Конспект интегрированного открытого урока по русскому языку в 4 классе. "Склонение имен существительных, вода в природе"
презентация к уроку по русскому языку (4 класс) по теме

Нечаева Ольга Геннадьевна

Данный интегрированный  урок позволяет обобщить знания учащихся по теме склонение имен существительных. На уроке совершенствуются умения  детей определять склонение у существительных в начальной форме и в косвенных падежах, формируются умения учащихся на практике применять орфографические правила. Учащиеся самостоятельно делают выводы на каждом этапе урока. В материал интегрированного урока включено произведение северного писателя о Белом море из книги "Морянка". Наряду с грамматическими правилами совершенствуются знания о воде. Урок сопровождается  презентацией.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon integr_rus_yaz_4_kl.doc54.5 КБ
Office presentation icon tipy_skloneniy_sushchestvitelnyh.ppt240.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного открытого урока

по русскому языку в 4 классе.

Тема: Склонение имен существительных, вода в природе.

Цель: обобщить знания детей о склонении существительных,

Задачи урока:

совершенствовать умения определять тип склонения существительных в
начальной форме и в косвенных падежах.

формировать умения применять на практике орфографические правила,

учить видеть этапы урока, делать выводы,

прививать интерес к северным писателям, учить бережному отношению к
природе

продолжить формирование понятия «вода».
Оборудование: таблица склонения, текст о Белом море «Морянка».

Ход урока

Сегодня на уроке Я    узнал

                                    Научился

                                     похвалю

1.        Орг. момент.  1*

Наш сегодняшний урок будет несколько необычным, вместе с изучением склонений существительных мы обобщим наши знания по природоведению. Повторяя правила орфографии, мы будем беседовать об основных свойствах воды, ее местонахождении, ее значении для природы и для человека.. Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

2.        Чистописание   2*

а, я, о, е, ь.

Правописание этих букв, нам понадобится на протяжении всего урока.

Что скрывается за этими буквами? Можно ли только так определить склонение?

3.        Зрительный диктант.        5*

На деревьях сверкал иней. Без воды цветы завянут. Иней запушил деревья.
Вода в море соленая на вкус.

Разберите предложение. ( на выбор)

4.        Минутка природоведения.       Словарная работа.

Сегодня наша задача продолжить совершенствовать умения определять тип склонения существительных в начальной форме и в косвенных падежах.

-        Что такое начальная форма? (И.п., ед. ч.)

Вспомните, в каком состоянии бывает вода в природе? (твердом, жидком,
газообразном)

Где мы можем увидеть эти состояния? (лед, пар, из крана)

Во что превращается вода при изменении температуры воздуха? (осадки)
Доска: осадки, снег, дождь, град, иней, изморозь, роса, морось.

Какое слово вам незнакомо?

Что такое изморозь - род инея, рыхлый снежный покров.

Что такое морось - мелкий дождь.

?     - Запишите слова по памяти или диктовка.

-        Орфограммы.

Кто нашел словарное слово? Иней       (проверить в зрительном диктанте)

Найдите лишнее слово. Почему? осадки (мн. ч.)

Что общее можно сказать общее обо всех словах? (существительные в начальной
форме, ед. ч., И.п.)

Что называется существительным?

Что еще можно определить у существительного? (род, склонение)

От чего зависит тип склонения? (род,        в нач. форме)
Начало презентации. 1,2,3,4 слайд.

Мы смоделировали таблицу, обратимся к таблице:

На какие три группы делятся существительные?

Алгоритмы № 9

-        Определите склонение, {на инд. досках)

Найдите.    1 парта — 1 скл., 2 парта — 2 скл., 3 парта — 3 скл.

-        Зачем нам нужны были буквы а, я, о, е, ь.

5. Работа над развитием речи.        

-Послушайте текст о воде, (записан на доске + индивидуально)

Вставить пропущенные буквы.

-Какие орфограммы встретили?
Работа у доски.

- Поставить знаки препинания. (Оценка) - Когда перед однородными членами ставится запятая? Нет союза И.

Фантастические узоры инея, причудливые формы облаков, узорчатые снежинки, леденящие волны северного моря, весенний дождь и летний ливень все это жидкое тело (вода)

Что называется прилагательным?

Обратите внимание на прилагательные.

