – шерстян о е платье Тропа зверя – Улицы города – Берег моря – Рельсы из стали – Костюм для спорта –

Слайд 16

2 этап . Логика. 2.1. В каком слове сорок гласных? 2.2. С «а» - животное с рогами На оленя похожу 2.3. С «е» - мешаю я трудиться И старательно учиться, До добра не довожу.

Слайд 17

3 этап. Теория. 3.1. Чем отличаются ударные гласные звуки от безударных гласных звуков? 3.2. Зависит ли смысл слова в русском языке от места ударения?

Слайд 18

4 этап. Исправить ошибки. У входа в чей дом висела эта табличка? Исправьте ошибки и объясните исправления: ПРАШУ ПАДЁРГА – ТЬ И ЖДА – ТЬ АТВЕТА

Слайд 19

Подведение итогов. Наша игра завершена. У нас выявилось трое победителей, которые получают призы – книги. Мне хочется задать вопросы победителям: - Почему взяли красную дорожку? - Какой школьный предмет самый любимый? - Любят ли вас в школе? - Какое задание показалось самое трудное? Те теоретики, у которых большое количество орденов «Шелкового умника» получают пятерки по русскому языку. Благодарю всех за участие. А нашу встречу закончим стихами и музыкой.

Слайд 20

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Проверка безударной гласной в корне слова".

Способствовать закреплению знаний учащихся о правописании слов с проверяемыми безударными гласными в корне.Содействовать развитию речи, мышления, внимания, памяти учащихся.Воспитывать интерес к ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"...

Учебно - методический комплект. Русский язык. 3 класс. Тема "Безударные гласные в корне слова"

Тема: Безударные гласные в корне слова.Цели деятельности учителя: обобщить знания учащихся о проверяемых безударных гласных.Планируемые результаты:предметные: ·...

Технологическая карта урока русского языка, 3 класс. Тема: «Безударные гласные в корне слова (проверяемые и непроверяемые)».

Урок выстроен  в соответствии с программой "Перспектива".На урок отводится 4 часа - это второй час темы....

Конспект урока русского языка 3 класс "Правописание безударных гласных в корне слова"

Представляю вашему вниманию конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Правописание безударных глассных в корне слове". УМК "Школа России"...