Главные вкладки

    Статья по русскому языку по теме:
    Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка

    Ерзикова Нина Валентиновна

    курсовая работа на соискание высшей категории "Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка" (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)  с презентацией.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Комитет по образованию и науке Администрации Волгоградской области

    Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов

    «Волгоградская государственная академия повышения квалификации и переподготовки работников образования»

    Кафедра начального  образования

    КУРСОВАЯ РАБОТА

    «Формирование адекватной самооценки у младших школьников на уроках русского языка»

    (в рамках системы Д.Б. Эльконина-В.В. Давыдова)

    Выполнил: слушатель курсов № 191

    учитель начальных классов МБОУ СОШ №5

    г. Михайловки

    Ерзикова Нина Валентиновна

    Проверил: доцент, к.п.н.

    Машкова Светлана Васильевна

                                                                        Волгоград – 2012 год

    Содержание

    Введение …………………………………………………………………….….…………….……….3 

    Глава I. Теоретические аспекты формирования самооценки младших школьников.

               1.1. Сущностные характеристики понятия самооценки младших школьников…………………………………………..….……………………………………….…….5

    1.2. Роль адекватной самооценки у младших школьников.………….8

    Глава II. Описание педагогического опыта по формированию самооценки младших  школьников на уроках русского языка.

    2.1. Пути формирования самооценки младших  школьников …….14 

    2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы..……………………..20

    Заключение ………………………………………………………..…………………………….………..21

    Список литературы …………………………………………………………………………………….22

    Приложения

                                                                     

    Введение

       

           Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является сфера личностных универсальных учебных действий. В разделе «Личностные универсальные учебные действия» говорится, что у современного выпускника должна быть сформирована способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

          В «Планируемых результатах начального общего образования» сказано: «Выпускник получит возможность для формирования положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»
          В условиях модернизации современной системы образования важным является возросший интерес к личности школьника. Одна из центральных задач общеобразовательной школы – подготовка учащихся самостоятельному совершенствованию своих знаний – делает особенно значимой проблему формирования активной позиции школьника в учебном процессе.
          Последнее требует сформированности у ребенка представлений о себе и своих возможностях, умения всесторонне и объективно оценить особенности своей личности и деятельности, принять роль ученика. Правильно построить свои взаимоотношения с окружающими, т.е. требует определенного уровня сформированности самооценки.

      Актуальность исследования.  
          Актуальность темы обусловлена имеющимися противоречиями развития личности младшего школьника:
    - между соотношениями ретроспективной, актуальной и идеальной самооценкой содержания;
    - между сензитивностью ребенка этого возраста к восприятию самого себя, самоописанию, самооцениванию, желанию предстать определенным образом в глазах других;
    - между возрастающей потребностью школьной практики в формировании позитивной концепции младших школьников и неразработанностью конкретных путей реализации этого процесса.

           Актуальность темы исследования также связана с тем, что в числе острых проблем, встающих перед школой, которые должны быть решены для дальнейшего продвижения вперед, возникают проблемы, которые носят психологический характер. Прежде всего, это психологические трудности, испытываемые школьником в процессе учебы. С одной стороны, трудность учебной работы учащегося зависит от учебного материала, с другой – от возможности, индивидуальных и возрастных особенностей ребенка.
    Цель работы: обосновать формы и методы формирования самооценки младших школьников на уроках русского языка.
    Объект исследования – учебно–воспитательный процесс в начальной школе.

    Предмет исследования – условия формирования самооценки младших школьников на уроках русского языка.

    Задачи исследования:
    - раскрыть сущность  понятия самооценки, характеристики ее видов и значение для жизни и учебной деятельности;
    - обосновать возможности формирования самооценки в младшем школьном возрасте;
    - подобрать методы изучения измерения  самооценки младших школьников;
    - изучить уровень самооценки детей младшего школьного возраста
    Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе муниципального  бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №5 г. Михайловки» Волгоградской области

    Этапы исследования. Исследование проходило в 3 этапа. 1 этап (сентябрь - ноябрь 2011 г.) - подготовительный включал в себя определение целей, задач исследования, изучение психолого-педагогической литературы по теме исследования, создания плана, теоретической части исследования (создание чернового варианта первой главы);

    2 этап (декабрь - февраль 2012г.)  - собственно экспериментальный   – проведение эксперимента, анализ и обработка полученных данных, формулировка выводов;

    3 этап (март - апрель 2012г.) заключался в оформлении курсовой работы в соответствии с требованиями ФГОСа.

    На первом этапе был осуществлен теоретический анализ исследуемой проблемы; разработан план исследования, определены его объект, предмет, гипотеза, сформулированы цели и задачи; проведены пробные пилотажные исследования; разработана программа формирования самооценки младших школьников. На втором этапе программа была реализована. На третьем этапе проводилось повторное исследование, проведены обработка, анализ, обобщение, интерпретация полученных данных, подведены итоги исследования.

