урок русского языка в 4 классе "Обобщение знаний учащихся о прилагательном как части речи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Евдокимова Ирина Николаевна

На уроке происходит обобщение и систематизация знаний учащихся об имени прилагательном как части речи, происходит развитие умения устанавливать связь имени прилагательного с именем существительным, закрепляются навыки правописания окончаний прилагательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_znaniy_ob_imeni_prilagatelnom.doc625.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Урок русского языка

                                    4 класс

Тема: Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

Цели: обобщить и систематизировать знания учащихся о прилагательном как части речи, развивать умение устанавливать связь имён прилагательных с именем существительным, определять род, число, падеж прилагательного, закрепить навыки правописания окончаний прилагательных; развивать речь, внимание, память, орфографическую зоркость, фонематический  слух; воспитывать чувство красоты, любви к родной природе.

Ход урока.

Орг. момент (психологический настрой).

Повторение изученного материала.

А) Отгадайте загадку:  (слайд 1)

Серебристой бахромой на ветвях висит зимой.

А весною на весу превращается в росу.

                                           (иней)

-Что такое иней? (Иней  –  тонкий снежный слой,  образующийся благодаря испарениям на охлаждающейся поверхности).

- А с точки зрения русского языка, что можете сказать о слове иней?

(Назвать грамматические категории)

-Назвать согласные звуки в слове иней ( [н'], [й']) . Что общего они имеют? Чем отличаются? Дать характеристику  [й']. Какой буквой обозначается на письме?

Б) Минутка чистописания.

На   доске:  (слайд 2)

          й // й//   ин.й

         ая     яя      и й   ый  ое   ее   ые   ие

          В) Работа со скороговоркой:

          На  доске: (слайд 3)

           Иней лёг на ветви ели.

          Иглы за ночь побелели.

         - Найти в скороговорке слова, в которых  несоответствие количества          

          звуков   и букв.   Запись в транскрипции.

         - Почему выписали эти слова? Привести  свои примеры слов,                      

          аналогичных  данным.

        -  На какие орфограммы встретились слова в скороговорке?

         Г) Письмо скороговорки по памяти. Взаимоконтроль.

       - В одном из предложений подчеркнуть главные члены предложения,                

         указать части речи (по выбору учащихся).

Проверка:

 - Назвать главные члены предложения в первом предложении, во втором предложении.

- Назвать существительные, глаголы, прилагательные.

- Можно ли распространить предложения скороговорки?

- Распространите предложения (устно).

- Посмотрите на вторую строку в минутке чистописания. Где «спрятался» [й']?  Что напоминает эта строка? (окончания прилагательных). Прописать соединения.

-  Простым карандашом с помощью замкнутой линии разделите эти соединения на группы. Объясните свои действия.

3. Сообщение темы урока.

- Повторим всё о прилагательном как о части речи, поговорим о роде и числе,  родовых окончаниях имён прилагательных, обобщим все наши знания.

4.  Закрепление изученного материала.

А)  На доске: (слайд 4)

     О б л а к а

    И н и й

   П р и р о д а

  С и р и б р и с т ы й

- Что объединяет эти слова? (слова с непроверяемой безударной гласной  в корне слова).

- Какое из них является лишним и почему? Исправьте ошибки в написании данных слов.

- В чём заключается различие прилагательных и существительных? (значение, вопрос).

- По форме изменения (прилагательные – изменяются по числам, падежам, а существительные имеют постоянный род, у прилагательных нет склонения).

- В чём сходство по форме изменения? (изменяются по числам, падежам).

- Составьте одно словосочетание, используя эти словарные слова, чтобы прилагательное серебристый  сочеталось с одним из существительных.

- Какое словосочетание не употребили в речи?

- Определите и графически покажите связь главного и зависимого слова, определите род, число и падеж. Проверка.

- Когда зимой мы видим  серебристые облака? А как вы себе представляете серебристый иней?

Б)  Физминутка.

- Я буду называть словосочетания с прилагательными, если:

       прилагательные женского рода – приседает 1 ряд;

       прилагательные мужского рода – приседает 2 ряд;

       прилагательные среднего рода – приседают все.

Зимний денёк,  чудесная погода,  раннее утро, робкий снежок,  красивая птица,  весёлые ёлочки,  лунная ночь,  забавный снеговик,  снежный покров, широкое море.

В) – Сейчас вам предстоит работа, которую я назвала «цифровой диктант».

На доске: (слайд 5)

   1             2                3              4              5

 ая           ое              ый           ые            яя

- Я буду диктовать словосочетания прилагательного с существительным. Вам, ребята, надо  определить, какое окончание должно быть у прилагательного и записать цифру, под которой находится необходимое окончание (один ученик на индивидуальной доске). Проверка.

Запорошенная земля, первый снежок, зимняя сказка, белоснежное поле, пушистые ели, холодный ветер, ранняя зима.

3  5  2  4  3  5)

- А теперь отправимся в зимний лес.

 ( На доске  картина с изображением зимнего леса) (слайд 6)

       

Беседа по картине:

 - Что изображено на картине?

- Какие чувства у вас пробуждает картина?

- Прочитайте текст. Какой это текст: описание или повествование?

На доске: (слайд 7)

Над  п.лянкой  круж.лся  сн.жок.

Со..це  св.тило светом.

А вокруг  др.мали  ёлочки.

- Чего не хватает в тексте – описании? (прилагательных)

- Отредактируем текст (коллективная работа устно).

- Озаглавьте  текст.

- Запишите одно из отредактированных предложений. Укажите род и падеж прилагательных.

Проверка:

- Прочитать предложения (несколько вариантов).

- У всех разные прилагательные, а грамматические значения прилагательных у всех одинаковые. От чего это зависит?

- Для чего в нашей речи служат прилагательные?

Г) – Выполнить фонетический  разбор слова  солнце, ёлочки  (по  выбору учащихся)      ( 2 ученика работают у доски). Проверка.

- На какие правила встретились слова? Вспомнить и  привести примеры слов на эти же правила.

Д)  - Вернёмся к картине. Подберите слова, в которых слышим  [й'].

5. Итог урока.

- Теперь есть ли у вас сомнения по определению грамматических значений прилагательных?

- Как определить род, число, падеж имени прилагательного?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.

презентация к уроку русского языка 4 класс(школа 2100).Имя прилагательное как часть речи,роль в тексте.Прилагательные-антонимы.Разработана к уроку русского языка,включает в себя словарную работу.морфо...

Русский язык 2 кл. УМК «ШР» «Имя прилагательное как часть речи, значение и употребление в речи»

Цели деятельности учителя: формировать представление о прилагательных-синонимах и прилагательных-антонимах и их роли в речи, распознавать в тексте слова, обозначающие признак предмета, осознанно...

Урок русского языка 3 класс "Понятие об имени прилагательном как части речи. Значение и употребление в речи".

Предмет: русский язык.Тип урока: открытие нового знания.Тема: «Понятие об имени прилагательном  как части речи. Значение и употребление в речи».Класс: 3Цель: формирование знаний об им...

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива

Технологическая карта, презентация и карточки для урока русского языка в 3 классе "Разбор имени прилагательного как части речи" УМК Перспектива...