Урок развития речи в 4 классе по теме: "Обучающее изложение-рассуждение".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Панарина Ольга Ивановна

Организационная форма: урок развития речи.
Класс: 4.
Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.
Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Задачи: обогащать знания о русской старине; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к животным.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_razvitiya_rechi_v_4_klasse_po_teme.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 4 классе по теме: " Обучающее изложение-рассуждение ".

Тип материала: Урок

Организационная форма: урок развития речи.
Класс: 4.
Тема урока: Подробное обучающее изложение текста-рассуждения с элементами повествования.
Цель: учить детей приёмам работы над подробным изложением текста-рассуждения с элементами повествования; формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.
Задачи: обогащать знания о русской старине; развивать наблюдательность, логическое мышление; совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей; развивать устную и письменную речь; воспитывать бережное отношение к животным.
 
Автор работы: учитель начальных классов, МБОУ СОШ № 6, города Пушкино Московской области, Панарина Ольга Ивановна
Ход занятия.

Актуализация знаний по теме «Украшение старинных изб»:
Ранее мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы.

- По каким принципам украшался внешний облик крестьянской избы?

- Зачем люди украшали свои жилища?

-  Какие украшения встречались на жилищах крестьян?

Конек крыши получил свое название от конской головы, которую традиционно крепили на крыше. Считалось, что резная голова коня или любой богини - самый ценный оберег, показывающий богам, что хозяева дома их любят и почитают.

- А каких домашних животных держали у себя крестьяне? Для Чего?

 

Знакомство с содержанием текста:
 

 Учитель читает текст, текст в распечатанном виде лежит у каждого ученика на столе.
Текст изложения.


                                               Конёк на крыше

             В старину избы часто украшали коньками . Кто был первым помощником человека? Конечно, конь!

              Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.

              Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.

              Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.

               Живет конь на крыше. Дождик прольёт - станет конь тёмным. А солнышко выглянет – станет конь золотым.

                Ещё выше поднимает голову – гордится собой!

               

Содержательно-композиционный и стилистический анализ текста:
 

 Беседа с учащимися.

-Определим тему текста. Отражена ли тема в заглавии?

-Почему текст назван «Конёк на крыше»? Какие ещё названия вы могли бы предложить?

-В чем различия слов «конь» - «конёк»?

4. Композиционно-типологический анализ текста. Составление плана.
— К какому типу относится текст? (Это текст-рассуждение. Он отвечает на вопрос «почему?», содержит тезис, аргументы, вывод)
— На сколько частей можно разделить текст? (Текст можно разделить на три части: 1 – тезис; 2 – основная часть (доказательства); 3 – заключение (вывод)).
— На какой вопрос отвечает текст? (Почему в старину избы украшали коньками?)  

--В какой части текста содержится ответ на этот вопрос? Прочитайте ее.. Это тезис данного текста, который мы и должны доказать.
— Определите тему первой части, озаглавьте ее.

— Какие аргументы, доказательства, факты приводит автор, доказывая что без коня нельзя было обойтись?? (Конь помогал крестьянину пахать и боронить землю. Помогал сеять зерно.

              Многие века конь служил транспортом. На конях люди ездили и перевозили поклажу.

              Без коня не было почты. Почтовые кони перевозили разные вести на большие расстояния. А если нападал враг на русскую землю ,то на войну шёл добрый конь. И случалось ,он выносил с поля боя раненого хозяина ,спасал ему жизнь.) Это основная часть текста.
— На сколько частей, по количеству приведенных автором фактов, аргументов, доказательств можно разделить вторую часть? (вторую часть можно разделить на 3 части)  
— К какому типу речи относится вторая часть? (Вторая часть рассказа – это повествование.)
— О чем говорится в первой части основной части рассказа, определите ее тему и озаглавьте?

---О чем говорится во второй части основной части рассказа? Определите его тему и озаглавьте.

—Прочитайте третий аргумент автора. Определите его тему и озаглавьте третью часть основной части.

— К какому выводу приходим, когда читаем текст? Сравните тезис и вывод.

— Озаглавьте заключительную часть.

На доске в процессе работы появляется план.

1. Вступление. Первый помощник человека
2. Основная часть: (доказательства, аргументы)
а.) Конь-пахарь

б.) Конь-извозчик  
в.) Конь-почтальон  

3. Заключение. Гордый конёк.

5. Языковой анализ текста.
— Языковой анализ текста нам необходим для того, чтобы научиться более точно отбирать слова, выражения, словосочетания для написания текста.
— Прочитайте первое предложение. О чем узнали из этого предложения? На что указывает слово «коньки», в словосочетании «украшали коньками»?

— С какой целью дано второе предложение в этом же абзаце?
— Замените слово «поклажа» синонимами (пользуемся словарем синонимов) Слова записаны на доске.

— Прочитайте второй абзац. Какие метафоры использует автор? Для чего автор использует метафоры?
— Что значит «добрый конь»?

— Прочитайте третий абзац. О чем в нем говорится?  
— Прочитайте восклицательные предложения. Для чего использует автор данные предложения в рассказе?

 

Определение способов и средств связи предложений в тексте.
 

  — Какой тип связи предложений используется в данном тексте?

  — Назовите средства связи предложений в тексте. (слова синонимы и местоимения, некоторые предложения связаны друг с другом по смыслу). Есть ли в тексте опорные слова, которые встречаются в тексте рассуждении? (Опорных слов «потому что», «во-первых», «значит» и т.д. нет, структурные части текста-рассуждения отделены друг от друга абзацами).  
 

Наблюдение за временным планом текста:
 

  — Соблюдается ли в тексте единый временной план? (В первой и второй  частях используются глаголы прошедшего времени; во второй части – прошедшего; в третьей части –настоящего).
— Как вы думаете, для чего автор использует настоящее время и прошедшее ? Понаблюдайте, в каком случае какое время глаголов используется, и сделайте выводы. Значит, передача временного плана текста очень важна при передаче содержания.
 

Анализ орфографии и пунктуации текста.
 

  — Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм.
Слова из текста выписаны на доске и разбиты на группы.

— По какому принципу слова с пропущенными орфограммами разбиты на 3 столбика? (В первом столбике – слова с безударной гласной, проверяемой ударением, и с безударной гласной в приставке, во втором – слова с гласной после шипящей, в третьем – слова, в которых пишется или не пишется мягкий знак). Объясните написание данных слов.
— В каких словах две орфограммы? Объясните написание этих слов. (возникает, ближайший, защищает)


— В каком слове есть удвоенная согласная? Разберите слово по составу и объясните, почему в слове необходимо писать две буквы «с».
 
— Прочитайте предложения с однородными членами. Что передают однородные сказуемые в предложении? Вспомните, каким образом обозначаются однородные члены предложения в письменной речи. (Однородные члены предложения в письменной речи обозначаются запятыми.)

Самостоятельное написание изложения. Редактирование текста.
 

Подведение итогов урока.
 

  — Что, как вам кажется, получилось и что не получилось при написании изложения?
Чтение нескольких изложений вслух, при необходимости даются комментарии: что получилось, над чем еще необходимо поработать.



 

Комментарии

Панарина Ольга Ивановна

Урок помогает совершенствовать умение строить текст-повествование с элементами рассуждения, обогащать словарь детей