    Практическая значимость исследования:

    На основе анализа литературы по проблематике исследования конкретизированы понятия самооценки младших школьников. Установлено, что имеет место взаимосвязь положительной адекватной дифференцированной самооценки младшего школьника и критерия успешности социальной роли «хорошего ученика».

             Практически доказана эффективность программы формирования самооценки младших школьников на уроках русского языка.

    Глава I. Теоретические аспекты формирования самооценки младших школьников.

           1.1. Сущностные характеристики понятия самооценки младших школьников.
         «Самооценка – это важнейший орган душевной жизни, служащий для регуляции поведения и деятельности человека, его успехов и неудач». (Г.А.Цукерман)

              Самооценка в отечественной психологии изучалась в связи с проблемой развития и формирования самосознания. Эти исследования сконцентрированы вокруг двух групп вопросов. С одной стороны, в общетеоретическом и методологическом аспектах проанализирован вопрос о становлении самосознания в контексте более общей проблемы развития личности. По данному вопросу можно выделить работы таких психологов, педагогов как: Б.Г.Ананьев, А.Н.Леонтьев, С.С.Рубинштейн, М.Н.Скаткин.

              В другой группе исследований рассматриваются более специальные вопросы, прежде всего связанные с особенностями самооценок, их взаимосвязью с оценками окружающих. Можно выделить публикации А.И.Липкиной, Е.И.Савонько, Е.А.Серебряковой, В.А.Горбачевой.

             Л.С.Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное т.е. устойчивое, внеситуативное и, вместе с тем, дифференцированное отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми. Эта важнейшая личностная инстанция, позволяющая контролировать собственную деятельность с точки зрения нормативных критериев, строить свое целостное поведение в соответствии с социальными нормами.

              Р.Бернс, анализируя большое число исследований американских авторов, отмечает, что на грани дошкольного и младшего школьного возраста происходит качественный скачок в развитии самооценки. Однако расширительное толкование этого понятия лишает выводы конкретности, не позволяет достаточно охарактеризовать происходящие изменения.

               Достаточно очевидно, что оценка себя не существует изолировано от представления о самих оцениваемых качествах. Поэтому, самооценку следует рассматривать в аспекте общего представления о себе. Согласно имеющимся в науке данным в состав содержательных представлений субъекта о том, каков он, не входят ценностно-нейтральные качества, лишенные для субъекта личностного смысла. Эти качества наделяются субъектом высокой позитивной или негативной ценностью.

              Проведенное Элькониным и его группой экспериментальное исследование опиралось на следующие гипотезы:

           1) Ранний «Образ Я» появляется в связи с «кризисом семи лет» поскольку к этому возрасту вызревают когнитивные предпосылки для его формирования. Именно в этом возрасте ребенок отходит от непосредственного слитного ощущения себя. Его отношения с самим собой опосредуются.

         2) Ранний «Образ Я» носит скорее предвосхищающий, чем констатирующий и вероятнее ценностно-заданный, чем познавательный характер.

    В течении учебного года у детей происходит формирование самооценки.
    Некоторая ситуативная самооценка, не связанная с содержательным представлением о себе, появляется раньше, чем «Я - концепция». Однако, самооценка становится значительно более устойчивой и внеситуативной именно тогда, когда она связывается с «Я - концепцией», при этом содержательные расхождения между ними не обнаруживаются. Во время учебного года «Образ Я» увеличивается в два раза.

             Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе -  основа самооценки младших школьников. Самосознание ребенка осуществляется в учебной деятельности.

              Неоднозначны критерии самооценки. Индивид оценивает себя двумя путями: 1) путем сопоставления уровня своих притязаний с объективными результатами своей деятельности и 2) путем сравнения себя с другими людьми. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить. Удачи и неудачи в, какой - либо деятельности существенно влияют на оценку индивидом своих способностей в этом виде деятельности: неудачи, как правило, снижают притязания, а успех повышает их. Не менее важен и момент сравнения: оценивая себя, индивид вольно или невольно сравнивает себя с другими, учитывая не только свои собственные достижения, но и всю социальную ситуацию в целом. На общую самооценку личности сильно влияют также ее индивидуальные особенности и то, насколько важно для нее оцениваемое качество или деятельность. Частных самооценок бесконечно много. Судить по ним о человеке, не зная системы его личных ценностей, того, какие именно качества или сферы деятельности являются для него основными, невозможно.

    Роль адекватной самооценки у младших школьников.

    1.2. Роль адекватной самооценки у младших школьников

                Изучение роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

              Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут свои ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.
             Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей. Неадекватная заниженная самооценка у младших школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи.

             Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

              Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

               Устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают потребность со   хранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

              Знать самооценку человека очень важно для установления отношений с ним, для нормального общения, в которое люди, как социальные существа, неизбежно включаются. Особенно важно учитывать самооценку ребенка. Как и все в нем, она еще только формируется и поэтому в большей мере, чем у взрослого, поддается воздействию, изменению.

