Урок русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о приставках и суффиксах"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Черных Наталья Владимировна

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о приставках и суффиксах

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_obobschenie_znaniy_o_pristavkah_i_suffiksah.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3 классе

по теме

«Обобщение  знаний о приставках и суффиксах,

как значимых частях слова»

 (образовательная программа "Школа России")

 Цели:

1) обобщить и систематизировать знания уч-ся о приставках и суффиксах (местонахождении в слове, способе нахождения, значении);

2) упражняться в составлении слов  с помощью приставок и суффиксов;

3) упражняться в разборе слов по составу;

4) развивать у уч-ся память, мышление, внимание, речь;

5) воспитывать интерес к русскому языку, чувство коллективизма и индивидуальности уч-ся, взаимопомощи.                                                                                    

   

Ход урока:

1. Организационный момент.

 

а) Создание доброжелательной обстановки на уроке.

-Садитесь ребята.

-Составьте, пожалуйста, “Азбуку хороших слов”, вспомните добрые, хорошие слова на букву “Т”.

(Терпеливый, трудолюбивый, таинственный, талантливый, торжественный, требовательный).

-Молодцы!

б) Повторение изученного материала.

- Ребята, русский язык очень богат словами. От одного  слова мы можем образовать множество различных слов.

  1. С помощь чего мы составляем новые однокоренные слова?

(Приставок и суффиксов.)

 -А  как называется раздел в русском языке, который занимается образованием  

 новых слов? (Словообразование.)

  1. А какие разделы русского языка вы знаете?

(Фонетика, орфография, пунктуация и т.д.)

 

 2. Минутка чистописания.

   1строка

 -Выпишите каллиграфическим почерком буквы, буквосочетания, которые являются определёнными частями слова .

   -выпишите суффикс в слове снежок

                       приставку в слове улетел

                       приставку в слове перепрыгнуть

                       суффикс в слове лыжник

                       суффикс в слове  тигрёнок

 -Прочитайте, что у вас получилось.(1-2 уч-ся зачитывают)

2строка- по вариантам

 1в. - записать любое слово,где есть приставка и выделить её

 2в. -                      // - //                        суффикс     //-//        

 3.Сообщение темы и целей урока.

  1. Дети, давайте вспомним последние уроки русского языка,

начало сегодняшнего урока.

  1. Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

(Да верно, сегодня мы обобщим знания о приставках и суффиксах)

 4. Работа по теме урока.

   1.Обобщение знаний о приставке.

      а) образование новых слов от корня   -ход с помощью различных    

          приставок (устно)

     

       б) -Почему учёные дали такое название приставке?  

           -Для чего нужны приставки? (Для образования новых слов.)  

         

      в) Работа по учебнику.

           Упр. 167 (по цепочке, с объяснением)

           -Какие приставки указывают на то, что действие уже завершилось?

     г) Беседа о различных приставках и их значениях.

         

       Ребята, в русском языке очень много приставок, около 40.

      (Обратить внимание детей на таблицу с приставками.)

           - Какая приставка указывает на  начало действия (Приставка -за)

            (Запел,зачитал, заговорил и т.д.)

   

   - Как бы вы сказали, если суп оказался слишком солёным?пересолили

                                                   ягоды слишком сухими              пересушили

                                                   картофель разваренным             переварили

     -У приставки -пере  есть и другое значение.

  1. Например ученик выполнил работу небрежно. Его учитель попросил

переписать упражнение, перерисовать рисунок, переделать закладку.

  1. Здесь приставка -пере употребляется в значении переделать, улучшить.

 

  д)Игра «Назовите одним словом.»

       1)Присоединить с помощью веревки. (Привязать.)

        2)Присоединить с помощью иголки с ниткой. (Пришить.)

        3)Соединить с помощью клея два листа бумаги. (Сшить.)

        4)Как называли Кощея в русских сказках? (Бессмертный.)

     

 е)Вывод.

       -Что такое приставка?

       -Ребята, а мы изучаем приставки лишь для того, чтобы составлять  

         новые слова?

       - С какой частью речи мы не должны путать приставку?  

       - Как пишутся приставки со словами? А предлоги?

Перед корнем есть приставка,

Слитно пишется она.

А при помощи приставки

Образуются слова.

2.Физкультминутка.

3.Обобщение знаний о суффиксах.

   

    а) Работа по учебнику.

        Упр. 163 - письмо по памяти.

         Взаимопроверка.

    -Обратите внимание на заголовок стихотворения.

     - С помощью чего образовалось слово строитель? (суффикса -тель)

      - С помощью суффикса -тель образуются слова, которые обозначают    

       профессии людей.

