Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме:
    Урок развития речи в 4 классе по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

    Траскевич Марина Валерьевна

     

    Сегодня перед школой стоит задача чрезвычайной важности – добиться того чтобы каждого ученика вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но человеком – инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу, за которое он бы ни взялся. Развитие творческих способностей – цель работы каждого учителя.

    Урок развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"преследует следующие цели:

    систематизирование  знаний учащихся о типах текста;
    подготовка  к написанию сочинения с элементами описания;
    развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;
    развитие умения  работать в парах.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    razvitie_rechi.doc33 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок развития речи в 4 классе  по теме "Сочинение-миниатюра "Снежинка" с элементами описания"

    Цели:

    1. систематизирование  знаний учащихся о типах текста;
    2. подготовка  к написанию сочинения с элементами описания;
    3. развитие внимания, мышления, речи, памяти, творческих способностей;
    4. развивать умение  работать в парах.

    Оборудование:

     Тексты о снежинке , слова-сравнения и слова-действия, характеризующие снежинку на карточках, картинки и фотографии зимы и снежинки, музыкальное произведение "Вьюга и вальс снежинок", снежинки для рефлексии.

    Ход урока

    1. Организационный момент.

    - Посмотрите за окно. Какая сегодня прекрасная погода. Кружатся пушистые снежинки и бесшумно ложатся на землю. Вам нравится наблюдать за полетом снежинок? Сегодня на уроке вам пригодятся ваши наблюдения.

    2. Введение в тему урока.

    - Тройка, тройка прилетела,
    Скакуны в той тройке белы,
    А в санях сидит царица,
    Белоока, белолица.
    Как махнула рукавом -
    Все покрыла серебром.

    - О какой царице идет речь? (зима)

    - Нравится ли вам зима? Чем?

    - Как её описывают? (белоока, белолица)

    - Как вы понимаете эти слова?

    - Почему сравнивают с белым?

    - Почему именно на тройке? (зимние месяцы)

    - О каком серебре говорится? (снег)

    - Что такое снег?

    Снег - это осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса таких хлопьев, покрывающая землю зимой.

    - Из чего он состоит? (снежинки)

    - Назовите одно слово, которое у вас ассоциируется со словом снежинка.

    3. Работа с текстами. 

    Ознакомьтесь с текстами.

    Чтение вслух.

    - Какова тема текстов? (снежинка)

    - Что узнали из первого текста? (почему снежинка белого цвета)

    - Какой тип текста? (рассуждение)

    - Почему? (рассуждение на тему почему снежинка белая)

    - Что узнали из второго текста? ( как образуется снежинка)

    - Какой тип текста? (повествование)

    - Почему? (рассказывается о том, как образуется снежинка)

    - Что узнали из третьего текста? (описание полета снежинки)

    - Какой тип текста? (описание)

    - Почему? (описание полета, сравнение снежинки со звездой, цветком, пушинкой)

    - Вы заметили, что последний текст выделен цветом. У кого текст выделен голубым цветом - будете искать слова, с которыми сравнивается снежинка. У кого зеленым - слова, которыми можно заменять слово падает.

    Проверка, в результате которой на доске появляется снежинка из слов.

    (Слова-сравнения: звезда, цветок, пушинка.Слова-действия: посыпались, кружатся, падают, опускаются, вьются, лепятся, образуют хлопья, летят.)

    Физминутка.

    С неба падают снежинки, как на сказочной картинке.
    Будем их ловить руками и покажем дома маме.
    А вокруг лежат сугробы, снегом замело дороги.
    Не завязнуть в поле чтобы, поднимаем выше ноги.
    А потом идем, идем и к себе приходим в дом.

    4. Наблюдение и слушание.

    - Многие люди наблюдали за снегом, снежинками. Были среди них поэты, художники, фотографы и композиторы. Каждый из них на основе наблюдений создал свои произведения, посвященные снегу и снежинкам.

    - А вот какая бывает снежинка, вы узнаете прослушав стихотворение К. Бальмонта "Снежинка". (чтение стихотворения учителем)

    - Какие слова - описания вы услышали? (светло-пушистая, белая, чистая, смелая, кристальная)

    - Какая еще может быть снежинка? (слова добавляются к уже помещенным на доске)

    - Мы охарактеризовали снежинку словами, а художники и фотографы передали красоту снежинки по-своему.

    - Какой цвет основной? А оттенки? Настроение?

    - Композиторы в своей музыке передали то, что увидели при помощи звуков.

    - Что такое вьюга? Какая будет музыка?

    Слушание музыки "Вьюга и вальс снежинок".

    5. Написание сочинения-миниатюры.

    - Вы не раз наблюдали за полетом снежинок. Попробуйте теперь вы описать снежинки и их полет.

    - Вспомните, из каких частей состоит сочинение? (вступление, основная часть, заключение)

    Что такое миниатюра?

    Написание сочинений. Зачитывание нескольких работ.

    6. Итог урока.

    - Что нового узнали о снежинке? Какие чувства вызвало выполнение сегодняшней работы?

    7. Рефлексия.

    Летит к вам снежинка смелая. Какая чистая, какая белая!

    - Нарисуйте лицо снежинке, чтобы оно отражало ваше сегодняшнее настроение.