               Усваивая в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

               В самооценке отражаются представления ребенка как об уже достигнутом, так и о том, к чему он стремится, проект его будущего - пусть еще несовершенный, но играющий огромную роль в саморегуляции его поведения в целом и учебной деятельности в частности.

               В самооценке отражается то, что ребенок узнает о себе от других, и его возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств.

                Известно, что дети по-разному относятся к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

              Отношение к допущенным ошибкам, к собственным промахам, недостаткам не только в учении, но и в поведении - важнейший показатель самооценки личности.

               Наиболее естественно, как уже отмечалось, реагируют на ошибки в их работах дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Мол, интересно, в чем? Какая?» Дети с пониженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

              Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибку.

              Как уже говорилось, в самооценке ребенка отражается не только его отношение к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

               Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

                Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

                 Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

                Дети с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.
    Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

                 Обнаружилось, что нет никакой связи между самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с пониженной самооценкой.

                   Не выявилось связи между самооценкой ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с ним. Главнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

                Совсем другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

                  He существует практически такого действия, которое мог бы предпринять учитель, не опасаясь, что ребенок с заниженной самооценкой не даст ему негативной интерпретации. Неважно, насколько позитивным будет выглядеть это действие в глазах других детей, насколько сам учитель будет вкладывать в него искренние благие намерения – ребенок может отреагировать отрицательно в любом случае. Вот почему так важно, чтобы у ребенка с раннего детства формировалось положительное представление о себе .

                  Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь объективными обстоятельствами, второклассники и третьеклассники относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении. В младшем школьном возрасте происходит переход от конкретно – ситуативной самооценки (оценки своих действий, поступков) к более обобщенной, возрастает и самостоятельность самооценки. Если самооценка первоклассника почти полностью зависит от оценок и поведения взрослых, то ученики 2 и 3 классов оценивают свои достижения более самостоятельно, подвергая критической оценке и оценочную деятельность самого учителя. Становясь самостоятельной и устойчивой, самооценка начинает выполнять функцию мотива деятельности младшего школьника

                    В.В.Давыдов считает специфической потребностью и мотивом учебной деятельности ученика теоретическое отношение к действительности и соответствующие ему способы ориентации. Поставить перед школьником учебную задачу - это значит ввести его в ситуацию, требующую ориентации на содержательно общий способ ее разрешения во всех возможных частных и конкретных вариантах условий. Одним из значимых компонентов учебной деятельности является система особых действий по решению задач. Он выделяет следующие учебные действия, которым в зависимости от конкретных условий их выполнения соответствуют операции:

    1) преобразование ситуации для обнаружения всеобщего отношения рассматриваемой системы;

    2) моделирование выделенного отношения в графической и знаковой форме;

    3) преобразование модели отношения для изучения его свойств в "чистом виде";

    4) выделение и построение серии частных конкретно-практических задач, рожаемых общим способом;

    5) контроль за выполнением предыдущих действий;
    6) оценка усвоения общего способа как результата решения данной учебной задачи.

    Глава II. Описание педагогического опыта по формированию самооценки младших  школьников на уроках русского языка.

    2.1. Пути формирования самооценки младших  школьников

                Формирование у учащихся деятельности оценивания позволит сделать школьника активным субъектом образовательного процесса. Поэтому ее формирование необходимо начинать с первого года обучения ребенка в школе. От того, насколько полноценно младшие школьники освоят оценочную деятельность, будет зависеть успешность их дальнейшего образования. Однако в большинстве российских школ преобладают традиционные подходы к организации и осуществлению оценочной деятельности, оставляющие вне рамок своего внимания идею становления субъектной позиции школьника. Оценочная деятельность, как правило, сосредотачивается в руках учителя. Критерии и эталоны, по которым учитель оценивает и контролирует учащихся, большей частью школьникам не сообщаются и поэтому ими не усваиваются. Результатом всего этого является то, что ученики не обладают развитыми формами рефлексии в деятельности; у них нет потребности в самоконтроле и самооценке, что приводит к невозможности целенаправленного осуществления собственной деятельности, порождает негативное отношение к учению, неуспеваемость. Данный факт позволяет нам сделать вывод о том, что инновационный путь развития отечественной системы образования, предъявляющий новые требования к его целям и содержанию, должен опираться на идею формирования универсальных учебных действий учащихся в оценочной деятельности.

                  Несомненно,  ученик нуждается в оценке буквально каждого своего усилия. Но как сделать, чтобы усилие совершалось не ради учительской оценки (она  очень значима в наших школах) или хотя бы не только ради нее?

