Урок развития речи «Составление текста-повествования по серии картинок"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и    

              опорным словам» - 2 класс.

 

Цель урока: научить составлять текст-повествование  по картинкам,    

                           используя опорные слова.

Задачи урока:

  • формирование умения строить текст в определённой композиционной форме (определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной части к другой);
  • формировать умение определять основную мысль текста и тему высказывания;
  • путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, воспитывать творческую активность;
  • развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  • воспитывать нравственные качества, любовь к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_po_razvitiyu_rechi.docx265.8 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Составление текста-повествования по серии картинок и    

              опорным словам» - 2 класс.

Цель урока: научить составлять текст-повествование  по картинкам,    

                           используя опорные слова.

Задачи урока:

  1. формирование умения строить текст в определённой композиционной форме (определять, с чего начать высказывание, чем его закончить; осуществлять последовательный переход от одной части к другой);
  2. формировать умение определять основную мысль текста и тему высказывания;
  3. путём речевой подготовки предупреждать недочёты и грамматические ошибки в сочинении учащихся, воспитывать творческую активность;
  4. развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи;
  5. воспитывать нравственные качества, любовь к природе.

                                 

                                                       

                                                                 Ход урока.

1.Организация класса, рабочих мест учащихся.

2. Повторение знаний из курса риторики:

-Что такое речь? Для чего она нужна?

-Из чего состоит наша речь? (Из предложений.)

-Что такое предложение? (Это одно или несколько слов, связанных по смыслу и выражающих законченную мысль.)

-Из чего состоит предложение? (Из слов.)

-Как оформляется предложение на письме? (Первое слово пишется с заглавной буквы. В конце предложения ставится точка, восклицательный знак, вопросительный знак или многоточие.)

-Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу общей темой.)

3.Сообщение темы и цели урока:

- Сегодня на уроке мы будем  учиться составлять текст по картинкам.                                                  - Напомните, пожалуйста,  какое  сейчас время года? (Зима)

-Что происходит зимой с живой природой? (Дети перечисляют признаки зимы)                                                          

-Как себя ведут зимой птицы? (Перелётные птицы улетают в тёплые края, зимующие остаются зимовать с нами)

- Почему птицы улетают в тёплые края, чего они боятся больше всего? (Голода)

-Как же  зимующие птицы спасаются от голода? (В городах птицам помогают люди)              

4.Работа по картинкам:

   

-Внимательно рассмотрите картинки. Предложенные три иллюстрации являются  теми кадрами, которые помогут нам написать текст-повествование. И в процессе работы  мы должны ответить на вопросы: «Кто прилетел в парк?», «Что случилось с кормушкой?», «Кто пришёл на помощь птицам?», «Что они сделали?», «Чем всё закончилось?».

-Сколько частей будет в нашем тексте? (Три.)                                                                                                            - Какие? (Вступление;  основная часть, раскрывающая смысл всего рассказа; заключение.)

-Что изображено на первой картинке? (Зима, городской парк, кормушка на дереве, снег покрыл кормушку, птицы не могут достать корм.)

-Прочитайте опорные слова, записанные на доске. Объясните орфограммы, вставьте пропущенные буквы.

             Пр…шла,  суровая,  м…р…зная,  (под)снегом,                                              

          остались,    …годы,   с…мена  тра…,      птицы,                                              

          в поисках пищи,    прил…тели,      г…р…дской,                                                        

          сне…, (за)сыпал,  к…рмушку, г…л..дно, стало.

-Составьте предложения к первой части текста (устно).                                                                                                      

-Давайте озаглавим  эту часть нашего текста и запишем первый пункт  плана, который  понадобится  нам при составлении и записи  текста. (Приход зимы. Голодно стало птицам!  и  т.д.)

-Кого вы видите на второй картинке? (Детей.)

-Что решили сделать ребята? (Дети решили помочь птицам. Ребята смели снег, положили в кормушку ягоды и семена, повесили на ветки сало.)

-Прочитайте опорные слова к основной части текста. Объясните орфограммы, вставьте пропущенные буквы.

-Составьте предложения к основной части текста (устно).                                                                                                     - Как можно озаглавить эту часть? (Помощь пернатым друзьям.)

