Правописание предлогов и приставок
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Куксова Любовь Ивановна

Урок русского языка по теме "Правописание предлогов и приставок" во 2 классе по РО системе Л.В.Занкова.Материалы урока направлены на развитие информационной компетентности  учащихся ,  умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать. На уроке используется интерактивная доска.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon russkiy_yazyk.zip1.85 МБ

Предварительный просмотр:

Выполнила учитель МОУ СОШ №2 г. Амурска

Л. И. Куксова

Урок русского языка. 2 класс. Система Л. В. Занкова

Учебник А. В. Поляковой

Тема урока. Правописание предлогов и приставок (презентация к уроку)

Цель:

  1. развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать;
  2. развитие приемов, позволяющих увеличить объем запоминаемого материала;
  3. развитие информационной компетентности на четвертом этапе урока (2 уровень)
  4. развитие информационной компетентности на шестом этапе урока (1 уровень)

Оборудование к уроку: компьютер, проектор,  интерактивная доска,

I.Организационный момент: (слад 1)

Пусть на плечи ложатся заботы,

Но не будем мы унывать.

С понедельника и до субботы

Будем знания добывать.

Подготовим тетради. Запишите:         18 марта.

                                                              Классная работа.

II. Повторение пройденного

- О чём узнали на прошлом уроке?

Игра «Знаешь предлоги – разгадай ребусы» (слад 2)

Чтобы разгадать слова нужно хорошо знать предлоги. Попытайтесь прочитать эти слова.

III.1. Минутка чистописания (слад 2)

Пояс (Какой предлог помог получить слово? По. Показываю соединение букв), комната, задача, ворота (аналогичная работа по остальным словам)

Чистописание по, на, за, в,

Прочитайте и запишите данные предлоги справа налево.

2. Словарная работа.

 Комментированная работа у доски. Пояс, комната, задача, ворота.

Вывод. Какая часть речи помогла отгадать эти слова? (предлоги)

  1. Что такое предлоги?
  2. Как пишутся предлоги?
  3. Для чего служат предлоги?

IV.Постановка цели

Раздели слова на группы: (за)горой, (за)бежать, (в)столе, (в)бежал, (по)ехал, (по)дороге

По какому принципу разделили слова на группы? Объясните.

Сравните предлоги и приставки. Что заметили? (Одинаковые приставки и предлоги)

Сформулируйте тему урока. (Правописание предлогов и приставок). лад 3)

Тему урока можно отразить на  интерактивной доске. На странице доски делаю заготовку до начала урока: открываю страницу интерактивной доски, открываю галерею, достаю из папки заготовку с названием темы и переношу её на страницу. На панели интерактивной доски нахожу шторку и устанавливаю её на записи темы. После формулировки темы урока детьми, шторку отодвигаю, и дети читают тему.

-Сегодня на уроке будем учиться различать предлоги и приставки.

VI. 1. Наблюдение за ролью приставок в слове

Для чего служат предлоги, а для чего приставки? Проблемный вопрос (слад 4)

а) Я буду называть приставки, а вы попробуйте догадаться к какому слову их нужно приставить.

Представьте, что вы сидите перед телевизором. Что вы сделаете?

В-  

Пере-

Представьте, что сидите на стуле около стола.

Подо-

Ото-

Какой вывод можно сделать из этой игры? (каждая приставка имеет свой смысл)

Задание на развитие информационной компетентности (аспект первичная обработка информации, 2 уровень)

б) Профессор Грамотей собираясь на  встречу с вами уронил задания, и они все перемешались. Помогите профессору привести записи в порядок.

 Составьте слова из рассыпанных частей, запишите их, выделите приставки. Обоснуйте, что произошло со словами, когда поменяли приставки?

От-, по-, за-, летел (слад 5)

На- , под-, над- , писал

Задание выполняется на компьютере (слад 6)

Модельный ответ

1.Составить слова.  Отлетел,   полетел, залетел.

                                  Написал, подписал,  надписал.

2.При добавлении разных предлогов к словам образуются новые слова

Шкала оценивания задания.

Учащийся полностью справился с заданием: составил все 6 слов из рассыпанных частей, при списывании не допустил ни одной грамматической ошибки, правильно выделил приставки, грамотно сделал вывод, что образовались новые слова - 3 балла. 

Учащийся не полностью справился с заданием: составил 4-5 слов из рассыпанных частей, при списывании допустил одну грамматическую ошибку, правильно выделил приставки, грамотно сделал вывод, что образовались новые слова - 2 балла. 

Учащийся не полностью справился с заданием: составил 3 слова из рассыпанных частей, при списывании допустил 3 грамматических ошибки, допустил ошибки при выделении приставок, не полностью сделал вывод, что образовались новые слова  - 1 балл.

Учащийся не справился с заданием: составил 2 и менее слов из рассыпанных частей, при списывании допустил более 4  грамматических ошибок, допустил ошибки при выделении приставок, не сделал  вывод для чего служат приставки - 0 баллов. 

1.1.б) Данное задание можно выполнить с использованием интерактивной доски.

Открываю интерактивную  страницу с указанным заданием «Составьте слова из рассыпанных частей, запишите их». Открываю галерею и нахожу свою папку с заготовками: предлоги, слова. При помощи карандаша для интерактивной доски на страницу дети переносят слова, добавляют к ним разные предлоги, образуя новые слова (могут работать сразу два ученика).

 

2. Игра «В слово».

Очень хорошо использовать эту игру для заучивания правил. Кроме слуховой памяти в этой игре развивается и двигательная память, так как ученик должен встать, быстро произнести слово и сесть.