    Уже в первые дни недели учёбы в школе я   у учащихся 1 класса формирую контрольно-оценочные действия. На линеечках дети оценивают красоту и правильность работы. После самооценки учащегося следует оценка учителя по тем же критериям. Ученик начинает видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, учится считаться с разными точками зрения.  Далее на уроках ввожу листки самооценок по изученной большой теме.           На уроках учу детей работать по заданному эталону, алгоритму, выделять критерии оценки выполнения знаний, над взаимоконтролем и взаимооценкой, над умением фиксировать достижения и трудности.

             Да, критерии и способы оценивания дети получают от взрослых. Но если ребенок не допущен к производству оценочных критериев, к их деликатной подстройке к каждой конкретной ситуации, то он несамостоятелен в оценке своих достижений. Последнее под силу самым сознательным учащимся.

             Например, уже в 1 классе ребята вместе со мной выбирают те критерии, по которым они могут оценить свою работу. Это может быть аккуратность, правильность написания букв, их соединение с другими буквами в словах, написание цифр, выполнение отдельных видов работ: деление слов на слоги, обозначение мягкости и твёрдости согласных звуков и др.

                В 3 классе учащиеся уже с большей степенью самостоятельности могут устанавливать критерии оценок, по которым они будут оценивать работу или отдельные виды работ.

                Обучение в нашей школе мы строим на 3 – х  основных принципах:

    1.           Отметка отменяется, а содержательная оценка работы предельно ясна, то есть каждое усилие  ученика должно быть оценено.

    2.           Ученики должны предельно чётко знать критерии оценки, по которым оценивается вся работа или ее отдельные этапы.

    3.           Самооценка должна предшествовать оценке учителя.

              На уроках  русского языка  я  для  выработки навыка самооценки  использую шкалы. Приведем пример с  урока  обучения грамоте в 1 классе. Его тема - « Обозначение твёрдости и мягкости согласных звуков».

             Ученики записывают слова и по заданию учителя подчёркивают гласные буквы, которые обозначают твёрдость и мягкость согласных звуков, а затем оценивают свою работу. На полях дети рисуют шкалу и ставят на ней крестик, который обозначает по их мнению  на сколько правильно они выполнили своё задание. Чем выше они ставят крестик на шкале, тем выше они оценивают свою работу. Затем учитель на этой же шкале ставит свою оценку, а потом идёт анализ поставленных знаков.

               Оценочные шкалы должны быть всё время разные, обладать гибкостью,  показывать успехи и неуспехи в успеваемости ученика.              

               Шкалы как инструмент оценки хорошо «работают» в 1 – 2 классах, а в 3 – 4 классах ребята требуют иную форму оценивания своих работ. Поэтому наравне со шкалами мы вводим и баллы, но не пятибалльную систему оценивания. Это может быть разное количество баллов.

                Баллами можно оценивать и работу на уроках русского языка. Например, словарный диктант. Количество правильно написанных слов может соответствовать количеству баллов за работу  и т.д.

              Выставляя баллы или оценивая на шкалах результаты ученических работ,  исхожу из того, что каждое детское усилие должно быть оценено, и в построении шкал участвуют сами ребята.  

                                                                     

        

              Формированию действия самоконтроля также способствуют:

    - сопоставление своих действий и результата с образцом;

    - составление задачи, подобной данной;

    - работа с моделями, схемами.

                Например,   на уроке русского языка во 2 классе проводится словарный диктант. После написания работы ребята на шкале оценивают ее результаты. Затем идёт проверка этого диктанта посредством орфографического чтения слов учеником или учителем. После проверки ребята уже другим цветом на этой же шкале оценивают работу, а затем рядом на другой шкале учитель ставит свою оценку. И опять идёт анализ выставления оценок ребятами и мною.

                    Для выработки самоконтроля очень эффективно также использую такой вид работы, как составление различных видов проверочных работ для робота Сам Самыча, для соседа, для учащихся другого класса, в том числе и заданий с « ловушками».

                    Результаты использования  мною указанных приемов подтверждают, что они действительно способствуют формированию у учащихся полноценной контрольно-оценочной деятельности.          

                 Очень важный шаг: фиксировать достижения и продвижения в учебном материале в «тетрадке достижений». В конце каждого учебного года, начиная со 2 класса, дети пишут сочинение «Мои достижения за год», что позволяет им увидеть значимость их учебной деятельности. Самооценка - сложное динамическое личностное образование, один из параметров умственной деятельности. Эффективность учебной деятельности школьника зависит не только от системы хорошо усвоенных знаний и владения приёмами умственной деятельности, но и от уровня самооценки. Для изучения динамики самооценки использовала методику А.И.Липкиной «Три оценки». Ученикам предлагаю выполнить упражнение по заданию в письменной форме. Даются три оценки: адекватная, завышенная, заниженная. Перед раздачей тетрадей с выполненным упражнением говорю ученикам: «Три учительницы из разных школ проверяли ваши работы. У каждой сложилось своё мнение о выполненном задании, и поэтому они поставили разные оценки. Обведите кружком ту, с которой вы согласны». Затем в индивидуальной беседе выясняются ответы,   интересующие учителя вопросы. ( Приложение5)

                           Выполняя работу   в   тетрадях «Мои достижения», дети сами оценивают владение каждой отдельной операцией. Затем работы сдаются учителю, который их проверяет.  Работы отметкой не оцениваются, тетрадь с исправлениями возвращается ученику. Ученик теперь в графе «учитель» ставит оценку своих действий учителя. Он имеет возможность увидеть, насколько его самооценка и оценка учителя расходятся. В роли учителя может выступать и сам ученик, если проверка работы осуществляется путём сверки с образцом. 