-Запишите  второй  пункт плана.

-Что вы видите на последней картинке? (Ребята спрятались за дерево, они наблюдают за птицами, пернатые налетели на корм.)                                                                                                            - Как изменилось настроение у птичек? Почему?                                                                                           - Что делают дети? Почему они спрятались за деревом?                                                                         - Как можно назвать детей? (Знатоки природы, любители птиц, настоящие друзья.)                                                                                            

-Как называется последняя часть текста? (Заключение)                                                                                                          - Какие опорные слова можем записать к этой части?                                                                                                         - Прочитайте опорные слова. Объясните орфограммы, вставьте пропущенные буквы.

               

                 Птич…я  ст…ловая, спрятались, наблюдали,                                                                

                 за  крылатыми  друз…ями,           снег…ри,                      

                 в…р…бьи,   с…ницы,   вес…ло,     (п…)едали,                                        

                 корм,  х…р…шие,  друз…я.  

-Составьте предложения к  последней части текста (устно).                                                                                                      - Как можно озаглавить эту часть? (Спасение птиц.)

-Запишите  третий  пункт плана.

                                        План.

  1. Приход зимы.
  2. Помощь пернатым друзьям.
  3. Спасение птиц.

-Давайте подумаем, как можно озаглавить данный текст. (Кормушка. Помощь птицам. Спасение пернатых.  Помощь крылатым друзьям. )                                                                                 - Запишите в своих тетрадях  название  сочинения по картинкам (запись заголовка  в тетрадях по собственному выбору  учащихся).                                                                                  

5.Работа над синонимами.

-Подскажите, кто главные герои нашего рассказа? (Дети и птицы.)

-Давайте подберём синонимы к этим словам.

-Какими словами можно в тексте заменить слово «дети»? (Ребята, они, школьники, мальчики и девочки, малыши)

-Можно ли использовать в сочинении имена собственные? (Да. Можно ребятам придумать имена.)

-А какими словами мы заменим слово «птицы»? (Крылатые друзья, они, пернатые жители, зимующие птицы)

-Попробуйте с помощью опорных слов устно составить рассказ о том, как ребята помогли зимующим птицам. (Выслушиваются 2-3 рассказа.)

-А теперь каждый из вас напишет свой текст, опираясь на план и ключевые слова. Не забывайте каждую часть начинать с красной строки.

6.Письменная работа учащихся (примерный текст):

                                                    Помощь крылатым друзьям.

        Пришла суровая, морозная зима. Под снегом остались ягоды и семена трав. В поисках пищи птицы прилетели  в  городской парк.   Но  снег  засыпал кормушку. Голодно стало птицам!

      Ребята решили помочь пернатым друзьям.  Дима смёл снег с кормушки.  Ребята положили в неё  ягоды и семена.  Саша высыпал в  кормушку пшено из баночки.  А Артёмка развесил на дереве кусочки сала для синиц.

       И вот птичья столовая готова.  Ребята спрятались за дерево. С большим интересом они стали наблюдать за птицами. Весело поедали корм снегири, воробьи и синицы. Хорошие друзья появились у пернатых!

             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренажёр по развитию речи "Составление рассказа по серии картинок" (на основе сказок "РЕПКА" и "КУРОЧКА РЯБА")

Всем известна огромная польза таких заданий, как составление рассказов по серии картинок. В данном тренажёре расписано всё, что позволит успешно пользоваться методическим материалом, который здесь пре...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Работа с текстом: составление текста-повествования на заданную тему по рисунку.Цели урока: познакомить с творчеством художника; учить детей осмысливать содержа...

Конспект урока "Развитие речи. Составление письма" (УМК "Школа России", 3 класс)

Конспект урока разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока русского языка "Составление текста повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель деятельности учителя: - формирование умения составлять связный текст повествования по предложенной теме. Планируемые результаты:...

Конспект урока русского языка "Составление текста-повествования по предложенной теме" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: углубление представлений учащихся о понятии «текст-повествование» и его отличительных признаках; формирование у учащихся умения составлять связный текст повество...

Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление текста на заданную тему» во 2 классе

МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»        Конспект урока по русскому языку: «Текст – повествование. Составление тек...