Главные вкладки

    План-конспект урока (русский язык, 4 класс) на тему:
    Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

    Задачи урока: 

    • познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;
    • учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;
    • привлечь внимание детей к красоте зимней природы;
    • формировать умение строить текст;
    • формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;
    • развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc43 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка в 4 классе

    Тема урока: Сочинение по картине К.Ф. Юона «Волшебница зима»

    ( Работа рассчитана на одно занятие-45 минут)

    Задачи урока:

    познакомить с  творчеством К.Ф.Юона;

    учить “читать” картину, осмысливать ее содержание;

    привлечь внимание детей к красоте зимней природы;

    формировать умение строить текст;

    формировать умение составлять заключительную часть сочинения, правильно выбирать концовку сочинения;

    развивать умение использовать выразительные средства языка для передачи своих мыслей и впечатлений.

    Подготовительная работа:

    -Стихи;

    - сообщения детей;

    - Орфографическая подготовка на предыдущих уроках.

    Оборудование: 

    Презентационный материал по содержанию.

    Картина  К.Ф. Юона «Волшебница зима»

    материал о жизни и творчестве К.Ф. Юона и его портрет .

    Виды деятельности на уроке:

    1. Эвристическая беседа (о художнике, стихи о зиме, задачи урока )
    2. Представление компьютерной презентации ( подготовительная работа к написанию сочинения)
    3. Письменная работа обучающихся над сочинениями.

                                                             Ход урока

    1. Орг.момент.

    2. Актуализация опорных моментов

    - Ребята, мы продолжаем работу над развитием устной и письменной речи. Одно из ее направлений – написание сочинений. А сегодня эта работа связана с творчеством одного из замечательных живописцев Константина Федоровича Юона (на доске портрет художника. Слайд 1). Рассказ об этом художнике нам подготовила наша Дарья. Давайте ее послушаем.

    3. О художнике ( выступление ученицы)

    Константин Федорович Юон—один из известных русских художников. Широко известны его картины «Весенний солнечный день», «Конец зимы», «Зима».( Слайд 2 ) Рисовать он начал с восьми лет и всю жизнь посвятил живописи. Он учился у таких великих художников, как В.А. Серов, К.А.Коровин, И.И.Левитан. Особое влияние на Юона оказал Левитан, его одухотворенная живопись, его умение выбрать пейзажный мотив. Юон очень любил весну и зиму. Он писал: «Я искал новые краски в природе—в русской зиме и весне».

    Природа в произведениях художника никак не мыслится без человека, без животных или птиц, которые не только оживляют пейзаж, но и составляют с ним единое целое.

    Известные искусствоведы писали, что «Юон верен большой традиции русской пейзажной живописи, сумевшей найти для родной природы свои ясные и чистые звуки».

    3. Подготовительная работа обучающихся.

    Сегодня мы пишем сочинение по картине Юона «Волшебница зима». Обратите внимание, как он ласково называет зиму—волшебницей…

    - Ребята, многие писатели и художники любили русскую зиму и называли ее различными именами. Вспомните, как еще называют зиму и с чем ее сравнивают?  ( красавица, гостья, рукодельница, чародейка…)

    - Приведите строчки из стихов известных поэтов, где они описывают зиму… ( домашнее задание )

    Чародейкою Зимой

    Околдован, лес стоит,

    И под снежной бахромою,

    Неподвижною, немою,

    Чудной жизнью он блестит.  (Ф.Тютчев)

    Пришла, рассыпалась; клоками

    Повисла на суках дубов;

    Легла волнистыми коврами

    Среди полей, вокруг холмов… (А.Пушкин)

    Заколдован невидимкой,

    Дремлет лес под сказку сна.

    Словно белою косынкой

    Повязалася сосна. (С.Есенин)

    Не колючий, светло-синий

    По ветвям развешен иней -

    Погляди хоть ты!

    Словно кто-то тороватый

    Свежей, белой, пухлой ватой

    Все убрал кусты.  (А.Фет)

    На дворах и домах

    Снег лежит полотном

    И от солнца блестит

    Разноцветным огнем.   (И.Никитин)

    4.Рассматривание картины. ( Слайд 3)  

    5. Беседа по содержанию картины.

    - Каковы ваши первые впечатления от картины?  Какие чувства вызывает настроение картины?  (Радость, легкость, очарование, праздник ,свежесть…)

    – Перечислите то, что вы видите на картине.