    У учителя есть сводный оценочный лист « Достижений учащихся», где отмечаются все результаты по работе ( знаком «+» и « - «) .

    Оценочный лист рассчитан на каждую работу в отдельности.

    Тема

     

    Вид работы

     

    Умения учащихся

     

     

     

    Список учащихся

     

     

     

                         При такой организации работы сразу видно, где у ученика возникает трудность. Затем группируются типы ошибок и проводится специальная коррекционная работа.  Можно организовать её индивидуально с учителем или с ассистентом или в форме групповой работы.

                         Здесь мы также видим, как можно перейти от действий самоконтроля к действию самооценки. Оценка фиксирует усвоение или не усвоение, показывает причины неуспеха и направляет ученика на устранение недостатков. Действие оценки, как и действие контроля, должно иметь место на протяжении всей учебной деятельности.

    Необходимо проводить  сравнительный анализ своих работ. Результаты анализа учащиеся заносят в специальную таблицу и на основе выявленных затруднений совместно со мною разрабатывают индивидуальные планы их ликвидации. Для этого на основе установленных типов ошибок по результатам сравнительного анализа проводится ряд уроков по составлению «справочника ошибок.

                       Очень  эффективны карточки (на одной стороне карточки пишется вопрос, а на другой стороне - правильный ответ). При самоконтроле происходит сличение ответа с эталоном, учащиеся откладывают в сторону карточки, на вопросы которых дали верный ответ, фиксируют зону, где совершена ошибка, и продолжают работать с оставшимися карточками. После 5-6 прокручиваний карточек почти не остается. Так можно готовиться к тестам, диктантам, зачётам.

                      Основа учебной самооценки - это умение школьника осознавать границы собственных знаний, понимание им того, чего он еще не знает, поэтому предлагаю самим детям составить  задания:

    -отделить известное от неизвестного;

    - выбрать какое-либо выполненное ранее творческое задание(сочинение, лингвистическую сказку) сделать в нем правку и затем выполнить его заново. Фактически школьники «редактируют» свои прошлые работы. Такая деятельность помогает им взглянуть на свою работу с позиции читателя и легко найти недочеты, ошибки, которые ранее оставались незамеченными;

      Используя эти  приёмы, особо важно пошагово отрабатывать с детьми наиболее значимые  умения. Например, третьеклассники знают, что для безошибочного списывания с образца существуют свои секреты письма, а для диктовки - свои.  Для того чтобы убедить учеников использовать эти секреты, побудить к напряжению воли и концентрации внимания,  можно употреблять разные приемы, но в них есть одно общее: акцент на позитивное, на успех, на стремление к достижению цели. Важно убедить ребенка в том, что у него есть способности и возможности, а ошибки исчезнут - надо только организовать свой труд правильно. Нужно не исправлять недостатки ребенка, а развивать его сильные стороны. Поэтому чаще всего на  занятиях  должен звучать вопрос: "Как у тебя получилось выполнить работу грамотно? Что ты для этого сделал?" Без рефлексии не может быть ученика в настоящем смысле этого слова. Как показывает  опыт, развитию рефлексии у пятиклассников в значительной степени способствует использование карт самонаблюдений. Делая отметки в предложенной карте, ребенок может увидеть, как он выполняет то или иное задание, соблюдает ли все правила выполнения. (Приложение1,2,3,4)

    2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы

             Результаты использования данных приемов показали, что происходит динамика развития самооценки: увеличивается процентное соотношение детей имеющих адекватную самооценку и изменяется количество детей, имеющих завышенную  или заниженную самооценку.  Если в начале года адекватную самооценку имели всего лишь 35%, то в  конце  - 60%. Как мы уже говорили ранее, только адекватная самооценка  позволит ребёнку чувствовать себя счастливым, быть способным лучше адаптироваться и преодолевать трудности, у него появится уверенность в себе, своих способностях, он станет более смелым, решительным, общительным, инициативны

    Самооценка

    Начало года

    Конец года

    Завышенная или заниженная

    65%

    40%

    Адекватная

    35%

    60%

                      Анализируя результаты исследования детей четвертого класса мы видим, что самооценка влияет и на успешность обучения. У детей с заниженной самооценкой отмечается низкий уровень притязаний, что отрицательно влияет на успешность обучения.

