Главные вкладки

    План-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему:
    ПНШ. Обучение грамоте. Письмо. 1 класс. Тема: "Письмо буквы ь"

    Симонова Елена Викторовна

    Предмет:    Обучение грамоте ( письмо)

    Класс:  1 класс

    Учебная тема:  Письмо буквы ь

    Дидактическая цель

    Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный  зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

    Планируемые результаты

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

    Ресурсы:

    - основные      Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

    Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

    - дополнительные

    - презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

    - электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: http://mail.povary.ru/ )

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    simonova_18.11.11.doc103.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное  Бюджетное Образовательное Учреждение

    Средняя общеобразовательная школа№8

    Конспект урока по обучению грамоте в 1 классе

    Тема урока: Письмо буквы ь.

                                                                                                           

                 Учитель: Симонова Елена Викторовна

    Конаково

    2011г.

    Предмет:    Обучение грамоте ( письмо)

    Класс:  1 класс

    Учебная тема:  Письмо буквы ь

    Дидактическая цель

    Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный  зрительно – двигательный образ письменной буквы ь

    Планируемые результаты

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

    Ресурсы:

    - основные      Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

    Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

    -дополнительные

    - презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

    - электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: http://mail.povary.ru/ )

    Технологическая карта изучения темы «Письмо буквы ь»

    Тип урока

    Урок открытия нового знания (технология деятельностного метода)

    Дидактическая цель

    Сформировать в памяти учащихся четко дифференцированныйзрительно – двигательный образ письменной буквы ь

    Планируемые результаты

    Личностные УУД: 

    - Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

    Метапредметные:

    - Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; уметь высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; уметь работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

    - Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других;  совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию (Коммуникативные УУД).

    - Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные УУД).

    Основные понятия

    «Строчная буква», « соединения букв»

    Ресурсы:

    - основные

    -дополнительные


    Н.Г. Агаркова, Ю. Агарков «Азбука» тетрадь по письму №2.

    Н.М.Лврова «Азбука» Пишу и проверяю себя. тетрадь №1.

    - презентация к уроку «Письмо строчной буквы ь»

    - электронные физкультминутки: «Морская зарядка», «Дискотека для зверят» Лыхиной Е.А. МОУ СОШ с. Кстинино Кирово-Чепецкого района Кировской области (источник: http://mail.povary.ru/ )

    Организация пространства



    Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа












    Технология проведения


    Деятельность учителя


    Деятельность учеников

    Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

    Планируемые результаты

    I. Мотивация к учебной деятельности

    Цели:

    - актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    - создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

    - установить тематические рамки;

    - уточнить тип урока;

    - наметить шаги учебной деятельности.

    Организует проговаривание правил поведения на уроке





    Организует проговаривание девиза урока.





    Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Организует уточнение типа урока и называние шагов учебной деятельности.


    Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объяснять, для чего нужно выполнять эти правила.


    Проговаривают девиз урока.







    .



    1. Проговаривание стихотворения:

    Громко прозвенел звонок.

    Начинается урок.

    Наши ушки – на макушке,

    Глазки широко открыты.

    Слушаем, запоминаем,

    Ни минуты не теряем.

    - Для чего нам нужно выполнять эти правила?


    2. Слайд. Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай».


    3. - Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания)

    - Какие мы делаем шаги при открытии нового знания? («Что я не знаю?», «Сам найду способ»)


    Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД)







    Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД)

    II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.   Рисование узора-бордюра.


    Цели:

    - организовать актуализации умений различать звуки, буквы.

    Цели:

    - организовать постановку цели урока;

    - организовать составление совместного плана действий;

    - определить средства;

    - уточнить следующий шаг учебной деятельности

    .

    Вспомним, чему мы учились на прошлом уроке.

    Отройте пропись на следующей странице и назовите тему урока.

    Какие цели поставим  к нашему уроку?

    Какие знаки помогли нам поставить цели урока?







    .

    Тема урока: письмо буквы ь

    Цели урока:

    - научиться писать букву ь

    - научиться соединять букву ь с другими буквами

    - работать с заданиями Раскраскина




    Учащиеся выполняют узор.

    1. Страница 21 «Азбука» тетрадь  по письму№2. Рассматривание страницы.

    .



    Учащиеся выполняют узор.

    – Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме полуовала; полоска в форме прямой линии с четвертным овалом.)

    – Отгадайте загадку:

         Маленький рост,

    Длинный хвост,

    Серенькая шубка,

    Остренькие зубки.

    (Мышь.)

    – Раскрасьте мышонка в узоре.






    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД)

    Осуществлять синтез как составление целого из частей. (Познавательные

    УУД).







    III.  Формирование зрительного образа буквы «ь» в памяти учащихся.


    Учитель демонстрирует таблицу двух форм букв «ь»: малой печатной и строчной письменной.


    Далее учитель на магнитной доске конструирует букву «ь».

    - индивидуальные конверты помимо шаблона № 48, необходимого для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 42, № 40 (или № 41) и № 35 для дифференцирования размера и формы элементов.

