Интонация. Знаки препинания в конце предложения
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

конспект урока во 2 классе УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx52.49 КБ

Предварительный просмотр:

«Ах, эти разные прилагательные!»

Урок повторения и закрепления материала, изученного ранее по теме «Имя прилагательное»

Цель:

Повторить и закрепить знания, умения и навыки учащихся, полученные при изучении темы «Имя прилагательное»

Задачи:

  1. Формировать умения различать разряды прилагательного, образовывать степени сравнения (простая форма)
  2. Повторить правописание изученных орфограмм (Н-НН в суффиксах прилагательных, слитное и раздельное и написание НЕ с прилагательными)
  3. Повторить роль прилагательных в речи, тексте
  4. Воспитывать чувство любви и интереса к русскому языку
  5. Активизировать и развивать познавательную деятельность учащихся

Оборудование: мультимедийная система, раздаточный материал, маршрутные листы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста. Я рада вас всех видеть на сегодняшнем уроке. И хочу пригласить вас совершить небольшое путешествие. Согласны? Как у любого путешественника, у нас должен быть маршрутный лист, который нам поможет не сбиться с пути и не скучать в дороге. Он есть на каждом столе. А чтобы узнать, к кому в гости мы собираемся, я предлагаю отгадать загадку:

(слайд №1 без указания темы)

Я – часть речи интересная,

Широко в миру известная:

Опишу  любой  предмет   –

В этом равных со мной нет.

Речь со мною выразительна,

И точна, и удивительна.

Чтоб красиво говорить,

Мною нужно дорожить!

О.Головко

- Как вы думаете, какая часть речи может так себя охарактеризовать? Конечно, имя прилагательное.

Сл.№2. И в путь мы отправимся на волшебном паровозике из Ромашково (смотрели мультфильм?). Это очень добрый, любознательный паровозик. Поэтому, когда он узнал о нашем путешествии, то с удовольствием предложил свои услуги.

Сл.№3 Цель нашего путешествия: повторить грамматическое значение прилагательного, его морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении.

Дорога, как видите, нам предстоит непростая, но я надеюсь, что вместе мы справимся со всеми трудностями и испытаниями.

Чтобы отправиться в путь, нам необходимо приобрести билеты. У меня в руке ромашка, на лепестках которой даны начала предложений. Ваша задача – закончить начатые предложения. Каждому купе предлагаю по одному лепестку. Отвечаете согласно указанному номеру предложения.

Сл.№4. (+песенка) Итак, билеты мы приобрели, можно отправляться в путь!

Сл.№5. Мы прибываем на станцию «Морфологическая», где нас встречают Кот и Лиса. Надо сказать, им очень нравятся степени сравнения прилагательных. Вот только Коту – сравнительная степень, а Лисе – превосходная. Чтобы их не обидеть, образуйте, пожалуйста, 1 вариант – простую форму сравнительной степени, а 2 вариант – простую форму превосходной степени. Полученные слова запишите в табличку, что есть в маршрутном листе. Время стоянки ограничено, всего

Проверим. От каждого ли прилагательного вам удалось образовать предложенные формы? А почему? (Самопроверка) От каждого купе по два человека каждого варианта называют прилагательные и выделяют на доске суффикс, с помощью которого образовали степень сравнения.

Прилагательные

Сравнительная степень

Превосходная степень

Милый

Редкий

Березовый

Простой

Морской

От какого еще разряда прилагательных нельзя образовать степени сравнения? (притяжательных)

Задание №2.

«Поспешишь – людей насмешишь». Зачеркните в каждом ряду форму неправильного образования степени сравнения прилагательного.

  1. Младше, дальше, тоньше, красивше.
  2. Звонче, прямее, ниже, слабже.
  3. Более высокий, более легче, самый наименьший.

Повторим разряды прилагательных. Каждый вагон должен выбрать свое прилагательное. Я называю прилагательное, какой вагон сочтет, что прозвучало его прилагательное – поднимает руку. Итак, 1 вагон – качественное, 2 вагон – относительное, 3 – вагон – притяжательное.

Слова для игры: зеленый, летний, папин; городской, лисий, веселый; мамин, дружный, серебряный.

Молодцы! Справившись  благополучно с первым испытанием, мы оказались на «Синтаксической» станции.

Что-то загрустила Аленушка. Может быть, мы сможет хоть немного развеять ее горе. Проведем небольшой стилистический эксперимент. Прочитаем для начала текст, предложенный нам. Не кажется ли вам, что в нем чего-то не хватает? Какой-то он скучный. Каким образом можно исправить этот недостаток, тогда, может, и Аленушке станет радостней. «Украсьте» текст Николая Степановича Краснова прилагательными. Домашнее задание (индивидуальная работа со словарем Ожегова: значение слова ОМУТ). Работу можно организовать в купе. Время работы 3 минуты. Читаем текст по абзацам от каждого вагона. А теперь посмотрим удалось ли вам угадать авторские прилагательные.

Сл. №

Посчитайте, сколько слов-прилаг-ых у вас совпало. (1-5: мало – это свидетельствует о богатстве прил-ых в речи человека) у кого есть синонимичные авторским или точно такие же? (ваше восприятие природы близкое автору)

Индивидуальная работа на доске: подчеркнуть прилагательные в последнем абзаце как члены предложения.