                     На вопрос: «Твоя работа заслуживает оценку три, а учитель поставил тебе пять, обрадовало бы это тебя?»  дети четвертого класса ответили: 73,3% - «нет» , 26,7% - «да».

                               

    Заключение 

              Самооценка относится к наиболее важным аспектам формирования личности. Развитие адекватной самооценки — не просто способ сделаться счастливым человеком. Это фундамент, на котором должна строиться вся жизнь, поэтому особое внимание следует уделять формированию самооценки в младшем школьном возрасте.

    Самооценка младшего школьника характеризуется отражением в ней собственной активности ребёнка, его интеллектуальных возможностей, способностью преодолевать трудности. Это проявляется в поведении учащегося, в образовательном процессе, а также в его социальной адаптации.

    Для того чтобы помочь ребёнку повысить самооценку, нужно учить его умению учиться – умению видеть подлинные учебные задачи и находить оптимальные способы их решения. Это важно не только непосредственно в процессе учёбы, но и в любой другой деятельности.

    Самооценка младших школьников зачастую складывается лишь по результатам; сам процесс деятельности и предшествующие этапы планирования и прогнозирования не находят в ней отражения. Значит, надо учить ребёнка в любой момент контролировать свои действия, правильно их оценивать, быть внимательным к каждому этапу своей работы, к любым её промежуточным результатам. Это не замедлит сказаться на учебных успехах, что объективно создаст не очень уверенному в себе школьнику новые основы самооценки.

    Важно также помочь ребёнку проявить себя – осуществить свои возможности в той области, в которой у него наметились особые успехи. Это поможет ему заслужить уважение учителя, товарищей.  Я считаю, что неспособных детей нет, каждый к чему-то имеет особые склонности. Родители и педагог могут содействовать тому, чтобы ребёнок открылся товарищам своими лучшими сторонами. Младшие школьники, особенно те из них, кто испытывает затруднения в учении, очень чувствительны к внешним оценкам, чутко улавливают отношение окружающих, поэтому, любая поддержка со стороны, похвала особенно важны для них.

    При определённых условиях можно сформировать самооценку, являющуюся подлинным регулятором его деятельности. Это удается сделать в тех случаях, когда правильно организована сама деятельность ребёнка, когда его учат анализировать её ход.

    Таким образом, организуя учебную деятельность, учитель должен сознательно и целенаправленно формировать самооценку школьника. Важно предоставлять детям возможность делать то, чем они могут гордиться.

            Ребёнок с адекватной самооценкой и сформированными навыками самоконтроля сможет корректировать и совершенствовать свою учебно-познавательную деятельность в школе. И в дальнейшем сможет самореализоваться во взрослой жизни. А именно такая задача ставится перед современным образованием.


    Список литературы

    Амонашвили, Ш.А. Размышления об оценочной основе педагогического процесса // Размышления о гуманной педаго¬гике. [Текст]/ Ш.А.   Амонашвили - М.: Изд. дом Шалвы Амонашвили, 2001.

     Ананьев Б.Г. Проблемы возрастной психологии. – М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008

    Бернс Р. «Развитие Я- концепции и воспитания». М., Прогресс, 1986.

    Выготский Л.С. «Педагогическая психология» М., Педагогика, 1991.

    Давыдов  В.В.  Проблемы  развивающего  обучения:  опыт  теоретических  и экспериментальных психологических исследований- М.: Педагогика, 1986.

    Давыдов В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» - Вопросы психологии, 1991, №6.

    Захарова А.В. «Формирование самооценки в учебной деятельности»
    Психологические проблемы в учебной деятельности школьника. М, 1977.

    Захарова А.В., Андрушенко Т.Ю. «Исследования самооценки младшего
    школьника в учебной деятельности» - Вопросы психологии, 1980, №4.

    Липкина, А.И., Рыбак, Л.А. Критичность и самооценка в учебной деятельности. А.И. Липкина, Л.А. Рыбак. - М.: Педагогика, 1968.

    Рейчлинд Г., Винклер К. Карманный справочник для родителей. – М.: АСТ, 2007.

    Савонько А.П. «Возрастные особенности соотношения ориентации школьников на самооценку и на оценку людьми». Автореф. Канд. Дис. М., 1970

    Феннел М. Как повысить самооценку. – М.: АСТ, 2005.

    Эльконин Д.Б. «Психология обучения младшего школьника». М., 1974.


     

                                                   Приложение 1

     Карта самонаблюдений

    Как я действую при письме текста под диктовку

      Дата

      Для запоминания

      Для правильного написания

      Слушаю предложение целиком и представляю, о чём в нём говорится.

      Быстро повторяю предложение или его часть, чтобы запомнить.

      Медленно, четко проговариваю 1-2 слова по слогам - как буду писать.