Назовите прилагательные.

Доска (закрыто)        схемы состава слова

Фантастические        фантастика

причудливые        причуда

узорчатые        узор

леденящие        лед

весенний        весна

летний        лето

жидкое        жидкость

Образуйте от прилагательных сущ. в ед.ч.,

Какие должны получиться пары слов? однокоренные

Помогут вам схемы слов. Что означают схемы?

-Записать полученные слова и определить склонение,

проверка наклеить на доску карточку

Какие слова можно отнести к понятию «вода»?

Умеете ли вы определять склонение сущ. в начальной форме? (Да)

Что вам помогает? {знание рода, окончания в нач форме)
5*        Презентация игра (слайды 5 19 )

6. Продолжаем совершенствовать наши знания и умения попробуем определять тип склонения существительных в косвенных падежах. 1 О*

На берегу, какого моря живем мы? (Белое море)

К какому океану относится море? {Северный ледовитый) покажите.

Какие водоемы знаете? (родник, река, море, озеро, океан)

Что значит просклонять существительное?

Какие вы знаете падежи? алгоритм

Работа в парах, {склоняют существительное) выбрать карточку
(родник, река, море, озеро, океан).

Графический диктант.

Как определить склонение существительных в косвенных падежах?
(поставить сущ. в нач. форму, определить род, найти окончание)

(родник, реку, морем, озером, океана, туман, росе, струйкой, льдинку, слезы, о пруде, ручьём, к заливу) Графический диктант.

7.        Запишем о нашем море небольшой текст и потренируемся в изменении формы слов
(в скобках).

-        Каково значение воды на Земле?

Жители Белого (моря) называют себя поморами. Северяне ловят в (моря) (навага), (корюшка), (камбала), (сёмга), (сельдь). В большом количестве в Белом море добывают морские водоросли.

«Морем живём, им кормимся», - говорили поморы. Трудно на (моря), но оно кормило. Труд на (моря) требовал от (помор) не только физической силы, выносливости, закалки, сноровки, но и отличного знания морского дела.

Списать, поставить знаки препинания.

Подчеркните управляющие слова, которые потребовали изменить форму
существительного, определите падеж, выделите окончание, склонение.

Какое словарное слово встретилось в тексте?

Найдите предложение с однородными дополнениями.

Найдите предложение с прямой речью.

8.        Итог урока. Стали ли вы мудрее?

Сегодня на уроке

Я

узнал, открыл для себя...

научился, смог.

могу похвалить себя и своих одноклассников за

9. Д/3 № 71,индивидуально значение слов  (навигация, верфь, снасть - значение)

10 . цели и задачи следующего урока


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Типы склонений имён существительных. 4 класс. Игра

Слайд 2

"Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

Слайд 3

Шаг 1 Определи часть речи. Алгоритм работы:

Слайд 4

Шаг 2 Определи род.

Слайд 5

Шаг 3 Найди в слове окончание.

Слайд 6

Шаг 4 Определи склонение.

Слайд 7

навигация 2 скл. 3 скл. 1 скл.

Слайд 8

алмаз 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 9

вязание 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 10

сёмга 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 11

снасть 1 скл. 2 скл . 3 скл.

Слайд 12

лишайник 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 13

палтус 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 14

плетение 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 15

тюлень 1 скл. 2 скл . 3 скл.

Слайд 16

ягель 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 17

верфь 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 18

морось 1 скл. 2 скл. 3 скл.

Слайд 19

Молодец!

Слайд 20

Найди ошибку!

Слайд 21

Сегодн я на уроке я узнал, открыл для себя … научился, смог… могу похвалить себя и своих одноклассников за …


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного урока по русскому языку в 3 классе «Правописание приставок. Зима в природе»

Данный конспект подходит для интегрированного урока русского языка в 3 классе...

Русский язык. 3 класс. Склонение, падеж имён существительных. Задания для самостоятельной работы учащихся

В данной статье предложены 3 варианта заданий, которые учитель может использовать на этапе применения знаний о склонении имён существительных и закреплении знания падежей существительных....

Конспект и презентация урока русского языка по теме "Число имен существительных" 3 класс

урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии. Использование электронной доск...

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс

Открытый урок русского языка по теме "Склонение имен существительных" 3 класс...