Сборник олимпиадных заданий по русскому языку для 3-4 классов.
олимпиадные задания по русскому языку (3 класс) по теме

данные задания помогут учителю подготовить детей к олимпиаде по русскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon olimpiada_po_rus_yaz_i_chteniyu_dlya_3-4_klassov.doc32.5 КБ
Microsoft Office document icon olimpiada.doc32 КБ
Microsoft Office document icon rus_yaz.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку и чтению для   3-4  классов.

  1. Сделать фонетический разбор слов:   пошел,  сбегать,  разъезд,   якорь.    

 (4 балла)

  1. Подобрать по два слова к каждой схеме:

                          ( 6 баллов)

  1. Замени словосочетание близким по значению глаголом:

А) задирать нос;                              б)  бить баклуши;

В) высасывать из пальца;               г)  повесить нос.                                          (4 балла)

4.  Найди в каждой строке лишнее слово и объясни почему:

А) Берег, огород, обед, красивый;

Б) деревня, лошадь, девочка, лиса;

В) я, мы, друг, он;

Г)  тополь, дождь, дверь, олень;

Д) быстрый, скорый, проворный, тихий.                                                               (10 баллов)

5. Какими частями речи могут быть слова:    дали, пила                                      (4 балла)

6. Вставь пропущенные буквы:  

Г..лерея,  ап..льсин,     фи..летовый,  иску…тво,    медл..нно,  пут..ш..ствие.      (7 баллов)

7. Определи части речи в предложении:

Радуют сердце яркие краски весенней земли.                                                             (6 баллов)

8. В каких названиях животных встречается орфограмма «парные согласные»?

9. Назови сказочные приметы.                                                                                   (по 1 баллу)

10. Чьи сказки были написаны в стихотворной форме?

А) А.С.Пушкин;                             б) Ершов П.П. ;

В) Одоевский В.Ф.;                       г) Бажов П.П.                                                         (2 балла)

11. Собери скороговорку: Корабль, карамель, мель, вез, наскочил, на  корабль.    (2 балла)

12. Подбери к устаревшим словам пару:
а) пуще;   б) уста;   в) молвить;   г) стольный град;   д) прекословить.

( слова для справок:  возражать, говорить, сильнее, губы, столица.)

13. Собери имена животных героев сказок:

Курочка                              Пик

Муха                                  Артемон

Мышонок                          Базилио

Пудель                              Тортилла

Черепаха                           Цокотуха

Кот                                    Ряба                                                                           (3 балла)

14. Выпиши имена русских богатырей:
Илья Муромец, Иван Петрович,  Кощей бессмертный,   Алеша Попович,   Добрыня Никитич,  Соловей-Разбойник.                                                                         (3 балла)

15. Краткое изложение содержания книги – это…

А) зачин;                   б)  аннотация;

В)  эпилог;                 г) цитата.                                                                          (1 балл)




Предварительный просмотр:

                                       Олимпиада по чтению                                    3 класс

  1. Перечисли как можно больше фамилий детских поэтов (за каждую фамилию 1 балл)___________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

  1. Закончи пословицу, подобрав нужное слово                        (3 балла)

Одна голова хорошо,а____________________________________

Семь раз отмерь, ________________________________________

Хлеб всему ______________________________________________

  1. Доскажи словечки в каждой строчке. Назови автора стихотворения(8б.)

           ® Я люблю свою лошадку,                             Автор________________

Причешу ей _____________            

®  Идет бычок качается ,                                 Автор________________

_____________________ __

® Нет, напрасно мы решили                          Автор_________________

Прокатить _______________  

®  Эй, не стойте слишком близко –              Автор__________________

Я тигренок, а _______________

  1. Назови двоих друзей для этих сказочных героев               (8 баллов)

Буратино - _________________________________________________

Чебурашка - ________________________________________________

Вини-пух - __________________________________________________

Дядя Федор - _______________________________________________

  1. Назови хозяинов этих предметов                                           (5 баллов)

Пропеллер - _________________________________

Сапоги-скороходы - ___________________________

Золотой ключик - ______________________________

Цветик – семицветик - __________________________

  1. Напиши пословицы о труде (за каждую пословицу 1 балл)

_____________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Напиши пословицы о дружбе (за каждую пословицу 1 балл)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

200…-200… уч.г.