      Думаю - есть ли сомнения?

      Пишу так, как наметил.

    Активное участие  детей  в оценке собственной работы возможно

    при опоре на памятку “Учись контролировать себя” . Применение

    и обсуждение этой схемы самооценки помогут развить и укрепить стремление

    учеников к      самосовершенствованию, к успешному освоению  учебной

    деятельности.

                           

                                             Приложение 2

                                            ПАМЯТКА

                             "Учись контролировать себя”

                                 (схема самооценки)

        Чем эта схема может быть тебе полезной ?

        Чем старше ты становишься, тем большая ответственность за твою

    работу возлагается на тебя самого. Успевающие ученики - это те, кто

    умеет проверить свою работу и исправить свои ошибки. Они также умеют

    ставить перед собой цели по улучшению своей деятельности.

        Как пользоваться схемой самооценки ?

        Есть несколько приемов. Ты можешь:

        а) попробовать оценить часть выполненной работы и посмотреть,

    насколько она тебя удовлетворяет;

        б) попросить своего друга помочь тебе оценить, насколько хорошо

    выполнено тобой задание;

        в) воспользоваться схемой самооценки для того, чтобы улучшить свои

            умения выполнять задания.

        Внешний вид твоей работы:

        1. Выглядит ли она аккуратной?

        2. Есть ли у нее заголовок (если он необходим)?

        3. Пользуешься ли ты полями?

        4. Аккуратно ли ты подчеркиваешь заголовок и другие разделы работы?

        5. Начинаешь ли ты каждый абзац с необходимого отступа?

        6. Возможны ли какие-либо способы, с помощью которых ты мог бы

             улучшить внешний вид работы?

        Важные элементы твоей работы:

        1. Легко ли прочесть то, что ты написал?

        2. Проверяешь ли ты правильность написания?

        3. Проверяешь ли ты знаки препинания?

        4. Можешь ли ты сказать, что  выполнено

            аккуратно?

        5. Исправляешь ли ты ошибки?

        6. Можешь ли ты с чистой совестью сказать, что сделал все, на что

            способен?

        Совершенствуй себя!

        За словами “я буду стараться” мало что стоит,  надо выяснить, что

           и как ты станешь совершенствовать.

        Реши для себя, что конкретно ты выполнишь с максимальным

          старанием при работе над ближайшим заданием. Когда закончишь,

           проверь его по схеме самооценки и оцени свой результат.

        1. Что я собираюсь улучшить в моей работе над этим заданием?

        2. Как я буду это делать?

        3. Моя оценка за старание. (Отлично. Очень хорошо. Хорошо.  Удовлет-

                                              Приложение 3

     Фрагмент урока русского языка во 2 классе.

    Тема: Проверка орфограмм слабых позиций.

    Проверь орфограммы слабых позиций; объясни способ проверки.

                     В_сна-                                                                                            

                     С_сна-

                     Сн_га-

    Соедини слова и буквы, которые должны стоять на месте пропуска

               Др_зды           е

                    Ч_сло              я

                    Ст_на              а

          М_чи               и

              С_ды               о

                 Устно объясни выбор орфограммы.

                                          Приложение 4

    Листок самооценки

    1. Я знаю, что такое орфограмма сильной и слабой позиции гласного и согласного.

    2. Я умею списывать слова и предложения с орфограммами слабых позиций, используя алгоритм.

    3. Я знаю закон русского письма.

    4. Я умею проверять орфограммы слабой позиции по орфографическому словарю, знаю секреты словаря.

    5. Я научился проверять орфограммы слабой позиции по сильной, изменяя слово по числу.

    2б. - уверен в знании материала, умею проверять орфограммы слабых позиции;

    1б. – не совсем уверен в знаниях, учусь проверять орфограммы слабых позиций;

    0б. – пока слабо разбираюсь в теме, проверяю орфограммы слабых позиций только с помощью взрослых

                                                 Приложение 5

    В «Тетрадях достижений» таблица

    Умею

    Затрудняюсь

    Не умею

    Я

    Учитель

    Я

    Учитель

    Я

    Учитель

    Выделять  гласные звуки в слабой позиции

    Выделять  согласные звуки в слабой позиции

                                    Приложение 6

    Рекомендации для педагогов по формированию адекватной самооценки младшего школьника ( М. Феннел «Как повысить самооценку»):

    -  оценка должна служить главной целью – стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность младшего школьника;

    -  учитель должен давать содержательную оценку работе младшего школьника;

    -  оценка должна не завершать учебно-познавательную деятельность, а сопровождать её на всех ступенях;

    -  в учебной деятельности необходимо сравнивать детей, которые обладают приблизительно одинаковыми способностями, но достигают разных результатов из-за различного отношения к учению;

    -  необходимо использовать взаимное рецензирование, при этом отмечать достоинства и недостатки, высказывая мнения об оценке;