    Чем похожи и чем отличаются буквы?










    Дети конструируют из конструктора букву ь      

      ( работа в парах)



















    Рассматривание элементов буквы на интерактивной доске

    – Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «ь».

    – Задайте вопросы к буквам.

    Перед вами  конверты с элементами букв. найдите нужные вам элементы и  сконструируйте ее на парте. Проверьте правильность выполнения задания у своего соседа.


    – Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)


    Покажите мне вашу готовность работать дальше



    Назовите элементы, из которых состоит буква «ь». (Полоска в форме прямой с четвертным овалом.)

    – Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и зажгите огоньки рядом с теми элементами, которые нам пригодятся

    Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД)


















    IV.  Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.



    Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ письменной буквы «ь»;

    Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

    Организует постановку цели урока.


    Организует составление совместного плана действий.


    Проговаривают следующий шаг учебной деятельности.


    С помощью учителя ставят цель урока.


    Составляют и проговаривают план  действий с помощью учителя.

    .

    Учащиеся выполняют упражнение в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 21).

    Имитация учащимися начертания буквы «ь» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).




    - Какой следующий шаг учебной деятельности? («Сам найду способ»)


    Слайд



    Нарисуем мягкий знак

    Нежно капелькой.

    Вот так:

    Букву капелька смягчит –

    Слово мягко прозвучит.

    А. Шибаев 


    Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания буквы «ь» на доске мелом.



    Начинаем на верхней линейке. Сверху вниз пишем прямую (1). Не дойдя немного до нижней линейки, пишем полуовальную линию вправо, коснувшись ее (2). Поднимаем полуовальную линию вверх (3), закругляем влево, коснувшись середины строки (4), опускаем вниз и «закрываем» овал на прямой (5).

    Сверху вниз (1), вправо (2), вверх (3), влево (4), вниз (5).

    2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания буквы «ь» под счет.










    Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД)

    VI. Письмо учащимися в тетради.

    Под руководством учителя рассматривается правильная посадка при письме





    Дети принимают правильную позу при письме и в течении урока стараются придерживаться правильной посадки

    – Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания одной строки. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

    1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и буквы «ь» по алгоритму.

    2. Упражнение в письме верхнего соединения: нь, рь, ль.

    .Письмо букв самостоятельно, оценивание своей работы ( подчеркнуть самую красивую букву).

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).

    Учиться работать в группе, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им

    (Коммуникативные УУД).

    . Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов по образцу.


    – Назовите слово-помощник. («У».)

    – Проанализируйте все слова предложения и выполните письмо по образцу.

    Выполняют задание, проговаривая новые предложения, составляют индивидуальные схемы.

    Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

    – Рассмотрите иллюстрацию в тетради. Кто здесь нарисован?

    – Где живет олень?

    – Проанализируйте схему текста. Сколько в нем предложений?

    – Составьте рассказ по данной схеме, используя иллюстрацию.

    – Прочитайте первую пару слов: «ель» и «моль».

    – Проанализируйте каждое слово и составьте звукобуквенные схемы.


    – Проанализируйте виды соединений и запишите слова по образцу.

    Аналогично учащиеся составляют звукобуквенные схемы с другой парой слов.


    – Прочитайте предложение. Сколько в нем слов?

    – Составьте схему этого предложения.



    – Назовите слово-помощник. («У».)

    – Проанализируйте все слова предложения и выполните письмо по образцу.

    Оформлять свои мысли в устной и письменной  форме (Коммуникативные УУД).








    Уметь с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД


    Моделирование

    (составление моделей слов -

    Познавательные УУД)

    Выполнение логических заданий с буквами.

    – Какие буквы записал Почемучка?

    – Сравните буквы И – Й. Чем они похожи? Чем отличаются?

    – Переконструируйте заглавную букву «И» в заглавную букву «Й».

    – Сравните буквы ь – ы. Чем они похожи? Чем отличаются?

    – Переконструируйте букву «ь» в букву «ы.

    – Сравните буквы е – ё. Чем они похожи? Чем отличаются?

    – Переконструируйте строчную букву «е» в строчную букву «ё».

    – Сравните буквы Е – Ё. Чем они похожи? Чем отличаются?

    – Переконструируйте заглавную букву «Ё» в заглавную букву «Е».

    Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

    Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

    синтез как составление целого из частей, восполняя недостающие компоненты;

    выбор оснований  и критериев для сравнения;

    построение логической цепи рассуждений (Познавательные УУД)

    Самостоятельная работа

    Проверочные работы стр.17

    Прочитай задание №1. Отметь трудности письма.


    Нельма, омуль, налим –

     В нужные клетки модели  вписать букву Р.


    Ельня, Елань –


     Взаимопроверка.


    Списать одно предложение в тетрадь. Разделить слова на слоги, поставить знак ударения.

    Регулятивные УУД

    Целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися).

    Планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий).

    Прогнозирование (предвосхищение результата уровня усвоения, его временных характеристик).

    Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона)

    Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

    Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).


    Комментарии

    Симонова Елена Викторовна

    Буду очень рада помочь Вам!!!