К какому бы стилю речи вы отнесли данный текст? А как в художественной речи называются прилагательные (художественные определения)? А знаете ли вы, что есть словарь синонимов?

Так, к слову ЛЕС в нем приводится около трехсот эпитетов, в том числе и дремучий, и темный, и царственный, и молодой. А к слову ЗАРЯ – около ста, среди них не только вечерняя, утренняя, но и молодая, и огненная, и робкая.

Аленушка

        Аленушка убежала из дома в (дремучий) лес, к (глубокому) омуту, чтобы там выплакать свое горе.

        Гаснет (вечерняя) заря. Одиноко сидит и смотрит Аленушка на (холодную, темную) воду омута.

        Природа (тиха) и (грустна). Она перекликается с тоской девочки. В (печальном) молчании застыли вокруг (тонкие молодые) березки и осинки.

Какую же роль имена прилаг-ые играют в речи?

А какую синтаксическую роль они играют в предложении? Обратимся к (имя ребенка, который выполнял задание на доске).

Устали? Сделаем привал

Сл. № Лягушка-путешественница подготовила для нас ребусы, отгадаем их.

Пока мы отдыхали, паровозик доставил нас на «Орфографическую» станцию, где нас встречают сказочные герои. Вот перед нами старуха и солдат из сказки «Огниво». Они спорят, сколько букв Н пишется в прилагательных. Чтобы разрешить их спор, проведем игру «Замени прилагательным». Играть можно по парам: тем более есть пословица: одна голова – хорошо, а две – лучше. Найденные прилаг-ые записываем в табличку, распределяя слова по колонкам.

  1.  Почта, осуществляемая с помощью голубей (голубиная)
  2. Бюро, которое организует экскурсии (экскурсионное)
  3. Растения, из которых делают лекарство (лекарственные)
  4. Кувшин, сделанный из глины (глиняный)
  5. Дом, построенный из камня (каменный)

Слайд №

А Вовка из Тридевятого царства не знает, как пишется НЕ с прилагательным. Поможем ему. Соедините или разделите написание НЕ со словами, графически свое мнение обоснуйте. Выполняем вместе.

(Не)обыкновенная природа, (не)уклюжий медвежонок, (не)большая речонка, вовсе (не) понятный зверек, (не) полные, а краткие прилагательные.

А теперь, объединившись по четыре человека, составьте небольшой рассказ, включив в него данные словосочетания.

Да, задания от станции к станции все сложней и сложней, но я смотрю вам все по плечу. Молодцы!

Наше путешествие приближается к концу, и мы уже на «Итоговой» станции. Сам КОТ Ученый хочет проверить наши знания. Он проведет тест. Буквы выбранного ответа записывайте в табличку.

Проверим, что у нас получилось.

Тест

  1. Укажите верный ответ:

Имя прилагательное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает

А) предмет

Б) признак предмета

В) действие предмета

  1. Найдите прилагательное в простой форме сравнительной степени:

А) красивее всех

Б) красивее

В) красивейший

  1. Найдите притяжательное прилагательное:

А) лисий след

Б) знакомый человек

В) вчерашняя газета

  1. Найдите прилагательное, в котором НЕ пишется слитно:

А) (не) дорогой, но красивый костюм

Б) (не) большая, а маленькая речка

В) ничуть (не) скучная история

  1. Найдите прилагательное, в котором пишется Н:

А) листв..ый лес

Б) серебр..ое украшение

В) дерев..ый дом

У кого пять правильных ответов, получает пять, у кого – четыре, получает 4

Вот и подошло к концу наше путешествие. Перед нами открывается чудесная волшебная полянка, любимое место нашего паровозика. Порадуем его своими знаниями и подведем итог нашему путешествию. Что мы сегодня во время путешествия успели повторить? Дальше вас ждут новые путешествия по этой чудесной стране

А пока мне бы хотелось, чтобы вы выразили свое настроение с помощью смайликов. Выберите от купе один и прикрепите его к паровозику.

Вы показали хорошие знания и умения по теме урока. А на прощание я попрошу вас составить ромашку из 3-4 лепестков разных цветов. Цвета вы выберите согласно своему настроению, а на лепестках напишите по одному прилагательному, которые бы охарактеризовали наш урок. Работа в группе по 4 человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе. Урок №6.Программа "Школа России"Тема "Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения"Цели:Систематизировать знания учащихся о грамматических признаках пре...

Урок русского языка в 1 классе (Программа "Школа России") Тема: Интонация. Знаки препинания в конце предложения.

Урок русского языка в 1 классе № 7.Программа «Школа России»Тема: Интонация. Знаки препинания в конце предложения.Цели:Закреплять знания учащихся о грамматических признаках предложения; пополнять слова...

Урок русского языка в 1 классе "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...

Презентация к уроку русского языка "Интонация. Знаки препинания в конце предложения"

На уроке дети учатся самостоятельно работать над новой темой, делать выводы. Роль учителя – направляющая. Используются активные формы обучения: работа в парах, взаимопроверка выполненных заданий, рабо...

Разработка урока по теме:«Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения», 1 класс.

Тема урока: «Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения», 1 класс.Урок предназначен для закрепления изученного материала по данной теме.На уроке рассматриваются вопросы: употре...