    -  после рецензирования работа возвращается автору, и учащиеся самостоятельно анализируют свою работу;

    -  предлагать ученику с заниженной самооценкой оказывать помощь слабоуспевающему младшему школьнику;

    -  необходимо включать ситуации, актуализирующие самооценку ребёнка, ставящие перед ним задачу осознания особенности своей работы, её сильных и слабых сторон и способствующих обращенности ребёнка на собственные способы действия;

    -  необходимо вводить тетради, в которых учащиеся по специальной схеме делают записи, анализируя и оценивая свою работу на уроке, определяя меру усвоения материала, степень его сложности, выделяя наиболее трудные моменты работы;

    -  необходимо предлагать детям самостоятельно оценивать классные и домашние задания до того, как отдать на проверку учителю, после того как работы проверил и оценил учитель, необходимо обсуждать случаи несовпадения оценок. Выяснить основания, на которых строят самооценку дети и показатели, по которым оценивает учитель;

    -  необходимо использовать похвалу в работе с детьми, имеющими заниженную самооценку.

                                                 Приложение 7

    Рекомендации для родителей по формированию адекватной самооценки младшего школьника( Г. Рейчлин, К. Винклер «Карманный справочник для родителей»)

    По мнению Г. Рейчлин и К. Винклер, родители задают исходный уровень притязаний ребёнка – то, на что он претендует в учебной деятельности. Уровень притязаний непосредственно влияет на самооценку ребёнка, поэтому родителям для формирования у своих детей дифференцированной адекватной самооценки в процессе воспитания следует соблюдать следующие рекомендации:

    -  находить время, хотя бы несколько минут каждый день, чтобы уделить ребёнку всё своё внимание, не деля его ни с чем;

    -  показать ребёнку, что родители признают и понимают его чувства, даже если не согласны с ним. Объяснить, что разные люди могут иметь разные чувства. Никакие человеческие чувства не бывают правильными или неправильными. Помнить, признавать чувства ребёнка, даже негативные, не значит позволять ему неприемлемое поведение;

    -  как бы ни нравилась ситуация или какой-либо план, спросить об этом мнение ребёнка, если необходимо, предложить ему пару альтернатив. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят, что дает ребёнку чувство контроля над ситуацией;

    -  показывать детям свою бескорыстную любовь;

    -  установить последовательные, твёрдые ограничения. Это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем. Претворение их в жизнь требует выработки соответствующих последствий за неважное поведение;

    -  хвалить ребёнка за конкретные поступки. Если ребёнок видит, что родители действительно заметили его попытки что-то сделать хорошо, он их повторит;

    -  использовать ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных или незнакомых ситуаций заранее, так чтобы, сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно, комфортно, зная, что делать и чего ожидать;

    -  помочь детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых;

    -  уважать усилия детей;

    -  показывать ребёнку очевидные свидетельства его развития, его достижения. Показывать ребёнку его старые рисунки или его более раннюю видеозапись, чтобы доказать ему, какие он сделал успехи, какие приобрел новые навыки;

    -  объяснить ребёнку, что у всех иногда случаются неудачи. Очень важно понять, что ошибки дают человеку возможность учиться;

    -  стараться концентрироваться на позитивном, придумать что-нибудь интересное;

    -  помочь ребёнку почувствовать его важность, поручая ему какие-нибудь дела или обязанности, чтобы помочь семье;

    -  относиться с уважением к индивидуальным особенностям ребёнка, к его степени развития на разных стадиях;

    -  признавать сильные стороны своего ребёнка и хвалить за них, а не фиксировать внимание на его слабостях. Предоставить ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается. Это поможет ему приобрести уверенность в себе;

    -  избегать сравнения своего ребёнка с другими. Пусть он знает, что его любят таким, какой он есть;

    -  рассказывать ребёнку интересные детали о семье, об истории семьи. Просить об это родственников;

    -  обязательно устраивать семейные праздники. Установить собственные семейные традиции;

    -  приоткрывать ребёнку свой внутренний мир, делиться с ним своими пристрастиями, знаниями и эмоциями;

    -  бережно относиться к внутреннему миру ребёнка, уважать его интересы, серьёзно воспринимать огорчения, какими бы тривиальными, повторяющимися и скучными они не казались;

    -  ребёнок должен видеть, что родители гордятся не только им, но и собой;

    -  родители должны понимать, что шуточные прозвища или поддразнивания ребёнком могут восприниматься серьёзно. И если он просит перестать, следует прислушаться к нему;

    -  стараться смотреть на некоторые вещи глазами ребёнка, помнить, что его понимание окружающего мира основывается на ограниченном опыте и не развитом его мышлении;

    -  знакомить ребёнка с многообразием окружающего мира, говорить о том, что каждый человек – уникален, и он тоже;

    -  с уважением говорить о культурных, физических и более тонких различиях между людьми.