Задания к олимпиаде по русскому языку (начальные классы, 4 класс)

ШИФР________________

1. В каком слове неправильно названы буквы. Исправь ошибки.

а) Поле — пэ, о, эль, е.

б) Солнце — эс, о, эль, эн, цэ, е.

в) Человек — ча, е, эль, о, вэ, е, кэ.

2. Зачеркни начало тех слов, которые не соответствуют заданному в конце написанию.

СЛОВЕ

ИЗВЕ-

ВЛА-

УМЕ-

-СТНЫЙ

РЕДКО-

ЧУДЕ-

У-

ПО-

СОГЛА

ОТВЕ-

СНО-

ГНУ-

3. Сравните по смыслу глаголы в каждой паре, распределите их в два столбика. Назовите основания для группировки.

Глядит - смотрит, молчит — говорит, дремлет — спит, начинает — заканчивает, сверкает — блестит, спасает — выручает, открывает — закрывает, завязывает — развязывает, зовет — окликает, думает — соображает, теряет — находит.

4. Составьте словосочетания, в которых слова седой,  бархатный, прямой будут употреблены в переносном значении.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Вспомни и запиши целиком пословицу, по которым создан следующий газетный заголовок:

Готовь лыжи летом.____________________________________________

6. Составьте из двух групп слов сложные слова и запишите:

Муха, овца, каша, волна, звезда, вода. Падает, хранит, режет, варит, разводит, ловит.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Укажи части речи:

Бабка Дарья холст чернила, внучка пролила чернила. Из-за холодных утренних рос хлеб рос медленно.

8. Укажи имя существительное женского рода:

профессор, шампунь, вермишель, шимпанзе, тополь, рельс, тюль.

9. Одинаковы ли по составу слова слепить глаза - слепить игрушку?___ 

 Разбери их по составу_______________________________________________

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Итого

Кол-во баллов

200…-200… уч.г.

Задания к олимпиаде по русскому языку (начальные классы, 4 класс)

ШИФР________________

1.    Распределили в две группы слова:

бревно, кино, метро, перо, пальто, домино, бассейн, шоссе, шимпанзе, музей, кони, пони, ателье, кушанье, кудри, колибри,        радио,        стадион,        кофе,        профиль,        парик,        пари.

2. Найди пару (родственные слова):

стол - столбы                 азбука - алфавит

пень - пенка                 день - деньги

коза - козленок                 лимон - лимонад

ком - комната                 лимон - апельсин

вода - водитель

                                                                        

пять - пятка

час - часто

конь - конец

сад - досада

дорога – подорожник

3. Напиши как зовут мастера

барабан -__________________                 комбайн -___________________

баян -_____________________                          касса -     ______________________

стол -_____________________                          рыба -      ______________________

сапог -____________________                 машина -____________________

пожар -____________________                мотор -______________________

гитара -____________________                   кран -_______________________

суд -______________________                    трактор -_____________________

4. Подбери подходящую приставку:

...цветающий, ...мерить, ...дельник, ...ложение, …править, ...порядок, ...пытывать, ...кипеть, ...петь, …бираться, ...трепенуться, ...вестил, ...жигать, ...шумный.

5. Найди и укажи в тексте имеющиеся орфограммы.

Подснежник.

Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрывала темный клочок земли.

Однажды днем на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал теплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник.

Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!

           6. Добавь существительное 1 склонения.

опаздывать на__________________________________________________

ходить по______________________________________________________

рассказать о____________________________________________________

заплатить за____________________________________________________

путешествовать по______________________________________________

изучать________________________________________________________

бежать по______________________________________________________

задания

1

2

3

4

5

6

Итого

Кол-во баллов

200…-200… уч.г.

Задания к олимпиаде по русскому языку (начальные классы, 4 класс)

ШИФР________________

  1. Закончите предложения.

Один брат молчун, а другой....