    (Окраина деревни, речка, по берегам деревья, причудливо разукрашенные, принаряженные снегом, мальчишки на коньках, собаки бегают)

    – Этот вид очень напоминает строки А. С. Пушкина, стихотворение это мы учили в прошлом году, вспомните…

    Опрятней модного паркета

    Блистает речка, льдом одета,

    Мальчишек радостный народ

    Коньками звучно режет лед.

    – Можно ли сказать о том, что на картине больше всего нравится художнику?

    (Ему очень нравятся люди, которые вышли на улицу, у них радостное настроение, оттого что выдался отличный денек, каждый занят чем-то своим, но все делается, как это видно на картине, с большим удовольствием.)

    – Природа для Юона – это, прежде всего, среда, в которой живет человек. Художник оживляет природу.

    – Что особенного вы заметили в изображении среднего плана?

    (Красочно показаны деревья, они очень большие, их ветки причудливо вырисовываются на фоне розовато-сероватого неба.)

    – Зима – это, прежде всего, снег.

    – Как изображает снег художник?

    (Серебристый, синеватый, белый снег пушистым ковром устилает землю. Снег осыпал, украсил ветки деревьев. Снег лежит на крышах домов.)

    – И это обилие снега придает русской природе величие. Все кругом становится необыкновенным и сказочным. Вот почему название картины – "Волшебница зима".

    – Преувеличив размеры деревьев, художник убеждает нас, что зима – волшебница.

    – Что еще создает образ волшебницы зимы?

    (Разубранные инеем деревья. Большие сугробы. Мягкие пуховые перины. Ковры из пушистого снега. Ощущаем мягкий снег.  Свежий морозный воздух.)

    – Что мы видим на заднем плане?

    (Слева и справа деревенские улицы, темный лес, фигурки людей на лошадях.)

    – Попробуйте, используя прием олицетворения, описать, какие превращения совершила зима.

    (Взмахнула зима белым рукавом и укрыла своими коврами землю. Взмахнула она другим рукавом и превратила деревья в сказочных великанов в причудливой одежде. Где пухом лебяжьим прикрыла, где серебристым инеем накрыла, где алмазы и жемчуга развесила.)

    – Если день солнечный и морозный, что будет происходить с зимними, покрытыми инеем деревьями? (Они будут блестеть, переливаться, сверкать в лучах солнца; будут падать длинные тени).

    – Какой иней? (мохнатый, сверкающий, блестящий).

    – На что он похож? (на алмазы, на разноцветный бисер, на мелкие

    осколки зеркала, стекла).

    Воздух (какой?) – прозрачный, легок, чист, пахнет снегом, свежий, морозный.

    Солнце (какое?) – яркое.  Снег (какой?) серебристый, пушистый, белый.

    Снег (что делает?) сверкает, играет, блестит, искрится, переливается.

    – С чем можно сравнить снег?

    Снег (как?) мягкая пуховая перина, ковер из пушистого снега, словно пуховый платок, пуховое одеяло.

    6. Составление плана.  

    Примерный план:

    Волшебница-зима. (об авторе, о картине)

    Сказочные деревья.

    Зимние забавы.

    Мои чувства и настроение от картины.

    7. Письменная работа над сочинениями.

    8. Презентация сочинений и работа над ошибками на следующем уроке русского языка. 


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков в начальной школе

    План-конспект урока русского языка по теме "Слова, отвечающие на вопрос кто? что?" в 1 классе по программе "Перспектива"

    План-конспект урока русского языка в 1 классе по программе "Перспектива". План- конспект урока-сказки построен учитывая ...

    Тайны зеленого леса

    Сценарий внеклассного мероприятия по экологическому направлению....

    Конкурсно-развлекательная программа "Наша дружная семья"

     Мероприятие проведено в 4 классе музыкального отделения ГОШ-И «Гимназия искусств при Главе  РК»...

    Телевизор в жизни семьи и первоклассника

    Материал для проведения родительского собрания...

    игра "В здоровом теле - здоровый дух"

    мероприятие для начальных классов....

    Трудности адаптации первоклассников к школе

    Материал к родительскому собранию в 1 классе...

    Тәрбия эшендәге кыенлыклар

    Балаларның, үсмерләрнең һәмяшьләрнең үз-үзләрен  тотышларындагы тупаслыклар,ке­шеләр белән аралашуындагы кимчелеклә...

    Тәрбия эшендәге кыенлыклар

    Балаларның, үсмерләрнең һәмяшьләрнең үз-үзләрен  тотышларындагы тупаслыклар,ке­шеләр белән аралашуындагы кимчелеклә...

    советы родителям на 1 сентября

    советы родителям на 1 сентября...

    Питание школьника

    Питание школьника...