      - Приведите примеры.

        Тот, кто пишет?  Писатель.

        Тот, кто водит машину? Водитель.

   

    б) Беседа о различных суффиксах и их значениях.

         

       - Суффиксов в русском языке очень много.  

         (Обратить внимание детей на таблицу.)

       - Давайте образуем новые слова с помощью суффиксов -ник, -ёнок.

         Упр.162 — устно.

       -Давайте образуем от слов гнездо, дом, пальто, крыло новые слова при  

    помощи суффиксов  -ышк, -ишк.

  1. На что эти суффиксы указывают?

   в) Упр. 176 - с объяснением, у доски.

        -Какой смысловой оттенок вносит суффикс в слово?

   г) Вывод.

   - Что такое суффикс?

   5.Повторение пройденного материала.

  

 а) Окончание.

 На доске запись:

искристый, земля, лежит, красный, на, снег, учебник

 -Дети, это предложение? (Набор слов.)

 -Составьте предложение. Что вы для этого сделаете?

(Уч-ся: Подбираем слова по смыслу, изменяем окончания слов для связи слов в предложении.)

На земле лежит искристый снег.(комментированное письмо)

Учитель: -Выделите окончания.

 

  1. Что такое окончание ?

Часть слова, которая изменяется,

Окончанием называется.

 (На повторение -подчеркнуть гл.и втор. члены предложения,

                               указать часть речи над каждым словом,

                               выписать словосочетания.

 

б)Корень.

   -Что вы знаете о корне?

      Корень слова - главная,

       Значимая часть.

        Родственные связи  дарит

        Корню власть.

 в)Из каких частей могут состоять слова? (Окончание,корень, суффикс,    

  приставка.)

   Упр.168

   Домик,пересадка, заморозки. (разобрать по составу)

6.Самостоятельная работа. (тесты)

7.Итог урока..

Учитель:

-Какова была тема урока?

-Для чего нужно знать приставки и суффиксы?Уметь находить их в слове? (Чтобы образовывать новые слова,

 грамотно писать,

 развивать свою речь,

 проникать в историю слова — этимологию.)

Рефлексия.

Понравился ли вам сегод. урок? Что запомнилось?

Выставление отметок уч-ся.

8.Домашнее задание.

   Упр.177.

Задание: составить слово по подсказкам:

1. В слове есть окончание и основа. Оно состоит из трёх частей.

2. Корень тот же, что и в словах: обмен, изменить, меняла (-мен-).

3. В приставке две буквы "е" (пере-).

4. Суффикс тот же. Что и в словах травка, шубка (-к-).

5. Окончание - первая буква алфавита (-а).

Ответ: "переменка".

А сейчас - перемена, урок окончен, отдыхайте.

Перед корнем

 есть приставка,

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова.

3а корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Заняв его, конечно,

Натворил он дел.

 

  Корень слова - главная,

 Значимая часть.

  Родственные связи  дарит корню власть.

Часть слова,

которая изменяется,

окончанием называется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме "Правописание суффиксов -о- и -а- в суффиксах наречий с приставками"

Развивающая система Л.В. Занкова, учебник "Русский язык" 4 класс(2 часть) А.В. Полякова...

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе по теме: «Значения суффиксов. Учимся находить суффиксы в словах.»

Цель  урока:-познакомить учащихся с группой суффиксов (суффиксы, образующие ласковую форму имён и суффиксы, образующие отчества), отрабатывать алгоритм нахождения суффикса в слове....

Урок русского языка 3 класс Программа «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса

Урок русского языка3 классПрограмма «Школа России», Тема. Суффикс - значимая часть слова. Алгоритм нахождения и выделения суффикса...

Урок русского языка. 3 класс. "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?"

Урок русского языка "Что такое приставка? Как найти в слове приставку?" в 3 классе по УМК "Школа России"....

Конспект урока руссого языка 2 кл. Части слова. Приставка и суффикс

Цели деятельности учителя: формирование знаний о приставке и суффиксе как значимая  часть слова; формирование умений выделять приставку и суффикс в словах и с помощью их образовывать новые слова....

Тест к уроку русского языка на тему: "Состав слова. Приставки и суффиксы"

Данная презентация  содержит тест к уроку русского языка на тему "Состав слова. Приставки и суффиксы" для 4 класса УМК "Школа России"...

Конспект урока русского языка. УМК «Школа России» Тема: Что такое суффикс? Как найти в слове суффикс?

Учитель: Горбачева М.В.Цель урока: ознакомить учащихся с понятием «суффикс», формировать умения выделять суффиксы в словах.Задачи:образовательные: познакомить с понятием, тренировать в уме...