Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему:
    Конспект урока по русскому языку 3 класс

    Урок на тему: Правописание слов с разделительным ь знаком. Опережающее обучение: правописание существительных с щипящими на конце.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx27.56 КБ

    Предварительный просмотр:

         

    Составила:   учитель начальных классов

    Средней общеобразовательной школы №2

    Города Можайска   Московской области

    Урок русского языка в 3-м классе.

      Тема:   "Правописание слов с мягким знаком.                       Правописание слов с мягким знаком после шипящих на конце имен существительных женского рода"

    Цели:   познакомить с новой орфограммой “Правописание мягкого знака на конце существительных после шипящих;

     умение анализировать; прививать навыки самостоятельной работы;

     развитие внимания, зрительной памяти учащихся.

     воспитывать культуру общения, умение работать индивидуально и                                                              коллективно;

                                                 Ход урока

    1. Чистописание

    Тетрадь наклонно положу,

    Ручку правильно держу,

     За посадкою слежу,

    - Отгадайте, написание какой буквы мы сегодня повторим на минутке чистописания:

    Нарисуем нежно  капельку
    Букву капелька смягчит —                

    Слово мягко прозвучит.                                  

    Ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ь ьь ь ь ь ь ь

    -Какова роль Ь в словах?

    2. Словарная работа.  

    Спишите слова, вставьте пропущенные буквы.

     В.р.б.и,  т.традь,  п.л.то, учител.,  к.н.ки,  вернут...,  к.рабл.,  к.ртофел.

    Какое слово лишнее? Почему?  

    --Что объединяет оставшиеся слова?

    --Какая буква есть во всех словах?

    Какую работу может выполнять мягкий знак?

    - как показатель мягкости

    -служить разделительным мягким знаком и отделять согласную от гласной.

    Назовите слова, где Ь знак показатель мягкости, а где служит как разделительный Ь знак.

    3.    Работа над новой темой урока.

    Мы отправляемся  с мягким знаком в Путешествие в Страну Существительных.

    Помогать нам будут сказочные человечки. Кто они?

    ---  Ребята, как отличить мальчика от девочки только по лицу? Ответите на вопрос  - отгадаете шифр к тайне.

    Девочка украшает себя бантами (к рисунки на доске девочке прикрепляют бантики, заколочки, бусы).

    Фея Страны Существительных оставила украшения для девочки. Буквы – серьги.  А какая буква?

    Мягкий знак – хитрый знак
    Не сказать его никак.
    Он не произносится,
    Но в слово часто просится
    .
    (девочке надевают сережки с буквой
    Ь)

    Букву Ь учёные называют буквой-помощницей.

    --Как вы думаете для каких имен существительных с шипящими на конце  какого рода  необходим мягкий знак?  Вывод: если  сущ. Ж.р., то надо писать  Ь,   если м.р.,  то не надо)

    Ь сначала отправился в Страну Существительных с шипящими согласными на конце слова  совершать добрые дела. Он узнал, что в этой стране в заточении находятся несколько слов, оканчивающихся на шипящий согласный звук, и поспешил к ним на помощь.

     О каких шипящих идёт речь? (Ж Ш Щ Ч)

    Бывают иногда слова – загадки –

    Не знаешь, как их написать в тетрадке.

    Писать после шипящих мягкий знак?

    Ты на вопрос ответить можешь КАК?

    В каких существительных с шипящими на конце  пишется Ь знак, а в каких нет?  Составим план рассуждения: .

    Алгоритм:  

    Это имя существительное.

    Определяю род.

    Женский род – Ь пишу, мужской род – не пишу.

    Вооружившись знаниями.  Все дружно отправляемся в путь. Освобождать существительные из плена. В путь.

    дочь

           карандаш

    глушь

          чиж

    молодёжь

          врач

    ночь

          душ

    помощь

          мяч

    Молодцы. потрудились наславу,  пора отдохнуть -  пойти в цирк. А чтобы получить приглашение  в цирк  нужно выполнить задание.

    Запишите слово продолжив предложение:

    Она бывает устной  и письменной – речь

    Плохое настроение вместе с детскими капризами – плач

    Он бывает на берегу реки или моря  --    пляж

    Бьёт из-под земли  --   ключ

    Правда лучше, чем -- ложь

    Суп со свёклой --  борщ

    Под полом таится, кошку боится   мышь.  

    (Ожегов)    Мышь – небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом. 

    А еще что мы называем мышкой?
    --   Подберем родственные слова к слову мышь   (
    мышка, мышонок, мышеловка, мышиный). Разобрать  слова по составу

    --Какое еще есть значение слова мышь?

    Мышь – устройство для ввода информации на компьютере.

    Приглашение  получено. Осталось посетить представление. Для этого запишем текст. Вместо точек надо поставить Ь знак, если нужно.

    На манеж…  вышел   циркач… и  его  доч… На   нём   был   плащ… .  Скрипач…  заиграл   марш… .  Вот  морж…  поймал  мяч.. . В зале  сидела   молодёж… . А ты любишь  цирк?

    -Проверим.

    4.  Групповая работа.

    Отгадывание ребуса.

    1. Если хорошо заточен,
    Все легко он режет очень. (Нож)

    2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш)

    3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь)

    4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь)

    Если верно разгадать кроссворд, то в выделенных клеточках можно прочитать ответ на загадку:

    По небу лебедь черный
    Рассыпал чудо-зерна.
    (Ночь. Звезды)

    -В заключении мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах  (они разного цвета).  Выберите соответствующую звезду:

     жёлтую – если было интересно и легко на уроке;

    голубую – если не разобрались в теме урока;

    - Посмотрите, сколько жёлтых звёзд. Я очень рада, что этот урок был для вас интересным и полезным. Спасибо за работу!


    По теме:
    методические разработки, презентации и конспекты уроков (начальные классы)

    Конспект урока по русскому языку по теме "Смыслоразличительная и фонетическая роль ударения" для 3 касса школы 8 вида.

    Данный урок в доступной для детей форме  дает знания о важности правильной постановки ударения, его смыслоразличите...

    Конспект урока по русскому языку по программе УМК "Гармония" по теме "Буква на месте звука, которого нет." 2 кл.

    Познакомить уч-ся с новой орфографической задачей "Непроизносимые согласные в корне слова"...

    Конспект открытого урока по русскому языку по теме "Обобщение знаний о падежах имен существительных."

     Цели:• Образовательные: обобщить знания о падежах имен существительных;совершенствовать умение определять падеж по...

    Конспект урока по русскому языку в 1 классе по теме:"Имя существительное. Одушевленные и неодушевленные имена существительные"

    Урок по предложенной теме предполагает создание коллизии при объяснении нового материала, расширяют знания учащихся об и...

    Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

    Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

    Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

    Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

    Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

    Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...

    Конспект открытого урока по русскому языку для 2 класса коррекционной школы VIII вида.

    Тема: «Правописание мягкого знака в середине и на конце слова». Цели: учить правописанию мягкого знака в середине и на...