Сегодня море бурное, а вчера было....

Он помнит добро и забывает....

Ты всегда весел, почему же сегодня...?

  1. Являются ли однокоренными следующие слова:

        побывать, забывать, добывать?

__________________________________________________________________

3. В каком слове количество звуков и букв совпадает?

1) поздно, 2) веешь, 3) пять, 4) юла, 5) сеют.

4. В каком примере неправильно названа буква?

• книга - кэ, эн, и, гэ, а;

• палец — пэ, а, эль, е, цэ;

• марка - эм, а, эр, ка, а;

5. В каком предложении неверно определена грамматическая основа предложения?

1. Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.

2. Иван-царевич отправился вслед за клубочком.

3. Днем и ночью бьются о скалы морские волны.

4. Замечательный подарок мне прислал по почте брат.

5. На берегу моря растут пальмы.

6. Проверь правильность расстановки ударения в словах:

Алфавит, средства, километр, хозяева, щавель, ракушка, повторишь, ремень, цепочка.

7. Назови одним словом:

Дать ответ -____________________________________________________

Покрыть краской -______________________________________________

Надеть пальто - ________________________________________________

Говорить неправду -____________________________________________

Лить слезы -___________________________________________________

Глотать воду -_________________________________________________

Сделать подарок -______________________________________________

Мыть лицо -___________________________________________________

8. Заполни пропуски.

Пт...нц...  ж...л...  в  р...дн...м  гн...зд.... . ...н...  б...стр...  р...сл... . ...дн...жд... м...ть ...л...т...л... з... к...рм...м.... пт...н...ц в...п...л ...з гн..зд....  Л...ж...т  н... з...мл... ... п...щ...т. _______________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Кол-во баллов

200…-200… уч.г.

Задания к олимпиаде по русскому языку (начальные классы, 4 класс)

ШИФР________________

         Задание 1.

Составь и запиши все возможные словосочетания из данных слов: русский, род, язык, мужской, звук, древний, длинный, гласный

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 2.

Подбери антонимы к многозначным словам:

мелкий (бассейн, дождь) _____________________________________________

__________________________________________________________________

свежий (хлеб, журнал) _______________________________________________

__________________________________________________________________

мягкий (воск, свет) _________________________________________________

__________________________________________________________________

Задание 3.

Найдите и обведите номер строки, в которых все слова являются однокоренными.

1) ежиха, ёж, ежевика

2) коса, накосить, косынка

3) дом, дома, домик

4) грибной, гриб, грибница

Задание 4. 

Найдите и обведите номер строки, в которой дано верное написание предлогов и союзов с другими словами:

1) вдоме весело; на коня вскочил; прочитали, но не поняли;

2) побегут в лес; пойти по берегу; не говори, а слушай;

3) побродить по лесу; влетела в окно; запоют истанцуют;

4) повесить скворечник; подберёзовик подберёзой; вышли и побежали.

Задание 5.

В каждом ряду подчеркни слова с одинаковым окончанием.

домов, столов, коров, ковров

ножей, батарей, шей, ушей

Задание 6.

Найди подлежащее в каждом предложении и подчеркни его.

Яркие краски утомляют глаза.

Глаза утомляют яркие краски.

Задание 7.

Найди и укажи имеющиеся в тексте орфограммы.

Подснежник

Ночью по полям и лугам гуляла вьюга. Белым пухом она укрывала тёмный клочок земли.

Однажды днём на маленьком пригорке оттаяла земля. Пробежал тёплый ветерок. Показался цветок. Это был подснежник.

Солнце заметило подснежник. Оно согрело его и открыло дорогу весне. Здравствуй, весна!

Задание 8.

Напишите мини-сочинение (3-4 предложения) «Полезные советы».

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Кол-во баллов

Олимпиадные задания

по русскому языку для учащихся начальных классов (1 ступень) 200…г.

ШИФР________________

             Задание 1.

Какими частями речи могут быть следующие слова: ожог, соли. Составьте все возможные словосочетания, укажите какой частью речи являются эти слова в словосочетании.

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

_________________________________________________________

Задание 2.