V. Гимнастика для глаз (слад 7)

VI. Наблюдение за ролью предлогов в предложении (слад 8)

Задание на развитие информационной компетентности  (извлечение первичной информации, 1 уровень)

 1. Прочитайте текст. Назовите в тексте предложения, в которых есть предлоги. Спишите последнее предложение, подчеркните предлоги.

Стоит чудесный зимний денёк. Яркое солнце освещает окрестность. Под окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Спина, крылья и хвостик жёлтые. Это синички. Их много живёт в нашем городе. Одна из них радостно свистнула. Синичка увидела на ниточке под окном вкусное сало. (Воспитательный момент)

Модельный ответ

1.Назовите в тексте предложения  в которых есть предлоги.

Под окно прилетели прелестные птички. На головке чёрная шапочка. Их много живёт в нашем городе. Одна из них радостно свистнула. Синичка увидела на ниточке под окном вкусное сало.

2. Спишите последнее предложение, подчеркните предлоги.

Синичка увидела на ниточке под окном вкусное сало.

Шкала оценивания задания.

Учащийся полностью справился с заданием: прочитал все предложения  с предлогами (5 предложений),  при списывании не допустил ни одной грамматической ошибки, подчеркнул все предлоги - 3 балла

Учащийся не полностью справился с заданием: прочитал 4 предложения  с предлогами,  при списывании  допустил 1-2 грамматических ошибки,  подчеркнул все предлоги - 2 балла

Учащийся не полностью справился с заданием: прочитал 3 предложения,  при списывании  допустил 3-5 грамматических ошибок, подчеркнул 1/2 часть предлогов – 1 балл

Учащийся не справился с заданием: прочитал 2 и менее предложений,  при списывании  допустил 6 и более грамматических ошибок,  не подчеркнул предлоги – 0 баллов

Задание VI.1 можно выполнить на интерактивной доске. Открываю страницу на интерактивной доске, на которую заранее скопирован нужный текст. Для выполнения задания ученик на панели доски выбирает перо, при помощи которого подчеркивает нужные предложения. 

2. Для чего нужны предлоги? (Для связи слов в предложение)

VII. Для чего служат предлоги, а для чего приставки? Проблемный вопрос (слад 9)

По ходу обсуждения выстраивается схема (слад 10)

предлоги           приставки

часть

речи                  слова

пишутся

раздельно          слитно

служат

                                 для связи           для образования новых слов

                                              слов в предложении

VIII. Физическая минутка (слад 11)

IX. Работа по учебнику

Учебник стр. 61, 62, 63 прочитайте правила

X. Пальчиковая гимнастика.

Вышли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвёртые пешком

XI. Самостоятельная работа

Посмотрите на доску. Здесь записаны два задания. Выберите для себя посильное, интересное упражнение и выполните его (слад 12)

1. Упр. 369, 1 абзац списать, раскрыть скобки, подчеркни предлоги. Самопроверка (слад 13)

2. Работа с деформированным предложением. Составьте предложения из данных слов, запишите их.

 появились, на,  лужицы,  дворе, первые.

с весёлым, к, ним, чириканьем, со, всех, слетаются, сторон, воробьи.

(На  дворе появились первые лужицы. К ним со всех сторон с весёлым чириканьем слетаются воробьи).

XII. Итог урока (слад 14)

XIII. Домашнее задание (слад 15)

Выберите для себя посильное, интересное упражнение и выполните его. Упр.370 или 432

XIV. Рефлексия (слад 16)

- Нарисуйте на полях в тетради мордочку человека, но без носа и рта.

- Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,
-            урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Данный этап урока можно провести с использованием интерактивной доски. Открываю страницу доски, на которую заранее копирую условия рефлексии. Открываю галерею, нахожу папку с заготовками мордочки человека. Ученик при помощи карандаша для интерактивной доски перемещает детали, собирая свою картинку (могут работать сразу два ученика)

Что затруднило в новой теме?

XV. Дополнительные задания (слад 17, 18)

1.Составь словосочетания с предлогами по картинкам

2. Составь предложения с предлогами по картинке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Правописание предлогов и приставок" - урок русского языка во 2 классе

Данная методическая разработка урока русского языка поможет учителям начальных классов интересно представить детям тему "Правописание предлогов и приставок". Дети очень быстро научатся различать предл...

Правописание предлогов и приставок 3 класс.УМК "Начальная школа 21в"

Развитие умения различать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать...

Конспект урока по русскому языку для 3 класса "Правописание предлогов и приставок"

Конспект урока по русскому языку для 3 класса по теме: "Правописание предлогов и приставок" по учебнику А.В. Поляковой, по системе Л.В. Занкова...

Русский язык "Анализ правописания предлогов и приставок" 2 класс

Данный урок разработан на основе прекрасного поэтического произведения Георгия Тверитина "Песнь о Козы Корпеше и Баян Сулу", которое мы с большим удовольствием изучали на уроках внеклассного чтения. У...

Правописание предлогов и приставок.

Презентация к уроку русского языка в 3 классе.УМК "Школа России", учебный комплект А.М.Зелениной....

"Правописание предлогов и приставок в именах существительных"

Цель: Развивать умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.Задачи:ознакомление с отличительными признаками приставок и предлогов;формирование навыков правильного н...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3 классе на тему: "Правописание предлогов и приставок"

Данное занятие способствует активизации  познавательной деятельности учащихся, так как в  занимательной и доступной форме помогает развивать  умение различать предлоги и приставки,...