Открытый урок по русскому языку: "Фонетический разбор слова".
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

 

Фонетический разбор слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskie_razbory.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

Фонетический разбор слова.

 

   1.     Сколько в слове слогов, какой по счёту ударный?

2.     Гласные звуки  ---- ударные, безударные.

3.     Согласные звуки -----глухие или  звонкие, ---- твёрдые или  мягкие.

4.     Количество звуков и букв  в  слове.

 

Пример:

морковь – 2 слога, второй слог ударный.

м -  [м ] - согл., зв., тв.

о  - [ а ] - гласн., безударн.

р  -  [р]  - согл., зв., тв.

к  -  [к]  - согл., , глух., тв.

о  -  [о] – гласн., ударн.

в  -  [ф'] – согл., глух., мягк.

ь  - [  ]  

__________________________________________                  

7 букв, 6 звуков.

 _____________________________________________________________________________

Морфологический разбор имени существительного.

 

1.     Часть речи.

     Начальная форма КТО? ЧТО?  ( в Им.п., ед.ч.).

2.     - собственное или нарицательное;

- одушевлённое или неодушевлённое;

- род;

- склонение.

 - падеж;

- число.

3. Роль в предложении.

 

Пример: Мороза³ –  чего? сущ., н. ф. - что? мороз, нариц., неодуш., м.р.,   2 скл., Р.п., ед.ч., мороза.

       К деревне ³– к чему? сущ., н. ф. - что? деревня, нариц., неодуш., ж.р.,  1 скл., Д.п., ед.ч., к деревне.

________________________________________________________________________

        Морфологический разбор имени прилагательного.

 

1.     Часть речи.

     Начальная форма (   в   ед.ч., м.р., Им.п.).

2.    - число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

3. Роль в предложении.

 

Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., н. ф. - какой? душный,  в ед.ч., ж.р., в Р.п., из душной.

        Морфологический  разбор  глагола.

 

1.     Часть речи.

    Начальная форма – неопределенная форма (что делать? что сделать).

2.     - спряжение;

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

3. Роль в предложении.

 

Пример: Мы уходим всё дальше и дальше в лес.

уходим – глаг., н .ф. –  уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, уходим.


                                        Разбор предложения

 

1.     Какое предложение по цели высказывания?(повест, побуд., вопрос.)

2.     Какое предложение по интонации? (воскл. или невоскл.)

3.     Распространенное оно или нераспространенное?

4.     О ком или о чем говорится в предложении? Подчеркни подлежащее.

5.     Что говорится о подлежащем? Подчеркни сказуемое.

6.     Ставим вопрос от подлежащего к словам, связанным с ним по смыслу.

7.     Ставим вопрос от сказуемого к словам, которые его поясняют.

8.     Ставим вопрос от главного члена к второстепенному, его поясняющему.

 

П р и м е р: После теплых дождей в лесу пошли грибы.( Повествоват., невосклиц., распростр.)

     Что? Грибы - это подлежащее, выраженное  существительным.

      Грибы (что сделали?) пошли. Это сказуемое, выраженное глаголом.

     От подлежащего вопрос задать нельзя.

      Задаем вопрос от сказуемого.

      Пошли (где?) в лесу – это обстоятельство, выраженное сущ.  с  предлогом.

      Пошли (когда?) после дождей – это обстоятельство, выраженное сущ. с предлогом.

      После дождей (каких?) теплых – это определение, выраженное прилагательным.



Порядок разбора слова по составу.

 

1.     Прочитай слово. Измени его по вопросам. Выдели окончание.

2.     Выдели основу слова.

3.     Подбери несколько родственных слов. Выдели корень.

4.     Укажи приставку. Назови еще слова с такой приставкой.

5.     Укажи суффикс. Подбери несколько слов с таким суффиксом.

 

П р и м е р:     з а м о р о з к и .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку «Понятие о словах, обозначающих действие предмета»

ознакомить учащихся со словами, отвечающими на вопрос что делает?; развивать умение сопоставлять вопрос, на который отвечает слово, и его значение....

3 класс Открытый урок по русскому языку «В лабиринте слов» (работа в парах, игровые технологии)

На уроке использованы активные методы обучения с использованием коммуникативно- диалоговой технологии. Они позволяют сформировать регулятивные УУД: эмоциональное состояние, оценить ее влияние на настр...

Открытый урок по русскому языку "Виды разбора"

На уроке обобщаются знания о всех изученных видах разбора. В творческих заданиях дети показывают отработанные умения и навыки....