Какая гласная всегда стоит под ударением?

Как изменится смысл предложения «Берега заросли», если впереди поставить предлог «у»?

___________________________________________________________________

Задание 3.

Образуйте слова, где первой частью будут:

Теле- ______________________________________________________________

___________________________________________________________________

Кино- _____________________________________________________________

___________________________________________________________________

Задание 4.

Из каждого слова каждой строчки возьмите по одному слогу (подчеркните его), образуйте и запишите новое слово:

Пластинка - картинка – павлин _____________________________________

Сапоги - парашют – фантазия ______________________________________

Косари - заморозки – летчик _______________________________________

Задание 5.

Определите род имен существительных:

рояль, мозоль, газель, табель, вуаль.

Задание 6.

Исправьте ошибки. Почему они вызывают смех?

Мальчик полоскал собаку. Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону. Все спустились с горы, а Витя слизал. Мама отварила дверь.

Задание 7.

Вставьте где нужно ь.

Бреш..., рож..., доч..., картечь..., кирпич..., мелоч..., ткач..., товарищ...,

тираж..., плащ..., вещ..., плющ..., смерч..., мятеж..., ключ..., полноч...,

мыш..., кумач..., брош....

Задание 8.

Каким английским словом названо густое варенье из фруктов и ягод?

________________________________________________________

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Кол-во баллов

 

Олимпиадные задания

по русскому языку для учащихся начальных классов (1 ступень) 200…г.

ШИФР________________

       1. Допиши пословицы.

Ученье — свет, ... __________________________________

Скучен день до вечера, ... __________________________________

Петь хорошо вместе, ...__________________________________________

2. Напиши, кто как голос подает. Например: лев рычит.

кошка... ____________                рыба... ________________

кузнечик... ___________                лошадь... ______________

соловей... _____________        сорока..._______________

  1. Отгадай ребусы.

4. К данным словам допиши по 1 слову с таким же составом.

стол,...____________________                         верхушка,...________________

поездка,...___________________                 стрела,...___________________

полёт,... _________________                мостик,..._____________________

  1. Какое животное «спряталось» в этих строках?

Меня пронырой совы дразнят, нырять и плавать — плохо разве?

6. Поставь данные имена существитель ные в родительном падеже.

апельсины — _____________                                   волосы — _______________

граммы — ______________                                погоны — ________________

рельсы — ______________                                серьги — _________________

7. Вставь пропущенные буквы.

прим...рять соседей                         зап...вать в хоре

разв...вается флаг                            зап...вать молоком

зал...зать раны                                 ув...дать издали

отв...рить дверь                                 ув...дать без влаги

8. Замени выражения словами или сло восочетаниями:

проглотить язык — ...

 при царе Горохе — ...

яблоку негде упасть — ...

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Итого

Кол-во баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник олимпиадных заданий по окружающему миру для 2 класса

олимпиадные задания поогут учителю подготовить детей  к олимпиаде по окружающему миру...

Сборник диктантов по русскому языку. 3 класс.

В сборнике предложены разнообразные диктанты, разные по сложности и содержанию....

Сборник упражнений по русскому языку для 1-2 класса.

Данный сборник предназначен для использования  на уроках русского языка учителями начальных классов, родителями для  развития орфографической зоркости обучающихся....

Сборник памяток по русскому языку 1- 4 классы

Сборник памяток по русскому языку 1 - 4 классы...

Сборник тестов по русскому языку для 1 класса.

Сборник тестов по ключевым темам для 1 класса: "Предложение", "Буквы и звуки", "Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу", "Имена собственные"....

Сборник дидактических игр для развития познавательных универсальных учебных действий на уроках русского языка во 2-м классе

Дидактическая игра достаточно давно известна, но новый аспект состоит в том, что нужно понять, как использовать дидактическую игру для развития познавательных универсальных учебных дей- ствий. Наблюде...

Сборник "запоминалочек" по русскому языку для 1-5 классов

     Сборник "запоминалочек" по русскому языку поможет учащимся 1-5 классов в увлекательной и занимательной форме запомнить правильное произношение, употребление и напи...